МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ГОДОВОЙ КРУГ ТРАДИЦИОННЫХ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ.
методическая разработка по музыке на тему

Пацей Татьяна Александровна

С давних пор солнечный круг является зримым символом времени, колесо которого катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ года, как круга. Мы и сегодня говорим: «Круглый год».

        Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой. Он связан с определённым моментом в круговороте года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ГОДОВОЙ   КРУГ ТРАДИЦИОННЫХ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ. Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Пацей Татьяна Александровна.

        С давних пор солнечный круг является зримым символом времени, колесо которого катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ года, как круга. Мы и сегодня говорим: «Круглый год».

        Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой. Он связан с определённым моментом в круговороте года.

        Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времён года, и народный календарь - живое отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её.

        Древний календарь складывался из обрядов, которые были основным содержанием народных праздников, в них неразрывно сливались крестьянский труд и поклонение природе. Поэзия труда и сила природы славились и воспевались в песнях и сказках, сопровождающих эти обряды.

        Немногие песни и сказки народных праздников и обрядов дошли до наших дней, но даже по тем образцам, которые удалось собрать, можно судить об их эстетической и познавательной ценности.

        Что касается значения комплексного подхода к приобщению дошкольников к истокам традиционной русской культуры, то можно сказать, что народный праздник создаёт возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа, поможет ребёнку творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.  

        Годовой круг традиционных русских праздников – неотъемлемая часть приобщения детей к традициям русской старины.

        В нашем учреждении проводятся следующие традиционные праздники:

  1. «К нам пришло, прикатило Рождество».
  2. «Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько».
  3. «Пасхальная радость»
  4. «Жаворонушки, прилетите, Весну-красну принесите».
  5. «Праздник берёзки (или Троица) - при условии, если детский сад

                             Работает в июне месяце.

  1.  «Осенины», «Осень – щедрая душа», «Восёнушка-осень, в гости просим».

«МАСЛЕНИЦА – КРИВОШЕЙКА, ВСТРЕТИМ ТЕБЯ ХОРОШЕНЬКО»

Иван Шмелёв: «С детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких   цветах и позолоте, что весело называлось Масленица»      

                Масленица – второй праздник годового круга традиционных русских праздников, отмечаемых в нашем детском саду.

                Каждый год, когда заканчивается зима и подходит время долгожданной весны, на Руси устраивались народные гулянья. Они продолжались целую неделю, и назывался этот праздник Масленица, он отличался обилием блинов и разгульным весельем.

                В наши дни праздник Масленицы в дошкольных учреждениях стал традиционным, можно сказать модным. Обычно празднование его ограничивается разовым, шумным, весёлым представлением. Педагоги не задумываются о том, что дети получают недостаточно информации о традициях празднования Масленицы на Руси.

                Поддерживаю идею        педагогов детских учреждений, где работа ведётся комплексно, в содружестве работников этих учреждений и родителей детей, где масленичная неделя «проживается» день за днём. Дети ежедневно знакомятся с играми, забавами, обрядами праздника Масленицы.

                В праздничные дни тема Масленицы пронизывает всю жизнь детей в детском саду, проходит через разные виды деятельности: музыку, рисование, ручной труд, физическую культуру, театр, экскурсии и т.д.

                Традиционно в народной культуре Масленица – праздник для всех – больших и маленьких. Хорошо, если родители не просто зрители и наблюдатели, но и певцы, танцоры, артисты, организаторы. С помощью родителей можно приготовить блины, костюмы, совместно с детьми изготовить чучело Масленицы, оформить площадку детского сада для праздника. Родители – активные участники игр, аттракционов и забав, фото- и видео корреспонденты, добрые советчики.

                Полезно включить в повседневную работу воспитателей с детьми на праздничной неделе чтение отрывков из художественных произведений о Масленице («Лето господне» И. Шмелёва).

                На занятиях изодеятельностью целесообразно познакомить детей с известными произведениями русских художников:

                       В.И. Суриков «Взятие снежной крепости»;

                       Б.М. Кустодиев «Масленица».

        На музыкальных занятиях дети прослушивают произведения композиторов-классиков:

                           П.И. Чайковский   - «Масленица»

                           Н.А. Римский-Корсаков – хор из оперы «Снегурочка» - «Прощай Зимушка»; русские народные песни о Масленице:

                          «А мы Масленку дожидали»;

                          «А мы Масленку встречаем»;

                          «Блины»;

                          «Чучело»;

                          Частушки о Масленице.  

                В целях более полного образования детей в области народных традиций рекомендую не только «проживание» с детьми масленичной недели, но и эмоциональную подготовку к началу этой недели. В доступной и любимой детьми форме кукольного спектакля на неделе, предшествующей празднику, показать спектакль «Петрушкина сказка», где устами героев детям даётся информация о значении каждого дня масленичной недели.

                Широкое масленичное гуляние в зависимости от погодных условий можно провести в помещении и на улице.

                Заканчивается масленичная неделя вечером досуга «У хозяюшки в гостях», в котором в игровой форме подводятся итоги знаний детей о традициях проведения праздника Масленицы на Руси.

                Познавательно и интересно пройдёт праздник тогда, когда каждый день масленичной недели будет наполнен интересными событиями, активно прожит каждый праздничный день. Праздник должен пройти так, чтобы у детей возникло желание поучаствовать в нём вновь и вновь.                                                      

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционный русский праздник Масленица

Традиционный русский праздник Масленица...

Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка сценария "Защитники земли русской" посвященная празднику Дню Защитника Отечества.

Может быть использована как досуг,в котором взаимодействуют музыкальный руководитель и воспитатель, решая общие задачи воспитания и развития детей. Мероприятие интересно как для детей старшего д...

Приобщение детей к традиционным русским праздникам

В статье представлен материал о  необходимости ознакомления детей с традиционными русскими праздниками...

Методическая разработка "Инновационные и традиционные методы работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста"

Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В последнее десятилетие для развития дошкольного...

Методическая разработка на тему «Традиционные формы деятельности в народном творчестве»

Общественное значение устного народного творчества, его познавательная, воспитательная и художественная ценность. Детский фольклор: специфика, история собирания и изучения, деление на жанры и принцип,...

Методическая разработка занятия «Изготовление традиционной народной куклы «Веснянки»

Методическая разработка занятия «Изготовление традиционной народной куклы «Веснянки»...