Консультация «Взаимодействие в системе родитель-ребёнок-педагог в процессе социальной реабилитации воспитанников»
консультация (средняя группа)

Половинкина Татьяна Николаевна

Результатом жизнедеятельности ребенка в условиях социального неблагополучия, трудной жизненной ситуации (ТЖС) становится дезадаптация. С точки зрения современных исследований, (М.В. Захарова, Е.М. Данилова) социальная дезадаптация – процесс, обратимый при создании системы социально – педагогического сопровождения, обеспечивающий оптимальное включение ребенка в новые или изменяющиеся условия окружающей социальной среды на основе конструктивного взаимодействия педагога и ребенка. Тем самым возникает вопрос необходимости решения частной проблемы социальной дезадаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем социальной реабилитации детей в условиях замещения института семьи на институт реабилитационного учреждения. Социальная реабилитация является одной из важнейших сторон процесса социализации. Успешная социализация в условиях круглосуточного пребывания воспитаннков в СРЦН предполагает эффективную адаптацию детей к обществу посредством взаимодействия в системе родитель-ребёнок-педагог в процессе социальной реабилитации воспитанников.

Целями и задачами социальной реабилитации в системе

родитель-ребёнок-педагог являются:

– изменение негативных жизненных установок и норм поведения у родителей, формирование продуктивных отношений в семье между супругами, детьми, с ближайшим окружением; улучшение психологического климата в семье;

– повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и улучшение детско-родительских отношений;

– выявление внутренних ресурсов семьи и обучение их использованию; – формирование у членов семьи продуктивных жизненных установок и ценностей, ориентации на здоровый образ жизни. Для того чтобы социальная реабилитация была эффективной необходимо, чтобы в ней принимали участие все члены семьи

– родители и дети (а может и расширенная семья, если она межпоколенная), так как результат реабилитации предполагает позитивные изменения семейной ситуации.

Взаимодействие ребёнок-родитель

Реабилитационная работа с ребенком, посещающим реабилитационный клуб и возвращающимся обратно в семью, где родители пьют или не обращают на него внимание из-за своей занятости или безразличия, будет иметь точечный эффект без пролонгированного результата. Эффективность реабилитационных мероприятий с ребенком напрямую зависит от того, как семья поддержит его, изменит к нему свое отношение, что подтверждает необходимость проведения реабилитационных мероприятий и с родителями.

Взаимодействие детей разного возраста в разных группах

- обеспечивает  учёт личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности старших и младших является общий интерес, нужное и полезное для всех дело, в котором каждый найдёт для себя личностно значимую и привлекательную сторону.

-развивает  сотруднические отношения между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечение защищённости каждого ребёнка, забота о равноправных отношениях детей независимо от возраста и социальной роли воспитанника.

-повышает саморазвитие и самоорганизацию жизнедеятельности разновозрастных групп детей. Это добровольность объединения детей, предоставление возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в разновозрастной группе.

Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности.

В результате вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что взаимодействие в системе «родитель-ребёнок-педагог» в процессе социальной реабилитации воспитанников СРЦН  создаёт много возможностей  для личностного и интеллектуального развития детей, формирования личности воспитанников, которая способствует положительной динамике в социальной реабилитации воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vzaimodeystvie_v_sisteme.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение Тульской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №4»

Консультация

«Взаимодействие в системе родитель-ребёнок-педагог в процессе социальной реабилитации воспитанников»

                                                       Подготовила: воспитатель

младшей группы

Половинкина Т.Н.

ЩЁКИНО, 2024

Результатом жизнедеятельности ребенка в условиях социального неблагополучия, трудной жизненной ситуации (ТЖС) становится дезадаптация. С точки зрения современных исследований, (М.В. Захарова, Е.М. Данилова) социальная дезадаптация – процесс, обратимый при создании системы социально – педагогического сопровождения, обеспечивающий оптимальное включение ребенка в новые или изменяющиеся условия окружающей социальной среды на основе конструктивного взаимодействия педагога и ребенка. Тем самым возникает вопрос необходимости решения частной проблемы социальной дезадаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем социальной реабилитации детей в условиях замещения института семьи на институт реабилитационного учреждения. Социальная реабилитация является одной из важнейших сторон процесса социализации. Успешная социализация в условиях круглосуточного пребывания воспитаннков в СРЦН предполагает эффективную адаптацию детей к обществу посредством взаимодействия в системе родитель-ребёнок-педагог в процессе социальной реабилитации воспитанников.

Целями и задачами социальной реабилитации в системе

родитель-ребёнок-педагог являются:

– изменение негативных жизненных установок и норм поведения у родителей, формирование продуктивных отношений в семье между супругами, детьми, с ближайшим окружением; улучшение психологического климата в семье;

– повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и улучшение детско-родительских отношений;

– выявление внутренних ресурсов семьи и обучение их использованию; – формирование у членов семьи продуктивных жизненных установок и ценностей, ориентации на здоровый образ жизни. Для того чтобы социальная реабилитация была эффективной необходимо, чтобы в ней принимали участие все члены семьи

– родители и дети (а может и расширенная семья, если она межпоколенная), так как результат реабилитации предполагает позитивные изменения семейной ситуации.

Взаимодействие ребёнок-родитель

Реабилитационная работа с ребенком, посещающим реабилитационный клуб и возвращающимся обратно в семью, где родители пьют или не обращают на него внимание из-за своей занятости или безразличия, будет иметь точечный эффект без пролонгированного результата. Эффективность реабилитационных мероприятий с ребенком напрямую зависит от того, как семья поддержит его, изменит к нему свое отношение, что подтверждает необходимость проведения реабилитационных мероприятий и с родителями.

Взаимодействие детей разного возраста в разных группах

- обеспечивает  учёт личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности старших и младших является общий интерес, нужное и полезное для всех дело, в котором каждый найдёт для себя личностно значимую и привлекательную сторону.

-развивает  сотруднические отношения между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечение защищённости каждого ребёнка, забота о равноправных отношениях детей независимо от возраста и социальной роли воспитанника.

-повышает саморазвитие и самоорганизацию жизнедеятельности разновозрастных групп детей. Это добровольность объединения детей, предоставление возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в разновозрастной группе.

Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности.

В результате вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что взаимодействие в системе «родитель-ребёнок-педагог» в процессе социальной реабилитации воспитанников СРЦН  создаёт много возможностей  для личностного и интеллектуального развития детей, формирования личности воспитанников, которая способствует положительной динамике в социальной реабилитации воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание единого психологического пространства "родитель-ребёнок-педагог"

Некоторые аспекты, влияющие на становление процесса общения ребёнка и взрослого....

Рабочая программа социальной реабилитации детей посредством формирования и развития патриотических качеств личности воспитанников "С чего начинается Родина?"

В последнее время увеличилось количество детей нуждающихся в услугах социальног учреждения для несовершеннолетних. Дети поступившие в приют, характеризуются неадекватными формами общения и поведения -...

Роль театрализованной деятельности в формировании творческой личности и социальной реабилитации воспитанников

Формирование творческой личности - очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и обществом, от нее зависит будущее нашей страны и общества. А в истоках развития личности в цело...

Социальная реабилитация воспитанников средствами аппликации из круп «Разноцветные крупинки»

Творческий час:Аппликация из крупы – интересное и увлекательное занятие. Заниматься таким весёлым делам можно не только на занятиях, но и дома всей семьёй. Созданные работы могут быть подарены в качес...

Социальная реабилитация воспитанников средствами аппликации с применением природного материала «Весёлый ёж»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации с применением природного материала - сухих листьев. Создать работу из разных по формату сухих листьев, травинок и цветной бумаги....

Социальная реабилитация воспитанников средствами аппликации с применением природного материала «Весёлый ёж»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации с применением природного материала - сухих листьев. Создать работу из разных по формату сухих листьев, травинок и цветной бумаги....

Консультация "Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы, при инклюзивном образовании детей с ОВЗ"

Детский сад- это одна большая семья. И в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, оче...