Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию (кружковая деятельность, 1-ый и 2-ой годы обучения)
методическая разработка по музыке по теме

Вырвина Елена Александровна

Предлагаю вниманию коллег материал, который рассчитан на дополнительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал предусматривает изучение музыкальных и немузыкальных звуков, их происхождения, способов распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр. Сюда входит и изготовление детьми под руководством взрослых самодельных игрушек-инструментов, и обучение игре на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_po_zvuku-volshebniku.docx37.3 КБ
Файл zvuk-volshebnik_2_god.docx43.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию        в ДОУ                               (кружковая деятельность)

Кружок «Звук-волшебник»    

( первый год обучения)


Первый год обучения

№ НОД

Тема,

Цель

Программное содержание

Сентябрь

1.

Где живут звуки?

Цель – знакомство детей с окружающими их звуками улицы, дома, природы

  1. Диагностика

2.

  1. Диагностика

3.

  1. Познакомить детей с понятием «звук», поговорить о его происхождении, разнообразии.
  2. Провести опыт «Почему все звучит?», подвести детей к пониманию причин возникновения звука (с помощью колебания школьной линейки)

4.

  1. Познакомить детей со звуками окружающей природы, поговорить об их происхождении.
  2. Дидактическая игра «Где живут звуки?»
  3. Провести опыт «Почему все звучит?», подвести детей к пониманию причин возникновения звука (с помощью колебания струны)

5.

  1. Закрепить знания детей о звуках природы. Прослушать в аудиозаписи звуки природы (шум дождя, гром, журчание ручья и т.д.)
  2. Провести опыт «Почему все звучит?», подвести детей к пониманию причин возникновения звука (с помощью колебания свернутой в трубочку бумаги)

6.

  1. Познакомить детей со звуками улицы, окружающими нас.
  2. Дидактическая игра «Где живут звуки?»
  3. Обобщить ранее проведенные опыты, выяснить причину возникновения звука, а также способ его восстановить (колебания предметов).

7.

  1. Продолжить знакомство детей со звуками улицы.
  2. Дидактическая игра «Замри и слушай» - учить определять звуки на слух, их источник.
  3. Провести опыт «Как распространяется звук» - подвести детей к пониманию причины распространения звука (невидимые звуковые волны).

8.

  1. Закрепить знания  детей о звуках улицы.
  2. Дидактическая игра «Замри и слушай» - учить определять звуки на слух, их источник.
  3. Провести опыт «Как распространяется звук» - подвести детей к пониманию причины распространения звука (определить на слух количество камешков, упавших в воду).

Октябрь

1.

Где живут звуки?

Цель – знакомство детей с окружающими их звуками улицы, дома, природы

  1. Познакомить детей со звуками дома, окружающими нас.
  2. Дидактическая игра «Где живут звуки?»
  3. Провести опыт «Как распространяется звук» - подвести детей к пониманию причины распространения звука (определить на слух количество камешков, упавших в воду).

2.

  1. Продолжить знакомить детей со звуками дома, окружающими нас.
  2. Дидактическая игра «Где живут звуки?»

3.

  1. Закрепить знания детей о звуках дома.
  2. Дидактическая игра «Замри и слушай» - дать характеристику услышанным звукам (тихо – громко; весело – грустно; спокойно – строго и т.д.)
  3. «Игра со звуком» - учить детей воспроизводить звуки (щелканье язычком, стук пальцем о стульчик, хлопнуть в ладоши и т.д.) в последовательности, заданной музыкальным руководителем.

4.

Звук живет в любом предмете. Цель – знакомство детей с немузыкальными звуками (стеклянные, деревянные, металлические).

  1. Познакомить детей с деревянными звуками, использовать собственные примеры звукоизвлечения из деревянных предметов.
  2. Прослушать в аудиозаписи звуки, извлекаемые из деревянных предметов (стук топора, стук в дверь, долбит дятел в лесу)
  3. Дидактическая игра «Простучи, как я» - учить детей воспроизводить заданный простейший ритмический рисунок.

5.

  1. Продолжить знакомство детей с деревянными звуками, побуждать детей самостоятельно использовать собственные примеры звукоизвлечения из деревянных предметов.
  2. Прослушать в аудиозаписи звуки, извлекаемые из деревянных предметов (стук топора, стук в дверь, долбит дятел в лесу)
  3. Дидактическая игра «Простучи, как я» - продолжать учить детей воспроизводить заданный простейший ритмический рисунок. Внести деревянные палочки, предложить исполнять коллективно.

6.

  1. Закрепить знания детей о деревянных звуках.
  2. Определять на слух прослушанные в аудиозаписи звуки, извлекаемые из деревянных предметов (стук топора, стук в дверь, долбит дятел в лесу)
  3. Дидактическая игра «Простучи, как я» - продолжать учить детей воспроизводить заданный простейший ритмический рисунок. Внести деревянные палочки, предложить исполнять коллективно.

7.

  1. Познакомить детей с металлическими звуками, использовать собственные примеры звукоизвлечения из металлических предметов.
  2. Прослушать в аудиозаписи звуки, извлекаемые из металлических предметов (звон колокольчика, металлические трубочки, звон монет и т.д. )
  3. Дидактическая игра «Простучи, как я» - учить детей воспроизводить заданный простейший ритмический рисунок.

8.

  1. Продолжить знакомство детей с металлическими звуками, побуждать детей самостоятельно использовать собственные примеры звукоизвлечения из металлических предметов.
  2. Прослушать в аудиозаписи звуки, извлекаемые из металла (звон колокольчика, металлические трубочки, звон монет и т.д. )
  3. Дидактическая игра «Простучи, как я» - продолжать учить детей воспроизводить заданный простейший ритмический рисунок. Внести металлофоны, бубны, румбу, предложить исполнять коллективно.

Ноябрь

1.

Звук живет в любом предмете.

Цель – знакомство детей с немузыкальными звуками (стеклянные, деревянные, металлические).

  1. Закрепить знания детей о металлических звуках.
  1. Определять на слух прослушанные в аудиозаписи звуки, извлекаемые из металла (звон колокольчика, металлические трубочки, звон монет и т.д. )
  1. Дидактическая игра «Простучи, как я» - продолжать учить детей воспроизводить заданный простейший ритмический рисунок, предложить исполнять коллективно.

2.

  1. Познакомить детей со стеклянными звуками, использовать собственные примеры звукоизвлечения из стеклянных предметов.
  2. Прослушать в аудиозаписи звуки, извлекаемые из стеклянных предметов (звон стаканов, бокалов)
  3. Дидактическая игра «Простучи, как я» - учить детей воспроизводить заданный простейший ритмический рисунок.

3.

  1. Продолжить знакомство детей со стеклянными звуками, побуждать детей самостоятельно использовать собственные примеры звукоизвлечения из стеклянных предметов.
  2. Прослушать в аудиозаписи звуки, извлекаемые из стекла.
  3. Дидактическая игра «Простучи, как я» - продолжать учить детей воспроизводить заданный простейший ритмический рисунок.

4.

  1. Закрепить знания детей о стеклянных звуках, побуждать детей самостоятельно использовать собственные примеры звукоизвлечения из стеклянных предметов.
  2. Определить на слух прослушанные в аудиозаписи звуки, извлекаемые из стекла.
  3. Дидактическая игра «Простучи, как я» - продолжать учить детей воспроизводить заданный простейший ритмический рисунок, предложить исполнять коллективно.

5.

  1. Учить детей распознавать деревянные, металлические, стеклянные звуки. Дидактическая игра «Угадай, что прозвучало?»
  2. Провести опыт «Как распространяется звук» - продолжать формировать представления у детей о способах распространения звука (невидимые звуковые волны).

6.

  1. Закрепить у детей умение распознавать деревянные, металлические, стеклянные звуки. Дидактическая игра «Угадай, что прозвучало?»
  2. Провести опыт «Где живет эхо» - подвести детей к пониманию процесса возникновения эха.

7.

Звук-волшебник.

Цель – знакомство с музыкальными и немузыкальными звуками.

  1. Познакомить детей со свойствами звука, подвести к пониманию образования музыкальных и немузыкальных звуков.
  2. Провести опыт «Почему Мишутка пищал» - подвести к пониманию причин возникновения высоких и низких звуков, объяснить зависимость звучания предметов от их размера (использование металлических струн разной толщины).
  3. Дидактическая игра «Кто по лесу идет» - учить определять по мелодии образ животных, учить определять звуки какой высоты преобладают в музыкальном образе того или иного животного.

8.

  1.  Продолжать знакомить  детей со свойствами звука, формировать представления образования музыкальных и немузыкальных звуков.
  2. Провести опыт «Почему Мишутка пищал» - подвести к пониманию причин возникновения высоких и низких звуков, объяснить зависимость звучания предметов от их размера (использование металлических струн разной толщины).
  3. Дидактическая игра «Кто по лесу идет» - учить определять по мелодии образ животных, учить определять звуки какой высоты преобладают в музыкальном образе того или иного животного.

Декабрь

1.

Звук-волшебник.

Цель – знакомство с музыкальными и немузыкальными звуками.

  1. Познакомить детей со звуками музыки.
  2. Прослушать аудиозапись «Из чего родилась музыка» - объяснить причину происхождения мелодии, показывая изменение высоты звука.
  3. Дидактическая игра «Кто по лесу идет» - учить определять по мелодии образ животных, учить определять звуки какой высоты преобладают в музыкальном образе того или иного животного.

2.

  1. Продолжать знакомить детей со звуками музыки.
  2. Прослушать аудиозапись «Из чего родилась музыка» - объяснить причину происхождения мелодии, показывая изменение высоты звука.
  3. Дидактическая игра «Кто по лесу идет» - учить определять по мелодии образ животных, учить определять звуки какой высоты преобладают в музыкальном образе того или иного животного.

3.

  1. Продолжать знакомить детей со звуками музыки.
  2. Провести опыт «Почему Мишутка пищал» - подвести к пониманию причин возникновения высоких и низких звуков, объяснить зависимость звучания предметов от их размера (использование металлических струн разной толщины).

4.

  1. Продолжать знакомить детей со звуками музыки.
  2. Провести опыт «Как появляется песенка» - подвести к пониманию причины возникновения музыкальной мелодии (изменение высоты звука), объяснить зависимость звучания предметов от их размера.
  3. Познакомить с песней «В Новогоднем лесу» А.Варламова.

5.

  1. Учить детей классифицировать звуки на музыкальные и немузыкальные.
  2. Провести опыт «Как появляется песенка» - продолжать формировать представления детей о причинах возникновения музыкальной мелодии (изменение высоты звука), объяснить зависимость звучания предметов от их размера.
  3. Поговорить о содержании песни «В Новогоднем лесу» А.Варламова, разучить слова, исполнить под музыку.

6.

  1. Закрепить знания детей о музыкальных и немузыкальных звуках.
  2. Провести опыт «Музыка или шум» - учить детей различать музыкальные и шумовые звуки.
  3. Повторить слова песни «В Новогоднем лесу» А.Варламова, учить правильному интонированию мелодии.

7.

  1. Закрепить знания детей о музыкальных и немузыкальных звуках.
  2. Провести опыт «Музыка или шум» - закрепить знания детей различать музыкальные и шумовые звуки.
  3. Повторить песню «В Новогоднем лесу» А.Варламова, правильно интонировать мелодию, учить петь дружно, вовремя вступать.

8.

  1. Выступление на утреннике подготовительной к школе группы с песней А.Варламова «В Новогоднем лесу».

Январь

1.

Звук-волшебник.

Цель – знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами.

  1. Познакомить детей с понятием «инструмент», рассказать какими бывают инструменты, для чего служат. Подвести к понятию музыкальный инструмент.
  2. Провести опыт «Музыка или шум» - закрепить знания детей различать музыкальные и шумовые звуки.

2.

  1. Провести опыт «Музыка или шум» - закрепить знания детей различать музыкальные и шумовые звуки.
  2. Познакомить детей с музыкальными и шумовыми инструментами, объяснить их различие.

3.

  1. Познакомить детей с шумовыми инструментами, объяснить почему они так называются.
  2. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю» - учить определять тот или иной шумовой инструмент по звучанию.

4.

  1. Продолжить знакомство с шумовыми инструментами.
  2. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю» - продолжать учить детей определять шумовые инструменты по их звучанию.

5.

  1. Закрепить знания детей о шумовых инструментах.
  2. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю» - закрепить умение детей определять шумовые инструменты по их звучанию.

6.

  1. Познакомить детей с музыкальными инструментами (металлофон, ксилофон, фортепиано, скрипка, гитара и т.д.), объяснить почему они так называются.
  2. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю» - учить определять тот или иной музыкальный инструмент по звучанию.

Февраль

1.

  1. Продолжить знакомить  детей с музыкальными инструментами (металлофон, ксилофон, фортепиано, скрипка, гитара и т.д.), объяснить отличие от шумовых инструментов.
  2. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю» - учить определять тот или иной музыкальный инструмент по звучанию.

2.

  1. Продолжить знакомить  детей с музыкальными инструментами (металлофон, ксилофон, фортепиано, скрипка, гитара и т.д.), объяснить отличие от шумовых инструментов.
  2. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю» - учить определять тот или иной музыкальный инструмент по звучанию.

3.

  1. Закрепить знания  детей о музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон, фортепиано, скрипка, гитара и т.д.), объяснить отличие от шумовых инструментов.
  2. Провести опыт «Музыка или шум» - упражнять детей в умении различать музыкальные и шумовые звуки.
  3. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю» - закрепить умение детей определять тот или иной музыкальный инструмент по звучанию.

4.

  1. Закрепить знания детей о музыкальных и немузыкальных звуках.
  2. Провести опыт «Как появилась песенка» - выявить причину возникновения высоких и низких звуков (использовать металлофон, показать зависимость изменения звука от толщины пластинки).

5.

  1. Познакомить детей с классификацией музыкальных инструментов (струнные, клавишные, духовые).
  2. Дидактическая игра «Определи по звучанию» - учить детей определять музыкальные инструменты по звучанию, к какой группе принадлежит тот или иной музыкальный инструмент.

6.

  1. Продолжать знакомить детей с классификацией музыкальных инструментов (струнные, клавишные, духовые).
  2. Дидактическая игра «Определи по звучанию» - учить детей определять музыкальные инструменты по звучанию, к какой группе принадлежит тот или иной музыкальный инструмент.

7.

  1. Закрепить знания детей о музыкальных инструментах (струнные, клавишные, духовые).
  2. Дидактическая игра «Определи по звучанию» - закрепить умение детей определять музыкальные инструменты по звучанию, к какой группе принадлежит тот или иной музыкальный инструмент.

8.

  1. Закрепить знания детей о музыкальных и немузыкальных звуках.
  2. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю»
  3. Дидактическая игра «Определи по звучанию»

Март

1.

Мы веселые игрушки – озорные погремушки. Цель: знакомство с музыкальным инструментом – погремушкой, его изготовление и обучение приемам игры на нем.

  1. Познакомить подробнее детей с музыкальным инструментом – погремушкой, историей ее происхождения.

2.

  1. Продолжать знакомство детей с музыкальным инструментом – погремушкой, его изготовлением.
  2. Провести опыт «Как сделать звук громче?» - подвести детей к пониманию причин усиления звука (использовать расческу)

3.

  1. Продолжать знакомство детей с музыкальным инструментом – погремушкой, его изготовлением и приемам игры на нем.
  2. Провести опыт «Как сделать звук громче?» - учить детей самостоятельно выявлять причину усиления звука (использовать мобильный телефон – звук сильнее, если телефон лежит на столе, а не в руках)

4.

  1. Продолжать знакомство детей с музыкальным инструментом – погремушкой, его изготовлением и приемам игры на нем (удар на сильную долю).
  2. Провести опыт «Как сделать звук громче?» - учить детей самостоятельно выявлять причину усиления звука.

5.

  1. Продолжать знакомство детей с музыкальным инструментом – погремушкой, его изготовлением и приемам игры на нем (пунктирный ритм).

6.

  1. Закрепить знания у детей принципа изготовления погремушки и приемов игры на ней (ритмический рисунок).

7.

Тема: Колокольчик звонкий – голосочек тонкий Цель : знакомство с музыкальным инструментом – колокольчиком, его изготовление и обучение приемам игры.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – колокольчиком.
  2. Провести опыт «Коробочка с секретом» - подвести детей к пониманию причин ослабления звука.

8.

  1. Продолжать знакомство детей с колокольчиком. Его изготовлением.
  2. Провести опыт «Коробочка с секретом» - учить детей самостоятельно выявлять причину  ослабления звука.

Апрель

1.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – колокольчиком.
  2. Провести опыт «Как быстрее» - подвести детей к пониманию особенности передачи звука на расстоянии (звук распространяется через твердые или жидкие тела быстрее, по воздуху).

2.

  1. Продолжать знакомить детей с колокольчиком, его изготовлением.
  2. Провести опыт «Звуки в воде» - подвести детей к пониманию особенности передачи звука на расстоянии.

3.

  1. Продолжать знакомство с колокольчиком, его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю). «Бубенчики» Е.Тиличеевой.
  2. Провести опыт «Почему не слышно?» - выявить причину ослабления звука.

4.

  1. Продолжить знакомство с колокольчиком, его изготовлением, приемами игры на нем (пунктирный ритм). «Бубенчики» Е.Тиличеевой.
  2. Провести опыт «Звуки в воде» - учить детей самостоятельно объяснять особенности передачи звука в воде.

5.

  1. Закрепить знания детей о колокольчике, принципе его изготовления и приемах игры на нем (ритмический рисунок). «Бубенчики» Е.Тиличеевой.
  2. Дидактическая игра «Назови свое имя» - учить называть свое имя на заданный ритм.
  3. Провести опыт «Как быстрее?» - обобщить особенности передачи звука (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

6. 6.

Тема: «Барабан грохочет, будто сильный гром». Цель: знакомство детей с барабаном, его изготовлением и приемами игры на нем.

  1. Познакомить с музыкальным инструментом – барабаном.
  2. Провести опыт «Как сделать звук громче?» - учить детей выявлять причину усиления звука.
  3. Провести опыт «Почему не слышно?» - выявить причину ослабления звука (преграды для звуковых волн).

7.

  1. Продолжить знакомство детей с барабаном, его изготовлением.
  2. Дидактическая игра «Назови свое имя» - учить называть свое имя на заданный ритм.

8.

  1. Продолжить знакомство детей с барабаном, его изготовлением, приемами игры на нем (удар на сильную долю).
  2. Дидактическая игра «Сыграй, как я» - учить детей воспроизводить на барабане простейший ритмический рисунок.

Май

1.

  1. Продолжить знакомство с барабаном, его изготовлением и приемам игры на нем (пунктирный ритм).
  2. Дидактическая игра «Сыграй, как я» - учить детей воспроизводить на барабане заданный ритмический рисунок.

2.

  1. Закрепить знания детей о барабане, принципе его изготовления и приемах игры на нем (ритмический рисунок).
  2. Провести опыт «Как сделать звук громче?» - учить детей выявлять причину усиления звука.
  3. Провести опыт «Почему не слышно?» - выявить причину ослабления звука (преграды для звуковых волн).

3.

Тема: Веселый наш оркестр.

Цель: закреплять знания об инструментах и приемах игры на нем, а также учить исполнять мелодию в оркестре.

  1. «Пойду ль, выйду ль я» р.н.п. – учить детей исполнять на погремушке (удар на сильную долю).

4.

  1. «Пойду ль, выйду ль я» р.н.п. – учить детей исполнять на колокольчике  (удар на сильную долю).

5.

  1. «Пойду ль, выйду ль я» р.н.п. – учить детей исполнять на барабане (удар на сильную долю).

6.

  1. «Пойду ль, выйду ль я» р.н.п. – учить детей исполнять в оркестре  (удар на сильную долю).

7.

Диагностика

8.

Диагностика



Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию        в ДОУ                               (кружковая деятельность)    

Кружок «Звук-волшебник»

( второй год обучения)


Второй год обучения

№ зан.

Тема,

Цель

Программное содержание

Сентябрь

1.

Тема: инструменты народов разных стран.

Цель: Знакомство детей с инструментами разных стран.

(Россия: деревянные палочки, коробочка, треугольник,  бубен, гусли, музыкальный молоточек, бубенцы, рубель, колотушка, шаркунчик).

  1. Диагностика

2.

  1. Диагностика

3.

  1. Познакомить детей с музыкальными инструментами – деревянными палочками и коробочкой, показать приемы звукоизвлечения, учить воспроизводить заданный ритмический рисунок.
  2. Провести опыт «Музыка или шум?» - упражнять детей в умении различать музыкальные звуки от шумовых.

4.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – треугольником, его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм).  
  2. Дидактическая игра «Где живут звуки?»
  3. Провести опыт «Музыка или шум?» - упражнять детей в умении различать музыкальные звуки от шумовых.

5.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – бубном, его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм).  
  2. Дидактическая игра «Частый или редкий дождик?» - развивать ритмическое восприятие у детей
  3.  Провести опыт «Музыка или шум?» - упражнять детей в      

            умении различать музыкальные звуки от шумовых.

6.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – музыкальным молоточком, его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм).  
  2. Дидактическая игра «Частый или редкий дождик?» - продолжать развивать ритмическое восприятие у детей
  3.  Провести опыт «Откуда берется голос?»  - подвести детей к пониманию причин  возникновения звуков речи, (при помощи линейки с натянутой нитью показать схему построения органов речи, объяснить причину надобности беречь голосовые связки).

7.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – гуслями, его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю).  
  2. Дидактическая игра «Частый или редкий дождик?» - развивать ритмическое восприятие у детей
  3. Провести опыт «Откуда берется голос?» - продолжать знакомить детей с причинами возникновения звуков речи, (при помощи линейки с натянутой нитью показать схему построения органов речи, объяснить причину надобности беречь голосовые связки).

8.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – бубенцами, его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю).  
  2. Дидактическая игра «Частый или редкий дождик?» - продолжать развивать ритмическое восприятие у детей
  3. Провести опыт «Откуда берется голос?» - продолжать знакомить детей с причинами возникновения звуков речи, (при помощи линейки с натянутой нитью показать схему построения органов речи, объяснить причину надобности беречь голосовые связки).

Октябрь

1.

Тема: инструменты народов разных стран.

Цель: Знакомство детей с инструментами разных стран.

(Россия: деревянные палочки, коробочка, треугольник,  бубен, гусли, музыкальный молоточек, бубенцы, рубель, колотушка, шаркунчик).

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – рубелем, его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю).  
  2. Дидактическая игра «Грустно или весело?» - учить детей определять настроение прослушанной мелодии, подбирать к настроению цветовую гамму.
  3. Провести опыт «Почему все звучит?» - продолжать знакомить детей с причинами возникновения звуков, (при помощи линейки показать причину возникновения звука, т.е. колебание предметов.

2.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – колотушкой, его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм).  
  2. Дидактическая игра «Грустно или весело?» - учить детей определять настроение прослушанной мелодии, подбирать к настроению цветовую гамму.
  3. Провести опыт «Почему все звучит?» - продолжать знакомить детей с причинами возникновения звуков, (при помощи натянутой струны показать причину возникновения звука, т.е. колебание предметов.

3.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – колотушкой, его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм).  
  2. Дидактическая игра «Грустно или весело?» - учить детей определять настроение прослушанной мелодии, подбирать к настроению цветовую гамму.
  3. Провести опыт «Почему все звучит?» - продолжать знакомить детей с причинами возникновения звуков, (при помощи линейки и натянутой струны показать причину возникновения звука, т.е. колебание предметов.

 4.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – «шаркунчиком» (маракасами), его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм).  
  2. Дидактическая игра «Грустно или весело?» - закрепить умение детей определять настроение прослушанной мелодии, подбирать к настроению цветовую гамму.
  3. Провести опыт «Почему все звучит?» - закрепить знания детей о причинах возникновения звуков

5.

  1. Закрепить у детей знание принципа изготовления всех русских народных инструментов и приемов игры на них (удар на сильную долю, пунктирный ритм).
  2. Провести опыт «Спичечный телефон» - объяснить причины передачи звука на расстоянии.

6.

Тема: инструменты народов разных стран.

Цель: Знакомство детей с инструментами разных стран.

(Япония: бамбузи).

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – бамбузи.
  2. Провести опыт «Спичечный телефон» - объяснить причины передачи звука на расстоянии.

7.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – бамбузи, его изготовлением и приемами игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм).  
  2. Провести опыт «Спичечный телефон» - закрепить знания детей о причинах передачи звука на расстоянии.
  3. Дидактическая игра «Сыграй, как я» - упражнять детей в умении передавать заданный ритмический рисунок, а также приемах игры на знакомых музыкальных инструментах.

8.

  1. Закрепить у детей знание принципа изготовления бамбузи и приемов игры на нем (удар на сильную долю).  
  2. Провести опыт «Поющая струна» - учить детей выявлять причину возникновения низких и высоких звуков (частота звука).
  3. Дидактическая игра «Сыграй, как я» - упражнять детей в умении передавать заданный ритмический рисунок, а также приемах игры на знакомых музыкальных инструментах.

Ноябрь

1.

Тема: инструменты народов разных стран.

Цель: Знакомство детей с инструментами разных стран.

(Испания: кастаньеты, румба)

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – кастаньетами, его изготовлением и приемами игры на нем
  2. Дидактическая игра «Сыграй, как я» - продолжать упражнять детей в умении передавать заданный ритмический рисунок, а также приемах игры на знакомых музыкальных инструментах.

2.

  1. Закрепить знания детей о музыкальном инструменте – кастаньетах, принципе его изготовления и приемах игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм).
  2. Дидактическая игра «Сыграй, как я» - закреплять умение детей передавать заданный ритмический рисунок, а также приемы игры на знакомых музыкальных инструментах.
  3. Провести опыт «Поющая струна» - продолжать учить детей выявлять причину возникновения низких и высоких звуков (частота звука).

3.

  1.  Познакомить детей с музыкальным инструментом – румбой, его изготовлением и приемами игры на нем.
  2. Дидактическая игра «Определи по ритму» - учить детей определять ритм: удар на сильную долю, пунктирный ритм).
  3. Провести опыт «Поющая струна» - продолжать учить детей выявлять причину возникновения низких и высоких звуков (частота звука).

4.

  1. Закрепить знания детей о музыкальном инструменте – румбе, принципе его изготовления и приемах игры на нем (удар на сильную долю, пунктирный ритм).
  2. Дидактическая игра «Определи по ритму» - продолжать учить детей определять ритм: удар на сильную долю, пунктирный ритм).
  3. Провести опыт «Поющая струна» - закрепить умение детей выявлять причину возникновения низких и высоких звуков (частота звука).

5.

Тема: инструменты народов разных стран.

Цель: Знакомство детей с инструментами разных стран.

(Индия: барабан)

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом – индийским барабаном, его изготовлением и приемами игры на нем.
  2. Дидактическая игра «Определи по ритму» - учить детей определять ритм: удар на сильную долю).
  3. Провести опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит» - учить детей выявлять причину возникновения низких и высоких звуков.

6.

  1. Закрепить знания детей о музыкальном инструменте – индийском барабане, его изготовлении и приемах игры на нем.
  2. Дидактическая игра «Определи по ритму» - учить детей определять ритм: удар на сильную долю).
  3. Провести опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит» - продолжать учить детей выявлять причину возникновения низких и высоких звуков.

7.

Тема: Весело звучит оркестр развеселых инструментов. Цель: Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра, изготовление игрушечных инструментов, подобных им.

  1. Познакомить детей с музыкальными инструментами – скрипкой и гитарой, принципах игры на них.
  2. Дидактическая игра «Определи по ритму» - закрепить умение детей определять разнообразные ритмические рисунки.

8.

  1. Продолжить знакомство детей с музыкальными инструментами – скрипкой и гитарой, принципами игры на них, изготовить игрушечные скрипку и гитару.
  2. Дидактическая игра «Громко-тихо» - учить детей определять динамику мелодии.
  3. Провести опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит» - продолжать учить детей выявлять причину возникновения низких и высоких звуков.

Декабрь

1.

  1. Закрепить знания детей о музыкальных инструментах – скрипке и гитаре, принципах игры на них, принципах их изготовления.
  2. Дидактическая игра «Громко-тихо» - продолжать учить детей определять динамику мелодии.
  3. Провести опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит» - закрепить умение детей выявлять причину возникновения низких и высоких звуков.

2.

  1. Познакомить детей с музыкальными инструментами – металлофоном и ксилофоном, принципах игры на них.
  2. Дидактическая игра «Громко-тихо» - продолжать учить детей определять динамику мелодии.
  3. Провести опыт «Как сделать звук громче» - учить детей выявлять причину усиления звука.

3.

  1. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами – металлофоном и ксилофоном, принципах игры на них, изготовить игрушечные металлофон и ксилофон.
  2. Дидактическая игра «Громко-тихо» - продолжать учить детей определять динамику мелодии.
  3. Провести опыт «Как сделать звук громче» - продолжать учить детей выявлять причину усиления звука.

4.

  1. Закрепить знания детей о музыкальных инструментах – скрипке и гитаре, принципах игры на них, принципах их изготовления.
  2. Дидактическая игра «Громко-тихо» - закрепить умение  детей определять динамику мелодии.
  3. Провести опыт «Как сделать звук громче» - продолжать учить детей выявлять причину усиления звука.

5.

Тема: В звуках мир наш отражен.

Цель: изготовление музыкальных инструментов для озвучивания сказок, стихов.

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментами «квакушкой», «скрипунчиком», «ветерком» для озвучивания сказок и стихов», приемами звукоизвлечения.
  2. Дидактическая игра «Повтори звуки» - учить детей изображать звуки из песни «Зимнее рондо».
  3. Провести опыт «Как сделать звук громче?» - закрепить умение детей выявлять причину усиления звука.

6.

  1. Продолжать знакомить детей с музыкальным инструментами «квакушкой», «скрипунчиком», «ветерком» для озвучивания сказок и стихов», приемами звукоизвлечения, способами изготовления.
  2. Дидактическая игра «Повтори звуки» - учить детей изображать звуки из песни «Зимнее рондо».

7.

  1. Закрепить знания детей о музыкальных инструментах «квакушкой», «скрипунчиком», «ветерком» для озвучивания сказок и стихов», приемах звукоизвлечения, способах изготовления.
  1. Дидактическая игра «Повтори звуки» - учить детей изображать звуки из песни «Зимнее рондо».

8.

  1. Выступление на утреннике с песней «Зимнее рондо» (игра на музыкальных инструментах).

Январь

1.

Тема: « Музыкальный тембр и образ».

Цель: формировать у детей представления о музыкальном тембре и образе.

1. Знакомить детей с историей возникновения музыкальных    инструментов, их разновидностями

 2. Формировать тембровый слух, темброво-ассоциативное мышление на основе синтеза искусств – музыки, живописи, поэзии.

2.

1. Прививать  навыки творческого озвучивания стихов тембрами    

   музыкальных инструментов.

2. Развивать умение осознанной тембровой импровизации.

     3. Учить детей правильным приемам звукоизвлечения, точно  

        передавать ритмический рисунок.

3.

1. Продолжать знакомить детей с историей возникновения музыкальных    инструментов, их разновидностями

2. Продолжать развивать умение осознанной тембровой импровизации.

     3. Продолжать учить детей правильным приемам    

     звукоизвлечения, точно  передавать ритмический рисунок.

Тема: «Ударные музыкальные   инструменты».

Цель: знакомить детей с ударными инструментами, приемами игры на них,  способами их изготовления.

4.

1. Знакомство с разновидностями ударных музыкальных инструментов (барабан, колотушка, бубен, тарелки, треугольник)  и их необходимостью.

 2.Работа в «Творческой мастерской». Изготовление простых  самодельных ударных музыкальных инструментов.

 3. Исполнение знакомых попевок, песенок, мелодий на самодельных ударных музыкальных инструментах.

5.

  1. Продолжить знакомство с разновидностями ударных  музыкальных инструментов (барабан, колотушка, бубен, тарелки, треугольник)  и их необходимостью.
  2. Продолжить изготовление простых  самодельных ударных музыкальных инструментов.
  3. Продолжить учить детей исполнению знакомых попевок, песенок, мелодий на самодельных ударных музыкальных инструментах.

6.

  1. Дидактическая игра «Определи по звучанию» - учить определять ударные инструменты.
  2. Закрепить историю происхождения музыкальных инструментов, умение изготавливать с помощью взрослых собственные.

Тема: «Музыкальное пространство: далеко и близко».

Цель:  формировать представления детей о средствах музыкальной выразительности, учить использовать в игре на инструментах.

Февраль

1.

  1. Познакомить детей со  средствами музыкальной  

      выразительности в связи с жизненными и художественными  

      ассоциациями далёкого и близкого пространства.

  1. Учить детей использовать средства музыкальной  

 выразительности в речевых играх, в пении,  творческих импровизациях и музицировании.

 3.  Развивать эмоциональность детей.

4.   Учить детей играть непрерывно, без остановок под    

      управлением дирижера.         

2.

Тема: «Музыкальный регистр:  высоко и низко».

       1.Развивать у детей звуковысотный слух в связи с наглядными  

          ассоциативно-пространственными представлениями о  

          высоких и низких музыкальных звуках.

      2. Учить детей осознанно использовать их в детском  

музыкальном творчестве.

  1. Развивать творчество детей, активизировать их  

самостоятельные действия.

3.

Тема: «Весенние фантазии».

Цель: продолжать учить детей воспроизводить на музыкальных инструментах звуки окружающей природы.

  1. Привлечь внимание детей к богатству и красоте звуков  

окружающей природы, учить прислушиваться к ним, тихим и часто незаметным.

  1. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, слухового  

воображения.

  1. Закрепить умения правильным приемам игры на  

колокольчиках, маракасах, коробочке, румбе, трещотке, погремушках и самодельных шумовых музыкальных инструментах.

4.

  1. «Марш» С.Прокофьева – учить играть в оркестре, передавать четкий ритм, бодрый характер, выдерживать темп.

5. 

Тема: «Гром, гроза и молния».

     1. Учить детей передавать звуки окружающей природы с

помощью самодельных и детских музыкальных инструментов.

     2. Тренировать умение работать с переменной динамикой.

     3 . Развивать слуховое воображение, умение услышать беззвучное.

6.

Тема: « Ансамбль».

Цель: дать представления о коллективном музицировании, партитуре.

 1 .Познакомить с видом коллективного музицирования в ансамбле.

2.  Приобщать детей к форме коллективной  импровизации в  

ансамбле.

3. Учить детей точно передавать ритмический рисунок попевки, мелодии во время исполнения.

4. Развивать у детей чувство ансамбля.

7.

1. Продолжать приобщать детей к форме коллективной  импровизации в ансамбле.

2.Учить детей точно передавать ритмический рисунок р.н.м. «Ой, на горе то…»  во время исполнения.

3.Продолжать развивать у детей чувство ансамбля.

8.

  1. Закрепить знания детей об ансамбле, партитуре.
  2. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю»
  3. Дидактическая игра «Определи по звучанию»

Март

1.

Тема:  «Музыкальная живопись».

Цель: Формировать у детей воображение, ассоциативно-образное мышление, эмоциональность.

1. Учить детей создавать новые мелодии по рисункам и совместные музыкальные картины.

2.Развивать творческую активность детей, побуждать их к самостоятельным действиям.

3. Побуждать детей играть по партитуре сольно и в ансамбле.

2.

1. Продолжать учить детей создавать новые мелодии по рисункам и совместные музыкальные картины.

2.Развивать творческую активность детей, побуждать их к самостоятельным действиям. Р.н.м. «Выйду ль я на реченьку…»

        3. Побуждать детей играть по партитуре сольно и в ансамбле.

3.

1. Закреплять умение детей создавать новые мелодии по рисункам и совместные музыкальные картины.

2.Продолжать развивать творческую активность детей, побуждать их к самостоятельным действиям. Р.н.м. «Выйду ль я на реченьку…»

        3. Побуждать детей играть по партитуре сольно и в ансамбле.

4.

Тема: «Ритмические игры».

Цель: развивать чувство ритма у детей при музицировании., побуждать к творческой активности, образному мышлению.

1.Знакомить детей с длительностями звуков в игровой форме и  в различных формах моделирования.

2.Обучать осознанной ритмической импровизации на заданный образ.

3. Развивать чувство темпа и ритма в ассоциативных играх.

5.

1.Продолжать знакомить детей с длительностями звуков в игровой форме и  в различных формах моделирования. Дидактические игры: «Мышка и Мишка», «Редкий и частый дождик», «Определи ритм».

2.Продолжать обучать детей осознанной ритмической импровизации на заданный образ.

3. Развивать чувство темпа и ритма в ассоциативных играх.

6.

1.Знакомить детей с длительностями звуков в игровой форме и  в различных формах моделирования.

2.Обучать осознанной ритмической импровизации на заданный образ, придумать собственный образ и изобразить на музыкальных инструментах.

3. Развивать чувство темпа и ритма в ассоциативных играх.

7.

Тема: «Мажор и минор  в  поэзии, музыке, живописи». Цель: формировать представления детей о мажоре и миноре, как об одном из средств выразительности, показать их в разных видах искусства.

1. Знакомить с минором и мажором через сказку.

2. Формировать у детей представление о мажорном  и минорном ладах, их выразительных возможностях на основе воздействия различных видов искусств.

3. Учить детей различать лад в своих музыкальных импровизациях и произведениях.

4.Развивать у детей художественно-ассоциативное мышление.

8.

1. Продолжать знакомить с минором и мажором через сказку.

2. Продолжать формировать у детей представление о мажорном  и минорном ладах, их выразительных возможностях на основе воздействия различных видов искусств.

3. Учить детей различать лад в своих музыкальных импровизациях и произведениях.

4.Дидактическая игра «Цвет одежды принцев Мажора и Минора» - учить находить соответствие музыкального лада с цветовой гаммой.

1.

Апрель

1. Закрепить знания детей о мажоре и миноре.

2. Закрепить у детей представление о мажорном  и минорном ладах, их выразительных возможностях на основе воздействия различных видов искусств.

3.Развивать у детей художественно-ассоциативное мышление.

2.

Тема:  «Оркестр самодельных  музыкальных   инструментов».

Цель:  формировать представления о коллективном музицировании, закреплять навыки изготовления музыкальных инструментов.

1. Приобщить родителей и детей к  участию в совместной выставке «Делаем сами, своими руками» (изготовление   самодельных музыкальных инструментов).

2. Закрепить  навыки совместных действий в оркестре.

3.Исполнять «Веселые музыканты» А.Филиппенко на самодельных музыкальных инструментах сольно и в оркестре.

3.

1. Продолжать учить детей изготавливать разнообразные музыкальные инструменты совместно с родителями, закреплять приемы игры на них.

2. Исполнять «Веселые музыканты» А.Филиппенко на самодельных музыкальных инструментах сольно и в оркестре. Учить своевременному вступлению каждой партии.

4.

1. Приобщить родителей и детей к  участию в совместной выставке «Делаем сами, своими руками» (изготовление   самодельных музыкальных инструментов).

2 .Исполнять «Веселые музыканты» А.Филиппенко на самодельных музыкальных инструментах сольно и в оркестре. Четко соблюдать ритм, темп динамику, коллективное и сольное исполнение.

5.

Тема: «Музыкальные профессии»

Цель: Формировать представления о разновидностях музыкальных профессий»

1. Познакомить с разновидностями музыкальных профессий.

2.Дать детям представление о концертном качестве исполнения.

3. Воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку во время сценического выступления.

6. 6.

1. Познакомить с разновидностями музыкальных профессий.

2.Дать детям представление о концертном качестве исполнения.

3. Воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку во время сценического выступления.

7.

1. Познакомить с разновидностями музыкальных профессий.

2.Дать детям представление о концертном качестве исполнения.

3. Воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку во время сценического выступления.

8.

Тема: Концерт «Мы веселые артисты».

Цель: формировать представления детей о концерте, качестве концертного исполнения.

  1. Поощрять стремление детей к концертным выступлениям, учить вести себя на сцене.
  2. «Болезнь куклы» П.И. Чайковского – познакомить с произведениями, определить среди детей партии.

Май

1.

  1. Поощрять стремление детей к концертным выступлениям, учить вести себя на сцене.
  2. «Болезнь куклы» П.И. Чайковского – разучить с детьми каждую партию отдельно.

2.

Выступление детей на родительском собрании:

1. «Зимнее рондо»

2.  «Ой, на горе то …» р.н.м.

3.  «Веселые музыканты» А.Филиппенко

4. «Болезнь куклы» П.И. Чайковского

3.

Тема: «Жанры  музыкальных произведений»

Цель: продолжать формировать четкие представления о разнообразии музыкальных жанров.

  1. Знакомить детей с танцевальными жанрами (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, гопак)
  2. Прослушать и охарактеризовать: 1. «Полонез» Огинского
  3. «Менуэт» Моцарта
  4. «Вальс» Грибоедова
  5. «Мазурка»  Кабалевского

4.

  1. Знакомить детей с музыкально-театральными жанрами (балет, опера), привести примеры, показать видео.

5.

  1. Познакомить с такими жанрами как марш, песня, танец, колыбельная, показать примеры.
  2. Прослушать и охарактеризовать «Колыбельную» Гречанинова, «Марш» Т.Ломовой, «Веселый ветер» И.Дунаевского.

6.

  1. Музыкальная викторина «Определи жанр, характер, лад произведения».

7.

Диагностика

8.

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью второго года обучения.

Комплексно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью второго года обучения....


 

Комментарии

Вырвина Елена Александровна

Хотелось бы получить Ваши отзывы, уважаемые коллеги о пользе данного материала.