Консультация для родителей "Значение физических упражнений в развитии речи ребёнка"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей о влиянии физических упражнений на развитие речи детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Значение физических упражнений в развитии речи ребёнка»
Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни.
Движение – это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые – родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Павлов, Леонтьев, Лурия). В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут «параллельно». Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулус (человечек) Пенфилда».
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, «рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.
Первое, что начинают делать логопеды при работе с неговорящим ребенком – это развивать моторику пальцев.
Народные потешки «Сорока-сорока», «Ладушки» и другие – это известные примеры пальчиковой гимнастики. Вот несколько примеров пальчиковой гимнастики для детей 2-4 лет:
СЕМЬЯ
Этот пальчик дедушка, (Пальцы сжаты в кулачок,
открываем большой палец.)
Этот пальчик бабушка, (Открываем указательный палец.
Этот пальчик папочка, (Открываем средний палец.)
Этот пальчик мамочка, (Открываем безымянный палец.)
Этот пальчик я. (Открываем мизинец.)
Вот и вся моя семья. (Демонстрируем ладошку с
растопыренными пальцами.)
ЗАСОЛКА КАПУСТЫ
Мы капусту рубим, рубим. (Рубящие движения боковой
поверхностью ладоней.)
Мы морковку трём, трём. (Движения сжатыми кулачками
вдоль туловища.)
Мы капусту солим, солим. (Мелкие движения пальцев.)
Мы капусту жмём, жмём. (Сжимают, разжимают пальчики.)
КОМПОТ
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Нищева Н.В.) | (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».) (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) (Опять «варят» и «мешают».) (Открытые ладони «держат» угощенье.) |
Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:
Спускаться и подниматься по лестнице;
Прыгать на одной и двух ногах;
Ловить и пинать мяч;
Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
Перешагивать препятствия;
Рвать бумагу;
Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
Строить башни из кубиков;
Играть в игры с простыми правилами;
Называть свой пол;
Ориентироваться в пространстве.
Если ваш ребёнок, чего-то не умеет делать из этого списка, то помогайте ему освоить необходимое. Играйте с ним. Развивайте его умения. А вместе с движением будет развиваться речь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ « Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников»
Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее....
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.Я работаю воспитателем в логопедической группе. В моей работе я уделяю большое внимание двигательной активности детей в группе и на прогулках. В процессе выполнения физических упражнений ...

Игры и упражнения для развития речи ребёнка по дороге в детский сад
Овладение речью ребёнком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Наибольшей эффективности оно достигнет, если будет происходить в игровой форме....

Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста...

Консультация "Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников"
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения...

Консультация для родителей "Игры .и упражнения для развития речи ребёнка"
Игры и упражнения для развития речи ребёнка....
