проект "Сказка в музыке"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

проект для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

Сугробы в сумерки упали,

На окнах выткалась парча.

Рисуя тени на рояле,

Играет пламенем свеча.

В уютной комнате все вместе

При этом маленьком огне

Тихонько петь мы будем песни

И сказки слушать в тишине…

(А.Н.Майков)

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Аннотация проекта:

  • тип проекта: творческий, коллективный;
  • доминирующая в проекте деятельность: восприятие музыки;
  • направленность деятельности: воспитательно-образовательная,

               художественно-эстетическая;

  • число участников проекта: дети подготовительной группы ,

                 воспитатели ;

  • сроки проведения: 1212-1213 год;
  • характер контактов: в рамках ДОУ.

Актуальность проекта

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

 Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки  близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

 Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств,  дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

        Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию так как она:

  • развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
  • развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
  • дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
  • развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок;
  • дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.

     Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.

Гипотеза проекта

        Если создать благоприятные условия для использования     сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:

  • развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
  • выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
  • расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских  музыкальных инструментах).  

Цель проекта

        Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и  эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».

Задачи проектной деятельности

  • Теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
  • приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;
  • проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
  • разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 6-7лет.

Предполагаемые результаты

  • Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
  • Развитое образное мышление и творческое воображение.
  • Повышенный  уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
  • Получение первого опыта самооценки.
  • Творческое самовыражение воспитанников.

Предмет исследования

педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Сказка в музыке» для развития потенциальных музыкально-творческих возможностей детей   подготовительной группы

Основные методы проекта

  • Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной  литературы и нормативных документов по проблеме.
  • Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
  • Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».
  • Наблюдение, сравнение, обобщение, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.

                                                                               

                               

                   Обеспечение проектной деятельности

1. Методическое.

  •  С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
  •  Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007,№ 6,7,8 2011 .
  • Е.Г.Ледяйникова Л.А. Топникова «Чудеса для малышей»
  • Перспективное планирование.

2. Материально-техническое.

  • Декорации, атрибуты;
  • Диски с музыкальными сказками;
  • Музыкальный центр;
  • Мульти медиа

3. Диагностико-дидактическое.

  • Конспекты занятий по теме «Сказка в музыке».
  • Творческие задания, направленные на:

        - формирование музыкального  и импровизационного творчества.

             - восприятие музыкального образа через синтез искусств.

Занятие № 1 «Путешествие в сказку»

Цель.

Развивать эмоционально – нравственную сферу посредством различных видов музыкальной деятельности.

Задачи.

Музыкальные:

  • Познакомить детей с новым произведением, учить их определять характер музыки, выделять средства музыкальной выразительности;
  • Развивать навыки чистого интонирования, выразительного исполнения знакомых песен;
  • Учить двигаться змейкой в соответствии с характером музыки. Добиваться плавности движений под музыку в трехдольном размере;
  • Учить детей в музыкальной игре передавать ритмические особенности мелодии действовать в соответствии с различными частями музыки.

Психолого – педагогические:

  • Развивать у детей доброжелательное отношение к окружающим, стремление понимать других людей и себя;
  • Развивать навыки сотрудничества
  • Содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей;
  • Развивать умение различать эмоциональное состояние по внешним признакам.

Материал и оборудование.

Крона дерева, вырезанная из  картона, и листья трех видов9кленовые, березовые. Дубовые) по количеству детей. Мольберт с магнитами, лист ватмана. «Символы» дружбы. Клубок. Два платка.

                                                     Ход занятия

Дети заходят в зал их встречает музыкальный руководитель.

Муз.р. (поет ) Здравствуйте ребята!

Дети. Здравствуйте ! (поют)

Муз.р. Сегодня у нас необычное занятие, я приглашаю вас в сказку. А чтобы туда попасть, мы должны пройти через волшебные ворота. Каждый из нас, проходя через ворота должен пропеть свое имя – тогда мы не потеряемся в сказочном лесу.

Дети через «ворота» сделанные из платков и видят лежащий на полу клубок. Оказавшись рядом с ним становятся в круг.

Муз.р.  Это не простой клубок, а волшебный – он будет помогать нам в нашем путешествии. Пусть каждый подержит его в руках . а потом передаст соседу. Брать и отдавать клубочек надо правой рукой. Те, кто передали клубочек, должны взяться за руки – и в путешествии нам понадобиться помощь и поддержка друг друга.

Дети выполняют задание под музыку.

Муз.р.Вы чувствуете поддержку друг друга? Можем отправляться в дорогу?

Муз.р. Лесная  тропинка такая узкая и извилистая: где-то можно пройти спокойно, где-то- осторожно, где-то – весело. Сейчас мы послушаем музыку леса – она нам подскажет как нужно идти.

Затем поочередно три музыкальных фрагмента»Ходит месяц над лугами» С.Прокофьева  «В пещере горного короля» Э.Грига «Весело – грустно» Л.Бетховена. дети двигаются змейкой по залу в соответствии с темпом и характером музыки.

Муз.р. Молодцы все услышали музыкальные подсказки, никто не отстал и не заблудился. В этом лесу живет эхо звонкое-звонкое! Поиграем с ним!

Дети выполняют вокальное упражнение «Музыкальное эхо»

Муз.р.

Какое интересное дерево, давайте рассмотрим его! Что в нем необычного? Пусть себе каждый возьмет по одному листочку из опавшей листвы! Соберитесь в группы так, чтобы листья в каждой группе были одного вида.

Дети рассаживаются на ковре.

Муз.р. Прислушайтесь, какие необычные звуки – то ли скрип деревьев, то ли шум ветра.. мне кажется, что неподалеку стоит избушка на курьих ножках! ( дети слушают пьесу «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргского). вот такой представил себе избушку на курьих ножках композитор Модест Мусоргский. Какой характер у этой музыки? Какая Баба Яга живет в этой избушке? Как музыка вам это подсказала?

 С детьми анализируют средства музыкальной выразительности – темп, динамика, ритм.

Муз.р. Вы хотели пойти в гости к Бабе Яге? Как вы думаете из-за чего Б.Я. стала злой и сердитой? ( после обсуждения представитель каждой группы детей называет причины: Б.Я. живет одна, в глухом темном лесу , у нее нет друзей, ей скучно; она старя , больная и т.д. в результате обсуждения выясняется , что дети жалеют Б.Я.)Что можно сделать, чтобы  БабаЯга изменилась? Найти ей друзей! А что мы можем сделать для того, что бы подружиться с ней?

По предложению детей проводится игра или спеть песенку.

Обращаем внимание как меняется настроение у Бабы Яги после каждого выступления детей. После танцевального номера – насторожилась , стала прислушиваться, после игры – удивилась, исполнения песни – обрадовалась, стала веселой. Дети по просьбе педагога с помощью мимики и жестов на каждом этапе обсуждения передают различные настроения Бабы Яги.

Муз.р. Ребята , а к Бабе Яге у которой замечательное настроение вы бы хотели пойти в гости? Чтобы Баба Яга помнила о том, что у нее есть друзья, и оставалась всегда веселой. Предлагаю подарить ей открытку. Пусть каждый из нас выберет символ хорошего настроения и прикрепит магнитом на лист! ( дети под музыку прикрепляют к ватману на мольберте символы хорошего настроения – воздушный шарик, цветок, улыбки, сердечко и др.)

Муз.р. У нас получилась красивая и добрая открытка! Баба Яга будет помнить о своих друзьях и, может быть пригласит нас на чай с пирогами или с вареньем и печеньем, как поется в нашей песенке!

Дети исполняют песню «Русский чай»

Муз.р. Ребята пора прощаться со сказкой. Давайте возьмем наш волшебный клубочек, который покажет нам обратный путь домой.

Дети под музыку передавая клубочек, берутся за руки. Педагоги делают «воротики» из платков и дети «выходят» из сказки.

Муз.р. Наша встреча  со сказкой закончилась, но к сказкам мы вернемся еще не раз. Сегодня вы проявили доброту и сочувствие и приобрели друга. Молодцы! Поют «До свидания!»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)

Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....