Развитие творческих способностей дошкольников при обучению игре на детских музыкальных инструментах
методическая разработка по музыке (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Низамутдинова Ирина Владимировна

 

I.Актуальность раскрытия творческого потенциала у детей – дошкольников при развитии музыкальных способностей

1. Что такое музыкальность

2. Развитие музыкальных способностей у дошкольников

II. Проявление творческих способностей в элементарном музицировании

  1. Задачи  развития творческой личности ребенка – дошкольника

1.1. Обучение игре на детских музыкальных инструментах по возрастным особенностям.

1. 2. Разучиваем музыкальные произведения

         2.  Музыкально - творческая деятельность

             2.1.  Пальчиковые  речевые игры и  игры с палочками

             2.2. Ритмодекламация

             2.3. Координационно – подвижные игры, подговорки

             2.4. Мир звуков и шумов

             2.5. Шумовые инструменты

III. Как измерить талант.

  1. Итоги , результаты работы, диагностика.
  2. Планы на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kopiya_tvorch._otchet.doc158.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         

                                             « Без творчества немыслимо познание  человеком

                                              своих сил, способностей,  наклонностей… »

                                                                                                  В. А. Сухомлинский

М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, С.С.Прокофьев, И.С.Бах, Д. Д. Шостакович… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги? А может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя – писателем. Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия музыкальных способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании творческих и профессиональных способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится известным пианистом, а врача – виртуозом скрипачом. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом - эти факторы определяют в будущем и способности и характер человека.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Что такое музыкальность? Понятие «неразвивающаяся  способность» по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.    

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса, листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – природой данное человеком свойство. Еще Дмитрий Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, игре на музыкальных инструментах, музыкальном творчестве.         Эти, как их принято называть, специальные или основные музыкальные  способности включают в себя по определению известного специалиста в области фортепианной педагогики Л.А.Баренбойма : звуковысотный слух и ритм.

Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные способности: 1 – ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций; 2 – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии – это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического (высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, т.е. внутреннего слуха);  3 – ритмическое чувство – способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения.

Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием,  именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Наконец еще один аспект теории – рассматривание музыкальности как определенной структуры, в которой не просто выделяются отдельные способности, а устанавливается их тесная взаимосвязь. Дополняя или компенсируя друг друга, одни из них становятся основными, ведущими, другие, вступая в контакт, проявляются уже по- новому. ( См. Приложение: Модули)

Однако, главное, по мнению ученых, заключается в том, что музыкальные способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят многие педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, играть на музыкальных инструментах, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Значит,  чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой, тем более возникает потребности  и желания к выражению себя в музыке, в творческой деятельности …

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка дошкольника. Задача эта не нова. Еще в 20-е годы ее выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б.Астафьев. в своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип  и стал методологически определяющим в моей работе по приобщению детей дошкольников к основам инструментального музицирования.

Т.С.Комарова выдвинула свое концептуальное положение о том, что детское творчество – это создание ребенком субъективно нового ( прежде всего для него самого) продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельности, а также в проявлении им инициативы во всем:  придумывание разных вариантов ситуаций, мелодий песен, движений к танцам, новых игр т.п.

При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными  и с годами желание извлекать звуки  из  музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает. Кто из  педагогов не наблюдал, как ведут себя дети, если им разрешают взять любые музыкальные инструменты? Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает,  и музыкальный зал наполнятся какофонией звуков, самыми немыслимыми и неожиданными звукосочетаниями. И все это не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая, а может и подтанцовывая. Конечно, эта импровизация хаотична, но сколько восторга в глазах детей, как самозабвенно счастье и радость, бьющая через край,  как велико их желание фантазировать, придумывать что-то свое!

        Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении попевок, потешек, песенок, а в последствии и музыкальных произведений.

        В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и творчества детей.

Автор программы «Играем в оркестре по слуху» М. Трубникова отмечает, что у дошкольников при индивидуальном обучении «достаточно легко может быть сформирована деятельность подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах».

Т.Тютюнниковой создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Программа синтезирует  в условиях музыкально – игрового общения ритмизированные звучащие жесты, движения, ритмо  и мелодекламацию или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на орфовских инструментах.  

          В программе Васильевой, которая является основной в нашем МДОУ и  в  

моей работе по развитию музыкальных способностей детей дошкольников ставятся определенные задачи: развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность, способствовать развитию навыков пения, движений под музыку; игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Л.Меркуловой предложена программа «Оркестр в детском саду», которая сочетает обучение детей игре на музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты.

Ознакомившись с изложенными программами и изучив соответствующую методику и литературу, я пришла к выводу, что элементарное музицирование способствует развитию творческих способностей детей,  и  включила  в практику своей работы элементы программы Т.Тютюнниковой и материалы «Пути педагогического творчества» Т.Боровик.

В работе по развитию музыкальных и творческих способностей я для себя ставлю цель: помочь детям в музыкально – дидактической игре войти в мир музыки, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Кроме основных задач по программе М.А. Васильевой для развития творческих музыкальных способностей дошкольников я стараюсь выполнять следующие задачи: развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления. Для развития творческой личности ребенка дошкольника на музыкальных занятиях я ставлю перед собой   и сопутствующие задачи: воспитание интереса и любви к музицированию;  установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока не доступно; развитие навыков общения, сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения; формирование качеств, способствующих самоутверждению личности, самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Осуществлять эти задачи я стараюсь на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно – речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а так же социально – коммуникативных качеств.

Интересно высказывание В.Т.Кудрявцева о том, что детство, прежде всего дошкольное, - «единственный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия человека». Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е творческую среду. Для того, чтобы у дошкольников шло полноценное развитие его творческих способностей, необходимо искать способы организации творческой деятельности, возбуждать интерес к окружающему миру; сформировать эмоционально – положительное отношение к красивому, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания. В процессе своей работы я пришла  к выводу, что такими условиями являются:

- личностно – ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога в деятельности детей, их творчеству;

- эмоционально – положительное отношение между сверстниками;

- использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей;

- индивидуальный подход к каждому ребенку ;

- коллективное обсуждение «продукта творчества» ;

- создание предметно – развивающей  творческой   среды.

        Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем саду уделяется особое внимание, т.к. именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка, развивает его творческие и исполнительские способности.

        В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются творческие и музыкальные способности.

        Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дошкольники открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, у них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмичных движений (четче воспроизводят ритм).

        Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренних духовный ритм. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развитие мышления, творческой  инициативы, сознательных отношений между детьми.

        Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах  я стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляю на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараюсь применять разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в аудиозаписи и т.д.

        Обучение игре на музыкальных инструментах в процессе занятий требует немало времени. Со многими музыкальными инструментами знакомлю детей с учетом возрастных особенностей дошкольников.

        С остальными инструментами, которые используются в оркестре, в отдельных небольших ансамблях, в некоторых музыкально-дидактических играх, знакомлю детей во время индивидуальных занятий. Обучение игре на них осуществляется также в свободное от занятий время.

        Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

        Знакомство с музыкальными инструментами начинала с первой младшей группы ( 2-3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте: высокое и низкое звучание колокольчиков, фортепиано, металлофона; знать и различать звучание бубна и погремушки.

        В работе с малышами использовала музыкальные игрушки: дудочки, барабаны,  которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности.

        Знакомство с инструментами проводила постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. В процессе игр дети начинали самостоятельно угадывать звучание инструментов.

        На каждом занятии старалась создать радостное настроение у детей от общения с музыкой. В гости к ребятам  приходили сказочные герои и приносили в корзинке погремушки, шумелки. Малыши рассматривали их, ощупывали, учились общаться, извлекать звук. И только после этого проводилась игра «Погремушки».  Под тихую музыку постукивали погремушкой перед собой, под громкую – поднимали погремушку вверх и слегка встряхивали. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. Аналогично разучивалась игра «Тихий и громкий колокольчик».

        На занятия часто приходят игрушки, куклы и включаются в игры с детьми. ( См. Фото №1 «Зверята в гостях у малышей») У каждого своя музыка, таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.

        Во время музыкальных занятий я с детьми использовала ритмодекламацию, пальчиковые игры и игры с палочками, которые развивают чувство ритма, доставляют малышам много радости и повышают интерес к музыкальным занятиям. ( См. Фото № 2 Пальчиковые игры)

        Коллективные исполнения на музыкальных инструментах сочетала с индивидуальными и побуждала выполнять задания небольшой группой или по одному. При этом немаловажную роль играет принцип повторности. При каждом новом исполнении ребятишки младшей группы становились более активными.

        Во второй младшей группе я закрепляла знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали ранее; продолжала знакомить с новыми: барабаном и металлофоном.

        На музыкальных занятиях предлагала детям творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Например м/д  игра «Назови свое имя»: Миша А. называл свое имя и простукивал ритм имени на бубне, и Азат Г. и Руслан Г. с большим желанием выполняли такие несложные задания . Я заметила, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте  /до1 – до2/, реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой мелодии, различают тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка). Дети знакомятся с новым инструментом – металлофоном. Старалась, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

В процессе дидактических игр продолжается работа над развитием музыкального слуха и сенсорных способностей. Света Ф. и Лиза К. не только различали контрастное звучание, но и могли воспроизвести его, например каким голосом мяукает кошка а каким котенок (м/д игра «Кто поет?»), звенят колокольчиками или ударяют по барабану («Угадай на чем играю?»).

При обучении игре на музыкальных инструментах я по - прежнему использовала на занятиях ритмодекламацию, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ложками, упражнения с кубиками. ( См. Фото №3 «Игры с палочками»). Постепенно у малышей обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые детские инструменты, появлялось желание самостоятельно действовать с ними.

В средней группе уже предусматривается новый вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах (на металлофоне).  Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма, музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте осуществляла на музыкальных занятиях, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Сначала с детьми передавали ритмический рисунок хлопками все вместе, потом небольшими подгруппами, используя различные ударные инструменты: на палочках, бубне, кубиках, музыкальным молоточком. А после этого переходили к игре попевки на металлофоне на одном звуке. Для того, чтобы дети научились правильно опускать молоточек на пластинку, я наклеивала кружочек на нужную пластинку.

В средней группе знакомила со звучанием музыкального треугольника. Есть ряд игр, в которых этот инструмент обыгрывается : «Как тебя зовут?», «Веселые молоточки». В игре дети угадывают по ритму кого позвали. Такие музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте: бубне, барабане, металлофоне. Они развивают творчество ребят, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами. ( См. Фото №4  «М/д игра « Как тебя зовут?»)

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы я начинала ставить более сложные задачи. Учила исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. Это требует от них определенных умений. К такому исполнению я подходила на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети не только передают в игре знакомый ритмический рисунок, но и придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру. Многие ребята не испытывали особых трудностей в одновременной игре на двух металлофонах( Юля Г., Даша М. и Марина А.), так как попевка, построенная на одном звуке им хорошо знакома.

От исполнения простых попевок я постепенно переходила к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках ( ми – до). В процессе обучения у детей развивается звуковысотный слух, поэтому сначала поем попевку с показом высоты звуков рукой. Дети запоминают на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Постепенно дети исполняют эту попевку ансамлем. (См. Фото №5 « Играем на металлофоне»).

Систематические занятия по обучению игре на музыкальных инструментах помогают мне развивать творческую активность детей, умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной группе я старалась уделять особое внимание. К этому времени дети достаточно владеют такими инструментами как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, треугольники, бубны, барабаны, и др. Ребята не только с помощью воспитателя, но и самостоятельно организовывают небольшой ансамбль.

В подготовительной группе мной ставились задачи: научить играть детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.

Обучение вначале проводила в комплексе с ритмодекламацией, распевкой, чему уделяла 4-5 мин. на музыкальном занятии. Используя музыкальные инструменты, дети как бы дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки, развивают свои творческие способности.

Игра на музыкальных инструментах вызывает у детей стремление быть активными. Но иногда в подготовительной группе встречались застенчивые, малоактивные ребята, которые не проявляли себя во время игры на инструментах ( Регина Г., Айза М.). Правда, таких детей мало, в основном это те, которые недавно пришли из дома ( Айдар Х.). Как правило, вновь пришедшие не знакомы с первоначальными навыками игры на инструментах, поэтому-то они и бывают часто пассивными. Таким детям я старалась уделять больше внимания, приглашала их на индивидуальные занятия. Чтобы развить у них чувство ритма, для развития мелкой моторики рук, продолжала использовать в работе пальчиковые игры и игры с палочками, ритмодекламацию, подговорки ( с озвучиванием на бубне ритма). В подготовительной группе продолжала обучать игре на металлофоне, т.к. он является простейшим инструментом, на котором дети имеют возможность не только сыграть знакомую мелодию, попевку, но и подобрать по слуху простейшие мелодии песен и танцевальных мотивов. В процессе игры на металлофоне хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, хорошо развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность, развивается желание играть на музыкальных инструментах.

 Игра на музыкальных инструментах развивает творческую активность детей. У них появляется желание поиграть знакомые мелодии не только на занятиях, но и в часы досуга. Работая в саду по принципам Карла Орфа, часто применяю для ансамбля шумовые инструменты.

Объединив детей в оркестр, используя разученные на занятиях мелодии проводила индивидуальные занятия во вторую половину дня. Добивалась от детей выразительности исполнения, своевременного включения в игру, исполнения сольных партий.

К концу учебного года дети подготовительной группы овладели практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофонах, треугольниках, барабанах, бубнах, трещотках, ложках, колокольчиках, на шумовых  инструментах и т.д. ( См. Фото №6) Они знают названия духовых, ударных, щипковых инструментов, характер их звучания, правила пользования, узнают по слуху не только инструмент, но и мелодии знакомых песен и сами повторяют на однотипном инструменте услышанную мелодию.

Вместе с детьми старших групп посещали школьный краеведческий музей, где дети знакомились с бытом, башкирскими национальными костюмами и башкирскими народными инструментами. (См. Фото №15) Проводились ознакомительные занятия и развлечения по культуре Башкортостана, где дети «вживую» слушали звучание башкирских народных инструментов. ( См. Фото № 17, 18)

Уделяя особое внимание обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе, я тем самым приучаю детей согласованно действовать в коллективе, готовлю их к знаниям в школе, развивая все те качества,  которые так необходимы будущему школьнику.

РАЗУЧИВАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Среди педагогов – музыкантов, работающих с дошкольниками, не существует единого подхода к разучиванию музыкальных произведений. Одни ориентируются на цветовые, цифровые, буквенные или слоговые обозначения звуков, применение которых не имеет ничего общего с принципами развивающего обучения, но, напротив, подменяет слуховую работу недопустимым натаскиванием. Другие используют нотную грамоту. Однако освоение нотной записи, игра по нотам весьма затруднительны для детей дошкольного возраста  Подбор мелодий по слуху, безусловно, полезный для его развития, не допускает коллективных форм разучивания, так как этот процесс происходит у каждого ребенка индивидуально.

Способ разучивания музыкального произведения я выбрала  с опорой на музыкально – слуховые представления детей о средствах выразительности. Отбирались лишь те средства, которые дошкольник может не только понять, но и применить в игре на инструменте. При отборе содержания и определения объема теоретических сведений, которые предстоит усвоить детям, я исходила из их возрастных возможностей. Материал я старалась расположить в соответствии с одним из основных принципов дидактики, предполагающим строгую последовательность в усвоении, когда новые знания опираются на уже полученные, на предыдущий опыт. С этой целью применяла систему упражнений на освоение за инструментом каждого из средств музыкального языка. Для детей не должно существовать упражнений, отвлеченных от живой музыки. Поэтому для каждого изучаемого элемента подобран соответствующий фрагмент, какого – либо произведения классического репертуара.

Так, например, на одном из первых занятий в начале года дети знакомятся с метрической пульсацией, воспроизводят ровные мерные шаги в движении, в простукивании, в ритмодекламации, в играх с палочками, в подговорках, играх с движением. Прежде чем играть на инструменте, я учила ребят двигаться, шагать под музыку, слушать, где нужно сделать передышку, а где – остановку. В этом очень помогали подговорки. Затем на металлофонах выполняли упражнения на равномерное движение на одном звуке, например,  под фрагмент «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. Одновременно дети знакомились с расположением звука до на металлофонах, ксилофонах и др.

При всей скромности своей партии дети активно и увлеченно участвовали в исполнении классической музыки. На простом упражнении они учились слушать фортепианное сопровождение, игру друг друга, придерживаться общего темпа исполнения, одновременно начинать и заканчивать произведение. Все это позволяет добиться согласованности в игре, т.е. овладеть первоначальными навыками «чувства ансамбля».

На следующем этапе переходила к произведениям построенным на двух звуках ( ми - до) – нисходящей терции – простой и естественной интонации «зова». Придумываем, пропеваем, проигрываем на инструменте попевки, двуслоговые имена, звукоподражания голосам животных и птиц ( мя-у, ку-ку). Пусть пока это всего лишь два звука, но с ними можно играть, придумывать разные комбинации. Каждому ребенку дается возможность на этом простом материале сыграть на инструменте свой собственный вариант. При этом, постигая общее, он не теряет своей индивидуальности, что дает возможность для творчества.

Все вместе играли и «настоящую», «взрослую» музыку. И вот уже дети не импровизируют, а внимательно вслушиваются в музыкальную ткань замечательных произведений. У детей происходит эмоциональное осмысление художественно – музыкального образа

ПАЛЬЧИКОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И  ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ

В своей практике я продолжала применять пальчиковые  и речевые игры. Речь у дошкольников формируется, и упражнения для пальчиков и речевые игры на музыкальных занятиях превращаются  в увлекательные игры, помогающие укреплять и развивать речевой аппарат, дикцию и артикуляцию голоса, развивают чувство ритма. Речевые игры  с использованием звучащих жестов  развивают мышечные и тактильные ощущения. В речевых упражнениях восприятие детей происходит через зрение, слух, ощущение. Педагогические принципы идут в ногу с природой ребенка, а не наоборот, когда стих запоминается только на слух, в одной модальности, а зрение и ощущение «спят», бездействуют.

Дети дошкольники воспринимают информацию в 3  модальностях.

1) Визуальной – вижу, как делает педагог; 2)Аудиалистической – говорю и повторяю за педагогом; 3) Кинестической – делаю вместе с педагогом.

Модели пальчиковых игр можно представить как: ( См. Приложение )

 - Пальчиковая «азбука» ( 1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики играть);

- Пальчиковый аккомпанемент ( «Пять обзьянок»);

- Пальчиковая «кантилена» ( «Улитка»);

- Позиционные пальчиковые игры;

- Пальчиковые игры – песни ( «Паучина»);

- Стилизованный пальчиковый театр ;

- « Танцы рук» ( « Трик – трак»).

Интересные игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов и являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т.к. они дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения.

 В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Эти «инструменты» даны человеку самой природой, и их использование отличается уникальностью. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения. ( См. Консультацию «Звучащие жесты»)

Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

            Ритмические речевые упражнения – это возможность формирования у детей музыкальных и творческих способностей, которую предлагает система элементарного музицирования австрийского педагога К.Орфа. В качестве «собственных» музыкальных инструментов используются хлопки (всей ладонью, пальцами, горстью, посередине ладони и возле пальцев), шлепки по коленям (правому, левому, одновременно), притопы, удары по полу ( всей ступней, пяткой, носком), щелчки пальцами и др.

                Все упражнения с детьми я использую следующим образом:

-   Хором,

-   Соло,

-   Чередуя хор и соло,

-   С различной динамикой (силой звука),

-   С изменяющейся динамикой:

        1) ступенчатая динамика без постепенных переходов (внезапно громко и

            внезапно тихо);

        2) динамика с постепенным переходом постепенно усиливая звучность –

             крещендо, или затихая – диминуэндо).

-  В различной тесситуре и различном регистре голоса (нормальный голос, фальцет, низкий голос, шепот, носовой голос и т.д.).

-     В изменяющихся темпах:

        1) смена темпа без постепенного перехода;

        2) с постепенным переходом (ускорение, замедление).

-     В различных ритмах и метрах (насколько позволяет текст).

-    Каноном в два и более голосов (после предыдущей ритмизации).

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения, «есть свои радости в каждом виде творчества» - писал Оноре де Бальзак. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

Речевые и пальчиковые игры доставляют детям радость, они играли словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций. ( См. Фото №7«Речевые игры»)

        Игры с палочками являются подготовительным этапом в музицировании. Ребенок учится правильно держать палочки, ритмичные удары палочками подготавливают ребенка к умению чувствовать метрии ритм музыки.

РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ

        Ритмодекламация – синтез поэзии и музыки – широко применялась в композиторской практике XX века. Её называли и  «музыкальной речью», и «речевым интонированием в ритме, предложенным композитором». Еще В.Гюго говорил « Музыка – это пара для искусства поэзии. Она то же, что грезы для мысли, что для океана волн – океан облаков». Отдавая предпочтение термину «ритмодекламация», мы исходим из того, что он лучше описывает именно ритмизацию текста при выразительном интонировании и не относится к свободном чтению под музыку и чтению «нараспев». Кроме того, подчеркивается принадлежность к определенному методическому направлению, связанному с формированием чувства ритма  у детей.

        Выведение на первый план ритма, одного из важнейших параметров музыкального языка, позволяет рассматривать ритмодекламацию как одну из перспективных форм в музыкальной методике обучения дошкольников. Декламация как искусство выразительного чтения вслух присутствует в ритмодекламации жанровым компонентом. Однако  исполнение ритмодекламации отличается более четким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая  звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания. (См. Приложение « Ритмодекламация»)

        Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить), а с другой стороны направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым.  До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

        Ритмодекламацией я занимаюсь с детьми в свободное время, на прогулке, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, пальчиковых играх, играх с палочками  и т.д. Все дети исполняют ритмодекламацию с огромным желанием, однако для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Поэтому ритмодекламация разучивается как вокальное произведение.

        Зачастую при начальном ознакомлении с произведением внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание моей речевой пластике. На следующем этапе, когда мы снова возвращаемся к изучаемому произведению, внимание детей обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования, особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически – музыкального образа. Описанный процесс на практике протекает быстро, и часто уже на следующих занятиях ритмодекламация исполняется детьми по памяти. Воспроизведение возможно как индивидуальное, так и хоровое, «цепочкой», групповым диалогом и т.д.

        Первоначальное представление произведение, необходимое при работе с дошкольниками, не умеющими читать, не исключает возможностей для творчества ребенка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произнесения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения собственным аккомпанементом ( при помощи шумовых инструментов и др.). Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. На занятиях ритмодекламацию мы дополняем жестами, пластикой, движением, если оно допускается содержанием исполняемого произведения. ( См. Фото№8 «Ритмодекламация»)

        Процесс выбора, как самого стихотворения, так и музыки к нему не прост. Следует обратить внимание на возможно более полное совпадение содержания стихов с композиторским замыслом, часто выраженным в программном названии пьесы. К ритмодекламациям можно подобрать не только музыку, исполняемую на фортепиано, но и пьесы, которые исполняются на других инструментах или оркестром. Центральным должно стать желание творить. Оно направит на поиск сюжетов, поможет соединить  в оригинальной композиции увлекательный мир поэзии и музыки.

КООРДИНАЦИОННО – ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ , ПОДГОВОРКИ

        Такие игры крупномасштабно ( через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:

- коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;

- игры команды;

- массажные;

- тонизирующие;

- пластико – ритмо- речевой театр.

Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного « аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, ритма, воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности.

Подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений и развитию чувства ритма. Творческий потенциал, самовыражение дошкольника во многом зависят от той базы знаний и навыков, которые они приобретают в детском саду. В музыкально – ритмическом движении ребенка музыка является «исходным моментом», а движение – средством её усвоения. В подговорках «исходным моментом» является четкая, выразительная речь.

Применение подговорок в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности , в часы досуга, в развлечениях, на музыкальных занятиях. На занятия и развлечения часто приходят  сказочные герои и включаются в игры с детьми. ( См. Фото №27 «В сказочном Лукоморье»)

В процессе работы следует обратить внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество выполнения движения. Следует следить за метрической стороной произношения текста, так как это определяет темп выполнения движения. Необходимым  компонентом является единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство ровного метрического воспроизведения текста и согласованности движений.

Речь имеет сходную с музыкой интонационную природу. Интонация передается с помощью голоса, темпа речи, акцентов, пауз и т.д. Дети имеют разные природные данные. Учитывая индивидуальные способности, можно произносить текст подговорки и соответственно выполнять движения в разном темпе. Одни дети – в более сдержанном темпе, а другие – в подвижном. В последствии мы с детьми стремимся исполнять все в едином темпе.

Во время исполнения движений мы используем различные шумовые и ударные инструменты, которые задают ритм и украшают движение. ( См. Приложение «Подговорки»)

МИР   ЗВУКОВ  И  ШУМОВ.

 Удивителен мир звуков, окружающий нас. Его богатство, многообразие сравнимо лишь с бесконечностью и изменчивостью окружающего предметного мира и мира природы вместе взятых. Это целый звуковой космос, который является неотъемлемой частью нашей жизни: вот мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеется малыш, завывает снежная метель и визжит тормозами машина... Чуткое ухо человека научилось безошибочно распознавать тысячи звуков, а в их сочетаниях находить особую прелесть и гармонию, уметь слушать и слышать музыку окружающей жизни.

Что такое звук вообще? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе на человеческий. Умение различать особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

Фантазия и изображение помогают вдохнуть красочность и выразительность в обычные бытовые звуки. Стоит только прислушаться – можно услышать незатейливую песенку легкого дождика или целую симфонию звуков большого города. Чарующая музыка рождается из самых простых, обычных звуков. А какой полет фантазии вызывает слушание музыкальных произведений,  героями каких сказок представляют себя дети?

Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.

Все на свете дети знают звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клекот, самолета громкий ропот.

Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка, тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые, только есть еще другие.

Не шуршания, не стука – музыкальные есть звуки!             Е.Королева

Как провести малыша по первым дорожкам музыкального мира, познакомить с его необычными жителями – звуками, научить слышать и различать их? Решению помогает слушание звуков окружающего мира. С ребятами на музыкальных занятиях мы слушаем различные звуковые фрагменты. Я знакомлю дошкольников с звуками деревянными, металлическими, стеклянными, шумовыми, звуками быта, леса, природы, животных и птиц. Прослушивание фрагментов способствует развитию у ребят чуткости и тонкости тембрового слуха, расширяет их представление о единстве и многообразии всего, что их окружает, помогает активизировать внимание, ассоциативное мышление и творческую активность. Узнавая звуки, дети сами по ассоциации могут озвучить при помощи шумовых музыкальных инструментов звуки окружающего мира. Как сказал  Квинт Гораций Фланк «Всякий вправе творить по - своему», что дети и воплощают, они сами инструментами могут  передать песенку  ветра, шуршание листочков, журчание ручейка, пение  птички, даже песенку сосульки и льдинки.

Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить, «способность творчества есть великий дар природы: акт творчества в душе творящий, есть великое таинство» как написал В.Г. Белинский,  детям этот дар подарила сама природа с великой целью: служить способам познания мира.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией их музыка проста и чудесна,  как сама страна детства. Из металлофона рождается огонек светлячка, колокольчики «разговаривают» о дружбе,  «шуршалки» расскажут как грустят опавшие осенние листочки. Ребенку легко услышать музыку бумажных шелестов, «узнать» в ней разговор бабочек, а потом найти способ музыкально выразить. И этому помогают шумовые инструменты, изготовленные из бросового материала.

ШУМОВЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ

Малозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Время меняет взгляд. Понадобились тысячелетия, чтобы воспринимать предметы эпохи неолита как произведения искусства, потребовалось около века, чтобы современная улица рассматривалась как своеобразный «музей». А ныне хватает несколько десятилетий, чтобы предметы обихода, с их  повсеместной открытостью взгляду, приобрели популярность «голоса».

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают все большее развитие. Именно они становятся участниками изумительного шумового оркестра.

Вы спросите: «Нужно ли тратить драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые – современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой!». Но я веду речь не о скрипках, флейтах и не о фортепиано, а о шумовых инструментах. Об инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.

Сколько выдумки и фантазии в «шумелках», изготовленных моими руками, руками педагогов – воспитателей нашего детского сада, родителями   из разных  баночек, пластмассовых бутылок, крышечек, палочек, трубочек, стаканчиков, коробочек, кухонных мисок,  дощечек, пузырьков, ключиков, гвоздиков и т.п.( См. Фото№ 26 « Выставка шумовых инструментов») Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании. ( См. Приложение «Шумовые инструменты»)

Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по- новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, тихонько скрипит дверь, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер… играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков еще один шаг к элементарному музицированию.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примарными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями. Способствует развитию чувства ритма и двигательной активности. Варьируя способы игры на шумовых музыкальных инструментах, ребенок исследует звук и создает различные музыкальные образы. «Это стихия подлинного творчества в «элементарной музыке» (К.Орф) Как играть? Прежде всего дети пробуют сами искать звук и способ извлечения. Каким удовольствием и радостью пронизано «открытие» неведомого до этого момента мира музыки. Учить способности удивляться можно тогда, когда поймаешь себя на изумлении. Привычное и встречающееся каждый день, попадающееся на глаза и под руки ежечасно, и именно оно, не способное в силу «махровой» утилитарности быть Иным, вдруг изумляет! Звуковые возможности одного предмета своеобразны, сочетание с другими наполняет желанием играть еще и еще. Свежесть звуков вызывает массу самых разнообразных ассоциаций. Эта необыкновенная музыка способна, как в машине времени, прокатить нас по разным странам и векам.

На занятиях и в свободные минуты досуга предлагаю ребятам композиции, когда я руковожу динамикой, очередностью звучания инструментов по одному, группами, вместе. Очень интересными бывают шумовые сопровождения к сказкам, к небольшим сценкам, стихам даже театральным спектаклям.

 Казалось бы, музыкальные произведения, где шумовые инструменты выступают в роли аккомпанемента подобрать не трудно. Однако, с одной стороны, довольно ответственно «добавлять себя» к известным. С другой стороны, при слушании нередко возникает впечатление тембровой  несогласованности, когда шумовые инструменты «торчат» из «музыкального полотна. Как быть? Вероятнее всего, именно шедевры детской классики требуют вдумчивого подбора инструментов, так и их не «густого» состава. Оркестровая музыка, конечно же, является прекрасным материалом: палитра «взрослых» инструментов с удовольствием впитает в себя звуки детских инструментов.

Игра на шумовых инструментах является излюбленным видом деятельности. Шумовые инструменты несложно изготовить и это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями. Мы отстраняем возникшие мысли: на что будет походить зал, когда все дети понесут из дома «чудо – инструменты». Мы проводим выставки музыкальных инструментов, изготовленных из бросового материала педагогами и родителями, которые помогают включать родителей в работу по музыкальному воспитанию детей, заинтересовать их тем, что происходит в детском саду, организовывать совместные досуги, развлечения, что очень сближает детей и родителей. ( См. Фото №13,14)

Самодельных инструментов у нас много. Шумовые инструменты имеются в музыкальном уголке каждой группы, и это позволяет мне периодически менять их на занятиях, чтобы сохранить для детей новизну и свежесть восприятия. Я с уверенностью могу сказать, что инструменты из бросового материала – яркие и интересные – отлично воздействуют на эмоциональный тонус дошкольников,  и я глубоко убеждена в эффективности их использования: игра на музыкальных шумовых инструментах дает большой простор для развития фантазии и  творческой активности детей дошкольников, чем дети и наслаждаются в свободные часы досуга. Как сказал Моэм Уильямс Сомерсет «Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение».

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я использую обследования, ориентированные на выявление способностей ребенка – дошкольника. Это стандартный тест – анкета, разработанные специалистами в области детской психологии А да Ханом и Г.Кафом. широко применяемые в США и мало известные у нас. Их преимущество в том, что он достаточно прост, каждый родитель или педагог сможет это определить.

Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  • Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
  • Сочиняет свои собственные мелодии и песенки;
  • Научился играть на каком – либо музыкальном инструменте.

( См.  Приложение :Работа с родителями «Анкетирование»)

В своей практике я использовала диагностику уровня музыкальных  и творческих способностей детей. В ней я стараюсь отразить такие музыкальные способности, как уровень звуковысотного, ладотонального и ритмического слуха, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, выразительность и исполнение музыкально – ритмических движений, владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах, способность к импровизации, песенное и игровое творчество и т.д. Результаты диагностики я использую в дальнейшей работе. ( См. Приложение « Диагностика и результаты диагностики выпусков  2003, 2004, 2005 г.»)

За основу развития детей я брала следующие критерии:

Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности.

Средний уровень (С) – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительные объяснения, показ, повтор и др.

Низкий уровень (Н) – малоэмоционален. «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.

Диагностику развития музыкальных способностей на 2005 – 2006 учебный год я составила по программе М.А.Васильевой. ( См. Диагностика , результаты ).

Для того,  чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогащать его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Еще К.Г.Паустовский писал: «порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи». Чем богаче опыт детей, тем ярче будут творческие проявления в музыкальной деятельности и конкретно в элементарном музицировании, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке. Для этого я знакомлю детей с звучанием различных инструментов в аудио и видеозаписи, посещаем концерты в клубе, в Детской музыкальной школе искусств и артисты ( бывшие выпускники нашего сада) приходят с концертами к нам. ( См. Фото№ 9,10 « Концерт учащихся ДМШ») В свою очередь, ребята дошкольники сами с удовольствием принимают участие в концертах в клубе, в начальной школе и т.п.( См. Фото № 11, 12, 29 «Выступления в клубе»)

Есть «дистанция огромного размера» между ребенком, слушающим, как музицирует педагог, и ребенком, играющим и тем более творящим музыку самостоятельно, даже если в его партии будет только один звук, но им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом ребенку надо «испытать» её, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Дети с удовольствием участвуют в различных досугах, спектаклях, развлечениях, викторинах, где применяют полученные знания и умения. ( См. Фото № 19, 20, 21, 22, 28)

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и  прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.

Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как говорил Л.Н.Толстой «музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.

Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баренбойм Л.А.Карл Орф и институт его времени. – в кн.: Элементарное  музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: 1978, с 29.
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  3. Ветлугина Н.А. Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н.Методика музыкального воспитания в д/с: Уч-к для уч-ся пед. уч-щ. – 3-3 изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Газеты «Дошкольное образование» № 14, 15, 17. за 2005г.
  5. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 г., 2005 г., 2006 г.
  6. Журналы «Музыкальная палитра» за 2003г.,  2004г.,  2005г.,  2006 г.
  7. Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» за 2006 г.
  8. Зацепина М.Б. Организация культурно – досуговой деятельности дошкольников. Уч. метод. пособие. – М.: Пед. общество России, 2004.
  9. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия с детьми 6 – 7 лет. – М.: Сфера, 2006.
  10. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990.
  11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  12. Мухамедзянова Р.К., Янкина Д.Р. Развитие музыкального мышления у детей 5 – 6 лет. Пособие по музыке. – Уфа: Китап, 2003.
  13. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
  14. Покровская М.. Константинова Н. Нотная азбука Программа развития и обучения дошкольника. – М., «ОЛМА _ ПРЕСС», 2002.
  15. Синицина Е.И. Умные стихи – М.: «Лист». 1998.
  16. Сухомлинский В.А. О воспитании. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1979.

                     

                          « Музыка способна оказывать известное воздействие на        

                       этическую сторону души: и раз музыка обладает такими

                      свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в

                         число предметов воспитания…»

Аристотель

I. Актуальность раскрытия творческого потенциала у детей – дошкольников при развитии музыкальных способностей

1. Что такое музыкальность

2. Развитие музыкальных способностей у дошкольников

II. Проявление творческих способностей в элементарном музицировании

  1. Задачи  развития творческой личности ребенка – дошкольника

1.1. Обучение игре на детских музыкальных инструментах по возрастным особенностям.

1. 2. Разучиваем музыкальные произведения

         2.  Музыкально - творческая деятельность

             2.1.  Пальчиковые  речевые игры и  игры с палочками

             2.2. Ритмодекламация

             2.3. Координационно – подвижные игры, подговорки

             2.4. Мир звуков и шумов

             2.5. Шумовые инструменты

III. Как измерить талант.

  1. Итоги, результаты работы, диагностика.
  2. Планы на будущее.

Литература

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей старшего возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах».

Пособие отражает практический опыт музыкального руководителя в условиях обновления содержания музыкального воспитания. Представленный материал включает в себя перспективно-тематический план развивающм...

Развитие творческих способностей детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах. (моделирование занятия "Озорные наигрыши)

Музыкальные инструменты для детей всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для маленького ребёнка - символ музыки, тот, кто играет...

«Развитие творческих способностей детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах»

Для развития творческой личности ребенка дошкольника на музыкальных занятиях я ставлю перед собой   и сопутствующие задачи: воспитание интереса и любви к музицированию;  установл...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах".

Игре  на  детских  музыкальных  инструментах  уделяется  особое  внимание , так  ка  именно  детское  музицирование  расширяет  сферу...

Проект "Развитие музыкально-творческих способностей детей, посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах

Проект на тему: Развитие музыкально-творческих способностей детей посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах....

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...

Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах

Считается доказанным,что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия,то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности и способностей....


 

Комментарии

Трегубова Лариса Валерьевна

Ирина Владимировна, ознакомилась с Вашей разработкой. Все правильно, молодец, поддерживаю Ваш опыт. Но заинтересовалась разделом диагностики. По какой программе Вы ее проводите? Как я поняла, Вы обучаете детей игре на инструментах по Тютюнниковой. А диагностика по Васильевой? Меня это очень интересует. Спасибо.
Низамутдинова Ирина Владимировна

Диагностика по Васильевой, т.к. наш сад работает по этой программе, а Тютюнникову я использую парциально...

Спасибо за материал!