Музыкальное занятие в старшей группе "С добрым утром"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Миляева Лариса Владимировна

Цель: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, к людям посредством музыкальных образов.

Программные задачи:

Познакомить детей с творчеством норвежского композитора Э.Грига; вызывать у них эмоциональную отзывчивость на музыку нежного, задумчивого, мечтательного характера. Учить сравнивать эмоционально-образное содержание песен с настроением  и содержанием стихотворений.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

Как тихо сегодня в нашем зале, совсем как ранним-ранним утром, когда еще из-за горизонта появляется первые проблески солнечных лучиков, а на небе все еще хозяйничает серебристая луна.

                                               (И.А.Бунин.)

«Бледнеет ночь… Туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее,

Звучнее лес, безжизненней луна

И серебро росы на стеклах холоднее.

Еще усадьба спит... В саду еще темно,

Недвижим тополь матово-зеленый,

И воздух слышен мне в открытое окно,

Весенним ароматом напоенный…

Уж близок день, прошел короткий сон –

И, в доме тишины не нарушая,

Неслышно выхожу из двери на балкон

И тихо светлого восхода ожидаю…»

Звучит музыка Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт» - «Утро».

Прозвучала прекрасная музыка норвежского композитора Эдварда Грига – вступление к драматической поэме Г.Ибсена «Пер Гюнт» - «Утро».

Ребята, слушая эту музыку, какие чувства, настроения она у вас вызвала?

(Ответы.)

А какие картины рисовались в вашем воображении при звуках этой музыки?

(Ответы.)

Эдвард Григ безумно любил природу своей страны – Норвегии. Своей прекрасной музыкой он стремился рассказать, как она хороша: ее холодные и быстрые речки, покрытые белыми шапками высокие и таинственные горы, бескрайние леса, глубокие, с хрустально-чистой водой озера.

И действительно, как светло, нежно, мечтательно звучит мелодия этой музыки, основную партию, которой в начале произведения ведут два инструмента: флейта и гобой. Звуки этих инструментов похожи на пастушьи рожки, флейта звучит высоко и тонко, гобой звучит пониже. И ведь не случайно композитор выбрал эти инструменты. В старину во многих странах, в том числе и в России, ранним утром пастухи, сгоняя стада на пастбища, играли на пастушьих рожках.

(Звучит фрагмент 1части.)

В средней части характер произведения изменяется, как вы думаете?

(Ответы.)

Почему вы так считаете?

(Ответы.)

Да, музыка звучит более уверенно, красочно, ярко, чтобы показать, как взошедшее солнце освещает и будит все живое вокруг. Сам Григ говорил, что хотел музыкой показать «солнце сквозь облака». Мелодию средней части ведут скрипки и виолончели.

(Звучит фрагмент 2части.)

Третья часть звучит спокойно, умиротворенно, мечтательно. В музыке вновь слышны переливы пастушьих рожков, пение звонкоголосых птиц.

А сейчас мы, с помощью наших театральных кукол, попробуем обыграть пробуждение природы.

(Дети одевают кукол насекомых, птиц.)

Музыкальный руководитель, набрасывает на себя золотистую накидку и представляется феей утренней зари:

(звучит повторно музыка Э.Грига)

«Я – Фея утренней зари.                         Дети изображают спящих птиц, насекомых.

Лишь солнце небо озарит –           Фея, читая стихотворение, под музыку импровизирует вокруг спящих «птиц», «насекомых».

Спешу к лесам, полям, лугам,

Чтоб снова жизнь проснулась там!

Навстречу солнцу я спешу,

Светлей сиять его прошу.

Да здравствует счастливый миг –

Везде, где солнца луч проник!

Солнца луч блеснул в листве

И прошелся по траве,

Разбудил он все вокруг,

Оживились лес и луг!                     Дети начинают очень медленно просыпаться»: шевелить пальчиками, корпусом тела. Затем, приподнимаясь, встряхивают руками, хаотично поворачивают корпус тела в разные стороны.

Вот зашевелились птицы,                        Наконец, окончательно проснувшись,  

Им давно уже не спится.                «птицы» и «насекомые» импровизируют

Перышки свои встряхнули,           под музыку.

В небо с веточек вспорхнули.

Вот букашки и стрекозки,

Бабочки, жуки и мошки –

Ожил весь лесной народ.

Все танцует и поет!                                  (З.Г.Прасолова.)

Музыкальный руководитель:

Смотрите, пока мы с вами слушали и танцевали под музыку Э.Грига, солнышко уже как поднялось:

                                      (А.Коринфский.)

«С добрым утром – будет спать!..

Видишь: встало солнце…

И тебе пора вставать!

Погляди в оконце:

Умываются цветы

Светлою росою…

Как цветочки, так и ты

Освежись водою!

Видишь, пчелка тянет сок

Из медовой кашки…

Ты ж напейся, мой сынок,

Молока из чашки!

Вон оделся весь листвой

Сад наш, зеленея…

Ты оденься, мальчик мой,

Также поскорее!..

И беги, беги, играй

На свободной воле,

И расти, и расцветай,

Как цветочек в поле!»

И мы с вами, давайте, поиграем.

Пальчиковая игра: «Утречко» (русский народный фольклор), ( разработка М. Рузиной, Дошкольное воспитание 5\97)

Утро настало,                                 Ладони скрещены, пальцы растопырены –

Солнышко встало.                          «Солнышко с лучиками».

- Эй, братец Федя,                          Кулак правой руки сжат, большой палец

Разбуди соседей!                                      совершает круговые движения.

- Вставай, Большак!                       Большой и указательный пальцы правой

Вставай, Указка!                             руки по очереди щелкают по кончикам

Вставай, Середка!                          пальцев левой, начиная с большого.

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!                          Щелчок в центр ладони.

Все потянулись                               Руки поднимаются вверх, пальцы

И проснулись.                                вытягиваются и быстро шевелятся.

Скажите, а почему люди, встречаясь утром, друг с другом непременно говорят: «Доброе утро» или «Здравствуйте»?

(Ответ: чтобы пожелать друг другу добра или здоровья.)

У поэта Сергея Есенина тоже есть замечательные стихи, которые тоже так и называются «С добрым утром!». Композитор Г.Струве написал к этим стихам красивую мелодию, и получилась вот такая песня.

Звучит песня.

Я думаю, что после этой песни у вас поднялось настроение, оно стало еще более радостным и солнечным.

Ведь, действительно, говорят о таких словах, как «Здравствуйте», «Доброе утро», «Пожалуйста», «Спасибо», «Будьте здоровы» - что это «волшебные» слова, они настраивают человеческий организм, его душевное состояние на доброе, позитивное отношение, как к другим людям, так и к окружающему нас миру.

Поэтому, ребята, никогда не забывайте здороваться со знакомыми вам людьми, желайте им крепкого здоровья и прекрасного настроения. А люди, в свою очередь, будут отвечать вам тем же, и желать того же.

                                      (В.Коркин.)

«Солнышко ясное встало,

- Доброе утро! –

Сказало.

- Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

-Доброе утро,

Друзья, все равно…

Придумано мудро:

-Доброе утро!»

(Фонограмма крика петуха.)

В народе, о людях, которые рано просыпаются, говорят: «встает вместе с петухами». И ведь и в самом деле, петухи сами рано просыпаются и будят своим зычным, голосистым выкриком всех в округе, как в русской народной песенке «Ночь прошла».

Исполняется песня.

Во многих песнях, стихотворениях, в которых поется об утре, упоминается о петухе, как, например, в шуточной песне «Рассвет», слова В.Запольского, музыка В.Шумилина.

Как мы будем петь эту песню, чтобы показать ее характер?

(Ответы: весело, задорно, игриво.)

Исполняется песня.

 И в завершении нашего доброго утра, мы поиграем в русскую народную игру «Заря - зареница». (Запись и обработка Г.Науменко.)

Ребенок держит шест, с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Водящий стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

«Заря – зареница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи оборонила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два – не воронь,

А беги, как огонь!»

С последними словами припева водящий дотрагивается до одного из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым из игроков схватит оставленную ленту, тот победитель, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

 

 

 

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для родителей ко «Дню открытых дверей», ГБОУ СОШ № 492 г. Москвы, Структурное подразделение № 3 «Медвежонок» Вежливая сказка: «С добрым утром» инсценировка по произведению Т.А. Шорыгиной.

Программное содержание: Показать приёмы обучения детей, правилам культуры поведения; научить детей различать и понимать слова приветствия в разное время суток; развивать межличностные отношения и соци...

Конспект тематического занятия «Доброе утро»

Цель: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).Материалы: материал М. Монтессори для сенсорного развития: прищепки, ...

Музыкальное занятие "С добрым утром!"

Целью данного занятия является развитие вокально - хоровых навыков в старшей группе. ...

Конспект интегрированного музыкального занятия "Звучащие картинки добра и зла"

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе...

Конспект Проведения традиции «Утро радостных встреч» - «Доброе утро» В старшей группе комбинированной направленности «Красная шапочка».

Радостное общение с друзьями, помощь ребенку войти в детский коллектив без эмоционального стресса....