Конспект муз. доминантного занятия по движениям для подг.гр.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

 

 

 

В своей работе с детьми я уделяю немалое внимание разделу музыкально-ритмические движения, где главенствующую роль играет музыка. Научить детей осмысливать образное содержание музыки, средства выразительности (динамика, темп, ритм) возможно через освоение языка танца. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательная активность, тактильные ощущения являются становлением первых детских представлений об особенностях музыкального и танцевального языка. Умение слушать музыку и развитое чувство ритма в своей совокупности являются ключом, открывающим сказочный мир музыки и танца. Поэтому уже детям раннего дошкольного возраста я стараюсь привить интерес к музыке, способствовать у них формированию метрического слуха. Использую вокально-двигательные разминки для обучения простейшим движениям, жестам. Сочетание пения с движением помогают ребёнку сосредоточиться на координации движений. Дублирование  ритма слогов и слов, отражённого в мелодии, через пропевание и движение способствуют развитию ритмического слуха. Ритмические ощущения детей развиваю и через сочетание выполнения простейших танцевальных движений с игрой на шумовых инструментах (барабане, бубне, трещотках, ложках и т.д.)

Добиваясь от детей владение первичными  навыками, делаю простые задания базовыми для дальнейшего обучения более сложным танцевальным движениям. В обучении музыкально-ритмическим движениям невозможно обойтись без русской народной музыки. Именно она  подводит к созданию упражнений, этюдов, необходимых для плавного перехода к постепенному усложнению ритма и техники выполнения танцевальных движений.н

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_muz._zan..doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДВИЖЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГ. ГРУППЫ ( СЕРЕДИНА СЕНТЯБРЯ)

ТЕМА: «ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ РИТМЫ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Учить различать инструментальную музыку, от оркестровой и вокальной. Совершенствовать умение слушать музыку и «пропевать» её в движениях, передавая характер, форму музыкального произведения, средства выразительности: темп, динамику, метроритм. Улучшать качество выполнения различных видов ходьбы: бодрого шага по-одному с переходом на бег с ускорением темпа; хороводного шага, пружинящего шага, шага с продвижением вперёд тремя притопами в сочетании с игрой на шумовых инструментах. Закрепить знания  знакомых плясовых движений: приставного шага с полуприседанием; приставного шага с притопом; поочерёдное выставление ноги на пятку в сочетании с игрой на ложках. Продолжать поддерживать интерес и любовь к р.н. музыке. Способствовать формированию культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движений. Продолжать поддерживать интерес и любовь к р.н. музыке.

ХОД ЗАНЯТИЯ:  Дети входят под бодрый энергичный шаг композитора С.Бодренкова. Здороваются с муз. рук.

МУЗ. РУК: - Под какую музыку вы вошли? (под марш)

Какой характер марша? (чёткий, решительный, энергичный)

Вас ждут шумовые муз. инструменты, они помогут услышать ритм музыки .

Какой инструмент подчеркнёт ритм  марша? (барабан)

Чёткий барабан стучи,

Шагать ребятам помоги!

Муз. руководитель подаёт барабан ребёнку, который встаёт в центр круга. Под 1 часть марша Т.Ломовой дети маршируют, чётко шагать им помогает игра ребёнка на барабане (отстукивает метроритм).

Муз. руководитель предлагает детям послушать 2-ую часть этого марша и прохлопать начало каждой музыкальной фразы.

СЛУШАНИЕ 2-ОЙ ЧАСТИ МАРША Т.ЛОМОВОЙ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛА МУЗ.ФРАЗ.

МУЗ. РУК: - Во второй части выражена напевность музыкальных фраз. Чтобы узнать нового барабанщика, будем передавать барабанную палочку по кругу вправо на начало каждой музыкальной фразы. Барабанщиком становится тот, у которого оказались палочки с окончанием последней музыкальной фразы. На вступление к маршу он выходит в середину круга, где его ждёт барабан со второй палочкой. И уже будем шагать под его игру на барабане и под 1-ую часть марша.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЬМИ (передача палочки по кругу на начало музыкальной фразы 2-ой части и чёткая ходьба с высоким подъёмом колена под 1- ую часть марша и игру на барабане)

МУЗ. РУК: - Марш другой зовёт играть,

По порядку бубны взять.

С музыкой спеши дружить,

Ладно, точно в бубен бить.

И шагать не забывай,

От друзей не отставай!

Если музыка другая заиграет, зазвучит,

Значит, ритм менять велит.

Ритм движенья, бубна ритм

Вслед за музыкой летит.

УПРАЖНЕНИЕ «УСКОРЯЙ И ЗАМЕДЛЯЙ» Т.ЛОМОВОЙ (на 1-ую ч. дети маршируют, по ходу берут бубны и в такт музыки и шага ударяют в него; с переходом на бег меняют вид игры на бубне – звенят).

МУЗ. РУК: - Послушайте вступление к другой музыке и по его характеру подберите шаг. По ходу выполнения этого шага аккуратно положите бубны на стульчики.

СЛУШАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ К Р.Н.М. «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА» - после вступления дети проходят хороводным шагом по кругу и по ходу складывают бубны.

Дети называют песню, определяют её характер (напевный, протяжный, хороводный).

МУЗ. РУК: - А сейчас мы пропоём песню в убыстрённом, более живом темпе и выполним под пение три притопа с поворотом вправо-влево.

ПОКАЗ ДВИЖЕНИЯ МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЯ ПОД ЗАПЕВ ПЕСНИ;

ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕТЬМИ ТРИ ПРИТОПА ВПРАВО-ВЛЕВО С ПОВОРОТОМ НА ПРИПЕВ ПЕСНИ В УБЫСТРЁННОМ ТЕМПЕ ПОД СВОЁ ПЕНИЕ.

МУЗ. РУК: - Как называется такое исполнение песни? (вокальное)

МУЗ. РУК: - Свой рассказ продолжат инструменты,

Исполнят музыки простой фрагменты.

Вас прошу их голос угадать, названье инструментов всем сказать.

СЛУШАНИЕ Р.Н.П. «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА» В ИСПОЛНЕНИИ НА СВИРЕЛИ И НА БАЯНЕ (по запеву с припевом) – дети называют песню и узнают тембры звучания инструментов.

МУЗ. РУК: - Отличается ли характер песни, исполненной на свирели от характера этой же песни, исполненной на баяне (Да). Чем отличается? (на свирели песня звучит напевно, мелодично, на баяне – задорно, живо).

МУЗ. РУК: - Напевность свирели подчеркните плавностью хороводного шага, а задор баяна – продвижением вперёд тремя притопами.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕТЬМИ ХОРОВОДНОГО ШАГА ПОД ЗВУЧАНИЕ СВИРЕЛИ И ПРОДВИЖЕНИЕ ПО КРУГУ ТРЕМЯ ПРИТОПАМИ ПОД БАЯН.

МУЗ. РУК: - Ваши движения отразили характер звучания народных инструментов – напевность свирели и задор баяна. Свирель, рожок, баян – любимые народные инструменты в России. Русская народная музыка, исполненная на этих инструментах, отражает нежную красоту русской природы, удаль её народа. В каждом селе есть свой любимый баянист, без которого не обходится ни один праздник. Пастушок, играющий на свирели, любимый герой сказок. А как называется музыка, исполненная на одном каком-либо музыкальном инструменте? (инструментальная музыка)

МУЗ. РУК: - Послушайте новую музыкальную загадку.

СЛУШАНИЕ Р.Н.П. «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА» В ИСПОЛНЕНИИ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

Дети узнают песню, называют данное исполнение (оркестровое)

МУЗ. РУК: - А как прозвучала песня в исполнении оркестра народных инструментов? (ярче, богаче, насыщенно) Голоса каких народных инструментов выделяются в оркестре? (свирели, балалаек, баяна) Свирель завела мелодию песни чистым светлым звуком, ей тихими переливами вторили балалайки. Но вот свирель оборвала своё песню, и балалаек поддержал баян, к нему присоединились его братья-баяны, заиграли смелее и дружнее. Музыка полилась бурной рекой, где переплелись низкие и высокие звуки баянов, струнные переливы балалаек и напевность свирели.

Эх, оркестр народный,

Раздольно-хороводный.

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую.

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

Попробуем с вами в движении отразить изменчивый характер звучания р.н.п. «Во поле берёза стояла», используя разные виды танцевальной ходьбы. Напевную мелодичность отразим плавностью хороводного шага, чуть убыстрённый темп  мягко звучащих балалаек подчеркнём пружинящим шагом, задор баяна – тремя перетопами, дробный шаг поможет нам не отстать от быстрого темпа, постепенно с замедлением темпа будем вновь менять движения, возвращаясь к плавности хороводного шага. Финал закончим кружением на дробном шаге.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЬМИ ВМЕСТЕ С МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЕМ.

Муз. рук: - Какие средства музыкальной выразительности постоянно менялись? (темп, динамика)

Чтоб от темпа не отстать,

Надо ложки, дети взять.

Будем ритмы отбивать,

С ритмом веселей плясать!

Под р.н.м. дети проходят хороводным шагом, разбирая ложки, останавливаются с окончанием музыки в кругу.

МУЗ. РУК: - Как называется это движение? (показывает «ковырялочку»)

Ответы детей. Вызванный ребёнок протанцовывает это движение, дети под его выполнение отстукивают на ложках соответствующий ритм (11-111)

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЮ «КОВЫРЯЛОЧКИ» С ОДНОВРЕМЕННЫМ РИТМИЧНЫМ ОТБИВАНИЕМ НА ЛОЖКАХ (под слова, под счёт)

МУЗ. РУК: - А сейчас я «ковырялочку» соединю с простым движением – выставление ноги на пятку с притопом (последнее движение делать 2раза), а вы попробуйте простучать ритм этих движений.

ВЫПОЛНЕНИЕ МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЕМ «КОВЫРЯЛОЧКИ» В СОЧЕТАНИИ С ВЫСТАВЛЕНИЕМ НОГИ НА ПЯТКУ С ПРИТОПОМ (ПОСЛЕТНЕЕ ДВИЖЕНИЕ – 2РАЗА), ДЕТИ ОТСТУКИВАЮТ РИТМ А ЛОЖКАХ.

ЗАТЕМ ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ СОЧЕТАНИЯ ЭТИХ ДВИЖЕНИЙ С ИГРОЙ НА ЛОЖКАХ ВМЕСТЕ С ВЛСПИТАТЕЛЕМ ПОД Р.Н.М. «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»

МУЗ. РУК: - Под ритмы музыки народной

Каблучки стучат задорно,

Ритм старайтесь уловить,

Точно чётко повторить!

СЛУШАНИЕ Р.Н. ПЛЯСОВОЙ МУЗЫКИ

Дети определяют характер музыки (плясовой, бойкий, задорный).

Перед повторном прослушивании р.н.м. муз. руководитель даёт задание на определение количества муз. фраз (две).

Вместе с воспитателем дети отбивают ритмический рисунок муз. фраз на ложках (муз. рук. исполняет р.н.м.)

Отмечают отличие ритмов в конце каждой муз. фразы.

Дети вместе с воспитателем отбивают ритм муз. фраз и одновременно его протопывают.

Муз. руководитель напоминает детям танцевальные движения – приставной шаг с полуприседанием и приставной шаг с притопом.

Выполнение детей вместе с воспитателем этих движений вначале без игры на ложках, затем с одновременным простукиванием синхронного ритма (очередная  р.н.м.).

Показ муз. руководителем сочетания приставных шагов: приставной шаг с полуприседанием вправо и продолжить выполнение в эту же сторону приставного шага с притопом (тоже самое выполнить влево)

Подключить ложки, которые подчёркивают акцент притопа.

После того, как дети протанцуют эти движения под напев муз. руководителя и с помощью его показа (руководителя), выполнить под музыку с воспитателем.

Дети проходят хороводным шагом под р.н.м., складывая ложки.

МУЗ. РУК: - Музыка раздольная, широкая привольная

Просит пляску сочинить, всех талантом удивить!

ПОДБОР ДЕТЬМИ ПЛЯСОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ПОД Р.Н.М. «Я НА ГОРКУ ШЛА»

Муз. руководитель отмечает удачное сочинение пляски ребят, творчество которых более ярко и точно отразило характер музыки.

МУЗ. РУК: - Вы так весело плясали,

Что «плетень» вдруг поломали.

Срочно надо починить,

Чтоб «плетень» наш обновить!

Дети делятся на подгруппы и строят «»плетень».

ИГРА НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЯ СТРОИТЬ «ПЛЕТЕНЬ»

МУЗ. РУК: - Русская народная музыка вновь готова зазвучать, но в этот раз для того, чтобы отблагодарить вас за умение её слушать и понимать. Давайте и мы поблагодарим её поклоном на русский лад.

ДЕТИ ДЕЛАЮТ ПОКЛОН В РУССКОМ СТИЛЕ И ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА ХОРОВОДНЫМ ШАГОМ ПОД Р.Н.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное доминантное занятие по движениям "В гостях у гнома" для подг. гр.

Особенностью работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста в тесной взаимосвязи с различными дисциплинами как эстетического цикла, так и других, яляется стимулирование ...

Музыкальное доминантное занятие по движениям "В гостях у гнома" для подг. гр.

Особенностью работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста в тесной взаимосвязи с различными дисциплинами как эстетического цикла, так и других, яляется стимулирование ...

Музыкальное доминантное занятие по движениям "Прогулка в осенний лес" 11мл.гр.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой ...

Конспект доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям с использованием жестов и имитационных движений "Весенний дождь" для детей дошкольного возраста

Использование жестов и имитационных движений на музыкально-ритмических занятиях с детьми с выраженной умственной отсталостью....

Конспект музыкального доминантного занятия "Девочка из цветка"

Конспект музыкального доминантного занятия "Девочка из цветка" (Старшая группа.)                       ...

Конспект итогового-доминантного занятия по ритму в старшей группе "Цирковое представление"

Занятие может быть использовано для развития интереса к различным видам музыкальной деятельности, развития чувства ритма, вызывания эмоционального отклика, способствования созданию положительного наст...