самоонализ на тему "Фольклор"
методическая разработка по музыке по теме

самоанализ по теме "Фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoonaliz.docx30.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Красоту, чистоту мы у старших берем. Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем.

В.  Высоцкий

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и пере оцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что забо тило, радовало и тревожило русских людей, чем они занима лись, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы се годня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поставив задачу знакомить детей с истиным народным твор чеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, мы хорошо понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты. Задача эта — на года, поэтому  в основе системы воспитания в нашем детском саду — знакомство с русским фольклором.

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было послушать о прялке, покачать в зыбке куклу Машу, самим рас толочь в ступе зерно.

. Все занятия по ознакомлению с на родным творчеством  старились создать атмосферу, добавить  элементы о чём говорили в течение занятия. ,например  Тема: « У самовара я и моя мама» дети приглашали мам  садились за столы  накрытые  расписными скатертями,  на столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю.  обязате льно в этот день приходили любимые сказочные герои. Здесь и удаль, и размах, веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Детей подводили к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнавали поря док размещения за гостевым столом и за семейным, усваивали традиции русского стола, кухонной утвари. Блюда русской кух ни были привычными. Детям очень полюбились пироги, плюш ки, ватрушки, приготовленные нашими поварами к этому празд нику. Но самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами — красна пиро гами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол». Для изу чения народно-прикладного искусства создали альбом и назва ли его «Светелка-рукодельница». В «Светелке» собраны образ цы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки.

дальше была огромная работа по изу чению истоков жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства, по составлению конспектов занятий, сце нариев обрядовых праздников — всего того, что постепенно скла дывается в систему.

Мы старались применять русские народные традиции в пов седневной жизни детей всех возрастов. Подобрали серию поте шек, пестушек, прибауток и использовали их в рече детьми в группах младшего возраста. Сколько в этих казалось  бы, незамысловатых  стишках нежности,  такта,   они удовлетворяли рано возникающую у ребёка  потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Младших детей знакомили и с колыбельными песнями. Малыши не только слу шали песенки, но и сами пели куклам — и про кота-воркота. и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Очень интересно было познакомиться с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками, ко торые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватыва ют разнообразные стороны действительности. . Старались показать происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, совмещение в них общего и конкретного, выразительность. Дети тонко чувствовали воспитательное и познавательное значение пословиц и погово рок.

Особое место занимали занятия по составлению с детьми за гадок о предметах старинного русского быта. Мы старались ра скрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он про исходит от слова «гадать», что значит — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» — слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Со ставить загадку — это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, раз гадать загадку — ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-пер вых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассо-циативным поэтическим мышлением, и во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть  создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно бы ло показать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат — составленные детьми загадки.

Детей старшего возраста знакомили с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-му зыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости..

Восприятие частушки — короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящей из четырех строк и исполняю щейся полуговорком в характерной звонкой манере, доступно детям второй младшей группы. Но основные сведения о частуш ке, собирание и сочинение частушек — для детей старшего воз раста.

Изучение  календарного детского, фольклора  осуществляли через участие детей в календарных праздниках. Ведь не было ни одного народного праздника,, в котором дети не принимали бы участия. На Святках (с Рождества до Крещения) они ходи ли со «звездой» — славили Христа, , овсенем, встречали и провожали Масленицу, зазы вали Весну Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей Игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, мет кость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.

.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые ин струменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомить с народными инструментами начинаем еще в младшей группе. Показываем детям барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки, играем на этих инстру ментах. Дети узнают об их истории. Детей старшего возраста знакомим с другими народными простейшие шумовые инструменты: трещот ки, рубель, коробочку, полешки, ложки с бубенцами, гудки, сви стульки. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствует музыкальному развитию де тей.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пье сы, а также  театр. Основным отличием народных дра матических действ является соединение слова, напева, исполнения. Синтетичность драматических действий включает в себя и костюмировку, и пользование декорациями, а нередко и пляску испо лнение требует употребления жестов и мимики. Для знакомства детей с русским народным театром в мы собрали все необходимое для драматизации русских народных сказок, для кукольного  Ка кую радость доставляло детям быть персонажами сказок, «ва рить кашу в чугунке», «печь пироги в печи», «сидеть за прял кой», выковывать гвозди, выбирать жениха или невесту, да еще и сообща свадьбу играть!

Приобщение детей к, творчеству русских умельцев мы начали до знакомства с русским фо льклором. Сейчас уже накопился большой опыт работы с дым ковской, городецкой, хохломской росписью, с народной вышив кой. По каждому из перечисленных видов росписи есть пособия, конспекты занятий, перспективные планы. Оформили альбом с потешками, приговорками «Умелец да рукоделец и себе, и лю дям радость приносит». дети знакомились со ста ринными предметами, расписанными хохломской росписью; их названиями: ковш, чаша, поставец, бочонок, бокалы, деревян ные ложки, тарелки, вазы, кружки. Рассматривали затейливый узор на них.

Большую радость приносили детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яр кие матрешки. Малышам рассказывали о красоте, яркости, осо бенностях игрушки. Постепенно подводили к осмыслению поня тия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с ее мас терами, историей возникновения, пробовали составлять неболь шие рассказы с персонажем — матрешкой. Любимые дидакти ческие и хороводные игры с участием матрешки.

Красочность игрушек, сказочность изображенных на них узо ров — все это игрушки мастеров Городца! Наличие множества игрушек, различных предметов позволило оформить группу «Го родецкие узоры», где и проходит знакомство детей с этим ви дом народного творчества. Дети приходят сюда, с удовольст вием рассматривают узоры на кухонных досках, на панно с изо бражением сказочных птиц. Воспитатель приглашает детей та кими вот присказками: «Есть птица с яркими крыльями, но не летает, не поет она. И зверь есть красивый, да бегать он не мо жет. Чтобы, увидеть их, отправимся мы не за тридевять земель, не в тридесятое царство, а в край, где живет русская старина».

Чудо-ремесло — дымковская глиняная игрушка. Детей привле кают яркие, заоавные игрушки, сделанные руками мастеров. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Знакомство с дымковской игрушкой начи наем с младшей группы. Освоение отдельных элементов дым ковского орнамента — посильная задача для младших. В стар шей группе — освоение дымковской росписи и начало лепки иг рушек. В подготовительной группе — лепка и роспись дымков ских игрушек. Дети с удовольствием разрисовывают силуэты, лепят и расписывают бусы для кукол.

Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа своя вышивка, не по хожая на другую. Она отличается и узорами, и способами вы шивания, и определенными сочетаниями цветов. Мы знакомим детей с «крестецкой строчкой» и владимирской гладью, дети пытаются вышивать сами у кого то хорошо и аккуратно получаеся, а кто то и расстраивается от таких детских неудачь но всё же идет к поставленной цели.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых, но порой бесполезных  а иногда и вредных с точки зрения воспитания игрушек.

игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.

И поэтому мы посчитали нужным что в 21 веке дети вновь должны видеть не

 только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, которые кушают и плачут одновременно но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная маленькими ручками ребёнка, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Такие подарки для бабушек сделанные их внуками доставили огрумную радость улыбки и даже слёзы радости, бабушки вспомнили молодость и стали обмениваться воспоминаниями.

А самая главная наша задача что бы дети умели улыбаться и доставлять радость своим близким и родным.

Задачи к занятию

Цель курса:
    Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Задачи:

  1. Формирование у детей миропонимания, используя средства и опыт народной педагогики.
  2. Развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей.
  3. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
  4. Развитие речи.
  5. Способствование развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры.
  6. Формирование целостного восприятия народной культуры.

Обучающие возможности фольклора огромны. Структура программы определяется народным календарем. Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, за годовым циклом дети учатся языку народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоонализ НОД

НОД можно прочитать у меня в блоге, которое называется Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе "Путешествие в сказку"...

Самоонализ работы с родителями в средней группе МБОУ «Начальная школа-детский сад» за 2015-2016 год.

Для высокой результативности воспитательно- педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет взаимодействие с семьями воспитанников.При работе с родителями для более успешного развития и воспитан...