Семинар-практикум "Навстречу школе"
методическая разработка (подготовительная группа)
Для родителей детей, которые скоро перейдут на новую ступень образования, очень важно быть уверенными в вопросе о скором школьном обучении, о всех его аспектах. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАВСТРЕЧУ ШКОЛЕ»
Ход семинара-практикума
СЛАЙД 1.
Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о скором школьном обучении, о всех его аспектах. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Чтобы настроится на совместный лад, давайте поприветствуем друг друга аплодисментами, спасибо что пришли, и я надеюсь на вашу активную поддержку.
СЛАЙД 2. Упражнение «Беспокойство»
Цель: способствовать выявлению степени беспокойства родителей по поводу предстоящего поступления ребенка в школу и причин, вызывающих его.
Ведущий: У вас на столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка: карточка синего цвета — испытываете сильное беспокойство; карточка зеленого цвета — слегка волнуетесь (умеренное) ; карточка оранжевого (или желтого) цвета — если испытываете чувство уверенности за своего ребенка (нет особого беспокойства.
Вопросы для анализа:
- Скажите, пожалуйста, в чем причина вашего беспокойства?
- В чем вы видите проблему вашего беспокойства?
- От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия?
Вывод: Не всегда есть время проанализировать свое состояние. Сейчас вы подумали, провели определенную работу над собой. Первый шаг к положительному решению того, что вызывает беспокойство или почему его совсем нет. Все изменения зависят только от нас. Иметь хорошего ученика — мечта каждого родителя.
СЛАЙД 3. Упражнение «Наши фразы»
Цели: развивать способность к анализу своих слов и действий, стимулировать на применение правильных оборотов речи для активизации у детей желаемых поступков при подготовке к обучению.
Прочитайте ФРАЗЫ их и проанализируйте их про себя:
- «Вот пойдешь в школу, там тебе…», «Ты, наверное, будешь двоечником…»
- «Коля, ты мне обещаешь в школе не драться, не бегать, а вести себя тихо и спокойно?», «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!» и т.д.
Провожая ребенка из дома, не следует читать нотации, угрожать, ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему: «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена, ты справишься, ты молодчина!»
Одна мама считала, что надо обязательно настраивать ребенка на обещание не драться, но в ходе диалога мнение поменяла. Если ребенок пообещает, он должен выполнить, а обстоятельства могут быть разными. Привыкнув обещать и не выполнять, ребенок потеряет смысл обещания. Нельзя заставлять или просить детей дать обещание вести себя хорошо или перестать вести себя плохо. Когда ребенок дает обещание «с чужих слов», он как бы выписывает чек в тот банк, где у него нет счета.
СЛАЙД 4. Портрет будущего первоклассника. (Мольберт+маркеры)
Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно в первую очередь знать, какими качествами должен обладать будущий первоклассник.
Прошу составить портрет ребенка, поступающего в 1 класс. Выходит один родитель и на мольберте пишет характеристики первоклашки, остальные подсказывают.
СЛАЙД 5. А теперь давайте посмотрим портрет будущего первоклассника в идеале, как нам предлагает наш ФГОС ДО.
Все характеристики нам говорят о школьной готовности или зрелости. А давайте посмотрим с другой стороны на эту всю готовность, а точнее через призму работы мозга маленького 6-7 летнего ребенка.
Почему один ребенок может сидеть на уроке, а другой вертится? Почему один запоминает все с первого раза, а другому нужно повторять?
СЛАЙД 6. Упражнение-разминка «Миф или правда?»
Психолог зачитывает утверждения, родители голосуют.
- Главный показатель готовности к школе – умение читать и считать. (Миф)
- Готовность мозга к школе можно тренировать, как мышцу. (Правда)
- Если ребенок неусидчив, это значит, что он не хочет учиться. (Миф)
Вывод- Школьная зрелость – это комплексное понятие, где социально-психологический и интеллектуальный компоненты напрямую зависят от биологического – от того, насколько мозг готов к нагрузкам.
СЛАЙД 7
«Упрощенно, наш мозг можно разделить на три основных "блока", которые должны слаженно работать», предложил эту концепцию основатель нейропсихологии Лурия Александр Романович.
1. Блок №1: Энергетический (активирующий)- Отвечает за общий тонус, бодрость, способность выдерживать нагрузку.
Созревает одним из первых. От него зависят: может ли ребенок концентрироваться,
может ли работать 30-40 минут, не слишком ли он вялый или, наоборот, гиперактивный.
Если слабый блок: Быстрая утомляемость, «витает в облаках», часто отвлекается.
2. Блок №2: Прием, переработка и хранение информации (когнитивный)
Ключевые функции: умение сосредотачиваться на том, что НАДО, а не на том, что интересно). Отвечает за Память (слухоречевая, зрительная). Восприятие (зрительное, слуховое, пространственное). Мышление (логическое, наглядно-образное).
Если слабый: Трудности с усвоением нового материала, пропуск букв при письме, «не слышит» инструкцию с первого раза.
3. Блок №3: Программирование, регуляция и контроль (исполнительный)
Это самые сложные функции, которые созревают последними (до 12-15 лет!).
Что это? Умение делать то, что НАДО, а не то, что ХОЧЕТСЯ. Ставить цель .Проверить себя, найти ошибку. Планировать последовательность действий.
Если слабый БЛОК: Импульсивность, невнимательность к деталям, «глупые» ошибки, трудности с организацией своего времени и пространства.
Вопрос- какая ведущая деятельность в дошкольном возрасте?
Правильно - игровая, то и развивать эти блоки необходимо в игре.
Игры по блоках я вынесла в буклеты, и мы с вами тоже поиграем.
СЛАЙД 8
Нейроупражнения- специальные упражнения для мозга. Раздача родителям игровых пособий- Мемо-шахматы, нейродоски, нейротренажер 8ка.
СЛАЙД 9-10. Проверим вашу зрительную память, задание на внимательность.
СЛАЙД 11-12 - Задание на мышление, анализ, синтез
СЛАЙД 13- ШИФРОВКА
Это задание можно и нужно использовать с будущими школьниками.
Надо выбрать тему на неделю и на каждую букву алфавита придумывать слова и ребенок должен сам записывать слова печатными буквами с помощью взрослых .
Давайте попробуем Шифровку сделать на тему «Наши дети»- то есть на каждую букву алфавита придумать слово, которое ассоциируется с данной темой.
СЛАЙД 14.
Рефлексия "Волшебный портфель"
Родители передают по кругу портфель, и говорят “Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я бы положила своему ребенку в портфель ”
Упражнение «Три ложки».
Психолог презентует участникам три ложки: маленькую, среднюю и большую. Они символизируют объём подачи знаний ребёнку школьного возраста. Взрослым хочется, чтобы ребёнок знал всё и сразу. Иногда мы начинаем воспитание и обучение ребёнка не с детских сказок, а с энциклопедических знаний. Поэтому нередко «берёмся за через чур большую ложку» (показываем столовую ложку, но «проглотить» столько знаний ребёнку сложно. И поэтому он усваивает эти знания поверхностно или же у него вообще исчезает желание узнать что-либо новое или общаться со взрослыми. Поэтому предлагать знания ребёнку дошкольного возраста следует сначала небольшими порциями (показывает чайную ложку).
СЛАЙД 15.
Итак, Ваша задача – не проходить с ребенком программу первого класса заранее, а создать прочный фундамент для ее успешного освоения. И у вас обязательно всё получится! Спасибо за внимание! До новых встреч!
Родителям вручаем буклеты с полезной информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...

