Консультация "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Боровок Лариса Евгеньевна

Консультация "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Солнышко» комбинированного вида»

Консультация для родителей:

«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Составитель:

 Воспитатель Боровок

Лариса Евгеньевна

Верхняя Салда

Консультация для родителей:

«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира, благоприятным для накопления определенных знаний о мире, усовершенствования деятельности органов чувств. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Сенсорное развитие детей – это и есть развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе…). Яркий, меняющийся мир ребенок познает с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, полученная с помощью органов чувств, передается в головной мозг, там анализируется и в итоге

«выдает» целостную картинку. И чем больше разнообразной информации поступает в мозг ребенка, тем активнее происходит его сенсорное развитие. Ведь чем тоньше у ребенка восприятие, например, звуков или цветов, тем полнее он может насладиться красотой музыкального или художественного произведения. И кто знает, возможно, в будущем он создаст собственный шедевр…

Многочисленные исследования показали, что наиболее активно процесс сенсорного восприятия формируется с 2 до 4 лет. На основании опросов родителей удалось выяснить: дети, с которыми проводились занятия по сенсорному развитию, заметно опережают своих сверстников в интеллектуальном плане. Они более пытливы и активны, легче усваивают информацию, обладают хорошей памятью.

Недостаточно предоставить малышу разнообразные предметы для исследования и назвать их свойства. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета (цвет, форму, запах, вкус, вес…), чтобы научить его классифицировать объекты. Этому ребенок учится, усваивая так называемые сенсорные эталоны, предметы, «суть» которых отражает какую-либо из общепринятых абстракций, описывающих качества вещей – к примеру, эталоны формы это геометрические фигуры, эталоны цвета – семь цветов спектра, эталоны веса – перышко и камень.

Поэтому ребенка нужно сначала научить распознавать сенсорные эталоны, а затем приучать находить эталонные объекты в реальных вещах (например, в картинке дома отыскать различные цвета, круглые и прямоугольные части).

Сегодня на прилавках магазинов можно найти массу разнообразных игрушек, игр, которые способствуют сенсорному развитию детей. Однако не стоит забывать, что учебные пособия, хоть и безусловно полезны для сенсорного развития ребенка, но не могут заменить постижения реального мира.! Больше гуляйте с детьми и, когда вы гуляете с малышом по улице, рассказывайте ему о деревьях, домах, машинах (большие – маленькие, цвет, форма). А когда вы с ним дома  – объясняйте все, что интересно. вашему ребенку (называйте цвета его одежды, карандашей, обратите внимание на размер пластиковых крышек от бутылок, лоточков, кастрюль, чашек…) Одним словом, попробуйте взглянуть на мир глазами вашего малыша.

Больше всего на свете дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. Сегодня я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома.

Игра «Песочница на кухне»

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем

рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка.

И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

        

Игра «Угадай на вкус»

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой- нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Игра «Прятки»

Дети обожают играть в прятки. Вот и поиграйте с ними. Предложите с закрытыми глазами ребенка на ощупь узнавать свои игрушки. На улице попросите малыша закрыть глаза и попробовать угадать предмет, что вы ему дадите: шишку, яблоко, камень, песок, палочку, цветок, лист. Учитесь вместе нюхать и распознавать запах травы и цветов на прогулке.

Игра «Чудеснй мешочек»

Вариант:1

В непрозрачный мешочек положить предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела и др.). Ребенку предложить на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Вариант: 2

Предложите ребенку определить на ощупь из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, кожаные перчатки, пластиковая бутылка, резиновый мячик, пушистая игрушка и др.

Игра «Что в мешочке»

Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

Игра» Золушка»

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем!

В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто, Есть в печи место.

Будут-будут из печи Булочки и калачи».

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно редложить отделить маленькое от большого. Спрячьте на дно контейнера маленькую игрушку и уже вы ищите клад!

Игра «Шумелки» (Найди такой же по звуку)

Для игры можно использовать коробочки от киндер сюрприза, заполнить их рисом , пшеном, горохом. Они будут звучать по-разному. Предложите ребенку найти два одинаковых.

Игра» Найди твой цвет»

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.). Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

Игры с «Прищепками»

Бельевую прищепку (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

«Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе:«Кыш!»

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Цветок! Какого он цвета? Формы? И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

Игра «Разложи по размеру»

Ребенок раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, тарелки и др.;

предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др. Другой вариант: дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

Игра «Повтори узор»

Показать элемент — образец части узора, на которой  дано  определенное  чередование

цветов или форм. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков (пуговиц и т.д.) в соответствии с образцом.

Игра «Мозаика из пробок».

Подберите разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из такой мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. А еще пробки от пластиковых бутылок можно приклеить к коврику и получиться отличный коврик для массажа.

В игры по сенсорному развитию можно играть абсолютно в любых условиях, даже в транспорте, в поликлинике, ожидая приема, на прогулке. Показывая и рассказывая о разных частях тела человека, можно изучать их предназначение, цифры и понятия много и один. Волос на голове и пальцев – много, а рот и нос – один. Руки, ноги, уши, глаза – по два, а голова – одна. Глаза нужны, чтобы видеть, уши – слышать, рот – говорить, ноги бегать, а голова, чтобы думать. Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...

Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (II младшая группа) на тему: «В гости к медвежонку»

Программное содержание:Формировать умение детей группировать предметы по цвету, размеру и форме.Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольникФормировать умение сочетать ...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...

Родительское собрание во второй младшей группе «Нейроигры в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Цель: педагогическое просвещение родителей в развитии ребенка с применением нейроигр....

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи:  Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей ...