Открытое музыкальное НОД в подготовительной к школе группе "В гости к Матрешке"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Интегрированная образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: Формирование представлений у детей о народной игрушке – матрёшке,  ее истории, особенностях ее росписи, расширение представлений детей о народном творчестве, играх и забавах, русском народном фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_khudozhestvenno-esteticheskomu_razvitiyu.docx34.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

1. Проектировочный компонент.

  1. Тема: «В гости к матрешке».
  2. Возраст воспитанников: 6-7 лет.
  3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Музыка».
  4. Автор конспекта: Желеховская Ольга Александровна.
  5. Вид образовательной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность
  6. Тип: интегрированная образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
  7. Цель: Формирование представлений у детей о народной игрушке – матрёшке,  ее истории, особенностях ее росписи, расширение представлений детей о народном творчестве, играх и забавах, русском народном фольклоре.
    Задачи:
    1. Формирование представления у детей о матрёшке как народной игрушке с историей.
    2.  Умение создавать плоскостную игрушку – матрёшку, используя технику «пластилинография», украшая поделку  нетрадиционным материалом (зернами кофе, крупами, макаронными изделиями).
    3. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения  русского народного фольклора.
    4. Развитие интереса детей к народной культуре, русскому творчеству и музыке.
    5. Развитие  художественных и музыкально-творческих способностей детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству,  воспитание художественно-эстетического вкуса.

    6. Реализация здоровьесберегающих технологий через смену видов деятельности, профилактику утомляемости, зонирование пространства, вызов положительно-эмоционального отклика на деятельность.
  8. Проблемы, решаемые воспитанниками: отгадать загадку о герое, к которому они пойдут в гости; решить, как дети попадут в гости; раскрыть матрешки по очереди и правильно расставить их по росту; подобрать подходящие узоры каждому виду матрешки в дидактической игре «Матрешкин узор»; украсить сарафан матрешки придуманными узорами.
  9. Планируемые результаты:

Предметные: представления о русском народном фольклоре, творчестве, прикладном искусстве;  умение исполнять попевки, русские народные танцевальные движения, играть на шумовых музыкальных инструментах,  представления у детей о матрёшке как народной игрушке с историей, ее видах и особенностях; создание игрушки – матрёшки, используя технику «пластилинография», украшая поделку  нетрадиционным материалом.
регулятивные УУД: умение определять цель, ставить задачу, планировать свои действия в соответствии с замыслом, определять их последовательность с учетом конечного результата;  умение контролировать действия и результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение корректировать (в случае необходимости) план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; умение оценивать качество и уровень творческой работы, исполнительской деятельности; умение преодолевать препятствия в случае затруднения, обращаться за помощью к товарищам или взрослому.

познавательные УУД: умения искать, отбирать и воспринимать информацию, умение находить способы решения задач, проблемных ситуаций.

коммуникативные УУД: умение делать выводы, обобщать, логично выражая мнение, принимать точку зрения других; умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

личностные результаты: формирование стремления и желания изучать русскую народную культуру, фольклор, народные промыслы, уважения к труду народных мастеров, уверенности в своих способностях

  1. Оборудование:

Музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская изба», русская народная мелодия «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, русская народная мелодия «Калинка», песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой, русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка»), картины с изображением матрешек (презентация «Русская матрёшка»), игрушки-матрешки, костюм Матрёшки, платки для девочек, музыкальные шумовые инструменты (ложки, бубен малый, бубенцы, музыкальный треугольник, трещетка), домик для Матрёшки, заготовки плоскостной матрешки в технике «пластилинография», зерна, крупы,  влажные салфетки.

Оформление музыкального зала: зал оформлен в  русском народном стиле. У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек. В центре зала стоит домик матрёшки.

Предварительная работа:

Беседа об особенностях русского фольклора, загадывание загадок, рассматривание альбомов с изображениями предметов русского народно-прикладного творчества, экскурсия в музей русского быта, украшение доски нетрадиционными материалами, создание заготовки в виде матрешки в технике «пластилинография», разучивание попевки «К нам гости пришли», потешки «Поехали, поехали…», танца «Матрешки», музыкальной игры с народными шумовыми инструментами «Музыкальный круг», музыкальной игры «Игра с бубуном».

Этапы НОД:

№ п/п

Этапы занятия

Задача педагога

Технологии, методы, приёмы деятельности

Содержание этапа занятия

Мотивационно-проблемный

Адаптировать воспитанников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач воспитанниками самостоятельно или под руководством педагога.

Создание мотивации через вызов интереса к игрушке и ее истории, использование художественного слова, загадывание загадки, создание проблемных ситуаций

Дети здороваются через попевку с гостями, отгадывают загадку о том, к кому в гости они пойдут,

Деятельностный

Организовать деятельность воспитанников, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности.

Содействие в решении проблемных ситуаций, вопросы, указание, создание проблемных ситуаций, активизация имеющихся знаний и умений, организация исполнительской деятельности, создание условий для двигательной активности,  рассказ об истории и видах матрешек, показ, сравнение, дидактическая игра «Мартешкин узор»,

музыкально-ритмическая деятельность – игра «Музыкальный круг», создание условий для продуктивной творческой деятельности детей под музыкальное сопровождение, напоминание.

дети решают как они попадут в гости, дети выполняют упражнение прямой галоп с пропеванием потешки, дети раскрывают матрешки по очереди и правильно расставляют их по росту, дети поют про матрешку и танцуют, дети слушают рассказ педагога, дети участвуют в игре «Матрешкин узор» - подбирают подходящие узоры каждому виду матрешки;

исполнительская и творческая деятельность детей (игра на муз.инструментах, импровизированный танец) в игре «Музыкальный круг»., выполнение работы детьми – украшение сарафана матрёшки.

Контрольный

Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.

Возможен рефлексивный контроль.

Контроль выполнения самостоятельной работы, напоминание, указания, оказание индивидуальной помощи.

Самоконтроль исполнения замысла, последовательности работы с учетом выбранных материалов.

Рефлексивный

Организовать оценку воспитанником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов.

Анализ работ детей, вопросы, уточнение, наводящие вопросы, сравнение, содействие в формулировке критериев для оценки и выводов.

Самооценка качества выполненной самостоятельной работы  и работ товарищей по критериям, определенным самостоятельно, сравнение, выводы.

Коррекционый

Организовать деятельность воспитанников (при необходимости) для внесения изменений в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;  необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок для достижения 

нового планируемого результата.

Оказание  ндив.помощи в исправлении ошибок, допущенных в деятельности, на основе сделанных выводов и определенных критериев.

Исправление ошибок, допущенных в деятельности, на основе сделанных выводов и определенных критериев.

2. Организационный компонент.

Ход занятия:

1 блок. Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал, становятся полукругом, лицом к гостям.

Муз.рук: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

(К нам гости пришли

Дорогие пришли

Здравствуйте!) пропевают.

Встреча у нас сегодня необычная. Я приглашаю вас в гости. Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим!

В: А вот к кому мы пойдём в гости – догадайтесь сами.
Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?

Дети: Матрёшка.

Муз.рук: Правильно, матрёшка! А хотите узнать о ней больше, как она появилась и какая бывает?

Дети: хотим.
Муз.рук: А как мы можем узнать о том, что было до нас…давно?

Ответы детей: из книг, из истории.

Муз.рук.:  Правильно. Вот я прочла много книг и теперь все знаю об истории матрешки. Предлагаю теперь нам всем вместе отправиться в гости к матрешке и узнать все об истории этой русской народной игрушки. Согласны?

Дети: да.

Муз.рук.:А как мы можем попасть в гости к матрешке, на чем?

Ответы детей(на самолете, машине, автобусе, пешком и т.д.)

Муз. Рук.: А раньше кроме лодок и лошадей, никакого транспорта и не было. Так как мы доберемся до Матрешки?

Ответы детей (на лошади, пешком)

Муз.рук: Пешком будет долго, предлагаю на лошадке, согласны?

Ответы детей: да.

Муз.рук: Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!

Представим, что ехать мы будем на лошадке, прямым галопом, пропевая потешку:

Поехали, поехали,

С орехами, с орехами,

К дедке по репку

По пареньку, по сладеньку,

Гоп, гоп, гоп, тпрууу!

Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.(под р.н.м)

2 блок. Познавательно-развлекательный.

Матрёшка: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка:

Не одна я в домике была, а с подружками своими.

(Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.)

В: Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?

Дети: Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.

(раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.)

Матрешка:

Ой, да я  матрешка, я матрешка,

Хоть и неуклюжая немножко,

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

Муз.рук:ребята: а мы с ребятами знаем народные танцы и песни, давайте станцуем и споем про Матрешку.

Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.
Они становятся в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу поют и танцуют (танец «Матрёшки»)

Матрешка: Молодцы, ребята! (дети садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель:

Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?( ответы детей)

А хотите узнать больше?

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь В.П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.

- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.
Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

Матрёшка семёновская (Первая картинка)

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов.

Матрёшки из Сергиева Посада (Вторая картинка)

Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Эту матрешку называют еще – Загорская матрёшка. При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.  В росписи матрёшки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

Матрёшки из Полховского Майдана (третья картинка)

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись.

Игра «Матрешкин узор».

Перед вами, ребята, три картинки с матрешками и три игрушки-матрешки, помогите определить, какая игрушка относится к какому виду матрешек? Если отвечаете правильно, то зазвучит р. н. мелодия. (Дети сравнивают и отвечают, какая из матрешек-игрушек Семеновская, Загорская, Полохов-Майданская.

Матрешка: Засиделись мы, ребятки, а в игры народные играть вы умеете?

Муз.рук: ребята умеют еще и на народных инструментах играть.

Музыкальная игра «Музыкальный круг».

(музыкальная игра с народными шумовыми инструментами)

Матрешка: Как здорово вы играли! Только грустно мне стало, вон какие узоры у матрешек на картинках красивые, а у меня на сарафане нет таких.

Муз. рук: ребята, давайте матрешке придумаем узоры, а потом она сама решит какой ей больше подходит.

Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.

3 блок. Продуктивный.

Продуктивная творческая деятельность «Нарядная Матрёшка».

Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления
плоскостной матрёшки.

Наши матрёшки будут плоскостными, а  изготавливать мы их будем с помощью пластилина, гороха, кофейных зёрен. В группе вы уже сделали для матрешек пластилиновую основу, а сейчас вам останется ее только украсить узорами, которые вы придумаете сами. Приступайте к работе, обращайтесь, если у кого-то будут трудности, я помогу.

Звучат русские народные мелодии в записи,  дети изготавливают плоскостных матрёшек. Педагог помогает детям в случае возникновения затруднения.

Муз.рук.

Вот и матрёшки наши готовы

3. Рефлексивно-оценочный компонент.

-Как вы считаете, вы справились с просьбой матрешки – украсили сарафаны? (Ответы детей: справились..)

- Какая работа вам больше всего нравится и почему? (Ответы детей…аккуратная, рисунок расположен интересно, задумка интересная и  необычная, материалы разные и т.п.)

- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке? (ответы детей: какие бывают матрешки, как они появились)

- Что вам понравилось на занятии сегодня? (Ответы детей: игры намуз.инструментах, украшать фартук разными материалами петь, танцевать)

- А может, кому-то было трудно в нашем путешествии? Если да, то в чем именно (Ответы и рассказы детей)

Матрешка: Все трудности уже позади, главное, вы все старались - Молодцы! Мы многое узнали и многому научились!

Муз.рук.: пока наша Матрешка будет ваши узоры рассматривать, предлагаю еще поиграть.

Дети: да.

«Игра с бубном».

Муз.рук.: ну, а теперь, ребята, я предлагаю нам всем вместе сделать выставку ваших замечательных работ, чтобы все ребятки нашего садика и родители знали, какие замечательные узоры можно создавать из самых разных материалов. Вы согласны?

Дети: да.

Матрешка: тогда вы займитесь выставкой, а я пойду украшать свой сарафан. До новых встреч.

Дети: до свидания!

(Под р.н.м. дети выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантно-тематическое музыкальное занятие в подготовительной к школе группе «Пасха в гости к нам пришла»

Пасха – самый радостный праздник. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Именно в эти дни (на пасхальной неделе) мы решили в нашем детском саду провести музыкальное занятие «Пасха в гости ...

Конспект открытого интегрированного занятия по изобразительной деятельности и музыкальному воспитанию "Музыкальный рисунок" в подготовительной к школе группе

Программное содержание:1. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм). Учить детей самостоятельно ...

Открытый показ НОД в подготовительной к школе группе. Логоритмика : «Перелётные птицы в гостях у Каркуши».

Открытый  показ НОД  в  подготовительной  к школе  группе.Логоритмика : «Перелётные птицы в гостях у Каркуши». Цель: развитие у детей координации движения с речью.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие с Матрешкой по стране Вежливости"

Задачи:         воспитание культуры поведения, умения вести себя в коллективе;       развитие коммуникативных навыков у детей;    ...

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе Тема: В гости к Осени

Программное содержание:Познавательное развитие: обобщить представление детей о признаках осени,закреплять знания об изменениях в осенней природе,Художественно-эстетическоеучить видеть и передава...

Открытое музыкальное занятие в подготовительной к школе группе "Шагаем по лесенке в поисках песенки"

Цель занятия: Формировать музыкально - ритмические способности детей старшего дошкольного возраста. Восприятие и различение музыкальных последовательностей. Программное содержание:...

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе "Необычное путешествие"

Необычный гость приходит к ребятам на музыкальное занятие и приглашает их в путешествие. На пути им встречается много препятствий и заданий....