Планирование для группы раннего возраста по программе "Ладушки" с учётом ФГТ
календарно-тематическое планирование по музыке (младшая группа) по теме

Котельникова Зинаида Ивановна

Тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_muzykalnomu_vospitaniyu.doc215.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного  профессионального образования

 «Институт повышения квалификации работников образования».

Программа музыкального образования  детей 2-3 лет

Котельникова Зинаида Ивановна музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик»

                                                Тамбов 2013

                                        Пояснительная записка

     Раннее детство- период интенсивного физического и психического развития ребёнка. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью.

По мнению учёных, психологические задатки обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для  успешного развития врождённых задатков. Великий русский учёный В. М. Бехтерев в своих трудах по психологии детей раннего возраста отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

Особое место в развитии детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку.

Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности:

- эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера;

- развитие музыкально – сенсорных способностей.

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности. Содержание музыкального занятия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость и развивается музыкальная активность. Необходимо органично использовать на занятиях такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый.

Цель музыкального воспитания детей раннего возраста

Формирование активности в музыкальной деятельности, развитие элементарных музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребёнка.

Задачи музыкального воспитания:

1. Создавать  благоприятную, радостную  атмосферы, побуждать детей к активности.

2.Прививать интерес и любовь к музыке.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух.

 Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность 10 минут. За год проводится 72 занятия.

 Развлечения проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.  За год 12 развлечений.

 Разделы  занятия:

1.Музыкально-ритмические движения.

2.Пальчиковые игры, детские потешки.

3.Слушание музыки.

4.Подпевание.

5.Пляски, игры.

Музыкально – ритмические движения

Задачи:

1.Развитие двигательной сферы - формирование основных двигательных навыков и умений ( ходьбы, бега, прыжков).

2. Развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных.

3. Развивать элементарные умения пространственных ориентировок.

4. Развивать умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

Пальчиковые игры

Задачи:

1.Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.

2.Развивать мелкую моторику.

3.Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

 Слушание музыки

Задачи:

1.Развивать интерес к музыке и устойчивое слуховое внимание.

 2.Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.

 3. Развитие представлений об окружающем мире.

 4. Расширение словарного запаса.

Подпевание

Задачи:

1.Расширение кругозора и словарного запаса.

2.Формирование активного подпевания.

3.Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.

4.Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен.

 Пляски, игры.

Задачи:

1.Формирование активности в играх, плясках.

2.Развитие чувства ритма.

3.Формирование элементарных плясовых навыков.

4. Формирование коммуникативных качеств.

5.Развитие координаций движений.

К  концу года дети должны уметь:

-Узнавать знакомые мелодии

-Вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы

-Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать и заканчивать движения с первыми звуками музыки

-Выполнять движения: ходьба и  бег, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой, хлопки в ладоши, повороты кистей рук.

Узнавать и называть музыкальные инструменты: бубен, погремушка.

Методические принципы

1.Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено.

2.Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач.

3.Принцип последовательности, постепенное усложнение музыкального репертуара.

4. Принцип партнёрства.  Недопустимо использовать на занятиях авторитарный стиль.

5.Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

 Связь музыкального занятия с другими областями.

Физическая культура

Развитие   двигательной активности в музыкально-ритмических движениях

Чтение художественной литературы

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия  художественных произведений

Художественное творчество

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Социализация

Формирование представлений о музыкальном искусстве, развитие игровой деятельности

Познание

Расширение кругозора детей в области музыки, сенсорное развитие

Коммуникация

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки, развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности

Здоровье

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Безопасность

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

За основу рабочей программы брала программу «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

Использовала материалы следующих программ:

  1. «Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева.
  2.  «Топ-хлоп, малыши» Т. Н. Сауко, А. И. Буренина.
  3.  «Танцуй малыш» Т. И. Суворова.

Методические пособия

  1. «Забавы для малышей, М. Ю. Картушина. Москва, Сфера 2006
  2.  «Логоритмические занятия с детьми» М. Ю. Картушина. Москва,  Сфера 2008.
  3. «Праздники здоровья» М. Ю. Картушина. Москва,  Сфера 20084.
  4. Аудиокассета для слушания «Солнышко». Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА» 2001.

Период

 Тема месяца

Виды деятельности

Репертуар

Методические

задачи

Интеграция

Сентябрь


Весёлые ладошки

½ неделя




¾ неделя

Музыкально- ритмические  движения

1.«Разминка» Е. Макшанцева

2. «Маршируем дружно» М. Раухвергер

3. «Мы учимся бегать» Я. Степова



Организация внимания, развитие мелкой моторики

Учить детей ходить всем вместе, стайкой под музыку.

Развивать навык бега, учить бегать не наталкиваясь друг на друга.



«Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность»

½




¾

Пальчиковые игры

1.«Ладушки-ладошки» М. Картушина

2. «Сорока-белобока» (р.н.п.)

Развитие мелкой моторики и  речи.

«Познание», «Художественное творчество»

½

Слушание

1. «Ладушки» (р.н.п.)

2.  «Колыбельная»   Б. Флис

Развивать слуховое внимание, расширять музыкальный кругозор.

«Чтение художественной литературы»,

«Познание»,

 «Художественное творчество»

½


¾



Подпевание

1.«Ладушки» (р.н.п.) обр. Г. Фрида

2. «Птичка» М. Раухвергер

Привлекать детей к активному подпеванию.

«Художественное творчество»,

«Чтение художественной литературы»,

«Здоровье»

½


¾


Пляски

1.«Да-да-да» Е. Тиличеева

2. «Маленькая полечка» Е. Тиличеева

Развивать внимание, формировать навыки простых танцевальных движений: хлопки, притопы, махи руками.

«Коммуникация»,

 «Художественное творчество», «Физическая культура»

½



¾


Игры

1.«Где же наши ручки?»Т. Ломова

2. «Жмурки с бубном»(р.н.м)

Развивать внимание, чувство ритма, формировать эмоциональную отзывчивость.

«Социализация»,  

«Коммуникация»,

«Безопасность»,

«Художественное творчество»

Октябрь

Осенние деньки

½



¾

Музыкально- ритмические  движения

1.«Вот как мы умеем» Е. Тиличеева

2. «Поезд» Т. Суворова

3.«Воробушки»М. Красев

Формирование навыка ритмичной ходьбы, развивать слуховое внимание, умение начинать и заканчивать движение под музыку.

Формировать у детей умение лёгкого бега на носочках.

«Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность»

½




¾

Пальчиковые игры

1.«Кап-кап» (р.н.м)


2. «Ветерок» М. Картушина

Развивать мелкую моторику, умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.

«Познание», «Художественное творчество»

½




¾

Слушание

1. «Осенняя песенка» А. Александров

2. «Дождик» Обр.Г. Лобачёва



Расширять кругозор детей, продолжать знакомство с окружающим миром, природой, увеличивать словарный запас.

«Чтение художественной литературы»,

«Познание»,

 «Художественное творчество»

½

Подпевание

1. «Солнышко» М. Кртушина

2. «Дует ветер» И. Кишко

Формировать эмоциональную отзывчивость, побуждать  к подпеванию.

«Художественное творчество»,

«Чтение художественной литературы»,

«Здоровье»

½




¾







Пляски

1. «Пляска с листочками» Т. Суворова


2. «Сапожки»

(р.н.м)

Развивать у детей умение изменять движения в соответствии со сменой характера музыка, учить ходить и бегать в разных направлениях.

«Коммуникация»,

 «Художественное творчество», «Физическая культура»

½







¾

Игры

1. «Прогулка и дождик» М. Раухвергер, М. Миклашевская



2. «Догони зайчика» Е. Тиличеева

Развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать умение слушать музыку и менять движение со сменой её характера, развивать творческую активность.

«Социализация»,  

«Коммуникация»,

«Безопасность»,

«Художественное творчество»

Ноябрь

Домашние животные

½

¾

Музыкально- ритмические  движения

1. «Лошадка» М. Раухвергер

2. «Научились мы ходить» Е. Макшанцева


Осваивать движение «высокий шаг» , развивать чувство ритма.

«Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность»

½


¾


Пальчиковые игры

1. «Утёнок» М. Картушина

2. «Цыпа-цыпа» М. Картушина

Развитие речи, мелкой моторики

«Познание», «Художественное творчество»

½




¾

Слушание

1. «Лошадка» Е. Тиличеева



2. «Собачка» М. Раухвергер

Формировать ритмическое  и эмоциональное восприятие, учить звукоподражанию, развивать внимание.

«Чтение художественной литературы»,

«Познание»,

 «Художественное творчество»

½



¾

Подпевание

1«Петушок» Обр. М. Красева

2. «Кошка» А. Александров

Привлекать детей к подпеванию, учить звукоподражанию и активному подпеванию. Формировать умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к животным.

«Художественное творчество»,

«Чтение художественной литературы»,

«Здоровье»

½





¾

Пляски

1. «Курочки и петушки» Т. Суворова


2. «Танец уточек» М. Картушина



Учить различать разный характер музыки, ритмично выполнять движения (махи руками, пружинка).

Учить ходить за ведущим, выполнять движения по показу педагога.

«Коммуникация»,

 «Художественное творчество», «Физическая культура»

½





¾


Игры

1.«Кошка и котята» В. Витлин


2. «Игра с собачкой» М. Картушина

Развивать внимание и формировать умение согласовывать движения с разной по характеру музыкой.

Воспитывать выдержку, начинать и заканчивать движения  по музыкальному сигналу.

«Социализация»,  

«Коммуникация»,

«Безопасность»,

«Художественное творчество»

Декабрь


Новогодняя ёлка

½

¾


Музыкально- ритмические  движения

1.«Марш»Е. Тиличеева




2. «Повторяй за мной» Т.Сауко



Развивать навыки ритмичной ходьбы, Умения начинать и заканчивать движения вместе  с музыкой.

Развивать координацию движения, умение бегать под музыку, прыгать вперёд-назад.

«Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность»

½



¾

Пальчиковые игры

1. «Ёлочка» М. Картушина

2. «Снег летит» М. Картушина

Развитие речи, мелкой моторики

«Познание», «Художественное творчество»


1/2



¾


Слушание

1.«К деткам ёлочка пришла» А. Филиппенко

2. «Зима» В. Красев

Развивать слуховое внимание. Учить детей эмоционально откликаться на содержание песни.

«Чтение художественной литературы»,

«Познание»,

 «Художественное творчество»

½



¾

Подпевание

1. «Пришла зима» М. Раухвергер

2. «Дед Мороз» А. Филиппенко

Вызывать у детей радостные эмоции, привлекать к активному подпеванию

.

«Художественное творчество»,

«Чтение художественной литературы»,

«Здоровье»

½




¾


Пляски

1. «Зимняя пляска» М. Старокадомский

2. «Фонарики» обр. Р. Рустамова

3. «Танец снежинок» Т. Суворова

Развивать чувство ритма, формировать умение выполнять игровые действия в соответствии с текстом.



Развивать умение легко бегать на носочках в свободном направлении и кружиться на месте.

«Коммуникация»,

 «Художественное творчество», «Физическая культура»

½






¾




Игры

1. «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко

2. «Игра с погремушкой»А. Филиппенко

3. «Зайчики и лисичка» Г. Финаровский

Закреплять у детей основные движения: бег, прыжки, воспитывать выдержку, развивать умение согласовывать движения с текстом.

«Социализация»,  

«Коммуникация»,

«Безопасность»,

«Художественное творчество»

Январь

Зимушка-зима

½

¾

Музыкально- ритмические  движения

1. «Ходим-бегаем»Е. Тиличеева



2. «Ноги и ножки» В. Агафонников

3. «Лесные гости» М. Картушина

Учить различать разный характер музыки, развивать чувство ритма,

развивать умение выполнять основные движения: ходьбу и бег.



Выполнять прыжки на обеих ногах, простой шаг, шаг на внешнем своде стопы.



«Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность»

½

¾

Пальчиковые игры

1. «Снежный пирог» М. Картушина

2. «Снег летит» М. Картушина

Развивать речь , мелкую моторику рук.

«Познание», «Художественное творчество»

½



¾


Слушание

1.«Новогодний хоровод» А. Филиппенко

2. «Маленькая ёлочка» М. Красев

Развивать внимание, Формировать эмоциональное восприятие.

«Чтение художественной литературы»,

«Познание»,

 «Художественное творчество»

½


¾

Подпевание

1.«Ёлка» Т. Попатенко

2. «Заинька» М. Красев

Способствовать активному подпеванию, активизировать речевую активность детей.

«Художественное творчество»,

«Чтение художественной литературы»,

«Здоровье»

½





¾


Пляски

1.«Санки» Т. Сауко



2. «Приседай» Обр. А.Роомере



 

Развивать выразительность движений,  чувство ритма, способность координировать движения с музыкой и текстом, развивать внимание детей.

«Коммуникация»,

 «Художественное творчество», «Физическая культура»

½



¾


Игры

1. «Зайцы и медведь» Т. Попатенко


2. «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамов

Реагировать на смену характера музыки, воспитывать выдержку.


Развивать музыкальный слух, учить играть громко и тихо.

«Социализация»,  

«Коммуникация»,

«Безопасность»,

«Художественное творчество»

Февраль

Маленькие солдаты

Музыкально- ритмические  движения

1. «Где флажки» И. Кишко

2. «Марш» Т. Сауко

Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве.

Формировать навык  бодрой, энергичной ходьбы.


«Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность»

½



¾


Пальчиковые игры

1 «Машина» (детская потешка)


2. «Дружные ладошки» (потешка)

Развивать речь, мелкую моторику.

«Познание», «Художественное творчество»

½



¾


Слушание

1. «Самолёт» М. Раухвергер

2. «Петя- барабанщик» М. Красев

Развивать слуховое внимание, расширять кругозор.

«Чтение художественной литературы»,

«Познание»,

 «Художественное творчество»

½


¾

Подпевание

1. «Паровоз» А. Филиппенко

2. «Конёк» И. Кишко

Расширять представление об окружающем мире, активизировать речевую активность. Учить подпевать повторяющиеся слова и фразы.

«Художественное творчество»,

«Чтение художественной литературы»,

«Здоровье»

½



¾


Пляски

1.«Танец с флажками» Т. Вилькорейская

2. «Весёлые пары» Т. Суворова.


Развивать внимание, чувство ритма, формировать умение согласовывать движения с текстом, учить детей ходить по кругу одному и парами.

«Коммуникация»,

 «Художественное творчество», «Физическая культура»

½


¾

Игры

1. «Я на лошади т скачу» А. Филиппенко»

2. «Флажок» М. Красев

Развивать творческую активность детей, формировать коммуникативные качества.

«Социализация»,  

«Коммуникация»,

«Безопасность»,

«Художественное творчество»

Март

Весеннее солнышко

½

¾


Музыкально- ритмические  движения

1. «Марш» В. Дешевов


2. «Птички» Т. Ломова

3. «Солнышко» Е. Макшанцева

Развивать внимание, слух, чувство музыкальной форма.

Формировать умение ориентироваться в пространстве, развивать лёгкий бег.


«Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность»

½

¾

Пальчиковые игры

 1 «Пальчики проснулись» М. Картушина

2. «Зайка умывается» (р.н.п.)

Развивать речь, мелкую моторику.

«Познание», «Художественное творчество»

½



¾

Слушание

1. «Зима прошла» Н. Метлов

2. «Маленькая птичка» Т. Попатенко

Расширять кругозор, развивать эмоциональную отзывчивость, слуховое восприятие.

«Чтение художественной литературы»,

«Познание»,

 «Художественное творчество»

½


¾

Подпевание

1. «Утро» Г. Гриневич

2. «Кап-кап» Ф. Филькенштейн

Побуждать детей к активному подпеванию, развивать слуховое восприятие.

«Художественное творчество»,

«Чтение художественной литературы»,

«Здоровье»

½





¾

Пляски

1. «Парная пляска» (немецкая плясовая мелодия)

2. «Греет солнышко теплее»  Т. Вилькорейская

Учить выполнять знакомые движения в парах, развивать коммуникативные навыки.

«Коммуникация»,

 «Художественное творчество», «Физическая культура»

½


¾

Игры

1.  «Солнышко и дождик» М. Раухвергер

2. «Игра с платочками»

Учит детей ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.


«Социализация»,  

«Коммуникация»,

«Безопасность»,

«Художественное творчество»

Апрель

Любимые игрушки

Музыкально- ритмические  движения

1. «Ай-да!» Т. Попатенко

2. «Идём-прыгаем» Р. Рустамова

3.

« Мячики»

М. Картушина

Учить выполнять топающий шаг.

Развивать навыки основных движений.


«Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность»

½


¾

Пальчиковые игры

1. «Варись кашка» Е. Туманян

2. «Коготки» М. Картушина

Развитие речи, мелкой моторики.

«Познание», «Художественное творчество»

½

¾

Слушание

1. «Мишка» М. Раухвергер

2. «Машина» Ю. Слонов

Учить внимательно слушать произведение. Развивать творческую активность

«Чтение художественной литературы»,

«Познание»,

 «Художественное творчество»

½

¾

Подпевание

1.« Паровоз» А. Филиппенко

2. «Бобик» Т. Попатенко

Развивать музыкальное восприятие, побуждать детей к подпеванию

«Художественное творчество»,

«Чтение художественной литературы»,

«Здоровье»

½



¾

Пляски

1. «Танец с игрушками» Н. Вересокина

2. . «Танец с платочками» Т. Суворова

Выполнять движения по показу, развивать внимание,

Выполнять лёгкий бег по кругу и произвольно, менять движения в соответствии с музыкой.

«Коммуникация»,

 «Художественное творчество», «Физическая культура»

½



¾

Игры

1.«Игра с персонажами» Т. Суворова


2. «Игра с бубном» М. Красева

Различать смену музыкальных частей, выполнять условия игры, развивать ритмический слух.

«Социализация»,  

«Коммуникация»,

«Безопасность»,

«Художественное творчество»

Май

Ожидание лета

½


¾

Музыкально- ритмические  движения

1.« «Полянка» обр. Г. Фрида

2. Повторение изученных упражнений.

Закрепить основные движения, выученные за год.


«Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность»

Пальчиковые игры

Повторение ранее разученных упражнений

Развивать речь, мелкую моторику.

«Познание», «Художественное творчество»

½

¾

Слушание

Слушание  знакомых произведений.

Развивать музыкальную память.

«Чтение художественной литературы»,

«Познание»,

 «Художественное творчество»

½

Подпевание

1. «Корова»  Т. Попатенко

2. «Жук» В. Карасева

3. Повторение ранее разученных песен.

Закреплять навыки исполнения песен. Развивать эмоциональную сферу.

«Художественное творчество»,

«Чтение художественной литературы»,

«Здоровье»

½

¾

Пляски

1.«Погуляем» Е. Макшанцева

2. «Летняя пляска» Т. Сауко

Развивать чувство ритма, выразительность и координацию движений, формировать навык ходьбы парами под музыку.

«Коммуникация»,

 «Художественное творчество», «Физическая культура»

½


¾


Игры

1. «Карусель» Т. Суворова

2. «Мотылёк» Р. Рустамов

Развивать  творческую активность, формировать коммуникативные навыки.

«Социализация»,  

«Коммуникация»,

«Безопасность»,

«Художественное творчество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста с учётом ФГОС ДО (от 2 до 3 лет; 13 неделя)

В помощь педагогам, будьте добры после всех прикрепленных файлов, оставьте комментарий свой....


 

Комментарии

Ушакова Наталья Алексеевна

Зинаида Ивановна, большое спасибо за материал!

Котельникова Зинаида Ивановна

Рада,что вас он заинтересовал.