Музыкальное творчество – действенный способ развития детей
статья

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фролова Ольга Савельевна

МАДОУ «Детский сад №87 «Буратино» общеразвивающего вида»

Музыкальное творчество – действенный способ развития детей

«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка»

В.А.Сухомлинский.

В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены.Модернизация экономики и и общественных институтов потребовала новых подходов к воспитанию активного, думающего человека, способного найти творческий подход к решению поставленных передним задач.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка .

В основе ФГОС (Федеральные государственные стандарты) и ФОП (Федеральные образовательные программы) лежит системный подход – учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных и физиологических особенностей обучающегося; воспитание и развитие качеств личности, которые способны отвечать требованиям современного общества.

Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, испытывающих выраженные трудности в обучении, диктует необходимость обеспечить в системе образования службы сопровождения обучающихся и воспитанников .

«Сопровождать» – это значит «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то» (словарь С.И.Ожегова). Впервые понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой и трактовалось ими как «помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действие в которых несет он сам».

В последнее десятилетие в системе образования России, благодаря усилиям ученых и практиков, сложилась особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе: психолого-педагогическое сопровождение. Существует много подходов к толкованию понятия «психолого–педагогическое сопровождение, приведу один из них: по мнению В.И.Щеголь, профессора педагогических наук, психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение развития ребенка в соответствии с нормой в соответствующем возрасте.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

Основные принципы сопровождения ребенка в образовательном процессе это:

  • рекомендательный характер советов сопровождающего:
  • приоретет интересов сопровождаемого ( « на стороне ребенка»):
  • непрерывность сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождени личности опирается на естественное развитие ребенка, его возрастные и личностные достижения, позволяет признать безусловную ценность внутреннего мира. Взрослый – не просто опора, он побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, точнее, создает необходимые услловия для саморазвития. осуществления личностных выборов.

С первой минуты нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении педагоги совместно со специалистами начинают бережно и конфиденциально собирать и накапливать информацию о разных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого дошкольника.

По мнению О.Ю. Тришиной, психолого-педагогическое сопровождение будет успешным, если изначально в отношениях между сопровождаемым и сопровождающим будут присутствовать:

  • открытость во взаимоотношениях всех участников процесса;
  • учет индивидуальных особенностей;
  • ориентация на успех;
  • профессиональная компетентность человека,реализующего психолого-педагогическое сопровождение.

Период дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях традиционно выделяется как этап, имеющий особое значение для будующего интенсивного становления личности. К началу дошкольного возраста ребенок приходит в детский сад уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер. Детские эмоции проявляются в мимике, словах и движениях. Для понимания детских эмоций музыкальному руководителю (педагогу)необходимо выяснить источник их происхождения, вид той деятельности, под влиянием которой он начинает по-новлму не только понимать, но и переживать этот мир.

По мнению Я.А.Пономарева, Е.И.Шумилина, Е.И.Николаева, таким видом деятельности является творчество – особый вид деятельности,способствующий реализации индивидуальных возможностей каждого воспитанника. Заниматься творчеством – значит что-то твлрить, что-то создавать. Л.С.Выготский писал, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского становления.

В музыке для творчества открыты огромные просторы. Виды музыкального творчества разнообразны, прежде всего потому, что музыка тесно переплетена с человеческой жизнью, со всеми ее проявлениями.

Древнегреческий философ Аристотель так говорил о музыке: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включина в число предметов воспитания молодежи».

Одним из направлений дошкольного образования ( по ФГОС и ФОП), является направление художественно-эстетического развития (музыка, рисование, лепка, аппликация, конструирование, театрализация, ручной труд, словесное творчество и фольклор).

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполнена новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Чтобы решить эту задачу, музыкальный руководитель использует в своей работе новые программы и технологии, в том числе, и по психолого-педагогическому сопровождению.

В теории и методике дошкольного образования накрплен достаточный опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в т.ч. и музыкальной. В исследованиях Н.А.Ветлугиной дается определение сущности музыкального творчества и особенностей этого процесса у детей. Автор подчеркивает важность тесной взаимосвязи процесса песенного творчества детей дошкольного возраста с процессом их обучения. Именно эта связь является базой, которая обеспечивает активный творческий рост дошкольника. Только овладев навыками исполнительской музыкальной деятельности, воспитанник может наиболее ярко, непосредственно выразить себя в том или ином виде музыкального творчества.

Песенное творчество детей дошкольного возраста становится универсальным и естественным способом существования ребенка, оно дает прекрасные возможности для определения других, пртсущих ему, способностей, это сложный интегративный процесс, он включает объединение таких видов деятельности, как восприятие, исполнительство и креативность. Его формирование и рост рассматривается с трех позиций музыкальной деятельности воспитанника:

  • слушатель – восприятие песни (индивидуальное вслушивание музыкального образа, собственная интерпритация образа выражение или изображение);
  • исполнитель – исполнение песни (эмоциональная передача художественного образа при использовании элементарных вокальных умений);
  • сочинитель – первые попытки сочинения (создание оригинальных элементарных мелодий, рифмованных текстов, создание образов в органичном сочетании слов и мелодии).

Такая интеграция видов деятельности развивает:

  • способность к песнопению (задача, поставленная в соответствии с ФГОС и ФОП);
  • творческую активность и самостоятельность ребенка;
  • умение сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение песенного творчества детей дошкольного возраста нужно рассматривать как организованное взаимодействие педагогов, детей и родителей. В процессе такого взаимодействия взрослые помогают дошкольнику, с одной стороны, знакомиться с ценностями культуры, накапливать слушательский и интонационный опыт, являющийся основой для импровизаций, с другой – личностно раскрываться в творческой деятельности, сохранять лучшие индивидуально-неповторимые черты в самовыражении.

Особое внимание в работе с дошкольниками следует уделить музыкальной игре. Очень важно, чтобы ребята играли с удовольствием и желанием. По мнению О.С.Газмана, «...тгра – это лакомство, позврляющее всесторонне развивать, обучать и воспитывать детей в любом возрасте. В игре у детей возникает три цели.Первая цель – удовольствие от игры «ХОЧУ». Вторая цель – выполнять правила игры «НАДО». Треть цель – творческое выполнение игровой задачи – «МОГУ».

В ходе музыкальной деятельности используются различные виды игр:

  • музыкально – дидактические (сюжетно-ролевые, подвижные, настольные), которые помогают развивать у ребенка звуковысотный и тембровый слух, музыкальную память;
  • ритмические игры, которые связаны с ритмическим проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма;
  • театрализованные игры, игры-инсценировки которые способствуют проигрыванию детьми проблемной ситуации.

Преимущества использования музыкально-игровых методов для детей заключаются в следующем:

музыкальная игра

  • воспитывает в детях волю, сосредоточенность, чувственность;
  • развивает внимание, слух, фантазию, воображение, память, мышление;
  • обучает пониманию действий, быстроте реакции, музыкальным и двигательным знаниям, умениям и навыкам;
  • помогаеи выразить скрытые чувства;
  • социально неуверенному ребенку помогает обсуждать различные вопросы и проблем;
  • помогает контролировать свои чувства и эмоции;
  • помогает ребенку в определенных ситуациях негативные установки на позитивные.

Мир детства неповторим, и уникальность его в том, что дети как никто другой верят в чудо, в сказку. В этом периоде дети особенно наблюдательны, хорошо подражают и «схватывают»материал. Именно с помошью сказок они учатся постигать основы жизги. Театрализованная деятельность – это ключ к решению задач, проблем, которые ставятся перед детьми в сказках. Театр помогает ребенку раскрыть будущую взрослую жизнь. получить тот опыт, который в будущем им обязательно должен пригодиться.

Музыкальный руководитель должен помнить, что предметно-развивающая среда имет оргомное значение в работе по развитию творческих способностей. Дети любят различные превращения и перевоплащения. Уголки «ряжания» с костюмами и атрибутами, различные виды театра, аудионосители играют в них большую ролью. Театрализованные игры решают многие задачи, которые касаются:

  • формирования речи;
  • обогащения словарного запаса;
  • коммуникативного и интеллектуального воспитания;
  • овладения выразительными средствами общения – словесными: интонация, артикуляция, громкость произношения и др.,и невербальными: мимика, поза, жесты, пантомима;
  • развития творческих, художественных и музыкальных способностей.

Значение театрализованной деятельности особенно велико в формировании художественного развития. Занятие театром приобщает детей к музыке, литературе, развивает воображение, создает выразительный художественный образ, формирует элементарные представления о видах искусств, реализует самостоятельную творческую деятельность детей.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать целый набор взаимосвязанных задач во многих образовательных областях.

В области социально – коммуникативного развития:

  • укрепляет взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности;
  • формирует этические ценности общения в соответствии с нормами и правилами поведения в обществе;
  • воспитывает положительные взаимоотношения между детьми в совместной деятельности.

В области познавательного развития:

  • обеспечивает развитие памяти;
  • учит наблюдать за явлениями природы;
  • знакомит с разными видами театра, профессиями людей, участвующих в спектакле.

Занимаясь с детьми театром, музыкальные руководители делают жизнь своих воспитанников интересней и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества.

В своей работе музыкальные руководители часто обращаются к методике К.Орфа, которая помогает им открыть для детей уникальный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. Через такой прием познания музыки у детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

Принципы игровой народной педагогики Карла Орфа помогают музыкальным руководителям изменить подход к ведению музыкальных занятий, сделать их более креативными, творческими.

Творит педагог, творит ребенок. Для детей очень важно: «я – поэт», «я – композитор». Педагогика Карла Орфа дает возможность соединять дакие виды деятельности, как пение, движение, занятия в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга. Именно это позволяет педагогу и детям вносить изменения, варьировать, выполняя то или иное задание. Внесение новых интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.

Важным условием для решения задач по психолого – педагогическому сопровождению ребенка является сотрудничество музыкального руководителя с родителями, с семьей. Родители, непосредственно участвующие в процессе психолого – педагогического сопровождения дошкольника, являются незаменимыми партнерами и помощниками музыкального руководителя и воспитателя. От такого партнерства выигрывает и ребенок, и родители. Кроха испытывает гордость и радость, а главное – получает положительный пример активной жизненной позициинеравнодушных родителей, а мамы и папы получают возможность быть достаточно информированными, чтобы активно поддерживать и реализовывать задатки и способности детей, поощрять их старания и достижения.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» (Д.Шостакович)

Список литературы.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.,1998.
  2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.:Педагогика, 1991.
  3. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства: автореф. дис.канд.пед.наук/М.А.Иваненко, – Екатеринбург, 2005.
  4. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике// Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всерос.науч.-практ. конф. 1-3 апр. 1998г. – СПб.,1998.
  5. Маркова А.К.Сотрудничество учителя и школьного психолога\\Педагогика.-1994,-№6.
  6. Рабочая книга школьного психолога\И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. -М;Просвещение, 1991.
  7. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.;ТЦ Сфера, 2006.
  8. Волшебный праздник\Сост. М.Дергачева\.-М.;РОСМЭН, 2000.
  9. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. -М.; тц сФЕРА, 2010.
  10. Иванова Г.П.Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.; «Скрипторий 2003», 2006.
  11. Калинина Г.Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.;Лепта-Книга, 2007.
  12. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. – М.;Ппрсвещение, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей на тему: "Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей"

Мастер-класс для воспитателей на тему:«Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей»...

Интегрированные музыкальные занятия как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Интегрированные музыкальные занятия как способ развития творчесих способностей детей старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание "Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста"

Конспект родительского собрания "Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста"...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста».

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.Задачи: 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных...

Нетрадиционные музыкальные инструменты как способ развития музыкальности детей.

Необычные музыкальные инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желания музицировать.Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это средство преодо...