Особенности работы по внедрению ФГТ в образовательной области «Музыка»
материал по музыке (средняя группа) на тему

Рекомендации

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №9

Особенности работы по внедрению ФГТ в образовательной области «Музыка»

Слизкая Т.А.

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

2012 г.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Наиболее соответствующей этим требованиям является интегрированная форма образовательной деятельности. Но некоторые положения, обоснованные в ФГТ, вызывают многочисленные споры педагогов, т.к. не согласуются с привычными стереотипами в работе. Наибольшее сопротивление взывает требование отказа от занятий и замена их совместной деятельностью взрослого и детей.

         Занятия заменяются другими формами образовательной работы это: - беседы;

            - игра;

            - создание проблемных ситуаций;

                     - проектная деятельность;

                     - наблюдение и т.д.

Наряду с использованием этих форм образовательной работы мы не можем, пока, совсем отказаться от музыкальных занятий, а так же отсутствие физкультурного зала, ограничивает возможности музыкального руководителя для внедрения ФГТ.

Самый действенный способ развития познавательной активности ребенка и активизации его творческого потенциала – интеграция таких областей как «Музыка». Чтение художественной литературы, «Коммуникация», «Кругозор», «Физическая  культура», «Художественное творчество», «Социализация».

Интегрируя эти области на занятиях мы получаем продуктивно-творческую деятельность педагогов и детей, которая позволяет накопить впечатления детей и вывести их на деятельно-созидательный уровень. Процесс интеграции в работе дошкольного    

учреждения станет продуктивным и успешным при условии

слаженной работы всего педагогического коллектива, будет осуществляться в процессе организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной детской деятельности  – как в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей.

        Внедряя в работу в прошлом учебном году примерные темы, рекомендованные ФГТ, мы пришли к выводу что:

1.  Некоторые темы нужно объединить воедино.

               Например:

           Сентябрь-«Урожай», «Краски осени».

           Октябрь-«Народная культура и традиции», «Наш быт» и т.д, т.к. одной         недели не достаточно для разучивания музыкального материала.

  1. Некоторые темы не вписываются в календарный план музыкального воспитания, т.е. возьмем ноябрь– 2 неделя – «транспорт», 3 неделя – «здоровей-ка» (которая дублируется в марте «Быть здоровыми хотим»)

Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям, и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.

Что любят дети?

Конечно же играть!

Играть везде: дома, во дворе, даже на музыкальных занятиях.

В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а так же при условии применения высокохудожественного репертуара-развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и в жизни.

Необычная форма проведения занятий тщательно отобранный

музыкальный и литературный материал, увлекательные игры, яркий наглядный материал и, конечно же, хорошее настроение педагога – это те факторы, которые помогут детям познакомиться с

удивительным миром музыки, принять его, творчески развиваться.

        В нашем детском саду в основном работают педагоги, творческий потенциал которых позволяет добиться хороших результатов в развитии детей. Но есть и, конечно, молодые педагоги без опыта работы и соответствующего образования, с которыми приходиться очень много  проводить консультаций, показывать открытые занятия… Но мы стараемся, чтобы коллектив работал в одном ключе. Плодотворно работаем с преподавателем по ИЗО. Составили цикл интегрированных занятий, на которых ведущая роль отводиться  проблемно-поисковому методу, который предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск соответствующих путей решения поставленной задачи, формирование выводов – все это способствует формированию коммуникативных навыков.

Вот некоторые темы занятий для старших групп: «Радуга-дуга», « На бабушкином дворе», «Путешествие  по сказкам», «День космонавтики», «Ярмарка», «Прогулка в осеннем лесу», «Карнавал животных», «Я твой друг и ты мой друг».

Сейчас мы работаем над составлением цикла занятий с инструктором по физ.воспитанию.

Большая роль в музыкально-художественной деятельности отведена импровизации и экспериментированию.

И мне, кажется, как нельзя лучше здесь подходят принципы

«Шульверка» К. Орфа и программы «Орфей» И.Галянт,

В свое время это было очень популярным. Исходя из своего опыта работы с детьми мы видим, что детям очень нравятся

увлекательные игры, упражнения К.Орфа.

Дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и в первую очередь создавать и исполнять свою детскую элементарную музыку, при этом раскрепощая индивидуально-творческие силы, развивая природную музыкальность.

В 2001 году проходили курсы при ЧИДПОПР, где выступал немец Хольгер Маузе.

Вот некоторые примеры игр:

Танец-игра «Макароны»(Спагетти)

Задачи: 1. свободно ориентироваться  пространстве;

               2. воспитывать способность управлять своим поведением и планировать свои действия.  

Сухие спагетти шли в кастрюлю, закручивались. Постепенно смягчались, одна, другая….(до головы). Совсем становились дикими и выпрыгивали из кастрюли.

Затем сваренные спагетти медленно, медленно продвигались к тарелке.

Вариант 1.

Выбираем музыкальные инструменты: для сухих,

                                                                   для вареных.

Музыкальное сопровождение.

Вариант 2.

Только с музыкальными инструментами.

(«макароны» двигаются с закрытыми глазами)

«Загадочный лес»

Задачи: 1. овладеть приемами музицирования: соло- тутти;

               2. находить свой вариант ритма, участвовать в групповых проектах;

               3. формирование коммуникативных навыков.

Стоят деревья с разными музыкальными инструментами.

Вариант 1.

2 группы детей: одни – деревья,

                  другие – сидят и слушают.

Ребенок  ходит около дерева – оно звучит (каждое «дерево» играет свою мелодию на своем музыкальном инструменте)

Вариант 2.

Ходить вслепую в с инструментом и искать свою группу инструментов.

Обобщая тематический материал в конце недели мы проводим развлечение в разных видах, и один из них – это игра-презентация, которая проводится  как  викторина и используется для проверки знаний полученных на  занятиях. Вместе с текстовым материалом, который зачитывает педагог, используется наглядный материал и звучит специально подобранная музыка. На каждый вопрос дается несколько вариантов ответов.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности «восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности», с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представления о красоте.

Счастье каждого работающего – увидеть плоды своего нелегкого труда. Счастье «ответственного за музыку в детском саду» - когда здоровые дети сами хотят и могут звонко спеть полюбившуюся песню, исполнить искрящуюся  плясовую, перевоплотиться в любой сказочный персонаж детского спектакля, с душой играть затейливую мелодию на музыкальном инструменте.

Важнейшая миссия – воспитывать детей так, чтобы однажды, пройдя немалую часть жизненного пути, их воспитанники могли

расслышать и шелест заблудившегося в траве ветра, и

отстукивающий ритм фокстрота дождь, и ту далекую, всегда прекрасную и манящую мамину колыбельную.



Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №9

Сценарий утренника для средней группы:

«Нам праздник веселый зима принесла»

Слизкая Т.А.

Музыкальный руководитель

высшей категории  г. Челябинска

Действующие лица:

Ведущий,

Кикимора

Снегурочка                                ВЗРОСЛЫЕ.

Дед Мороз

Волк

Лиса

Девочки-снежинки

Мальчики-любые костюмы.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Новый год уже на пороге!

                Пусть он будет добрым, мирным и счастливым для всех!

                Здоровья вам, радости, веселого праздничного

настроения!

Праздник наш мы начинаем, В зал ребят всех

приглашаем!

      Входят дети, идут вокруг елки…

Вед:                Нам         праздник чудесный зима принесла

                Зеленая елка к ребятам пришла!

                Ее нарядили, игрушки повесили,

                Станет у елочки, всем очень весело!

                Давайте с ней поздороваемся!

Дети:        Здравствуй, елочка!

  1. В замечательный наряд

Елочка оделась,

Ей порадовать ребят

Очень захотелось!

  1. На ветвях ее блестят

Новые игрушки.

Ярко звездочки горят

На ее макушке!

  1. Елка с нас не сводит глаз,

Веточкам машет.

Кажется, вот-вот сейчас

Вместе с нами спляшет!

      Танец вокруг елки., (Полька),  м..И.Дунаевского

Вед:                Елка наша и пушиста, и стройна, и зелена,

                Только что-то огоньками не горит у нас она!

                Непорядок мы исправим, огоньки гореть заставим!

                Скажем громко: «Раз, два, три – наша елочка, гори!»

Дети:        Раз, два, три – наша елочка, гори!

                           (огоньки не зажигаются)

                 Ну-ка, девочки и мальчики,

                Погрозим мы елке пальчиком (грозят),

                А теперь мы все похлопаем (хлопают),

                И ногами все потопаем (топают).

                          (огоньки не зажигаются)

Вед:                Ничего не получается: огоньки не зажигаются.

                Что такое? Как же так? Не выходит, ну никак.

                Огоньки зажечь на елке мы старались –

                Все без толку!!

                Все мы делали не так! Подскажите, надо как!

                (обращается к музыкальному руководителю)

Муз.рук:        И не топать, и не хлопать, и не пальчиком грозить.

                Просто надо нашу елку очень тихо попросить.

                «Елочка – красавица, поиграй-ка с нами!

                Елочка – красавица, засветись огнями!

                Скажем дружно: «Раз, два, три, наша елочка, гори!»

Дети:        Раз, два, три – наша елочка, гори!

                Елка загорается!

Вед:                Получилось, получилось:

                Наша елка засветилась!

\                Вокруг елочки сейчас

                Мы стихи прочтем для вас!

  1. Наша елка так нарядна!

Ей сегодня каждый рад.

Бусы, шарики сверкают –

Замечательный наряд.

  1. Бусы так и светятся

Яркие на ней,

                И горят на веточках

                Сотни фонарей!

  1. Наша елка лучшая

И на всех одна,

Елочка колючая

Вечно зелена.

Вед:                Как люблю я Новый год,

                Елочку нарядную,

                Встанем дружно в хоровод,

                Всех гостей порадуем.

                Хоровод «Елка-елочка», м.Т.Попатенко

                (дети садятся на свои места)

Вед:                Ребята, а кого же не хватает у нас на празднике?

Дети:                Деда Мороза и Снегурочки!

Вед:                А как же они найдут наш детский сад?

                Кто же нам поможет?

                Снежинки-подружки вставайте в кружок,

                Закружится в вальсе хрустальный снежок!

                Снежинки-холодинки, серебряные льдинки,

                Поскорей летите, Снегурку отыщите!

                    Танец снежинок! (Вальс,  м.Жилинского)

                        Появляется Снегурочка!

Снегурочка:

                Как же это все случилось?

                Как я в зале очутилось?

                У такой чудесной елки,

                Серебром блестят иголки!

                Рада с вами веселиться,

                Рада встретить Новый год,

                Посмотреть, как дети пляшут,

                Дружно водят хоровод!

                   Хоровод «Здравствуй зимушка-зима», м.А.Филиппенко

Снег-ка:        Ой, ребята, тише, тише….

                Что-то странное я слышу!

                Кто-то к нам сюда бежит,

                Кто-то к нам сюда спешит!

                (Звучит веселая музыка, в зал весело

вбегает Кикимора)

Кикимора:

                Наконец-то я пришла,

                Наконец-то вас нашла!

                Здравствуйте!

                Я приехала к вам на праздник!

                Страх как люблю веселиться!

Вед:                Это что еще за чудо!

                Извините, вы откуда?

Снег-ка:        Да это  же Кикимора лесная.

                Откуда ты к нам пожаловала?

Кик-ра:                Ох, издалека! Из леса дремучего,

                Из  топкого болота!

                Я сегодня нарядилась, к вам на праздник заявилась!

                Я пляшу и хохочу, быть Снегурочкой хочу!

Вед:                Подожди, подожди, Кикимора1

                У нас уже есть Снегурочка!

Кик-ра:                Как это есть? Где же она? (делает из рук бинокль, всех осматривает). Почему не вижу?

Вед:                Да вот же она? Самая настоящая Снегурочка!

                И очень она нам нравится!

                Правда ребята?

Кик-ра:                Вот это Снегурочка? (оглядывает ее, подходит ближе)

                Ну, удивили! Ну, рассмешили!          

                Никакая она не Снегурочка!

                Подумаешь, корону надела, шубку красивую блестящую…

                А мой наряд чем хуже?

                А? К тому же я и колдовать еще умею!

                Елку вашу заколдую,        

                На огни ее подую…

                (Звучит тревожная музыка, Кикимора обегает вокруг елки, дует на нее, радуясь, потирает руки)

                  Ай, да я! Ай, да молодец!

                (заходит за елку и там задерживается)

                          Елка гаснет!

Снег-ка:        Что ты сделала, Кикимора!

                Зачем огоньки заколдовала!

                Где же Дедушка Мороз?!

                Заждались мы его,

                На ум веселье не идет,

                Пропало торжество.

                Какой же Новый год без деда моего?

                Кто сможет нам теперь помочь?

                Без Дедушки Мороза нам елку не зажечь!

                У него в мешке волшебная звезда.

Кик-ра:        (выходит из-за елки)

                Вот и темно! Вот и хорошо!

                Вот вам и Новый год! И Дед Мороз вас не найдет!

                И никто вам елку не зажжет и подарки не принесет!

                Побегу и украду звезду!

                Устрою я вам Новый  Год! (убегает)

Снег-ка:        Ребята, что же делать?

                Давайте позовем скорее Деда Мороза!

Дети:                Дедушка Мороз!

Вед:                Долго дедушку мы ждем,

                Может громче позовем?

                Ой, волнуюсь я всерьез,

                Где же Дедушка Мороз?

                (дети громко зовут Деда Мороза)

     Входит Дед Мороз.

Д.Мороз:        Слышу, слышу, все кричат,

                Музыка, веселье!

                Сколько маленьких внучат,

                Елка-загляденье!

                Шел к вам по сугробам,

                По лесам и селам,

                Вам подарки принес,

                Ох, мешок тяжелый!

                Хоть и дел невпроворот,

                Хоть и шел я долго,

                Так и тянет в хоровод

                У веселой елки!

                   Хоровод «Здравствуй дед Мороз», м.В.Семенов

Д.Мороз:        Молодцы ребята! Хорошо поете!

                А теперь для всех игра. Вам понравиться она!

                  Игра с погремушками.

                (Д. Мороз раздает детям погремушки, которые стоят в корзине    

                                           под елкой)

Д.М:                Пока с вами я играл,

                Рукавицу, потерял….!

Вед:                Вот она! Только мы ее на отдадим тебе, Дед Мороз!

                Игра «Отними варежку»

Д.М:                Какие же вы ловкие, ребята!

                А вы мороза не боитесь?

Вед:                Мы мороза не боимся,

                Не замерзнем никогда!

Д.М:                А вот сейчас посмотрим!

                  Игра «Не заморозь»

Д.М:                А теперь, друзья, садитесь,

                Отдохните, улыбнитесь!

                Да и я отдохну

                И стихи послушаю!

                  Стихи.

Д.М:                Ой, спасибо, детвора!

                Славно, весело у вас!

                Ноги так и рвутся в пляс,

                Попляшу теперь и я,

                А вы похлопайте, друзья!

                    Пляска Деда Мороза

Д.М:                Ох, устал. Посижу.

Снег-ка:        Дедушка, а ты совсем забыл,

                Елка –то у нас не горит!

Д.М:                Как же я мог завыть про елку?!

                Сейчас достану звезду и елка заиграет огнями.

                (ищет в мешке звезду)

                Ох, наверно, я ее потерял.

                Ребята, а вы не видели звезду?

Снег-ка:        Ее Кикимора лесная украла.

Д.М:                Ах, она, нечисть болотная!

                Ну я ей покажу!

                Вот только найду ее!

                    Уходит. Гаснет свет.

                     Входят Кикимора, Лиса, Волк.

Кик-ра:        Как мы обманули детей,

                Снегурочку и Деда Мороза!

                   (Лиса и Волк прыгают вокруг Кикиморы)

Лиса:                Ах ты.

Волк:                Вот и не будет у них никакого праздника и никакой елки!

Кик-ра:        Нет, мне все так интересно,

                Что они сейчас там делают?

                Волк, Лиса! Бегите в детский сад,

                Подслушайте, подсмотрите все.

                А потом мне расскажите!

                  (Убегают. Свет включается. Входит Дед Мороз)

Д.М:                Ох, не везет нам с тобой, внучка.

                Нет нигде Кикиморы лесной.

                     Стук в дверь.

Снег-ка:        А вот к нам гости пришли.

                Проходите, пожалуйста.

Лиса:                Здравствуйте, мы шли мимо и решили зайти повеселиться с вами.

Волк:                А что вы такие грустные?

Д.М:                Кикимора украла у нас волшебную звезду.

Лиса (Волку)  Так им и надо. Вот и не будет у них веселья!

Д.М:                Что это вы там шепчитесь?

Лиса:                Да я говорю, что нехорошо поступила Кикимора.

Снег-ка:        А вы знаете, что вам на празднике нужно спеть или сплясать?

Лиса и Волк:   А мы ничего не умеем!

Снег-ка:        Нет, таких на празднике не оставляем.

Лиса Волку):  Ну, давай что-нибудь придумаем, а то нас сейчас выгонят.

Волк:                Что я придумаю, если я ничего не знаю!

Лиса:                Спой что-нибудь!

Волк:                Частушки!

                   Частушки Волка и Лисы.

Волк:                Я в лесу один хозяин, самый сильный, главный зверь!

                Я частушки распеваю, не страшны вы мне теперь!

                А Кикимора лесная

                Праздник хочет вам сорвать,

                Нас послала на разведку,

                Чтоб про вас все разузнать!

Лиса:                  Что ты серый нашу тайну

                От детей не утаил.

                Вот прогонят тебя с елки,

                Будешь выть в лесу один!

Лиса:                Ах, боже мой! Как ты глуп!

                Все секреты выдал!

                  (Вбегает Кикимора, Лиса и Волк убегают)

Д.М.                Это ты здесь побывала?

                Елку ты заколдовала?

                Как задую, засвищу –

                И в сосульку превращу.

Кик-ра:        Дед Мороз, прости меня!

                Ой, была я глупая-а-а-а!

                Честно говорю – исправлюсь,

                Всем сегодня вам понравлюсь!

Д.М:                Что же, Кикимора, давай

                Свою ошибку исправляй!

Кик-ра:        (обегает вокруг елки, дует на огоньки, останавливается)

                Елочка, красавица, улыбнись!

                Огоньками яркими вся зажгись!

                    (Елка не зажигается)

Д.М:                Нет, кричишь ты слабовато!

                Ну-ка снова все, ребята,

                Крикнем дружно:

                «Елочка, красавица, улыбнись1

                Огоньками яркими вся зажгись!»

                    (Дети повторяют)

                  Дед Мороз стучит посохом, Елка зажигает огоньки.

Д.М:                Мы не зря старались с вами,

А сейчас все вместе встанем

                Поскорее в хоровод.

                Посмотрю я, кто же лучше

                Песню звонкую споет!

                  Песня «Хоровод «Раз, два, три» м.И.Савинского

Д.И:                Я, веселый Дед Мороз,

                Всем подарочки принес!

                Где мешок мой, вот секрет….!

                Справа нет… И слева нет….

                А на елке нет?

Дети:                Нет!

Д.М:                А под елкой нет?

Дети:                Нет!

Д.М:                А на стуле нет?

Дети:         Нет!

Д.М:                А под стулом нет?

Дети:                Нет!

Д.М:                А у мамы нет?

Дети:                Нет!

Д.М:                А у папы нет?

Дети:                Нет!

                  (Кикимора вытаскивает из-за елки или из двери, ведущей в                    

                                 метод. кабинет мешок с подарками)

Кик-ра:        Дедушка Мороз! Ура!

                Твой мешочек я нашла!

                 (Д.М. хочет развязать бантик, но у него не получается)

Д.М:                Вот так узел… Угу-гу!

                Развязать я не могу!

Снег-ка:        Ну-ка дружно мы все хлопнем!

                (хлопают)

                Бойко ножками притопнем!

                (топают)

Д.М:                (дергает за бантик)

                Узелки все развязались,

                И подарки нам достались!

                  (раздают подарки)

Д.М:                Как мы весело играли,

                Песни пели и плясали,

                Возвращаться нам пора,

                До свиданья, детвора!

                

                

                

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение и показательные результаты развития интегративных качеств образовательных областей и образовательной области «Музыка» в старшем дошкольном возрасте»

«Проектирование целей – систематизирующее условие,обеспечивающие гармоничное и целостное развитие ребёнка»А.Г.Гогоберидзе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4566526","attributes":{"alt"...

Статья «Использование ИКТ в работе с детьми при реализации образовательной области «Музыка» в современном дошкольном образовании».

В работе с детьми при реализации образовательной области "Музыка" я использую информационно-компьютерные технологии. Напрмер: для познавательного материала ( знакомство с музыкальными инструментами, с...

Индивидуальный образовательный маршрутный лист. (Индивидуальное планирование работы по образовательной области «Музыка»)

Индивидуальный образовательный маршрутный лист.(Индивидуальное планирование работы по образовательной области «Музыка»)...

Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»

Внедрение ФГОСв практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области« Музыка» с другими образовательными областями»...

«Обновление содержания образовательной области музыка через внедрение новых УМК по обучению детей двум государственным языкам РТ»

"Туган ягым - яшел бишек" образовательная деятельность развитие музыкальных способностей детей подготовительной группы через различные виды деятельности....

План работы по реализации задач в образовательной области «Музыка»

План работы по реализации задач  в образовательной области «Музыка»...