Образование, как процесс взаимодействия и общения
статья (младшая группа)

Взрослый – активный участник процесса обучения детей младшего дошкольного возраста. Он источник информации и опыта, к которому дети всегда могут обратиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_kak_protsess_vzaimodeystviya_i_obshcheniya.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Образование, как процесс взаимодействия и общения

  Взрослый – активный участник процесса обучения детей младшего дошкольного возраста. Он источник информации и опыта, к которому дети всегда могут обратиться. Главным мотивом общения в этом возрасте выступает возможность реализации потребности в эмоциональном общении со взрослым. При этом развивающий эффект обучения обеспечивается прежде всего качеством такого общения. Следует помнить, что система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием всего, что окружает ребенка.

  У детей существует потребность быть любимыми и занимать в жизни других людей, особенно близких, важное место. Внешне эта потребность выражается в стремлении к подражанию.

  Умение вести диалог – важное условие ориентировки детей в мире и становление индивидуальности. Диалог позволяет быть активным участником процесса общения, прежде всего со взрослым. Конечно – это особый диалог, его лишь условно можно так назвать, ибо ребенку еще трудно осознавать другого как собеседника. Главное, чтобы общение обеспечивало эмоциональный контакт со взрослым, так как ребенок нуждается в общении, позволяющем ему почувствовать искреннее и доброжелательное отношение. Любовь и уважение взрослого выступают в качестве главного условия сохранения индивидуальности ребенка, создание гармонии в его внутреннем мире.

  Ребенку трудно жить без внимания со стороны близких или хотя бы без их присутствия рядом. Об этом свидетельствует то, как дети используют все доступные средства, чтобы привлечь внимание взрослого. Для младшего дошкольника на первый план выступают личный контакт со взрослым, эмоциональное взаимодействие с ним. Во имя этого ребенок готов включиться в любую совместную с ним деятельность. В установлении личного контакта заключен основной смысл его взаимодействия с другими людьми. В ходе такого контакта и общения он познает мир и себя, открывает свои возможности и на их основе формирует представление о себе, так называемый образ «Я».

  Младшие дошкольники нуждаются в любви и понимании других людей, они еще не в состоянии осознать, что отношение к ним других может определяться их отношением к ним. В этом возрасте необходимо поддерживать в ребенке так называемый «эгоизм». Постепенно дети «откроют» взаимосвязь эмоциональных отношений людей, а пока ребенок воспринимает мир как принадлежащий лично ему, и это ощущение помогает овладевать новым жизненным пространством.

  Эгоцентризм детей – условие развития самостоятельности, индивидуальности, т.е. становления личности ребенка. Так он познает свои возможности и особенности, осознает свое «Я». Познание себя открывает возможность познания других и свои отношения с другими. Реализуя потребность быть любимым, ребенок постепенно понимает, что любовь к окружающим можно вызвать доброжелательным отношением к ним. Отношение «Я- Ты» основаны на искреннем сопереживании ребенком возникающих взаимоотношений.

  Эмоциональный контакт детей со взрослыми и сверстниками обеспечивается при помощи речевого общения, взгляда, мимики, жестов, поз, практических действий. Эти средства общения помогают ребенку привлечь к себе внимание, заявить о своем присутствии и достичь взаимопонимания.

  Ребенок остро нуждается в контакте с партнером по взаимодействию и общению, но в то же время с трудом понимает содержание речи, не адресованной прямо ему. Ему необходимо личное общение, он ждет от других внимания, понимания, сочувствия. Развивающий эффект обучения определяется прежде всего тем, насколько обучающий доброжелателен к ребенку, видит ли в нем единственную и неповторимую личность. Дети реализуют потребность в самостоятельности через эмоциональное взаимодействие и общение, они готовы на все, чтобы привлечь к себе внимание.

  Играя, маленькие дети могут сопровождать свои действия речью. Однако эта речь еще не адресована сверстнику, она помогает ребенку сформировать цель деятельности, выбрать и подобрать средства ее реализации. Дети говорят, но не слышат друг друга. Они не нуждаются в том, чтобы быть услышанными. Сосредоточенность ребенка на себе необходима ему для самореализации.

  На пятом году жизни дети стараются привлечь к себе внимание не только взрослого, но и сверстника. Однако, находясь рядом, не вступают в равноценное взаимодействие, хотя слышат и понимают друг друга. Сотрудничество пока не налаживается, при соприкосновении могут возникать ссоры, ибо между ними нет взаимопонимания. Дети этого возраста не умеют считаться с точкой зрения другого, к этому следует относиться спокойно. Любое общение необходимо поддерживать, так как оно способствует развитию ребенка.

  К пяти годам ребенок может взаимодействовать со сверстником в деятельности, когда между ними появляется эмоциональный контакт и когда каждый из них может удовлетворить свои интересы и потребности. Такое взаимодействие сначала возникает в играх, когда дети свободно выбирают себе партнера, а затем в малых группах. Однако в таком взаимодействии и общении каждый, как правило, стремиться подтвердить свои достижения, а иногда и подчеркнуть превосходство.

  Особое место и значение в развитии дошкольника имеет личность взрослого, способного брать на себя ответственность за принятые решения в условиях свободного выбора. Развивать уникальную неповторимую личность может индивидуальность взрослого. В процессе общения и взаимодействия взрослый и дети, обмениваясь информацией, выражают отношение к друг другу и воздействуют друг на друга. Развивающий эффект общения и взаимодействия в процессе обучения во многом определяется тем, насколько взрослый способен отдавать себя детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями как важный фактор повышения качества образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, обр...

Дистанционное образование, как фактор взаимодействия участников образовательного процесса и условие амплификации детского развития

Время не стоит на месте. Образование – это процесс, находящийся в постоянном варьировании, с учетом потребностей и особенностей развития общества и функционирования государственных структур....

"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...

Презентация педагогического опыта на Городской конференции "Развитие начал технического образования у детей с ОВЗ путём внедрения STEM - технологий в образовательный процесс. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.

Использование STEM – технологий позволяет разнообразить и обогатить образовательный процесс обучения грамоте. В целях преемственности и сетевого взаимодействия на этапах дошкольного и ...