Статья «Социальные сети как фактор формирования специфической коммуникативной культуры детей подросткового возраста» Выполнила Рейхерт Марина Валерьевна
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
Сегодня социальные сети стали неотъемлемой частью жизни многих подростков. Интернет-среда оказывает огромное влияние на формирование их коммуникативных навыков, взглядов и привычек. Влияние социальных сетей на подростков сложно переоценить, ведь они не только облегчают общение, но и влияют на формирование специфической коммуникативной культуры, которая сильно отличается от традиционной. Настоящая работа посвящена исследованию этого феномена и определению его последствий.
Глава I. Влияние социальных сетей на коммуникативную культуру подростков
Современные подростки живут в эпоху цифровизации, где виртуальное общение стало практически неизбежным. Многие из них большую часть времени проводят в соцсетях, формируя свои взгляды и предпочтения именно там. Но этот феномен имеет как плюсы, так и минусы.
Среди плюсов можно назвать:
- доступность большого круга общения;
- мгновенность обмена информацией;
- независимость от территориальных границ.
Однако негативные последствия также очевидны:
- опасность утраты живого общения;
- потеря аутентичного выражения эмоций;
- угроза кибербуллинга и кибернаркотиками.
Зависимость подростков от социальных сетей обусловлена множеством факторов, связанных с психологическими, социальными и технологическими аспектами.
Желание принадлежать обществу и ощущать принятие. Подростковый возраст — это период формирования идентичности и поиска своего места в обществе. Социальные сети позволяют молодым людям почувствовать себя частью какой-то группы, будь то друзья, фанаты какого-то артиста или участники сообщества по интересам. Это дает чувство принадлежности и признания, которого подростки часто жаждут. Рассмотрим основные причины, объясняющие такую сильную привязанность:
1.Страх упустить что-то важное (FOMO)
Аббревиатура FOMO расшифровывается как Fear of Missing Out («страх пропустить что-то интересное»). Подростки боятся оказаться вне потока новостей, событий и обсуждений, происходящих в социальных сетях. Чувство тревоги и беспокойства из-за возможного пропуска важного события заставляет их постоянно проверять обновления и оставаться онлайн.
2.Виртуальная популярность и лайки
Количество подписчиков, комментариев и лайков часто воспринимается подростками как мера их популярности и привлекательности. Лайки и комментарии вызывают выброс дофамина — гормона удовольствия, что вызывает привыкание и потребность вновь испытывать подобное ощущение.
3.Форма развлечения и отдыха
Большинство подростков используют социальные сети как способ отвлечься от учебы, домашних хлопот и прочих забот. Скроллинг ленты, просмотр забавных видео, участие в челленджах и играх становятся легкой формой расслабления и быстрого переключения.
4.Безопасность анонимности
Социальные сети дают возможность скрывать настоящее лицо и представлять себя кем угодно. Такая анонимность позволяет подросткам быть смелее, говорить вещи, которые трудно сказать лично, и проявлять агрессивные или провокационные высказывания, не боясь немедленных последствий.
5.Замена реального общения
Некоторые подростки предпочитают виртуальное общение живому контакту, потому что оно кажется проще и безопаснее. В соцсетях легче скрыть свои истинные эмоции, неуверенность и неловкость, что привлекает интровертов и стеснительных подростков.
6.Восхищение чужими жизнями
Молодые люди любят смотреть красивые фотографии, рассказы о путешествиях, просмотры еды и многое другое, что создает впечатление идеальной жизни. Такой контент вызывает зависть и желание повторить чужие достижения, что подстёгивает постоянное пребывание в соцсетях.
7.Возможность делиться своими достижениями
Для подростков важно продемонстрировать окружающим свои таланты, достижения и хорошие моменты жизни. Фотографии, посты и сторис — это способ поделиться радостью, привлечь внимание и подтвердить собственную ценность.
8.Невозможность отключиться
Современные смартфоны позволяют находиться в сети почти круглосуточно. Когда телефон всегда под рукой, соблазн проверить соцсети велик. Постоянные уведомления, оповещения и приглашения только увеличивают привязанность.
9.Эффект гипнотического экрана
Скроллинг новостной ленты вызывает у пользователей своего рода "гипнотический эффект", когда человек теряет счет времени и продолжает скроллить бесконечно, несмотря на усталость или дела.
Подростки зависимы от социальных сетей, потому что эти платформы отвечают многим глубинным потребностям и желаниям молодого человека: они дают возможность испытать одобрение окружающих, почувствовать принадлежность, ощутить восторг от внимания и расслабиться. Понимая причины этой зависимости, можно эффективнее бороться с её негативными последствиями и предлагать подросткам здоровые альтернативы.
Глава II. Специфические признаки коммуникативной культуры подростков в социальных сетях
Коммуникативная культура подростков, сформировавшаяся под влиянием социальных сетей, обладает рядом специфических черт:
1.Поверхностность общения
Общение в соцсетях чаще носит поверхностный характер, редко затрагивая глубокие темы и вопросы. Одной из главных особенностей общения подростков в социальных сетях является его поверхностность. Большинство сообщений и постов носят лаконичный характер, сводятся к коротким фразам и эмодзи. Глубокие разговоры редки, предпочитая короткие и быстрые ответы, зачастую состоящие из одного-двух слов или символа.
2. Эмоциональная депривация
Из-за отсутствия невербальных сигналов многие пользователи испытывают дефицит эмоционального контакта. Эмпирическая депривация. Поскольку общение происходит преимущественно в письменной форме, подростки лишены возможности видеть мимику собеседника, слышать интонацию голоса и считывать невербальные сигналы. Это нередко приводит к недопониманию, неправильному толкованию намерений и возникновению конфликтов.
3. Преувеличение важности внешнего облика
Многие подростки тратят большое количество времени на создание красивого имиджа в соцсетях, порой жертвуя качеством реального общения. Огромное внимание уделяется внешнему образу в социальных сетях. Посты и аватарки, селфи и фильтры становятся объектами пристального внимания подростков. Внешний облик приобретает первостепенное значение, вызывая повышенное беспокойство и тревогу за свой внешний вид.
4. Приверженность субкультуре
Онлайн-сообщества формируют своеобразные субкультуры, часто негативно влияющие на мировосприятие подростков.
Коммуникативная культура подростков в социальных сетях заметно отличается от классической модели общения. Виртуальное пространство формирует особый стиль взаимодействия, обусловленный спецификой самой среды и восприятием подростков. Социальные сети создают своеобразные виртуальные субкультуры, которым подростки охотно подчиняются. Это касается стиля общения, манеры одеваться, музыкального и кино-предпочтения. Популярные мем-контент, челленджи и хештеги тоже являются частью этих субкультур.
5. Использование жаргонизмов и сокращений
Общаясь в соцсетях, подростки часто прибегают к употреблению слэнга, аббревиатур и необычных символов. Яркими примерами могут служить сокращения вроде "ОМГ" ("Oh my God"), "LOL" ("Laughing out loud") или российские аналоги вроде "СПС" ("спасибо"). Подобные термины упрощают общение и ускоряют обмен сообщениями.
6. Придание особого статуса комментариям и лайкам
Количество лайков и комментариев воспринимается подростками как индикатор популярности и престижа. Зачастую молодые люди публикуют контент, рассчитанный на максимальное число лайков, а отсутствие реакции на опубликованное сообщение может вызвать обиду или разочарование.
7. Формирование вторичной идентичности
Виртуальное пространство позволяет подросткам создавать второй образ, отличный от реального. Через аккаунты они могут предстать теми, кем хотят казаться, иногда отказываясь от своей подлинной сущности.
8. Опасность буллинга и травли
Подростки подвержены риску кибербуллинга, троллинга и агрессии в социальных сетях. Беззащитность перед атаками, анонимность нападающих и невозможность защититься приводят к серьезным последствиям для душевного здоровья.
9. Гиперсвязь и гиперобщение
Подростки находятся в постоянном контакте друг с другом, мгновенно реагируют на сообщения и стремительно делятся любыми новыми впечатлениями. Быстрая реакция и постоянная вовлеченность в сеть создаёт впечатление непрекращающегося общения, порождая страх упустить что-то важное.
10. Недостоверность информации
Широкое распространение фейковых новостей и манипулятивного контента провоцирует подростков верить недостоверной информации, подвергая сомнению факты и события.
Подростки, находясь в социальных сетях, сталкиваются с уникальным набором вызовов и преимуществ. Они осваивают новый стиль общения, принимают определенные нормы и правила поведения, развиваются в виртуальном пространстве. Однако, параллельно с этим возникают угрозы депрессии, тревожности и потери связи с реальностью. Понимание специфических признаков коммуникативной культуры подростков поможет родителям и педагогам лучше подготовиться к этому новому поколению и оказать необходимое содействие в формировании позитивной идентичности и психологической устойчивости.
Глава III. Пути преодоления негативного воздействия социальных сетей
Несмотря на многочисленные недостатки, социальные сети могут приносить значительную пользу при правильном подходе. Чтобы минимизировать негативное влияние, необходимо предпринять следующие шаги:
1. Повышение медиаграмотности
Образование в области медиабезопасности должно войти в обязательную программу школ. Включить в школьную программу уроки медиаграмотности, где разбираются вопросы безопасности в Интернете, приватности данных, идентификации фейк-ньюс и манипуляций.
Провести серию лекций и бесед с подростками о потенциальных опасностях, включая травлю, мошенничество и несанкционированный доступ третьих лиц.
Объяснить правила цифрового этикета, подчеркнуть недопустимость агрессивного поведения и распространения ненавистнических высказываний
2. Родительский контроль
Родители должны следить за временем, проводимым ребенком в социальных сетях, и регулировать доступ к нежелательным материалам. Регулярно разговаривать с подростком о его опыте в социальных сетях. Узнавайте, кого он добавляет в друзья, какие страницы читает, какую информацию размещает.
Использовать средства родительского контроля. Установка приложений, блокирующих вредоносные сайты и предупреждающих о подозрительном поведении.
Обсудить с подростком случаи злоупотребления и рассказать о ваших ожиданиях и границах допустимого поведения.
3. Организация досуга
Необходимы мероприятия, направленные на вытеснение социальных сетей активными формами досуга (туризм, спорт, хобби). Важно искать альтернативные формы общения, которые могли бы заменить избыток виртуального общения. Организация офлайн-активностей. Встречи, походы, спорт и путешествия, где подростки могут пообщаться лицом к лицу и насладиться настоящими человеческими связями.
Развитие хобби и творческих способностей. Поддерживайте интерес подростка к искусству, музыке, литературе, чтобы отвлечь его от постоянного сидения в телефоне.
4. Психологическое просвещение
Подростки должны быть осведомлены о последствиях чрезмерного увлечения соцсетями и уметь распознавать манипуляции и ложную информацию. Посещение психолога или терапевта. Специалист может провести консультацию, разобрать конфликты и предложить стратегию борьбы с зависимостью.
Пропаганду здорового общения. Проведение тренингов, где подростки учатся разрешать конфликты и правильно реагировать на критику.
Распространение информации о вреде социальных сетей через СМИ, социальные кампании и рекламные ролики.
5.Ограничение времени нахождения в социальных сетях
Гиперпривязанность к смартфонам и планшетам приводит к ряду серьезных проблем: нарушение сна, снижение концентрации, ухудшение академической успеваемости. Решением может стать:
Установление четких лимитов на экранное время. Родители и педагоги могут договориться с подростками о разумных пределах ежедневного использования социальных сетей.
Создание семейных правил. В семьях полезно ввести запрет на использование телефонов за столом, в спальне и во время прогулок.
Поощрение физической активности и хобби.
6. Снижение влияния стереотипов и ожиданий
Социальные сети нередко насаждают нереалистичные представления о красоте, успехе и жизни. Важно учить подростков критически относиться к информации и образу жизни, предлагаемому в соцсетях:
Разговор о фальшивых образцах красоты. Объясните подростку, что большинство снимков обработаны, а знаменитости далеко не всегда счастливы и довольны своей жизнью. Объясните, что успех достигается трудом, настойчивостью и усердием, а не быстрой популярностью в соцсетях.
7. Формирование здорового образа жизни
Подчеркнуть, что настоящая жизнь гораздо шире и интереснее, чем виртуальная:
Привить любовь к активным видам отдыха. Покажите подростку прелесть настоящих приключений, туризма, спорта и творчества.
Поддержать автономию и независимость. Подросток должен научиться самому управлять своим поведением и сознанием, без постоянного вмешательства внешних воздействий.
Заключение
Социальные сети действительно оказывают сильное влияние на коммуникативную культуру подростков, меняя их поведение и восприятие реальности. Вместе с тем нельзя забывать, что их влияние может быть смягчено и направлено в нужное русло правильным воспитанием и образованием. Важно найти баланс между преимуществами и рисками, создав условия для оптимального развития подростков.
Негативное влияние социальных сетей на подростков является серьезной проблемой нашего времени. Существует ряд проверенных и действенных путей преодоления отрицательных эффектов, которые могут существенно уменьшить потенциальные риски и минимизировать негативные последствия для подростков.
Список литературы:
1. Авдеева, Н.Н. Виртуальная коммуникация подростков: структура и типы взаимодействия // Вопросы психологии. — 2019. — № 5. — С. 56–63.
2. Богомазова, Т.В. Влияние социальных сетей на подростков: иллюзия близости и одиночество // Человек и образование. — 2018. — № 3. — С. 114–120.
3. Варламова, Е.Р. Риски виртуальной коммуникации подростков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2017. — № 1. — С. 67–73.
4. Григорьева, Т.А. Особенности интернет-коммуникации подростков // Педагогика. — 2018. — № 6. — С. 123–128.
5. Давыдова, А.А. Влияние социальных сетей на коммуникативную культуру подростков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2019. — № 2. — С. 145–150.
6. Дмитриев, А.В. Социальные сети и подростковая культура // Современные исследования социальных проблем. — 2017. — № 3. — С. 11–16.
7. Жарова, Л.В. Особенности общения подростков в социальных сетях // Молодой ученый. — 2018. — № 4. — С. 15–20.
8. Иванов, А.А. Коммуникация подростков в социальных сетях: вызовы и возможности // Научные труды МГПУ. — 2019. — № 1. — С. 102–108.
9. Ковалевская, О.В. Изменение коммуникаций подростков в условиях глобальной сети // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2018. — № 3. — С. 56–63.
10. Кузнецова, И.В. Негативные последствия общения подростков в социальных сетях // Научный форум: педагогика и психология. — 2017. — № 3. — С. 45–50.
11. Лебедев, А.Н. Причины популярности социальных сетей среди подростков // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2019. — № 1. — С. 124–131.
12. Мальцева, А.А. Формирование коммуникативной культуры подростков в социальных сетях // Педагогика и психология образования. — 2018. — № 4. — С. 31–36.
13. Петров, Д.В. Психологические аспекты виртуальной коммуникации подростков // Психология и психотерапия. — 2017. — № 2. — С. 15–22.
14. Сергеева, Н.В. Современные подростковые интернет-сообщества и их влияние на молодежь // Социосфера. — 2019. — № 1. — С. 114–120.
15. Федоров, А.В. Влияние социальных сетей на подростков: мифы и реалии // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2018. — № 2. — С. 67–72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).
В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Педагогический проект на тему: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё...

Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....

Статья «Условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развит...

Статья "Правополушарное рисование и его роль в развитии творческих особенностей детей дошкольного возраста" Выполнила - Рейхерт Марина Валерьевна
Автор статьи рассматривает теорию и практику правополушарного рисования как средство формирования творческих навыков у дошкольников. Подчеркнута роль правополушарного рисования в современной дошкольно...
