цикл занятий музыкально- театрализованной деятельности.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Швецова Светлана Юрьевна

Наработанный материал по театру.ЭТО театральные игры,музыкально-ритмические движения,ритмопластика,методы и приемы в театральных занятиях,

самостоятельная музыкальная деятельность,проводится работа с родителями,постановка сказки...

ко всему этому применются  дидактические игры,слушание песни,разучивание,знакомство с играми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сказка «Два брата»

МАЖОР И МИНОР

В давние - давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин - дон седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало, сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами болтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам - песню запевать.

Солдаты были у него необычные,

Все как один, певцы отличные

И за это, кстати сказать,

Стал Дин - дон их звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,

Король захрапит, и Звуки тоже на боковую,

Спят себе до утра. Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснется, с боку на бок повернется

И все заново начнется!

Скука, печенье, солдатское пенье.

От этой жизни Звуки до того обленились,

Что петь, как следует, совсем разучились.

Король был ужасно огорчен,

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так, и сяк,

А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Звукляднию из далекой страны Ладии два брата - Лада. Один был веселый - плясун-хохотун, другой - грустный, задумчивый. Веселого звали - Мажор, а грустного - Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,

Королю, как положено, поклонились.

-Здравствуй, Дин - дон, - говорят -

Хотим послушать твоих солдат.

- А ну, - скомандовал Звукам король, -

Запевать все изволь! Раз, два! Раз, два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Закричали на два голоса: «Хватит!»

- Давай, - говорят, - Дин - дон, мы тебе поможем,

Из Звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд -

Получился Звукоряд.

Скомандовал им Мажор: «На тон - полутон рассчитайтесь!»

Звуки быстренько рассчитались: Тон, тон, полутон,

Тон, тон, тон, полутон!

 - Запевай! - скомандовал Мажор. - Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд,

Получился звукоряд.

Не простой - мажорный,

Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь - шагнул вперед Минор.

1

Скомандовал: «На тон - полутон рассчитайтесь!»

Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались:

Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

- запевай! - скомандовал Минор! Звуки запели.

Мы минорный звукоряд,

Грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную поем,

И сейчас мы заревем.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.

Дин - дон по-другому жить стал,

Под музыку спать перестал,

Загрустил он - Минор явится.

Захочет веселиться - Мажор появится.

Стали Звуки жить ладно.

И песни звучали складно.

Сказка «Три бабочки»

     Жили на свете три бабочки: белая, красная и желтая. С утра до ночи играли они друг с другом, порхая с цветка на цветок, и собирая пыльцу. Лето было теплым, и солнце светило целыми днями.

     Как-то раз, когда бабочки по обыкновению собрались играть, заволокли темные грозовые тучи, и бабочки очень испугались. «Я так боюсь дождя!» - сказала одна из них. «Если намокнут наши крылышки, мы уже не сможем летать,» - заметила другая.  «Надо спешить!» - решили они и полетели к дому. Но летели бабочки медленно, а тем временем первые капли дождя уже падали на землю.

     «Не добраться нам, ох не добраться, - сказала желтая бабочка - Дождь уже начинается».

«Так что же мы стоим? - закричала красная бабочка. - «Спрячемся в чашечке тюльпана и переждем там дождь!»

     И бабочки полетели к тюльпану. Тюльпан тоже боялся дождя и потому изо всех сил зажмурился, и сложил лепестки. «Впусти нас, Тюльпан, - пролепетала бабочка желтая. - Дождь начинается, а до дома еще далеко». Тюльпан нехотя открыл глаза и, помедлив, ответил: «Желтую, я, пожалуй, еще впущу, возможно, и красную. Ну, уж белую ни за что!»

«Что ты, что ты Тюльпан! - воскликнула желтая бабочка. - Мы не можем бросить нашу подружку одну, ведь дождь начинается!» Но Тюльпан закрыл глаза и уже ничто не ответил.

«Что же нам делать?» - спросила красная бабочка. «Летим к Лилии! - предложила белая бабочка, - Уж она-то, наверни-ка нас примет».

Звучит музыка «Бабочки» Куперен.

     И они полетели к Лилии, а дождь или уже во всю. С трудом взмахивая крыльями, бабочки, наконец, добрались до озера, где жила Лилия. «Здравствуй, Лилия!» - воскликнули они. Лилия едва кивнула в ответ. Она была очень гордым цветком.

     «Впусти нас, Лилия! - попросила белая бабочка, - Видишь, мы мокнем под дождем». Лилия задумалась: «Белую - проговорила она, - белую, я, пожалуй, могла бы впустить, но желтую и красную - ни за что!» «Как же я могу бросить подруг?» - заплакала белая бабочка. «Ну, как хочешь» - заявила Лилия, и закрыла свои лепестки.

     А дождь лил всё сильнее и сильнее. Бабочки от огорчения горько заплакали. Услышав, что кто-то плачет, Солнышко проснулось и посмотрело вниз. Оно сразу же высушило слезы бабочек, улыбнулось им, и бабочки заулыбались, полетели играть в поле.

Дождевая фантазия

ДОЖДЕВИЧОК

     Дождевичок был самый непоседливый из всех детей мамы - Облакини и папочки - Пухооблаковичи. У него, конечно, была бабушка - Грозотучьевна, дедуля - Громыхайлович, а еще тетя - Мамия Зигзаговна, бабушкин племянник Ветер Непоседович со всем своим непоседливым семейством: племянница Непогодушка со своей дочерью Ненастьевной и еще, и еще… Всех перечислять Дождивичок не мог - торопился.

     «Пусть играет ребенок, осенью наплачется» - часто слышал он вслед. «Интересно, почему я должен буду плакать этой самой осенью? И кто она такая?» - думал Дождевичок, но очень быстро забывался.

     А задержать его дома было трудно, потому что он все время хотел на чем-нибудь или с кем-нибудь поиграть. Например, ему нравились: Кухонные Миски. Их иногда оставляли на столе после обеда. «Пим - пом, пум - пам, пим - пом, пум - пум, пам» - заставлял он их петь разными голосами. «Ишь, как разыгрался, проказник!» - ворчала Пожилая Скамейка. Она конечно, завидовала Мискам - Такой концерт устроил Дождевичок! Голоса Кухонных Мисок смеялись и сказали, а сами дамы просто святились удовольствием, и капли от них летели во все стороны радужным салютом! Такое только и бывает мисочное счастье - когда ты вдруг запоешь, забыв даже какой салат в тебе был…

     Но Дождевичок помнил о Скамейке, наливался в неё и отдыхал, точнее, ждал, когда придут и начнут шлепать по нему Ладошки. Для этого он очень старался пролиться на Скамейку полнее. Ведь от шлепков Дождевичок мог упасть на лепестки Ромашки, которая росла недалеко. «Ах!» - воскликнула она и хлопала большущими белыми ресницами, - «Какая радость! Вы представить не можете, как я рада, что Вы оказались здесь. Скажите, мои лепестки не стали вялыми, а листья немного желтыми?! Если так, то ко мне не прилетит Бабочка, она такая привереда!»

     Дождивечок старался успокоить Ромашку, потом действительно прилетела Бабочка и смотрелась в водяную каплю, отщипывала кусочек лепестка и прикладывала его к узору на крылышках. И всё болтала, болтала и болтала с Ромашкой. А Дождивечок засыпал, покачиваясь на Ромашкиной ладошке, и грея животик на солнышке.

     «Надо же, - засыпая, думал он - На Ромашкиных ресницах я был белый, на её ладошке - зеленый в Бабочкиных крыльях… Как красиво, когда ты видимый - цветной! И не видимый… Хотя, какой же я невидимый?..»

     Просыпался он опять в небе.

Почему плачет осень? И разве всегда? А может быть у неё профессия такая? Как с ней познакомился Дождивечок?

«Веселый дождик» - удары деревянной палочкой или пальцами по кухонным мискам разного объема. (В самом деле! Очень веселые и неожиданные сочетания звуков - попробуйте! Миски «звучат» лучше на паласе, естественно, в перевернутом виде. Их необходимо украсить кусочками цветного скотча - как - никак «Инструменты оркестра»).

«Встряхиваем капли с куста» - потряхивание время от времени погремушками.

Грустный дождик» - дети неторопливо (по очереди или дуэтом) играют на двух звуках металлофона (каждый выбирает сам, где играть). Может получиться целая «Ария», с неожиданными мелодическими поворотами.

«Разговор дождя с зонтиком, мячиком» - удары палочкой или кулачком по предметам.

«Дождь и ветер в ветвях деревьев» - впечатление создастся от звуков, наполненных крупой «киндеров», маракасов, вулов - нарезанную вдоль тонкими полосками пластиковой бутылки (необходимо срезать дно).

«Капли на солнце» - звуки колокольчиков разного размера на фоне редкого звучания оркестровой тарелки (тяжелой металлической крышкой от бака или казанка).

«Дождик шепчется с листьями» - легкие шлепки ладошками, удары в ладошку двумя, тремя или всеми пальцами.

Сказки о воде

      Веселый дождик

- С какой горы ты бежишь сюда,

   Водичка моя прохладная?

- С той высокой горы, - отвечала вода, -

   Где снежная шапка громадная.

- Ответь мне скорей: Побежишь ты куда,

   Водичка моя прохладная?

- На луг побегу - отвечала вода, -

   Туда где цветы нарядные.

- Ты лучше осталась бы здесь навсегда,

   Водичка моя прохладная!

- Я в садик спешу, - отвечала вода, -

   Где гроздья висят виноградные.

- А солнышко сядет, что будет тогда,

   Водичка моя прохладная?

- В канавку стеку, - отвечала вода, -

   Пусть козлик попьет, я не жадная!

     Уж несколько дней стояла сильная жара… Все цветы завяли. Девочка в саду все ждала, когда же пойдёт дождик. Внезапно на горизонте  появилось маленькое облачко (рисунок). Оно стремительно приближалось. Так мог действовать только лучший друг, который всегда приходит на помощь в трудную минуту. Облачко полило цветы в саду и уселось на скамейку рядом с Девочкой. Они разговорились. Девочка сказала, что очень любит лето, цветы, лесные ягоды, бабочек, пение птичек. А Облачко? Оказалось, что для него нет ничего прекраснее воды. Девочка удивилась: «Что интересного можно найти в обычной воде?» И вот что она услышала. «Я принесло с собой дождь - теплый, ласковый, короткий. Он помог оживить твои цветы. Такой дождь любит солнышко. Оно остается на небе, умывается и расстилает над всей землей радужное полотенце. Такой дождь любят и птицы, и цветы, и травы, и грибы. Недаром люди называют его грибным.  О таком же веселом и быстром дождике рассказал в стихотворении «Дождь» Самуил Яковлевич Маршак. Я вам его прочту.

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя

Мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

 По цветникам, скамейкам,

По ведрам, по лейкам,

Пролетный дождь стучит.

     А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь в саду у Девочки. Там вас внезапно застал грибной дождик (раскрывает зонтик). Чтобы мы не очень скучали, послушаем музыку дождя, который стучит по зонтику, барабанит по подоконнику и крыше, звенит, попадая на цветы колокольчика. (Д.Шостакович «Вальс - шутка». После прослушивания музыки дети изображают звуки дождя различного тембра с помощью музыкальных инструментов - палочек, колокольчиков, тарелочек и треугольников).

     В музыке, которую вы сейчас слышали, ноты по длительности разные: одни - короткие, другие - длинные. Так же и у дождика - капли разные. Одни - тяжелые, длинные, другие - короткие, мелкие, легкие. Дождь то усиливается, то вновь затихает. Попробуем сыграть эти звуки «Музыка дождя» - палочки, колокольчики. (Дети играют без аккомпанемента, затем с музыкальным сопровождением. Можно выбрать другой вариант звучания Д.Шостаковича - в исполнении на фортепиано - отметить разницу тембров).

     А как еще можно изобразить дождик, чтобы мы его не только услышали, но и увидели? Правильно, нарисовать.

Занятие проводится в той части зала, которая подготовлена для рисования.

Материал: Уголь, пастель, сангина, акварель, гуашь, тушь.

Педагог заранее обговаривает выбор красок, техники выполнения рисунков (мазок, штрих) инструментов (кисть, перо и даже пальцы). В качестве фона используются рисунки, которые дети выполняли ранее на занятиях по изобразительной деятельности. Отметим рисунки, соответствующие по своему эмоциональному содержанию характеру музыки и характеру летнего дождя (радостные, светлые, добрые, солнечные), выбирают дети. В процессе работы звучит пьеса «Вальс - шутка» Д. Шостаковича. Рисуя струи дождя, дети соотносят длину штрихов и мазков с длительностью нот.

     Занятие заканчивается выставкой рисунков, которые дети дарят Облачку. Итоги подводит педагог.

Музыка Дмитрия Шостаковича помогла вам так выразительно изобразить летний дождь. С заданием вы справились. Однако, скажите, дождь который вы нарисовали - это грибной, веселый, приветливый, звонкий? Или это ливень? Или осенний, промозглый?

     Дети должны объяснить, что легкие штрихи и мазки разной длины изображают именно грибной дождь. И фон рисунков - радостный, веселый.

Вода начинается с капельки

     Жили - были на свете капельки. В туче с дождем попали они на дерево. Сидят, смотрят на окружающий мир, радуются, посидели и решили спрыгнуть на землю в лужу, а затем просочиться под землю, и пошли гулять там.

     Сходили в гости к медному, железному, серебряному королю. Наградили их короли частичками меди, железа, серебра. И стали выбираться на поверхность земли. Где выбрались - забил родник.

Дети берутся за руки, изображают родник.

     Стало скучно капелькам, задумали они погулять по всему свету. Превратился родник в ручеек (по камушкам).

Дети, держась за руки, змейкой на носочках изображают ручеек.

Ручейки сливаясь, впадают в реку.

Идут медленным шагом, встав в шеренгу по переменно поднимая и опуская руки.

Ветер гонит воду на реке волной.

Проводится игра «Какой бывает ветер» муз.Л.Бетховен «Ветер - ветерок».

Дети превращаются в деревья.

     Легкий ветер колышет листочки            работают кисти рук пальцев

     Умеренный ветер гнет веточки              покачивание корпусом и рук

     Сильный ветер гнет деревья до земли   наклоны корпуса и взмахи рук

Проводится игра «Костер».

Дети сидят на корточках по кругу, в руках ленты на палочках.

Тихая музыка - костер едва тлеет, дети взмахивают лентами.

Огонь разгорается - меняется темп и характер музыки.

Превращается в будущее пламя - музыка громкая в быстром темпе.

Постепенно пламя гаснет - движение передают угасание.

Проводится игра «Рождение цветка» - Э.Григ «Утро».

Семечко долго спало в земле. Когда весной солнышко согрело землю, проклюнулся росточек. Вскоре росточек превратился в стебелек - дети поднимают голову, сидят на коленях, встают медленно.

На нем появился бутон - подняли руки вверх.

И вот однажды утром, когда первые лучи солнца коснулись бутона - работают кисти рук.

Он развернул свои лепестки.

Проводится игра «Волшебный стул».

В этой игре стараются воспитывать отношение детей друг к другу. Все дети встают в круг и поют. Внутри круга стоит стул.

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись,

На волшебный стул садись!

Когда песенка заканчивается, тот, кто оказался ближе всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга по очереди, начиная с того места, где стоит стул должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее.

Мы варили суп

Мы варили суп из перловой крупы,         помешивают ложкой в кастрюле

Получилась каша,                                       обхватывают руками голову

То-то горе наше,                                          качают головой

Замесили тесто,                                           месят тесто

А оно ни с места!                  

Замесили на дрожжах,                                сжимают кулачки, вытягивают руки

Не удержишь на вожжах.

Тяв - тяв (муз.Герчик)

Во дворе за бочкой                                      смотрим

Мы нашли щеночка,                                    удивление - руки к щекам

Он ко всем ласкается,                                 гладим щенка

Лаем заливается.                                         Кружение подскоками

Тяв - тяв.

А когда в окошке                                        пружинки с поворотом

Он увидел кошку,                                       изобразить рамку руками

Кошку тети Настину,                                 наклоны вперед

Стал бросаться на стену,                           удивление глазами

Не спросив у мамы,                                   скребущие движение руками

Взяли в дом щенка мы.                             Грозят пальчиком

Спрятали под лавкой,                               идут по кругу, ведут за веревочку щенка

Ты смотри не гавкай.                                Присели, грозят пальцем

Кукушка

Зовет зверей кукушка                               машут левой рукой, правой рукой

Довольно сони спать.                               Грозят

Весна пришла к нам в гости -                  наклоны вперед

Давно пора вставать!                                Трут глаза, потягиваются

Ку-ку-ку-ку, старается она,                     показывают клювики, «пружинка»

Пришла уже весна!                                   «летают»

Обиженно в берлоге                                  поступь медведя

Ворчит старик медведь,                             машут руками

Кукушка, подожди-ка,                               грозят пальцем

Дай сон мне досмотреть.                           Ладони под щечку

Ку-ку-ку-ку, мешает старику,                   клювики, пружинка

Кузнечик

В траве сидел кузнечик (3 раза)               руками показывают лапки кузнечика с пружинкой

Зелененький он был.  

Представьте себе (2 раза)                         хлопок по коленям, хлопок в ладоши

Он ел одну лишь травку                           показать, что кушает ложкой правой рукой,                

И с мухами дружил.                                  левой рукой       

Ну, вот пришла лягушка,                          маршируют

Прожорливое брюшко                              гладят по животу

И съела кузнеца.                                        Маршируют

Не думал, не гадал он (2 раза)                  огорченно машут руками   

Ни как не ожидал он                                 головой вправо, влево

Такого вот конца.              

Тень - тень

Тень - тень, потетень,                                выходят дети, изображают зверей

Выше города плетень,                                садятся полукругом

Сели звери на плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса,

Лиса всему свету краса!                             Выходит лиса

Похвалялся зайка,

Заяц поди, догоняй-ка!                               Выходит заяц

Похвалялися  ежи,

Ежи - у нас шубы хороши!                         Выходят ежи

Похвалялся медведь,

Могу песни я петь,                                тяжелая поступь, свирепый взгляд, опущенная голова   

Всем я выкалю глаза!                                 Пытается забодать зверей             

Звучащие жесты

Дети сидят на полу в кругу (3-5 детей - «листья»). Внешние дети находятся за листьями (шуршание, скрипение, звуки речи - создают динамическое крещендо). «Поднять» лежащие «Листья», которые должны чутко реагировать на изменение динамики, продолжать импровизировать, имитируя движения листьев в порыве ветра. Звуковая форма может быть подвижной, с изменениями и перепадами динамики. Дети, которые двигались, садятся в общий круг, и импровизируют вместе со всеми жесты к тексту педагога. Затем «листьями» становятся другие.

  1. Сморите, смотрите, падает лист,

А воздух осенний прозрачен и чист!

Листья кружатся и падают.

Игра звуками - листья поднимаются.

            Весной, разрывая клейкие почки,

            На ветках взрывались хлопушки - листочки.

Дети щелкают в воздухе первыми и третьими пальцами.

  1. Смотрите, смотрите, падает лист!

Желтый, сухой, он теперь неказист!

Листья падают, игра звуками.

            Листья писала мазками теней,

            Портреты июньских, солнечных дней.

Импровизация жестов.

  1. Смотрите, смотрите, падает лист,

И лес опустевший не так голосист.

Листья падают, игра звуками.

            Деревья уснули и спят до весны

            И смотрят лесные, зеленые сны.

Импровизация жестов.

Мелкий дождик моросит

Речевое упражнение, сопровождаемое жестами. Фонограмма спокойной музыки.

Мелкий дождик моросит:

Кап, кап, кап, кап!

В листьях сада шелестит:

Кап, кап, кап, кап!

Мокнет мяч у ворот:

Кап, кап, кап, кап!

Мокнет поле, огород:

Кап, кап, кап, кап!

Щелкают пальцами по очереди каждой рукой.

Что-то шепчут листья -

Подойдем и спросим.

Листья отвечают: «Осень, осень, осень…»

Шуршат ладошками.

И сползают тучи, птиц куда-то прячут,

Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут.

Выполняют руками волнообразные движения.

Используются инструменты - треугольник, маракас, металлофон.

Исполнять стоя, располагаясь по залу, заполняя всё пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музыкально-театрализованной деятельности "Путешествие по сказкам"

Материал содержит театрализованное занятие для детей старшего дошкольного возраста с играми, артикуляционной гимнастикой, элементами кукольного театра....

Конспект занятия по музыкально-театрализованной деятельности "Цыпленок"

Конспект занятия по тетрализованной деятельности для детей младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений с целью воспитания у детей интереса к театрализованной деятель...

Цикл занятий по театрализованной деятельности.

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....

Цикл занятий по музыкально-театрализованной деятельности "Арлекино"

Разработка цикла занятий по музыкально-театрализованной деятельности для развития эмоций у старших дошкольников....

Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в волшебный мир театра"

Поддерживать стремление детей активно участвовать в театрализованной деятельности...

Консультация для музыкального руководителя «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности»

В представленной консультации раскрыты возможности развития речи детей с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности....