Деловая игра для музыкальных руководителей «Создание условий для творческих проявлений дошкольников в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах»»
консультация по музыке
Деловая игра для музыкальных руководителей
«Создание условий для творческих проявлений дошкольников в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах»».
В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка. Задача эта не нова. Еще в 20-ые годы ее выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования. Здесь ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид исполнительской деятельности. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки не угасает. Я наблюдала, как ведут себя дети в музыкальном зале, случись им остаться без педагога. Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает.
Яркий неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.
Как правило, инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамблевой форме. Реже можно встретить детские оркестры, в состав которых входят детские музыкальные инструменты. Их выбор, как и выбор музыкальных игрушек, очень разнообразен. В работе используются различные группы.
Задание для педагогов: Разделить по группам музыкальные инструменты и по возможности назвать группы.
- Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты (балалайки без струн, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами).
- Ударные без определенной высоты звука (барабаны, бубны, палочки, маракасы, кастаньеты, колокольчики, треугольники).
- Ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, рояли).
- Язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники).
- Струнные (арфы, гусли, цитры).
- Духовые однозвуковые (дудки, клаксоны, трубы).
- Духовые многозвуковые (саксофоны, кларнеты, триолы, свирели).
- Электромузыкальные инструменты (синтезаторы).
- Народные инструменты (ложки, трещотки, бубенцы, колотушки, рубель). Задание для педагогов: Отобрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, подходят к группе раннего возраста.
В работе с малышами мы используем музыкальные игрушки: дудочки, органчики, неозвученные музыкальные игрушки, которые помогают заинтересовать ребенка, побуждают их к действию. Малыши должны знать и различать звучание бубна, погремушек, колокольчика.
Задание для педагогов: Отобрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, подходят к младшей группе.
Закрепляем знания о музыкальных игрушках и инструментах, о которых дети узнали в группе младшего возраста. Вносим новые инсструменты - барабан и металлофон. Дети учатся различать звуки по высоте на металлофоне: большая и маленькая птичка, реагируют на громкое и тихое звучание, развивается ритмический слух: сильный и слабый дождик. Так же для развития чувства ритма вносятся различные ударные инструменты: ложки, молоточки, кубики.
Задание для педагогов: Отобрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, подходят к средней группе.
В средней группе предусматривается игра на металлофоне, что способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Важно научить детей правильным приемам звукоизвлечения. Молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки, и главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится глухим, неприятным. Поясняем детям: «Молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола». Во время разучивания какой-либо попевки, я сначала учу точно воспроизводить ритмический рисунок при помощи звучащих жестов, ударных инструментов, выкладывания рисунка на фланелеграфе. Расширяется количество ударных музыкальных инструментов: треугольник, трещотки, коробочки.
Задание для педагогов: Отобрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, подходят к старшей группе.
В старшей группе «Программой» предусмотрена игра детей на музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. к такому исполнению мы подходим на примере простых попевок. Во время обучения стараемся развивать творчество детей, побуждать их к активным
самостоятельным действиям. Например, предложить детям подобрать музыкальные инструменты, которые помогут изобразить дождик, исполнить.
В старшей группе мы знакомим детей с триолой.
Задание для педагогов: Отобрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, подходят к подготовительной к школе группе.
В подготовительной группе продолжаем обучать игре на металлофоне. Сначала повторяем игру простых попевок на одном звуке («Андрей-воробей»), потом поступенное движение вверх и вниз («Лесенка» на 5 и 8 звуках). Затем переходим к попевкам, построенным на двух близлежащих звуках. Дети пропевают их, показывают движение мелодии рукой («Сорока-сорока»). Постепенно задания усложняются. Исполняют попевки индивидуально и ансамблем. Вносится новый ударный инструмент – кастаньеты. Увеличивается количество мелодических инструментов: ксилофон, струнные – цитры, язычковые – баян, аккордеон, гармонь (знакомлю на занятии). У детей проявляется творчество (дети сами предлагают инструменты, которые подходят к данному музыкальному произведению, ритмический рисунок), желание проиграть знакомые мелодии вне музыкальных занятий, подобрать мелодию по слуху.
Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальные руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.
Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя по музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с малышами, играет на погремушках, бубне, дудочке, выполняет ритмические упражнения. первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще не устойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться.
Воспитатели средней группы помогают освоить навыки игры на металлофоне, треугольнике и др. (правильное звукоизвлечение).
В подготовительной группе особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.
На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в группе в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить и на каком инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Педагог, зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении других детей.
Давайте исполним в оркестре русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде…».
Задание для педагогов: Подобрать музыкальные инструменты, придумать ритмический рисунок к ударным инструментам.
Выступление оркестром.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края 658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66,
Деловая игра для музыкальных руководителей
«Создание условий для творческих проявлений дошкольников в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах»»
Музыкальный руководитель:
Мецлер Галия Марсовна (первая квалификационная категория)
город Рубцовск, 2023 год
Цель: Повысить компетентность музыкальных руководителей по созданию условий для творческих проявлений дошкольников в игре на детских
музыкальных инструментах.
Деловая игра для музыкальных руководителей
«Создание условий для творческих проявлений дошкольников в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах»».
В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка. Задача эта не нова. Еще в 20-ые годы ее выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования. Здесь ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид исполнительской деятельности. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки не угасает. Я наблюдала, как ведут себя дети в музыкальном зале, случись им остаться без педагога. Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает.
Яркий неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.
Как правило, инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамблевой форме. Реже можно встретить детские оркестры, в состав которых входят детские музыкальные инструменты. Их выбор, как и выбор музыкальных игрушек, очень разнообразен. В работе используются различные группы.
Задание для педагогов: Разделить по группам музыкальные инструменты и по возможности назвать группы.
- Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты (балалайки без струн, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами).
- Ударные без определенной высоты звука (барабаны, бубны, палочки, маракасы, кастаньеты, колокольчики, треугольники).
- Ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, рояли).
- Язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники).
- Струнные (арфы, гусли, цитры).
- Духовые однозвуковые (дудки, клаксоны, трубы).
- Духовые многозвуковые (саксофоны, кларнеты, триолы, свирели).
- Электромузыкальные инструменты (синтезаторы).
- Народные инструменты (ложки, трещотки, бубенцы, колотушки, рубель). Задание для педагогов: Отобрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, подходят к группе раннего возраста.
В работе с малышами мы используем музыкальные игрушки: дудочки, органчики, неозвученные музыкальные игрушки, которые помогают заинтересовать ребенка, побуждают их к действию. Малыши должны знать и различать звучание бубна, погремушек, колокольчика.
Задание для педагогов: Отобрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, подходят к младшей группе.
Закрепляем знания о музыкальных игрушках и инструментах, о которых дети узнали в группе младшего возраста. Вносим новые инсструменты - барабан и металлофон. Дети учатся различать звуки по высоте на металлофоне: большая и маленькая птичка, реагируют на громкое и тихое звучание, развивается ритмический слух: сильный и слабый дождик. Так же для развития чувства ритма вносятся различные ударные инструменты: ложки, молоточки, кубики.
Задание для педагогов: Отобрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, подходят к средней группе.
В средней группе предусматривается игра на металлофоне, что способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Важно научить детей правильным приемам звукоизвлечения. Молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки, и главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится глухим, неприятным. Поясняем детям: «Молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола». Во время разучивания какой-либо попевки, я сначала учу точно воспроизводить ритмический рисунок при помощи звучащих жестов, ударных инструментов, выкладывания рисунка на фланелеграфе. Расширяется количество ударных музыкальных инструментов: треугольник, трещотки, коробочки.
Задание для педагогов: Отобрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, подходят к старшей группе.
В старшей группе «Программой» предусмотрена игра детей на музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. к такому исполнению мы подходим на примере простых попевок. Во время обучения стараемся развивать творчество детей, побуждать их к активным
самостоятельным действиям. Например, предложить детям подобрать музыкальные инструменты, которые помогут изобразить дождик, исполнить.
В старшей группе мы знакомим детей с триолой.
Задание для педагогов: Отобрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, подходят к подготовительной к школе группе.
В подготовительной группе продолжаем обучать игре на металлофоне. Сначала повторяем игру простых попевок на одном звуке («Андрей-воробей»), потом поступенное движение вверх и вниз («Лесенка» на 5 и 8 звуках). Затем переходим к попевкам, построенным на двух близлежащих звуках. Дети пропевают их, показывают движение мелодии рукой («Сорока-сорока»). Постепенно задания усложняются. Исполняют попевки индивидуально и ансамблем. Вносится новый ударный инструмент – кастаньеты. Увеличивается количество мелодических инструментов: ксилофон, струнные – цитры, язычковые – баян, аккордеон, гармонь (знакомлю на занятии). У детей проявляется творчество (дети сами предлагают инструменты, которые подходят к данному музыкальному произведению, ритмический рисунок), желание проиграть знакомые мелодии вне музыкальных занятий, подобрать мелодию по слуху.
Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальные руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.
Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя по музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с малышами, играет на погремушках, бубне, дудочке, выполняет ритмические упражнения. первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще не устойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться.
Воспитатели средней группы помогают освоить навыки игры на металлофоне, треугольнике и др. (правильное звукоизвлечение).
В подготовительной группе особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.
На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в группе в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить и на каком инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Педагог, зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении других детей.
Давайте исполним в оркестре русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде…».
Задание для педагогов: Подобрать музыкальные инструменты, придумать ритмический рисунок к ударным инструментам.
Выступление оркестром.
Источник информации: https://pandia.ru/text/80/017/18102.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников при обучению игре на детских музыкальных инструментах
I.Актуальность раскрытия творческого потенциала у детей – дошкольников при развитии музыкальных способностей1. Что такое музыкальность2. Развитие музыкальных способностей у дошкольниковII. Прояв...
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах".
Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание , так ка именно детское музицирование расширяет сферу...

Консультация в рамках МО музыкальных руководителей "Творческий подход к обучению детей игре на детских музыкальных инструментах"
из опыта работы...

Проект "Развитие музыкально-творческих способностей детей, посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах
Проект на тему: Развитие музыкально-творческих способностей детей посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах....

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию по теме «Звон, стук – кто играет тут?» в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» в подготовительной группе
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию по теме «Звон, стук – кто играет тут?» в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» в подготовительной группе...

Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах
Считается доказанным,что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия,то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности и способностей....

Методика разучивания р.н. песни «Во кузнице» в подготовительной группе Раздел: «Игра на детских музыкальных инструментах».
Методика разучивания р.н. песни «Во кузнице» в подготовительной группеРаздел: «Игра на детских музыкальных инструментах»....
