Самостоятельная музыкальная деятельность
статья по музыке по теме

Из опыта работы музыкального руководителя  высшей категории Крыловой галины Александровны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_muzykalnaya_deyatelnost_detey.docx25.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы музыкального руководителя Крыловой Г.А.

«Самостоятельная музыкальная деятельность детей».

    В программе воспитания в детском саду самостоятельная художест-венная деятельность предусмотрена для детей 4-7 лет. Источником такой деятельности является окружающая ребёнка жизнь, так как мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, развлечений, праздников. В этом смысле дейст-вия детей реалистичны. Но все полученные жизненные впечатления преобразуются детьми: они сами создают желаемую ситуацию, вообра-жаемые отношения со сверстниками, действуя по собственному замыслу. Ребёнок становится автором  игр, режиссёром, актёром-исполнителем. Исполнение музыки в домашней обстановке обычно  называют музици-рованием, этим термином я воспользуюсь  и при характеристике детской самостоятельной музыкальной деятельности.          

    Самостоятельная деятельность отвечает потребностям детей, выявляя музыкальные наклонности. Если, музицируя, они активно, творчески применяют свои знания и умения можно говорить об их состоявшемся музыкальном развитии. В детской практике складываются разные фор-мы организации  музицирования. Например: в младшей группе дети играют  «в музыкальное занятие» в детском саду и дома. Родители делят-ся впечатлениями: ребёнок играет роль  музыкального руководителя, поёт, а родители слушают и выполняют задания. Старшие дети могут организовать концерт, кто-то исполняет, другие садятся полукругом, изображая слушателей.

   В подготовительной группе девочка часто занималась, музицируя на металлофоне, в результате сочинила песенку, текст и музыку. В другой группе мальчик постоянно играл на аккордеоне. Иногда мы слышим хо-ровое пение, самостоятельно организованное воплощение замысла. Это-му способствуют творческие задания на музыкальных занятиях. Напри-мер, слушаем пьесу «Котик». Внимание детей привлекается к спокойно-му, вкрадчивому характеру музыки, но вот в конце пьесы неожиданный всплеск (акцент). «Что случилось?» Я объясняю: это музыкальная загад-ка, которую задал композитор, а дети должны не только отгадать, что случилось, но и показать. Дети один за другим изображают, как кошка ловит мышку (прыжок, резкое движение, или замирает в какой-то позе). Так у детей вырабатывается навык не подражать друг другу, а искать и показывать свои приёмы. Привыкнув к индивидуальным творческим проявлениям на занятиях, ребёнок пользуется ими по собственной ини-циативе. Музыкальный материал, дети выбирают уже сами, действуя в группе или в одиночку.

    Чтобы ребёнок мог по-своему использовать материал занятий надо соз-дать условия. Как правило, это игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить любимую песню, попробовать сыграть на металлофоне, инсце-нировать её в движениях и т.д. Разнообразное сочетание песен, танцев и игр, загадок, сказок значительно обогащает детское творчество. Лёгкий для самостоятельного использования, хорошо усвоенный материал дети охотно применяют по своей инициативе. Наиболее выражены признаки самостоятельности у детей 6-7 лет. Они охотно принимают предложения воспитателя и стремятся его выполнять.                            

    Повседневная практика подтверждает, что музицированием   дети за-нимаются почти во всех садиках. Конечно, участвуют в нём далеко не все. Иногда ребята проявляют активность в течении длительного времени, но судить об этом  можно,  лишь наблюдая за ними изо дня в день. Итак, му-зыкальная, самостоятельная деятельность очень разнообразна, так как её источником является сама жизнь детей. Нужно ли здесь педагогичес-кое руководство, и каким оно должно быть? Практика показывает, что существуют определённые факторы, оказывающие влияние на развитие такой деятельности: обучение на занятиях, яркие впечатления от  худо-жественных зрелищ в  детском саду, в семье; специальное оборудование, инструменты, пособия, дидактические игры, гибкий творческий подход педагога.  Прежде всего, рассмотрим, какая связь устанавливается между обучением на занятиях и самостоятельной деятельностью детей. Главное назначение обучения – заинтересовать, увлечь детей музыкой, возбудить добрые чувства, вызвать стремление быть активным. На музыкальных занятиях интересный материал, интересный для детей, чтобы они хотели исполнять его, делиться своими впечатлениями, потом захотели сами играть, петь, изображая то, что узнали, чему научились. Необходимо от-метить условность разделения приёмов. Действуя самостоятельно, ребё-нок всегда опирается на прошлый опыт. Например, точное исполнение мелодии, он использует  слуховой самоконтроль, то есть действует без посторонней помощи. Очень важно так же систематически  показывать различные варианты. Если предложить детям, после праздника, показать кукольный театр, дети сразу разделятся на актёров и зрителей. Дальней-шее развитие действия наверняка  будут неожиданными. И если вначале воспитатель бы дирижировал  ходом игры: поставить ширму для кукол. Детям нужны первоначальные предложения педагога, наличие предмет-ной среды. Успех самостоятельных проявлений определяет игровая си-туация. Другой пример – кто вспомнит больше названий знакомых песен, пьес. Кто лучше исполнит на музыкальном инструменте песенку, кто вспомнит больше танцевальных движений и лучше их исполнит. Потом всё это может быть использовано детьми  в своих играх.

    Наличие музыкальной самостоятельной деятельности – свидетельство хорошего уровня развития ребёнка, его переживаний и его способностей.  То, что ребёнок  применяет, переносит свой полученный опыт в другие условия, говорит о его уверенности в себе, инициативе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников с включением произведений башкирских композиторов.

Помочь воспитателям в организации самостоятельной музыкальной деятельности с помощью музыкльно-дидактических игр....

Самостоятельная музыкальная деятельность как приём развития музыкальных способностей детей.

Презнтация "Самостоятельная музыкальная деятельность как приём развития музыкальных способностей детей".Знакомство  с видами развития музыкальных способностей дошкольников в музыке....

Самостоятельная музыкальная деятельность детей как прием развития музыкальных способностей дошкольников

В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски. Они могут сами организо...

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...

Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....