Использование казахских игр на музыкальных занятиях.
книга (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Овсянникова Наталья Юрьевна

Музыкально-ритмические движения и игры, которые могут быть использованы в детском саду, начиная с младшего возраста. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Овсянникова Н.Ю. Использование казахских игр на музыкальных занятиях, — Караганды 2006.

Рецензент: Шутова Е.Д.

Рекомендовано к изданию методическим советом Центра развития образования Отдела образования г. Караганды для работников детских дошкольных учреждений.

© Овсянникова Н.Ю. ©ЦРО


Пояснительная записка.

Данные разработки содержат музыкально-ритмические движения, которые могут быть использованы на музыкальных занятиях в детском саду начиная с младшего возраста. Предлагаемые упражнения и игры способствуют воспитанию музыкального восприятия у детей , совершенствованию их движений, развивают способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ, внедрению казахского языка на музыкальных занятиях.

Музыкально-ритмические движения основываются на принципах казахского народного воспитания: культурного почитания народных традиций и обычаев, почитания носителей музыкальной культуры, связи с жизнью и бытом семьи и рода, связи с природой, музыкально-эстетического воспитания в повседневной жизни.

Дети с большим удовольствием сопровождают движения пением, легко осваивают новые казахские слова, быстро их запоминают и употребляют в разговорной речи.

Игры «Орындаушы», «Сылдырмақ», «Дыбысты тыңда» - способствуют совершенствованию навыков игры на музыкальных инструментах, в том числе и казахских национальных (Аса-таяқ,, тұяк,. конырау, сылдырмақ).


ҚУЫРШАҚ.

Қуыршақ Сауле Повстречалась детворе. Стали с нею мы играть, Тез, тез весело бежать.

Дети стоят, свободно расположившись по комнате.

Такты 1-8. Маршируют.

Такты 9-16. Бегут по комнате.

Воспитатель поет и двигается вместе с детьми. В дальнейшем дети

самостоятельно выполняют движения.

НА ДЖАЙЛЯУ.

На лошадке, на лошадке По джайляу поскачу. Быстрый жел меня догонит, Подружиться с ним хочу.

Дети свободно располагаются по комнате. Выполняют прямой галоп.

ОРЫНДА.

Приставной шаг орында, Правым боком орында. Левым тоже орында, С нами вместе орында.

Дети стоят в кругу.

Такты 1-4. Поют и выполняют 4 приставных шага в правую сторону.

Такты 5-8. Выполняют 4 приставных шага в левую сторону.

Я ТАНЦУЮ.

Мен өкшені покажу, Аяқтын ұшын покажу, Про веселые ладошки Мен сездерге расскажу.

Дети стоя в кругу поют и выполняют движения. Такты 1-2. Выставляют пятку. Такты 3-4.Выставляют носок. Такты 5-8. Весело хлопают в ладоши.

4


ОРЫНДАУШЫ.

Орындаушы нам сыграй, Мы тебя узнаем. В бубен ударять поспевай, Горевать не станем.

Дети идут по кругу, держась за руки, поют.

Орындаушы в кругу, двигается в противоположном направлении, ударяя в

бубен.

По окончании песни орындаушы передает бубен следующему играющему и

тот становится орындаушы. Игра повторяется.

СЫЛДЫРМАҚ

На джайляу мы идем, Сылдырмақ с собой берем. Заиграй Руслан смелей, Вместе спляшем веселей.

Такты 1-8. Дети идут по кругу, держась за руки.

Ведущий двигается в противоположном направлении, держит в руке сылдырмак,.

Такты 9-16. Ведущий играет на инструменте (Сылдырмак;), дети выполняют казахские танцевальные движения.

ДЫБЫСТЫ ТЫҢДА.

Зазвучит Аса-таяк, На носочек ножку так... А потом стучит тұяқ, Мы на пятку ножку так... Қонырау зазвенел, Хлопнуть трижды я успел.

Дети стоят в кругу. В середине круга дети-исполнители. У одного ребенка в руках Аса-таяқ,  у второго тұяқ, у третьего қонырау. 1-4 такты. Дети поют и выполняют легкие пружинки. 5-8 такты. Дети выставляют ногу на носок, а ребенок у которого Аса-таяқ, играет на своем инструменте под сопровождение фортепиано. 9-12 такты. Дети поют и выполняют легкие пружинки. 13-16 такты. Дети выставляют ногу на пятку, а ребенок у которого тұяқ играет на своем инструменте под сопровождение фортепиано.

5


17-20 такты.Дети выполняют пружинки и поют.

21-24 такты. Дети передают ритм музыки хлопками, а ребенок у которого қонырау, играет на своем инструменте под сопровождение фортепиано. Затем исполнители передают инструменты другим детям, игра повторяется.

ВЕСЕЛИСЬ НАРОД.

I        часть. Ходим, ходим мы по кругу,

Улыбаемся друг другу. Мы с собой домбру возьмем, Всех на танец позовем.

II        часть. Слышен где-то стук копыт,

Скачет к нам сюда джигит. Собирается народ, Всех байга сегодня ждет.

Дети образуют 4 круга. Идут спокойным шагом и поют песню.

После окончания I части дети двигаются врассыпную по всему залу и

имитируют игру на домбре. После остановки музыкального звучания дети

перестраиваются в 4 круга.

Воспитатель отмечает группу детей, чей круг собирается быстрее.

YKІ

Ты Үкі на высоте, Ночью видишь в темноте. Нас попробуй ты поймать, А потом еще узнать.

Дети стоят в кругу. Үкі - в центре круга с завязанными глазами.

Такты 1-4. Дети идут по кругу спокойным шагом и поют. Үкі - «машет

крыльями».

Такты 5-12. Дети разбегаются врассыпную и дают о себе знать хлопками. Үкі

старается кого-нибудь поймать. До кого Үкі дотронулась, становится новой

Үкі.

Игра повторяется.

ДАУЫСТА, АТЫНДА АЙТАМ.

Менің атым угадай, Позову тебя, узнай. Ты көздар не открывай, Менің атым угадай.

6


Дети садятся в круг по-казахски, поют песню. В центре круга воспитатель поворачивает несколько раз вокруг себя водящего, чтобы он не смог сориентироваться - где и кто сидит. Водящий садится и указывает на кого-либо из игроков рукой и говорит: «Дауыста, атынды айтам» (т.е. «Подай голос, я угадаю твое имя). Игрок, на которого пал выбор, падает голос. Если водящий угадывает, чей это был голос, - то меняется с этим игроком ролями. Если же нет - водящий должен сплясать.

МЫСЬҚТАР - ТЫШҚАҢТАР.

Как Мысык, с тобой пойдем, Мягко спинку изогнем. В кішкентай Тышқан теперь, Превратились мы поверь.

Дети свободно располагаются по комнате, импровизируют движения, в соответствии с текстом.

ҚАРА СИЫР.

(казахская народная игра) Все игроки образуют тесный круг.

Такты 1-8. По указанию воспитателя один из игроков должен выйти из круга и спрятать предмет.(Затем игрок отходит от спрятанного предмета). Такты 9-16. Игроки отправляются искать предмет. Когда находят, громко объявляют: «Таптық», и все собираются вокруг находки. Игрок, который прятал, беретпредмет в руки.

Такты 17-23. Владелец защищает свой предмет, а остальные стараются обманным путем захватить его. Тот, кому это удается, становится водящим, т. е. Идти прятать предмет, а остальные игроки опять образуют круг и закрывают глаза. Игра начинается сначала.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Развитие познавательной активности, любознательности через использование проектного метода на музыкальном занятии"

В настоящее время проектный метод в детском саду стал одной из постоянных форм организации воспитательно – образовательной работы, так как он влияет на качество образования, профессионализм и ко...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей в использовании здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в   вопросах  интеграции  художественной  деятельности.Задачи:Расширять знания педагогов о здоровьесберегающих  техно...