"Музыкальное народное творчество"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

тематическое занятие для подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mmuzykalnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   Музыкальное народное    творчество

             (конспект тематического занятия  для подготовительной группы)

Цель.

Прививать любовь к народному музыкальному творчеству, народным песням, обычаям и традициям русского народа. Продолжать знакомить с творчеством П.И.Чайковского. Развивать эмоциональную сферу детей, познавательный интерес к народному музыкальному наследию. Развивать творческое воображение – образное высказывание о музыке, проявление творческой активности. Развивать танцевальное  и исполнительское творчество.

Репертуар.

Слушание.                                  «Камаринская» П.И.Чайковский

Муз. - ритм. движения              танцевальное творчество («Ты казала» запись)

Упражнение для голоса             «Кулик – Весна»  р.н.п.

Пение.                                         «Во кузнице» р.н.п., частушки

Хоровод.                                     «Как зима с весною повстречалися» р.н.п.

Муз. – дид. игра.                        «Угадай инструмент»

Логоритмика.                             «Оркестр» (авторская)

Игра.                                            «Вышивание» нар.игра

Игра на ДМИ                              исполнительское творчество («Ты казала» запись)

Предварительная работа.

Разучивание заклички  «Кулик – Весна»  р.н.п.,

песен «Во кузнице» р.н.п.,  «Как зима с весною повстречалися» р.н.п.

логоритмики  «Оркестр»,

игры   «Вышивание»

индивидуальная работа – частушки

Ход занятия.

Под русскую народную музыку (тихий фон) дети заходят в зал и с муз. руководителем рассматривают иллюстрации:

М.р.: Давным – давно, в далёкой старине, люди ещё не умели ни читать, ни писать. Но они любили сочинять разные сказки, пословицы, поговорки, былины … а на народных гуляниях придумывали пляски, хороводы… так же слагали песни о труде, о праздниках и просто, обо всей своей жизни.

Как много  люди сочиняли! И это всё, чтобы не забылось, передавалось из уст в уста. Позднее появилась письменность, и люди научились записывать свои сочинённые сказки, былины. А музыку стали записывать нотами, которую затем исполняли на народных инструментах. А вы знаете народные инструменты?  (дети: да). Тогда я предлагаю не просто называть их, а сначала отгадывать их по звучанию. Для этого нам нужен один музыкант и мы выберем его с помощью считалки.

     Как наступит тихий вечер

    Собирается  оркестр                 (руки «полочкой» двигаются в такт словам)

    Ложки звонкие: тук-тук,          (здесь и далее имитируют игру на называемых  инструментах)

    А трещётки, что за звук.

    Треугольник нежно плачет,

                            Колокольчик резво скачет.

                            Барабан не отстаёт,

                            Громче грома он поёт.

                           А дирижёр оркестра он-

                           Маленькиё аккордеон.

Выбранный ребёнок прячется за ширмой и играет на инструментах, а остальные – отгадывают.

Прекрасно! Вы отгадали и назвали все инструменты. Вот под музыку этих инструментов и плясал русский народ в далёком прошлом. И пляски сами придумывали. Я предлагаю и вам придумать свой танец.  

В записи звучит музыка.  Дети делятся на две подгруппы: одна танцует, другая – играет на инструментах, затем они меняются местами.

 Молодцы, ребята! Вы постарались. А теперь, садитесь, и немного отдохните, а я вам расскажу ещё одну историю.  Один русский композитор, а вы с его творчеством хорошо знакомы (портрет П.Чайковского) во время своего путешествия по России попал на один из таких народных праздников в селе Камаринском. Он увидел песни и пляски, игры, но особенно ему понравилась задорная, плясовая. Впоследствии он написал произведение, которое назвал «Камаринская».

Начинал пляску один танцор. Он так хорошо и удало плясал, что другому тоже захотелось показать свою удаль и переплясать первого танцора. Отсюда и пошло выражение «выкамариваться». Обратите внимание, что каждый танцор выходит под свою музыку, но мелодии их похожи. Такая форма музыкального произведения называется – ВАРИАЦИЕЙ. А теперь прослушаем  произведение в исполнении оркестра и определим, как она звучит.

Слушание «Камаринской»

Закрепляем название произведения.

А как любили на Руси песни петь!

Что за песни, что за песни

Распевает наша Русь!

Золотые, удалые, не немецкие,

Песни русские, живые, молодецкие!

А какие бывают русские народные песни? ( грустные, весёлые, плясовые, хороводные, обрядовые, шуточные, частушки, заклички). А вы  хотите, как в старину весну пригласить?

Дети поют закличку «Кулик-весна»   р.н.п.

Очень хорошо! Я думаю, после такой заклички весна поторопится к нам.

Весь быт русского народа сопровождался песнями. Как соберутся вечером девушки и парни , заиграет гармошка, и зазвучит весёлая, шуточная.

«Во кузнице»  р.н.п.

А уж как гулянье какое, и собирается вся деревня, тут самое время частушкам. Поют частушечники, кто громче да веселее. Среди нас есть такие весельчаки?

          Выходите, поспешите,

          Нас частушкой рассмешите!

Две девочки и два мальчика поют частушки.

Никакое гулянье не обходилось без хороводов, которые мы до сих пор любим танцевать!

«Как зима с весною повстречалися»  р.н.п. 

А больше всего на праздниках и гуляниях любили,… как вы думаете? (ответы детей)

Конечно же, как и мы с вами,  в игры играть!

Игра:  «Вышивание»  

Вот мы и узнали о том, как русский народ дружил с песней, и как песня всегда была рядом с народом. Даже композиторы записывали музыку народа. А с каким произведением, и какого композитора мы сегодня познакомились? А про что сочинял песни русский народ?

А теперь пришло время возвращаться домой, давайте превратимся в змейку и отправимся  в свою группу.

Дети выходят из зала.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к музыкальному народному творчеству

В статье  говорится о системе работы по приобщению детей к истокам народной культуры через музыкальный фольклор....

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста: «Праздник русской березки» с использованием элементов музыкального народного творчества

Цель. Воспитание социально-активной личности в духе возрождения духовно-культурных традиций России, через знакомство детей с русским народными традициями, связанными с  березой, как символом Росс...

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины....

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Знакомство детей с русским народным творчеством в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины (Из опыта работы)

Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что бо...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...