Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Макухина Тамара Дмитриевна

Цель: развитие музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи, ведущие к реализации цели: развитие музыкально- художественной деятельности;  приобщение к музыкальному искусству

Задачи  (для каждой возрастной группы):

3—4 года

Слушание:

• развивать и обогащать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность, умение различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр.

Исполнительство:

• развивать и обогащать звуковой сенсорный опыт, опыт манипулирования с предметами, звукоизвлечения, умение сравнивать разные по звучанию предметы, двигательно-активные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарные вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр, игры в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения.

Творчество:

• развивать и обогащать умение импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей

4—5 лет

Слушание:

• развивать и обогащать представления о свойствах музыкального звука, опыт слушания музыки, музыкальные впечатления, слушательскую культуру, умения интерпретировать характер музыкальных образов, ориентируясь в средствах их выражения, понимать и интерпретировать выразительные средства музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, продуктивной интегративной деятельности (рисование под музыку).

Исполнительство:

• развивать и обогащать двигательное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений, координацию слуха и голоса, певческие навыки (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умение игры на детских музыкальных инструментах, освоение элементов танца и ритмопластики, умение общаться и сообщать о себе, своём настроении с помощью музыки в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов.

Творчество:

• развивать и обогащать потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства, выбора предпочитаемого вида исполнительства, переноса полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность, импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения музыки в совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях.

5—6 лет

Слушание:

• развивать и обогащать представления об эмоциональных состояниях и чувствах, способах их выражения, опыт слушания музыки, музыкальные впечатления, слушательскую культуру, представления о средствах музыкальной выразительности, жанрах и музыкальных направлениях,  умение понимать характер музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности.

Исполнительство:

• развивать и обогащать умения использовать музыку для передачи собственного настроения, певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умения игры на детских музыкальных инструментах, танцевальные умения в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев.

Творчество:

• развивать и обогащать самостоятельное, сольное исполнение, умения импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений, разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений в процессе совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.

6—7 лет

Слушание:

• развивать и обогащать представления о многообразии музыкальных форм и жанров, опыт слушания музыки, музыкальные впечатления, слушательскую культуру, представления о композиторах и их музыке, элементарный анализ форм в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности.

Исполнительство:

• совершенствовать певческие навыки (чистоту интонирования, дыхание, дикцию, слаженность), умения игры на детских музыкальных инструментах, танцевальные умения, выразительное исполнение в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев.

Творчество:

• развивать и обогащать умение организации самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа, умения комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев в процессе совместной деятельности педагога и детей, в творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.

 

Принципы: 1. Принцип развивающего обучения

                      2.Принцип воспитывающего обучения

                      3.Принцип доступности

                      4.Принцип наглядности

                      5.Принцип непрерывности, систематичности, последовательности

                      6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении и  

                         применении знаний

                      7.Принцип индивидуализации

                      8.Принцип вариативности

                      9.Принцип креативности (организация творческой деятельности)

                      10.Принцип гуманности и оптимистичности

 

Основные направления образовательной работы

Формы организации образовательной деятельности

Средства, методы, приемы

в работе с детьми

 

 

в процессе организации различных видов деятельности

в ходе режимных моментов

 

Развитие музыкально-художественной деятельности

Игры, викторины,

инсценирование, драмматизация, оркестр ДМИ, праздники, различные виды досуга.

Индивидуальная работа с детьми, музыкально-дидактические игры в группе, использование музыкальных произведений в процессе прогулок.

Слайды, мультимедийные презентации, фонотека, репродукции, портреты композиторов, дидактические игры, музыкальные инструменты, выразительное исполнение, беседа, показ, наглядность,  решение проблемных ситуаций, пение «цепочкой».

Приобщение к музыкальному искусству

Просмотр и обсуждение м/ф, видео/ф, игра, различные виды досуга (викторины, шоу, концерты).

Просмотр театрализованных представлений, праздники и развлечения, просмотр выступлений музыкальных школ и школ искусств.

Наблюдение, наглядность, показ, слушание, беседа, рассказ, оценка детьми, пояснения.

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ

Конкурсные программы, праздники, посиделки, дни открытых дверей.

Посещение театров, музеев.

Рекомендации по изготовлению музыкальных инструментов, атрибутов к праздникам и досугам, посещение культурных мероприятий по музыкальному развитию детей, размещение информации в интернет сети.

 

Возможные пути  интеграции различных образовательных областей:

 

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации 

и оптимизации образовательного процесса

«Физическая культура» (развитие основных движений и физических качеств, двигательного творчества для овладения  музыкально-ритмической деятельностью).

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки).

«Познание» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства).

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства) 

 

«Физическая культура», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения  двигательной и продуктивной деятельности).

«Чтение художественной литературы» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений).

 

«Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки)

 

 

Перечень программ, технологий, методических пособий  (необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса)

 

  1. Е.П.Раевская,Музыкально-двигательные упражнения в детском саду.- М: Просвещение,1991.-222 с.
  2. Интернет- источники
  3. Комплект музыкальных инструментов
  4. Комплект «Портреты композиторов»
  5. Н.В.Зарецкая ,Календарные музыкальные праздники для детей .- Айрис пресс,2006.-144 с.
  6. Н. Е.Веракса , Т.С.Комарова, М.А.Васильева, От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- Мозаика-Синтез,2010.- 304 с.
  7. О.Н.Арсеневская ,Музыкальные занятия.-Волгоград:Учитель,2012.-251с.
  8. О.П.Власенко, Г.П.Попова ,Весну привечаем, весну встречаем.- Волгоград: Учитель,2007.-399 с.
  9. Периодические печатные издания по музыкальному воспитанию
  10.  С.Бекина, Н.Ломова, Музыка и движение.-М:Просвещение,1983.-208 с.
  11.  С.Н.Захарова,Праздники в детском саду.-М:Владос,2001.-256 с.
  12.  Т.А.Лунева, Музыкальные занятия: разработки и тематическое планирование.- Волгоград:Учитель,2013.-212 с.
  13.  Т.М.Орлова,С.И.Бекина, Учите детей петь.-М:Просещение,1998.-143 с.
  14.  Т.Н.Образцова, Музыкальные игры для детей.- М: ООО «ИКТЦ «Лада», ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000».-2005.-160с .

 

II. Перечень музыкальных произведений для организации непосредственно образовательной деятельности

 

Тема недели: «Здравствуй, Вёснушка-весна! Что весна нам принесла?!»

 

Репертуар

 

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

I Вводная часть

1.«Птички» муз. А.Серова

2. «Жуки» (венгер. н.м., обр. Л.Вишкарева)

3. «Мишка ходит в гости» муз. М.Раухвергера

4. «Погуляем» муз. Т.Ломовой

1. «Качание рук с лентами» (польск. Н.м. обр. Л.Вишкарев)

2. «Ходит медведь», «Этюд» муз. К.Черни

3. «Упражнение с цветами», «Вальс» муз. А.Жилин

4. «Сбор ягод» (р.н.м. «Ах, ты, береза»)

1. «Ветерок и ветер» , «Лендлер» муз. Бетховена

2. «Игра с водой» (франц.н.м.)

3. «Насмешливая кукушка» (австрийск.н.м. обр. Т.Ломовой)

4. «Упражнения с лентами» муз. Моцарта

1. «Упражнение с лентами» муз.Моцарта

2. «Упражнение с цветами» муз. Т.Ломовой

3. «Дождик» муз. Любарского

4. «Показывай направление» (марш. муз. Кабалевского)

II Cлушание

1.«Зима прошла» муз. Н. Метлова

2. «Дождик» муз. Г. Лобачева

3. «Мой подарок маме» муз. А.Абрамова

4. «Птички» муз. Т.Ломовой

1. «Ах, ты, береза» (р.н.п.)

2. «Веснянка» (укр. н.п. обр. Г.Лобачева)

3. «Жаворо-нок» муз. Глинки

4. «Песенка о весне» муз. Г.Фрида

5. «Гроза» муз. А.Жилин-ского

1. «Жаворо-нок» муз. Глинки

2.» Мотылёк» муз. Майкопара

3. «Пляска птиц» муз. Римского-Корсакова

4. «Утро» муз. Прокофьева

1. «Песня жаворонка» муз. Чайковского

2. «Пляска птиц» муз. Римского-Корсакого

3. «Весна и осень» муз. Свиридова

4. «Весна» муз. Вивальди («Времена года»)

III Пение

1. «Весна пришла» муз. А.Абрамова

2. «Наш огород» муз. Витлина

3. «Жук» муз. Иванникова

4. «Дождик» муз. Герчика

1. Развитие слуха и голоса «Две тетери» муз. Щеглова, «Жук» муз. Потоловского«Кукушечка» (р.н.п. обр. Арсеева)

2. «Весна настает» муз. Л.Титовой

3. «Скворцы» муз. Н.Лукониной

4. «Приди, весна» муз. Н.Лукониной

5. «Веснянка» (укр. н.п.)

1.Упражнения на развитие слуха и голоса «Тучка» муз. Найдёновой, «Ворон» р.н.п. обр. Тиличеевой

2. «Пёстрый колпачок» муз. Г.Струве

3. «Песенка о весне»  муз. 

Полонского

4. «Весна» муз. Меньших

1. Упражнения на развитие слуха и голоса «Лиса по лесу ходила» (р.н.п.), «Кукушечка» муз. Е.Тиличеевой

2. «Веснянка» муз. Зюзинской

3. «Грибы» муз. Попатенко

4. «Весенний дождь» муз.Иванникова

IV Музыкально-ритмические движения

1. «Танец зверей» муз. Филиппенко

2. «Сапожки» (р.н.м. «По улице мостовой» обр. Т.Ломовой)

3. «Греет солнышко теплее» муз. Вилькорейской

4. Хоровод «Здравствуй, весна»

1. «Танец с цветами» муз. и движ. авторские

2. «Во поле береза стояла» хоровод (р.н.п., движ.авторские)

3. «Приглаше-ние» (укр.н.п. обр. Г.Теплицко-го)

4. «Танец с лентами» муз. и движ. авторские

1. «Встреча в лесу» муз.Тиличеевой

2. «Хоровод цветов» муз.Ю.Слонова

3. Хоровод «А я по лугу» (р.н.м. обр. Агафонни-кова)

4. «Земелюш-ка-черно-зём»(р.н.м. обр.Агафонни-кова)

1. «Русская пляска с ложками» (р.н.п.)

2. «Посеяли девки лен» хоровод

3. «Танец цветов» муз. и движ. Авторские

4. «Во саду ли, в огороде» хоровод

V Музыкально-дидактические игры

1. «Трубы и барабан» муз. Е.Тиличеевой

2. «Птицы и птенчики» муз. Е.Тиличеевой

3. «Зайка» (р.н.м. обр. Лобачева)

4. «Солнышко и дождик»  муз. Раухвергера

1. «Мы на луг ходили» муз. Филипенко

2. «Скворушки» муз. Филипенко

3. «Займи домик» муз. Магиденко

4. «Жмурки» муз. Ф.Флотова

1. «Колпачок» (р.н.м. обр.Римского-Корсакова)

2. «Ёжик» муз. Аверина

3. «Хоровод в лесу» муз. М. Иордан-никова

4. «Ёжик и мышки» муз.Красева

1. Развитие чувства ритма «Скакалки», «Домики»

2. Развитие диатонического слуха «Ручеек», «Музыкальные провода»

3. Развитие восприятия музыки «Подражание», «Психологические открове-ния»

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход к воспитанию дошкольников

          Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до ...

Презентация "Интегрированный подход в оздоровлении дошкольников в условиях внедрения ФГТ"

Презентация раскрывает важность приобщения детей к здоровому образу жизни, используя элементы здоровьесберегающих технологий....

Интегрированный подход в воспитании искусством в дошкольном учреждении

В процессе ознакомления дошкольников с татарским народным искусством...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному....

Гендерный подход в воспитании дошкольников

Все мы знаем, что мозг у мужчин и женщин с самого детства работает по-разному. С первых дней жизни процессы восприятия мира и анализ информации, очередность созревания психичес...