ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ
статья
Аннотация: в статье отмечено, что ранняя дошкольная профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики является не только средством формирования системных знаний и представлений об окружающем, но и значимым условием их успешной социализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ
Аннотация: в статье отмечено, что ранняя дошкольная профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики является не только средством формирования системных знаний и представлений об окружающем, но и значимым условием их успешной социализации.
Ключевые слова: ранняя дошкольная профориентация, дети с ограниченными возможностями здоровья, муниципальный проект.
Действующим ФГОС дошкольного образования одним из важных условий всестороннего, полноценного развития детей дошкольного возраста рассматривается их ориентация в мире профессий и в труде взрослых.
В сегодняшнем мире ситуация на рынке труда стремительно меняется, появляются новые профессии, устаревает ряд других – в связи с ускорением технологического прогресса профессии начинают появляться и исчезать все быстрее. С этой точки зрения большую актуальность приобретает именно ранняя профориентация, начинающаяся с дошкольного возраста, особенно это касается детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), так как в будущем правильная профессиональная ориентированность позволит им намного успешнее адаптироваться в социуме.
Профессиональная ориентация в соответствии с ФГОС ДО входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача – в процессе реализации образовательных программ осуществлять социальную ориентацию детей, проводить занятия по изучению мира труда, развивать у дошкольников в ходе игровой и повседневной деятельности трудовые навыки, формировать мотивацию и интересы детей в сфере познания труда взрослых.
В условиях инклюзивной практики в работу по ранней профориентации включаются все воспитанники, посещающие дошкольную образовательную организацию, в том числе и дети с ОВЗ, невзирая на их основной диагноз. Однако в процессе планирования и реализации программы ранней профессиональной ориентации необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка с ОВЗ с целью достижения наиболее оптимального результата работы с ним.
Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста с ограничен- ными возможностями здоровья – не только средство формирования системных знаний и представлений об окружающем, но и значимое условие успешной социализации дошкольников. Важно отметить возрастающую роль социального партнерства в работе по ранней профориентации детей с ОВЗ. Без взаимодействия различных социальных институтов, открытости информационно-делового пространства нашего общества невозможно вести разговор об эффективной ранней профессиональной ориентации. Кроме того, имеется проблема организационно-методического оснащения процесса опережающей профориентации, особенно в отношении названной категории детей.
В связи с вышесказанным представляется возможным раскрыть некоторые направления дошкольной профориентации, реализуемые с воспитанниками (в том числе и с детьми с ОВЗ) в нашем образовательном учреждении.
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №28» г. Читы активно участвует в реализации муниципальных проектов, один из которых – «Энциклопедия профессий: от А до Я». Данный проект нацелен на организацию ранней профориентации, направленной на развитие у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для го- рода Чебоксары, формирование общих и допрофессиональных способностей. Важной задачей, как было сказано выше, является вовлечение социальных партнеров в воспитательно-образовательную работу по формированию у дошкольников представлений о профессиях.
В МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №28» г. Читы в образовательный процесс в группах общеразвивающей направленности включены дети с тяжелыми нарушениями речи. Процесс освоения образовательной программы дошкольного образования вызывает у них некоторые специфические затруднения, связанные со структурой речевого дефекта, требующие индивидуального подхода к обучению и адаптированной образовательной программы. Профориентационная работа с дошкольниками с ОВЗ также учитывает их психофизиологические особенности и строится с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Процесс разработки и проведения мероприятий по реализации муниципального проекта «Энциклопедия профессий: от А до Я» осуществляется с учетом возраста, возможностей и интересов детей, запросов родителей, особенностей социального окружения.
Например, детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ знакомят со свойствами объектов, явлений, обогащают сенсорную сферу ребенка (модуль «Что из чего сделано?»). На следующей ступени воспитанники знакомятся с основными принципами работы техники, механизмов и бытовых приборов, с их ролью в трудовой и профессиональной деятельности взрослых (модуль «Как это работает?»).
В старшем дошкольном возрасте в рамках модуля «Доступно о профессии» дети расширяют кругозор, учатся ориентироваться в многообразии профессий; у дошкольников с ОВЗ формируется система отношений к труду взрослых, развивается желание помогать близким людям. Делается акцент на значимости каждой профессии, рассматриваются различные профессии и их взаимные связи в окружающем нас мире. Так же в старшем дошкольном возрасте детей в доступной форме знакомят с предприятиями города Чебоксары и Чувашской Республики (как с выходом на некоторые из них (промышленный туризм), так и в форме виртуальной экскурсии). В рамках муниципального проекта проводятся встречи с представителями разных профессий (полицейский, врач, инспектор ГИБДД, пожарный, парикмахер, модельер, продавец, строитель, фармацевт, повар, художник и др.), выход на рабочие места (например, на почту, в магазин, аптеку), виртуальные экскурсии на предприятия, промышленный туризм, интерактивные игры с исполнением детьми различных ролей (профессий), непосредственное участие дошкольников в труде взрослых и др. Все это позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья позиционировать себя в различных профессиях.
Очень полезным является привлечение родителей (законных представителей) к совместной с детьми деятельности по ознакомлению с миром профессий. Родители и социальные партнеры становятся активными участниками процесса ранней профессионализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом формируется образовательный результат ранней профориентации дошкольников с ОВЗ: развитие общих трудовых навыков, развитие познавательной активности и общих способностей детей, раннее самоопределение дошкольников, расширение кругозора и формирование представлений о различных профессиях, формирование установок к труду, повышение престижа профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 136 с.
- Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
- Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: Сфера, 2015. – 64 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. – М., 2016. – 36 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.
Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства дошкольной организаци
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. В...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), решает или, точнее, помогает решать некоторые...

