Интеграция работы ДОУ с семьей
рабочие листы

материал предназначен для ознакомление родителями детей посещающий дошкольное учереждение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_dlya_kategorii.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция работы ДОУ с семьей

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.

В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. МАДОУ детский сад №242 осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

  • с семьями воспитанников ДОУ;
  • с родителями, дети которых посещают группы кратковременного пребывания;
  • с семьями, имеющими детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения;
  • будущими родителями. Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
  • изучение потребности родителей в образовательных услугах (для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации. С этой целью проводится анкетирование (Приложение I), социологические исследования, опросы с привлечением районных организаций;
  • просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников (схема 1).

Выявление взаимосвязи между социальным статусом и образовательными потребностями семей воспитанников позволит каждому учреждению самостоятельно выбрать спектр образовательных и оздоровительных услуг.

Так, изучив запросы населения и выявив потребность в посещении групп кратковременного пребывания, учреждение может самостоятельно решить вопрос о целесообразности открытия таких групп, исходя из имеющихся площадей, кадрового потенциала и материально-технической базы. При дошкольных учреждениях можно также создать специальную среду для развития детей раннего возраста, что позволит организовать индивидуальные занятия с учетом современной дидактики и включением родителей в развивающий процесс, обучая их педагогическим приемам.

Значимую роль во взаимодействии с семьей играет повышение правовой культуры родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей (схема 2).

Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям:

а) изучение закономерностей развития ребенка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах);

б) знакомство с современными системами семейного воспитания;

в) пропаганда здорового образа жизни;

г) содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям.

Схема 1

Основной целью ДОУ при взаимодействии с семьями является вовлечение родителей в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей (схемы 3, 4).

Наряду с использованием традиционных форм работы с семьями эффективно использовать информационные письма и памятки (опыт школы М. Монтессори).

Удачной находкой для согласования работы всех служб и родителей нашего ДОУ стали «информационные корзины», в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания по работе каждой службы учреждения. На основании этих записей ответственные по направлениям корректируют свою работу, а руководитель имеет возможность сделать оперативные выводы о вопросах, беспокоящих родителей, и эффективности работы каждого подразделения. Информационная корзина включает в себя следующие графы

Наименование службы

(подразделения)

Дата

Содержание просьбы,

замечания, заявки

Ф.И.О. родителя

Кому

адресована просьба

Информация о принятых

мерах

Административно-хозяйственная

Методическая

Медицинская

Психологическая

В работе с семьями удачно зарекомендовали себя и такие формы, как:

— семейные и межсемейные проекты различной направленности;

— устные журналы;

— родительские гостиные;

— тренинги по запросам родителей;

— совместные вернисажи;

— мастер-классы;

— клубы по интересам;

— библиотека компьютерных игр;

— совместное творчество родителей, детей и специалистов;

—- аукционы.

Профессиональный уровень педагогов и научный потенциал сотрудников учреждения позволяет вести работу с семьями дошкольников по различным направлениям:

— рекламная и маркетинговая деятельность;

—- психолого-педагогическое консультирование и коррекционная помощь детям.

Преемственность между ДОУ и школой предполагает не только традиционные формы взаимоотношений, но и:

— создание единой психологической службы;

— психологическое сопровождение ребенка до окончания школы;

— учет рекомендаций психологической службы при выборе программ обучения в школе.

Исходя из условий каждого учреждения, руководитель обязан видеть перспективу взаимодействия с семьями.

Перспективы в работе нашего учреждения:

1. Создание справочно-информационной службы по вопросам воспитания и образования дошкольников для жителей микрорайона.

2. Создание групп ранней социализации при ДОУ

3. Создание группы интегративного воспитания для детей-инвалидов.

4. Привлечение средств массовой информации к проблемам дошкольного воспитания и открытие родительского клуба на кабельном ТВ.

В целом работу с семьей по перечисленным направлениям помогает осуществлять план работы с семьей (Приложение 2).

Схема 2

Схема 3

Схема 4

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Для выявления Ваших запросов, интересов ц пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы.

1. Фамилия, имя ребенка...............................................................

2. Дата рождения ............................................................................

3. Сведения о родителях (ФИО, возраст, образование, должность Мать...........................................................................................

Отец...........................................................................................

4. Домашний адрес, телефон .......................................................

5. Как Вы оцениваете состояние здоровья Вашего ребенка:

— хорошее;

— удовлетворительное;

— неудовлетворительное.

6. Назовите любимые занятия Вашего ребенка...........................

7. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые способности таланты Какие?..................................................................................

8. Перечислите виды досуга, проводимого вместе с ребенком..........

9. Охарактеризуйте Вашего ребенка (самостоятельность, аккуратность, агрессивность, вежливость, возбудимость, коммуникативность независимость и т.п.)........,..................,.......................,...........................

10. Как Вы получаете информацию об образовательных услугах для Вашего ребенка:

— случайно (из разговоров, объявлений, рекламы и пр.);

— целенаправленно занимаетесь поисками интересующих Вас детских садов, кружков, студий, секций, преподавателей и пр.

— все это мало интересует.

11. Пожалуйста, выделите пять наиболее важных для Вас источников информации и советов по воспитанию ребенка, которым Вы боле: всего доверяете:

— журналы по вопросам воспитания и образования;

— психологическая и педагогическая литература, отечественная и переводная;

— психолог детского сада;

— воспитатель детского сада;

— телевидение, радио;

— советы соседей;

— своя интуиция;

— опыт того, как воспитывали Вас Ваши родители;

— психологические консультации;

— советы Ваших родителей;

— советы Ваших друзей;

— другие источники ,

12 Мы, как родители, чувствуем себя (подчеркните):

— вполне уверенно, у нас почти все получается так, как мы хотим;

— не уверены, что действуем правильно;

— многое делаем неправильно, но не знаем, как изменить ситуацию;

— чувствуем себя неуверенно — вдруг мы что-то делаем не так

как надо;

— все будет в порядке, мы выросли — и они вырастут;

— мы все время знакомимся с рекомендациями по воспитанию детей.

13. Мы согласны с утверждениями (подчеркните):

— педагоги и психологи могут помочь только советом — действовать все равно должны, в первую очередь, мы — родители;

— хотели бы, чтобы заботу о воспитании нашего ребенка взяли на себя педагоги — ведь это их профессия;

— родители и сотрудники учреждения образования в равной степени отвечают за воспитание детей.

14. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено образование Вашего ребенка до школы? (выделите один пункт)

— на его общее развитие;

— на подготовку к школе;

— на приобщение к культурным ценностям.

15. Что бы Вы хотели получить от нашего образовательного учреждения?

— максимально полную информацию о ребенке;

— педагогические советы по общению с ним;

— рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома;

— общение с родителями других детей;

— участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ;

— индивидуальную психологическую консультацию;

— консультации других специалистов (перечислите, каких)

— другое.

16. Какие надежды по воспитанию ребенка Вы возлагаете на ДОУ?

17. Кто из родителей заполнял данную анкету?

Большое спасибо за помощь в нашей работе!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Приложение 2

План работы с семьями воспитанников МАДОУ д/с №242 на 2021/22 уч.год

Формы работы

Содержание работы

Сроки

проведения

Ответственные

Отметка о

выполнении

1. Рекламный блок

Маркетинговые исследования. Создание презентационного имиджа ДОУ

1. Создание рекламных буклетов, листовок, плакатов, щитов, адресных информационных писем, видеороликов, популяризация деятельности в средствах массовой информации и информационных изданиях.

2. Комплексное пролонгированное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных и оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ.

3. Создание банка данных по семьям (ДЭЗы, детские поликлиники, женские консультации и т. п.)

4. Интервьюирование.

5. Дни открытых дверей.

6. Праздники с рекламой ДОУ.

7. Благотворительные марафоны, распродажи

в течение года

заведующая, заместитель

заведующей по в/о работе, психологи

II блок. Планирование работы с семьями воспитанников

1 . Банк данных по семьям воспитанников

1. Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи: анкеты для воспитателей и для родителей, беседы с детьми, изучение рисунков детей по теме «Наша семья» (метод социометрии в рамках семьи).

2. Выявление уровня родительских требований к дошкольному образованию детей.

3. Проведение мониторинга потребностей семей микрорайона в дополнительных услугах

1 квартал 2 раза в год

социальный педагог,

психологи,

воспитатели

2. Нормативные документы

1. Знакомство с уставными документами и локальными актами учреждения

2. Заключение договоров с родителями воспитанников ДОУ

сентябрь

заведующая

3. Анкетирование и опросы

1. Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах.

2. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований к образованию детей.

3. Социологическое исследование семей.

4. Исследование адекватности родительской оценки детских способностей. Оценка деятельности ДОУ

март,

апрель,

ноябрь,

декабрь,

октябрь,

ноябрь,

февраль, март

социально-

психологическая служба

4. Родительские собрания

Участие в обсуждении вопросов физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. Вопросы адаптации детей в ДОУ. Результативность воспитательно-образовательной работы за прошедший период и готовность детей к школьному обучению.

Конференция «Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и семье»

сентябрь.

апрель,

май

воспитатели, педагоги б/о и д/о, медико- психолого -социальная служба, заведующая, руководители структурных подразделений

5. Дни открытых

дверей

Консультативный клуб. (Согласно заявленной тематике годового плана).

1 раз в квартал

методическая служба,

педагоги д/о

психологи

6. Телефон доверия

Обмен индивидуальной информацией (со структурными подразделениями )

по потребности

социально-

психологическая служба

7. Родительские гостиные

1 . Музыкальная гостиная «Волшебный мир музыки» (силами родителей и выпускников ДОУ разных лет), посвященная Дню музыки.

2. «В мире красок и фантазии» (изобразительное искусство).

3. Круглый стол «Отец - воспитатель»

октябрь, март, апрель, февраль

социальный педагог, педагоги д/о по ИЗО

8. Работа в библиотеке

1. Тематика встреч с родителями: «Книга в жизни ребенка», «Воспитание сказкой», «Дети и поэзия». «Умные книжки - умным детишкам».

2. Организация тематических выставок новинок литературы.

3. Обмен книгами (выдача книг на дом и пополнение библиотечного фонда за счет пожертвований родителей)

ноябрь,

февраль,

апрель,

в течение года

старший воспитатель, библиотекарь

9. Помощь родителей учреждению

1. Организация и помощь в проведении мероприятий (экскурсий, походов).

2. Спонсорство.

3. Участие в субботниках

в течение года

административно-хозяйственная служба

III. Совместное творчество детей, родителей и педагогов

1. Привлечение родителей к участию и деятельности ДОУ

1. Работа над образовательными и творческими проектами.

2. Занятия с участием родителей.

3. Домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми.

4. Индивидуальные проекты для совместного выполнения родителями и детьми с повышенными познавательными потребностями.

5. Групповые досуговые мероприятия с участием родителей.

6. «Гость группы» (совместные игры, интересные дела).

7. Участие в организации выставок.

8. Смотр-конкурс «Сочиняем скажу вместе».

9. Выставки работ выполненных детьми и их родителями

в течение года

педагоги, социальный педагог, психолог, педагоги групп

2. Творческая лаборатория

1 . Работа над созданием единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье с целью обеспечения непрерывности образования «Детский сад — семья».

2. «Взрослые — детям». Театрализованные представления с участием родителей в качестве героев.

3. Выпуск журнала «Диалог с семьей» (самиздат).

4. Преемственность поколений. Поддержка семейных традиций.

Семейные альбомы: «Чтоб жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом», «Наши традиции», «Досуг в семье».

5. Конкурс семейных талантов.

6. Создание рукописных книг, выпуск газет.

7. Кулинарный класс

в течение

года

творческая

группа

3. Досуговые мероприятия

1. Детские праздники, театрализованные представления, конкурсы, викторины, выставки (согласно годовому плану).

2. КВН «Кузьминок милые места» (совместные команды детей и родителей нескольких групп).

3. «День здоровья».

4. «Разудалая масленица».

5. Конкурс семей «Ключ семейного счастья».

6. «Спортивная дискотека»

в течение

года,

ноябрь,

январь,

февраль, апрель

май— июнь

социальный

педагог, психолог, педагоги, методическая

служба

IV. Педагогическое просвещение родителей

1. Наглядная педагогическая пропаганда

1. Рекламный стенд.

2. Стенд нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения.

3. Информационные стенды в группах.

4. Информационные корзины (выявление и статистический учет текущих проблем, оперативное информирование и вовлечение в решение проблемной ситуации служб и специалистов по заявке родителей).

5. Информационные письма «Из первых рук» (по заявленной тематике).

6. Памятки для родителей.

7. Тематические выставки

в течение

года

старшие воспитатели, соц. педагог

2. Школа для родителей

1. Семья как социальный институт «Концепция — «Я».

2. «Клуб счастливой семьи» (по циклам).

3. «Растим здорового ребенка».

4. Семинар - практикум «Питание и красота»

в течение

года

социально-

психолог.

служба,

Н.М. Метенова, доцент, медико - психолог. служба, методическая служба

3. Консультирование

По планам различных служб и специалистов. По запросам родителей

в течение года

медико-со-

циально-пе-

дагогическая служба

4. Консультативный центр для населения

1. Социологические опросы по заявленным проблемам.

2. Консультации по вопросам семьи и брака, воспитания детей.

3. Консультативная помощь на дому.

4. Тестирование (по запросам).

5. Беседы, лекции по вопросам воспитания в семье.

6. Семинар- практикум (медико-психологической службы для групп кратковременного пребывания).

7. Работа по плану библиотеки

в течение года

медико-психологическая

служба, социально-педагогическая

служба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье описывается опыт взаимодействия с родителями в форме практических семинаров....

Интеграция работы

Консультация для воспитателей...

Презентация " Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции детского сада и семьи"

Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции детского сада и семьи"...

Интеграция работы специалистов в развитии образовательной среды в дошкольном учреждении

В статье представлен опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада по обогащению предметно-развивающей среды....

Презентация на тему " Интеграция воспитательных усилий школы,семьи и общества"

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Интеграция-воспитание родителей- международный термин, од которым понимается помощь родителям в выпо...

«Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»

laquo;Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»...