Конспект непосредственной образовательной деятельности «музыка» в подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Кангина Ирина Юрьевна

 

 Конспект непосредственной образовательной деятельности «музыка» в подготовительной к школе группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_1.docx23.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 1 г. Балаково Саратовской области.

 Конспект непосредственной образовательной деятельности «музыка» в подготовительной к школе группы

Подготовила:

Кангина Ирина Юрьевна

Музыкальный руководитель МБ ДОУ

Детского сада компенсирующего вида № 1

г. Балаково

                                                            2013г.


Тема: «В гости к нам пришли матрёшки»

Цель: приобщать дошкольников к русской национальной культуре и традициям русского народа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с матрёшкой как с предметом народного творчества; учить различать матрёшек по форме, цвету, узору, по месту производства.
  2. Развивать у детей художественный вкус.
  3. Активизировать творческое воображение.
  4. Закреплять навыки аккуратного рисования красками на трафарете матрёшки.
  5. Развивать у детей навыки совместной деятельности (в пении, движениях, рисовании).
  6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на исполнение русских плясок, частушек.

Предварительная работа: беседа о культуре и быте русского народа, разучивание стихов и частушек, танца; рисование красками (закрашивание предметов)

Репертуар:

  1. «Ах, улица, улица широкая» русская народная мелодия.
  2. «Ах, вы сени» русская народная мелодия.
  3. «Кадриль» (танец) русская народная мелодия в обработке Е. Туманян.
  4. «Калинка» русская народная мелодия.

Активизация словаря: Знатные, складные, ладные матрёшки; матрёшка (старинное русское имя); семёновская, загорская, полхов-майданская.

Оборудование: На стене музыкального зала изображение матрёшек разного размера. Столы и стулья для рисования, акварельные краски, кисти, салфетки, вода в  баночках, клеёночки, мольберт для показа детских работ, трафареты матрёшек. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Ход:

Дети входят в музыкальный зал под русскую народную мелодию «Ах. Улица, улица широкая»

Музыкальный руководитель:

Ребята о чём сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может - шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская … (матрёшка)

Ответы детей.

Музыкальный руководитель:

Верно, ребята, разговор сегодня пойдёт о старинной русской народной игрушке – матрёшке. Расскажите, что вы знаете о ней.

1-й ребёнок

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном.

2-й ребёнок

Открой – увидишь чудо:

Матрёшенька – детёныш

А там ещё! Откуда?

А там опять… найдёныш.

3-й ребёнок

Очень любят все матрёшки

Разноцветные одёжки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

4-й ребёнок

Они игрушки знатные,

Складные и ладные

Матрёшки всюду славятся,

Они нам очень нравятся!

Музыкальный руководитель:

А теперь, я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки.

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Придумал её художник Сергей Васильевич Малютин.

Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Кукла эта была японцем-ускоглазым, сердитым на вид стариком.

Малютин переодел её в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щёки яркий румянец. И назвал её старинным русским именем – матрёшка.

Именно так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрёшек поменьше.

Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени». В музыкальный зал входит воспитатель в костюме матрёшки, танцует.

Матрёшка

Здравствуйте, а вот и я, ждали вы меня, друзья?

Ответы детей.

Матрёшка

Я матрёшка ладная, видная, да складная. Хотите о матрёшках всё вам расскажу и картинки покажу?

Ответ детей.

Матрёшка

Ну тогда слушайте и смотрите. Наиболее известны три вида матрёшек: семёновская, загорская и полхов-майданская. Они отличаются друг от друга формой и приёмами росписи. Давайте их внимательно рассмотрим.

Матрёшка (воспитатель) показывает детям образцы матрёшек, объясняет, чем они отличаются друг от друга.

Матрёшка

Семёновская матрёшка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим, очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук, причём колорит росписи сочетает яркие цвета: малиновый, лимонный, зелёный, фиолетовый. Семёновские мастера всегда изображают матрёшек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удивлённое лицо, высоко поставленные глаза, ротик «бантиком» малиновый румянец, дугообразные брови.

Загорские матрёшки более приземистые, плотные. Она более округлая, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой». Выполняются эти узоры приёмом «тычка».

У полхов-майданской матрёшки нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо немного грустное. В всё остальное занято крупными и яркими цветами в чёрном контуре. Цвета часто чередуются с красными точками ягод. Особенность этих матрёшек – изображение на голове полушалок с цветами.

Каждая матрёшка хороша по-своему. Но у них и много общего – все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Матрёшка

Продолжим мы занятие

Без толчеи, без спешки.

Расскажут пусть ребята

Стихи нам и потешки.

Ребёнок

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут –

Всех матрёшками зовут!

Ребёнок

Вот матрёшка не простая

И внутри то не пустая

Половинку отвинти

И увидишь, что внутри.

Ребёнок

Нам, конечно интересно

Про матрёшек рассказать,

А теперь, ребята, будем

Мы частушки распевать.

Девочки исполняют частушки.

Ребёнок 1

Станем, девицы, рядком

Да частушки пропоём.

Да и мы, пожалуй, встанем

От подружек не отстанем.

Ребёнок 2

Будет вам сейчас гармошка

Полтора часа играть.

А мы с подруженькой на пару

Вам частушки напевать.

Ребёнок 3

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду,

А я дудочку нашла

Пастушку то отдала.

Ребёнок 4

Мы – певцы и музыканты,

Выступать нам нравиться!

Мы – народные таланты,

Нами край наш славиться.

Ребёнок 5

Ох, частушки хороши,

Их поём от всей души.

Но вы тоже не зевайте,

А смелее подпевайте.

Все дети

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Все хлопают.

Дети садятся.

Выходят мальчик с девочкой.

Мальчик

Танцев русских много знаем,

Их мы любим танцевать,

Девочка

Но сегодня в этом зале

«Кадриль» хотели бы сплясать.

Дети исполняют «Кадриль»

Матрёшка

(воспитатель)

Хочешь поиграть немножко?

Нарядись тогда матрёшкой!

Проводиться игра «Нарядись матрёшкой».

На двух стульчиках лежат сарафаны, косыночки. В игре участвуют два ребёнка. По сигналу они начинают одеваться. Кто сделает это быстрее, тот и победитель.

Матрёшка

А сейчас, дорогие ребята,

На минуту закройте глаза

Позабудьте заботы, усталость

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Вот тут у меня целая семья матрёшек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрёшки очень яркие, красивые, но чего-то им не хватает… Ах, да ведь у них совершенно чистые, белые фартуки! Да и наряд скучный, слишком однотонный для русской игрушки. Давайте мы их сейчас украсим. А чтобы лучше отличать сестричек друг от друга, мы сейчас их распишем, каждый на свой вкус.

Матрёшка

Нарисуем на платочках

Очень яркие цветочки,

Завитки, листочки,

Маленькие точки.

Постараемся немножко –

Станет радостной матрёшка!

Сейчас ещё раз повторим, какие элементы кистевой росписи лучше использовать для украшения наших матрёшек, и дружно примемся за дело! Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, целые букеты.

Рисовать будем акварелью. Какой цвет лучше использовать? (Ответы детей) Правильно, жёлтый, красный, синий и зелёный. Подбирайте цвета так, чтобы матрёшка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов – короткими толстыми штрихами.

Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрёшек. По окончании работы дети аккуратно наклеивают своих матрёшек на длинный лист бумаги, оформленный в виде зелёного лужка.

Музыкальный руководитель:

Ребята, очень яркие, весёлые матрёшки получились у вас.

Матрёшка (воспитатель)

Мы на радостях сейчас пустимся в весёлый пляс.

Дети исполняют «Свободную пляску» под русскую народную мелодию «Калинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Музыка в войне 1812 года"

Предлагается  материал  для  непосредственно  образовательной  деятельности  на  неделю,  запланированный  на  каждый  день  недели.Предлага...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Музыка В.А.Моцарта"

Предлагается  конспект  непосредственно  образовательной  деятельности  "Музыка"  по  теме  "Музыка  В.А.Моцарта".  С  помощью  этого  ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы в образовательной области «Познание» Тема: «Сделай мир ярче»

  Было бы неправдой говорить, что проблема мусора является новой. Как-то в одной из телепередач о следах пребывания первобытных людей была показана гора мусора длинной несколько десятков м...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (аппликация) тема: «Бабочка»

Образовательная область: познавательное и художественно-эстетическое развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательное.Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: становление эст...