конспект занятия по восприятию и музицированию
план-конспект занятия (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) по теме

конспект игрового музыкального занятия по развитию творческого восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_zanyatiya.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программное содержание: 

  1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами.
  2. Закрепить навыки и приемы игры на деревянных инструментах.
  3. Закреплять представление о динамических оттенках и их графических изображениях (форте, пиано, пауза), учить изменять динамику звучания, опираясь на схему  .
  4. Продолжать учить детей высказываться о характере того или иного звучания, сопоставлять его с образом в стихотворениях и музыке.
  5.  Развивать тембровый слух, чувство ритма, творчество и воображение при извлечении разного звучания.
  6. Совершенствовать вокально-хоровые навыки.
  7. Пробуждать интерес к музицированию.

Словарная работа:

пассивный словарь: гулкий, звонкий, форте, пиано, рондо, призывный, трубящий, бренчащий, валдайский колокольчик, оркестр;

активный словарь: деревянный, металлический, низкий, глухой, гулкий, высокий, звонкий.

   

Предварительная работа: знакомство с деревянными инструментами, разучивание игры «Деревянный звук» Т. Тютюнникова, инструментовки «Рондо» С. Слонимского, инструментовки «Шарманка» Д. Шостаковича, песни «Звонкие капели» муз. и сл. Л. Титовой, музыкальной игры «Зайцы и лиса» на музыкальную пьесу С. Майкапара «В садике», «Мы – веселые ребята» М. Картушиной.

Материалы и оборудование: металлические предметы (посуда), деревянные и металлические инструменты (треугольники, колокольчики, бубенчики), схемы, иллюстрации с музыкальными инструментами.

Репертуар: 

Д. Шостакович «Шарманка»

С. Слонимский «Рондо»

Л. Титова «Звонкие капели»

М. Картушина «Мы - веселые ребята»

С. Майкапар «В садике»

Ход занятия:

Дети под музыку заходят в зал, встают врассыпную.

Музыкальное приветствие.

М.р.: Ребята, у вас в руках карандаши, скажите, мне из какого материала они сделаны?

Дети:  Из дерева.

М.р.: Могут ли быть карандаши музыкальными инструментами. (ответы)

М.Р.: Музыкальные инструменты издают звуки. Давайте проверим ваше предположение. Извлеките звуки любым понравившимся вам способом, с которыми мы знакомились на прошлом занятии (дети выполняют). Молодцы, ребята. Давайте попросим сыграть тех, у кого получились звонкие  - (играют, ударяя палочкой о палочку), теперь тех у кого получился глухой звук – (играют, ударяя карандашом о пол), и тех, у кого получился шуршащий звук (выполняют). А теперь используем все эти способы при озвучивании музыкального произведения. «Рондо» музыка композитора Слонимского С.. а руководителем нашего оркестра будет Наталия Николаевна.

Дети исполняют «Рондо с палочками» С. Слонимского

М.р.: (в руках палочки) Чики-чичикалочки, поиграем в палочки?

                        В палочки – стукалочки, палочки-игралочки?

Проводится игра «Деревянный звук»

Тук-тук-тук-тук – это что за звук?

Деревянный это звук – тук-тук-тук-тук!

Тук-тук-тук-тук – это что за звук?

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

Тук-тук-тук-тук! – это что за звук?

Деревянный молоточек,

подбивает ваш каблук – тук, тук!

Тук-тук-тук-тук? - Это что за звук?

В дверь к нам кто-то постучался –

Вот откуда звук!

В конце игры в зал входит воспитатель с деревянными инструментами.

М.р: Ребята, посмотрите, что же нам принесла Наталия Николаевна? (ответы детей)

М.р.: Именно то, что нужно для озвучивания музыкальной пьесы Шарманка Дмитрия Шостаковича.

Инструментовка «Шарманка» Д. Шостаковича.

М.р.: А теперь подойдите ко мне, закройте глаза и послушайте, на деревянном ли инструменте сыграет Н.Н.? (воспитатель извлекает звуки из металлической посуды).

Ответы детей

М.р: Посмотрите как много металлических предметов  представлены на нашей выставке, и каждый их них может быть музыкальным инструментом.

А вообще металлические инструменты ведут свою историю с тех времен, как люди научились добывать железо. А затем и издавать с помощью него звуки.

У металла гулкий звук,

Не похож совсем на стук -

Он бывает и трубящий,

Он призывный, и бренчащий.

Давайте попробуем предположить какие из этих предметов будет извлекать низкий, гулкий звук, (ребенок пробует), Металлические звуки переселились из бытовых предметов в простые музыкальные инструменты, а потом уже и в концертные. попробуйте найти на этих плакатах, те инструменты, в которые превратились в эти предметы.  А теперь какой предмет будет звучать звонко, высоко, а теперь найдите их на плакате. (ребенок пробует). Какой бы еще из предметов вы хотели бы услышать? (ребенок выбирает предмет, извлекает звуки, рассказывает о его звучании).

А теперь я вам загадаю загадку. Догадайтесь, какой музыкальный инструмент изобрели вот таким способом (берет металлическую кружку и чайную ложку, извлекает звуки разными способами) Колокольчик. Достает валдайский колокольчик.

М.Р.: А теперь я вам расскажу веселое стихотворение, помогут мне его озвучить наши металлические предметы.

Стихотворение «Веселый старичок»

Жил на свете старичок

Маленького роста.

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха,

Да, хе-хе-хе

Хи-хи-хи,

Да бух-бух.

Бу-бу-бу

Да бе-бе-бе

Динь – динь – динь

Да трюх-трюх!

М.р.: Как вы считаете, помогли наши предметы инструменты передать характер этого стихотворения? Чем же? (ответы детей)

М.р: Ну, а теперь создаем наш веселый детский музыкальный оркестр. Каждому исполнителю нужно привыкнуть к своему инструменту, к его звучанию. И я предлагаю вам, взять инструменты и попробовать извлечь из них разные по силе звуки. Изменять силу звучания мы будем в соответствии с музыкальными знаками. Ну, что я думаю, мы готовы, и в исполнении оркестра группы №5  прозвучит «Марш» Ю. Чичкова, дирижер Сурина Н.Н.

Исполняют инструментовку.

М.р.: Я считаю, что такой оркестр достоин настоящих музыкальных инструментов, в нашей песне «Звонкие капели» Л. Титовой соединяется звучание инструментов и металлических и деревянных.

М.р.: Но прежде исполнить песню, певцы всегда распеваются. И у нас есть очень хорошая для этого песня Марины Картушиной  «Мы - веселые ребята».

Исполняют песню-попевку «Мы – веселые ребята»

Воспитатель: Музыканты, возьмите каждый свой инструмент, займите места в оркестре. Все внимание на меня.

Исполняют песню «Звонкие капели» муз и сл. Л. Титовой

М.р.: Ребята, а у нас один металлический инструмент участвует в игре. Какой? (Колокольчик, игра «Зайцы и лиса»)

Воспитатель: Наших главных героев игры, я предлагаю выбрать при помощи считалки.

Проводится игра «Зайцы и лиса».

М.р.: Что нового вы сегодня для себя узнали? (ответы) Сегодня мы с вами познакомились с металлическим звучанием, каким он может быть? (ответы). (низкий, гулкий, высокий, звонкий). Каждый металлический предмет имеет свое звучание, и это их свойство было использовано при создании настоящих концертных металлических музыкальных инструментов. В группе в музыкальном уголке найдите металлические инструменты, попробуйте озвучить стихотворение или любимую песенку. А дома подберите металлические предметы, которые имеют красивое звучание, продемонстрируйте своим близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе

Тема: воспитание качества сочувствия и доброты через прочтение сказки «Цветик – семицветик» В.Катаев...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе

Тема: О плохих человеческих качествах по мотивам сказки «Лягушка – путешественница» В.М.Гаршин...

Конспект занятия по восприятию детьми художественной литературы в группе компенсирующей направленности(ЗПР) (4-6 лет) "Путешествие в Страну русских народных сказок"

Программное соднржание: Продолжать закреплять знания о русском народном фольклоре (сказки, загадки).Формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям.  Формировать умение детей отвечать на ...

Конспект занятия по восприятию формы с детьми с нарушением зрения "Замечательные игрушки"

Конспект подгруппового занятия по восприятию формы с детьми с нарушением зрения...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в младшей группе

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в младшей группеТема: Знакомство с нравственными качествами «равнодушие», «сострадание».«Сказка про маленьки...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в младшей группеТема: «Веселая лягушка» Автор: Ю.Мариц...

Конспект занятия учителя-логопеда «Речевое музицирование».

Конспект занятия учителя-логопеда «Споем мы дружно песню»....