Открытое музыкальное НОД в подготовительной к школе группе "В гости к Матрешке"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Интегрированная образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: Формирование представлений у детей о народной игрушке – матрёшке, ее истории, особенностях ее росписи, расширение представлений детей о народном творчестве, играх и забавах, русском народном фольклоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_khudozhestvenno-esteticheskomu_razvitiyu.docx | 34.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
1. Проектировочный компонент.
- Тема: «В гости к матрешке».
- Возраст воспитанников: 6-7 лет.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Музыка».
- Автор конспекта: Желеховская Ольга Александровна.
- Вид образовательной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность
- Тип: интегрированная образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
- Цель: Формирование представлений у детей о народной игрушке – матрёшке, ее истории, особенностях ее росписи, расширение представлений детей о народном творчестве, играх и забавах, русском народном фольклоре.
Задачи:
1. Формирование представления у детей о матрёшке как народной игрушке с историей.
2. Умение создавать плоскостную игрушку – матрёшку, используя технику «пластилинография», украшая поделку нетрадиционным материалом (зернами кофе, крупами, макаронными изделиями).
3. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного фольклора.
4. Развитие интереса детей к народной культуре, русскому творчеству и музыке.
5. Развитие художественных и музыкально-творческих способностей детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству, воспитание художественно-эстетического вкуса.
6. Реализация здоровьесберегающих технологий через смену видов деятельности, профилактику утомляемости, зонирование пространства, вызов положительно-эмоционального отклика на деятельность. - Проблемы, решаемые воспитанниками: отгадать загадку о герое, к которому они пойдут в гости; решить, как дети попадут в гости; раскрыть матрешки по очереди и правильно расставить их по росту; подобрать подходящие узоры каждому виду матрешки в дидактической игре «Матрешкин узор»; украсить сарафан матрешки придуманными узорами.
- Планируемые результаты:
Предметные: представления о русском народном фольклоре, творчестве, прикладном искусстве; умение исполнять попевки, русские народные танцевальные движения, играть на шумовых музыкальных инструментах, представления у детей о матрёшке как народной игрушке с историей, ее видах и особенностях; создание игрушки – матрёшки, используя технику «пластилинография», украшая поделку нетрадиционным материалом.
регулятивные УУД: умение определять цель, ставить задачу, планировать свои действия в соответствии с замыслом, определять их последовательность с учетом конечного результата; умение контролировать действия и результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение корректировать (в случае необходимости) план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; умение оценивать качество и уровень творческой работы, исполнительской деятельности; умение преодолевать препятствия в случае затруднения, обращаться за помощью к товарищам или взрослому.
познавательные УУД: умения искать, отбирать и воспринимать информацию, умение находить способы решения задач, проблемных ситуаций.
коммуникативные УУД: умение делать выводы, обобщать, логично выражая мнение, принимать точку зрения других; умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
личностные результаты: формирование стремления и желания изучать русскую народную культуру, фольклор, народные промыслы, уважения к труду народных мастеров, уверенности в своих способностях
- Оборудование:
Музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская изба», русская народная мелодия «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, русская народная мелодия «Калинка», песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой, русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка»), картины с изображением матрешек (презентация «Русская матрёшка»), игрушки-матрешки, костюм Матрёшки, платки для девочек, музыкальные шумовые инструменты (ложки, бубен малый, бубенцы, музыкальный треугольник, трещетка), домик для Матрёшки, заготовки плоскостной матрешки в технике «пластилинография», зерна, крупы, влажные салфетки.
Оформление музыкального зала: зал оформлен в русском народном стиле. У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек. В центре зала стоит домик матрёшки.
Предварительная работа:
Беседа об особенностях русского фольклора, загадывание загадок, рассматривание альбомов с изображениями предметов русского народно-прикладного творчества, экскурсия в музей русского быта, украшение доски нетрадиционными материалами, создание заготовки в виде матрешки в технике «пластилинография», разучивание попевки «К нам гости пришли», потешки «Поехали, поехали…», танца «Матрешки», музыкальной игры с народными шумовыми инструментами «Музыкальный круг», музыкальной игры «Игра с бубуном».
Этапы НОД:
№ п/п | Этапы занятия | Задача педагога | Технологии, методы, приёмы деятельности | Содержание этапа занятия |
Мотивационно-проблемный | Адаптировать воспитанников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач воспитанниками самостоятельно или под руководством педагога. | Создание мотивации через вызов интереса к игрушке и ее истории, использование художественного слова, загадывание загадки, создание проблемных ситуаций | Дети здороваются через попевку с гостями, отгадывают загадку о том, к кому в гости они пойдут, | |
Деятельностный | Организовать деятельность воспитанников, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности. | Содействие в решении проблемных ситуаций, вопросы, указание, создание проблемных ситуаций, активизация имеющихся знаний и умений, организация исполнительской деятельности, создание условий для двигательной активности, рассказ об истории и видах матрешек, показ, сравнение, дидактическая игра «Мартешкин узор», музыкально-ритмическая деятельность – игра «Музыкальный круг», создание условий для продуктивной творческой деятельности детей под музыкальное сопровождение, напоминание. | дети решают как они попадут в гости, дети выполняют упражнение прямой галоп с пропеванием потешки, дети раскрывают матрешки по очереди и правильно расставляют их по росту, дети поют про матрешку и танцуют, дети слушают рассказ педагога, дети участвуют в игре «Матрешкин узор» - подбирают подходящие узоры каждому виду матрешки; исполнительская и творческая деятельность детей (игра на муз.инструментах, импровизированный танец) в игре «Музыкальный круг»., выполнение работы детьми – украшение сарафана матрёшки. | |
Контрольный | Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям. Возможен рефлексивный контроль. | Контроль выполнения самостоятельной работы, напоминание, указания, оказание индивидуальной помощи. | Самоконтроль исполнения замысла, последовательности работы с учетом выбранных материалов. | |
Рефлексивный | Организовать оценку воспитанником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов. | Анализ работ детей, вопросы, уточнение, наводящие вопросы, сравнение, содействие в формулировке критериев для оценки и выводов. | Самооценка качества выполненной самостоятельной работы и работ товарищей по критериям, определенным самостоятельно, сравнение, выводы. | |
Коррекционый | Организовать деятельность воспитанников (при необходимости) для внесения изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок для достижения нового планируемого результата. | Оказание ндив.помощи в исправлении ошибок, допущенных в деятельности, на основе сделанных выводов и определенных критериев. | Исправление ошибок, допущенных в деятельности, на основе сделанных выводов и определенных критериев. |
2. Организационный компонент.
Ход занятия:
1 блок. Организационный.
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал, становятся полукругом, лицом к гостям.
Муз.рук: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
(К нам гости пришли
Дорогие пришли
Здравствуйте!) пропевают.
Встреча у нас сегодня необычная. Я приглашаю вас в гости. Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим!
В: А вот к кому мы пойдём в гости – догадайтесь сами.
Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
Дети: Матрёшка.
Муз.рук: Правильно, матрёшка! А хотите узнать о ней больше, как она появилась и какая бывает?
Дети: хотим.
Муз.рук: А как мы можем узнать о том, что было до нас…давно?
Ответы детей: из книг, из истории.
Муз.рук.: Правильно. Вот я прочла много книг и теперь все знаю об истории матрешки. Предлагаю теперь нам всем вместе отправиться в гости к матрешке и узнать все об истории этой русской народной игрушки. Согласны?
Дети: да.
Муз.рук.:А как мы можем попасть в гости к матрешке, на чем?
Ответы детей(на самолете, машине, автобусе, пешком и т.д.)
Муз. Рук.: А раньше кроме лодок и лошадей, никакого транспорта и не было. Так как мы доберемся до Матрешки?
Ответы детей (на лошади, пешком)
Муз.рук: Пешком будет долго, предлагаю на лошадке, согласны?
Ответы детей: да.
Муз.рук: Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Представим, что ехать мы будем на лошадке, прямым галопом, пропевая потешку:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
К дедке по репку
По пареньку, по сладеньку,
Гоп, гоп, гоп, тпрууу!
Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.(под р.н.м)
2 блок. Познавательно-развлекательный.
Матрёшка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка:
Не одна я в домике была, а с подружками своими.
(Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.)
В: Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?
Дети: Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.
(раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.)
Матрешка:
Ой, да я матрешка, я матрешка,
Хоть и неуклюжая немножко,
Но на празднике на нашем
Обязательно попляшем.
Муз.рук:ребята: а мы с ребятами знаем народные танцы и песни, давайте станцуем и споем про Матрешку.
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.
Они становятся в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу поют и танцуют (танец «Матрёшки»)
Матрешка: Молодцы, ребята! (дети садятся на стульчики)
Музыкальный руководитель:
Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?( ответы детей)
А хотите узнать больше?
Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Ее создателями были токарь В.П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.
- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.
Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.
Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.
Матрёшка семёновская (Первая картинка)
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов.
Матрёшки из Сергиева Посада (Вторая картинка)
Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Эту матрешку называют еще – Загорская матрёшка. При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. В росписи матрёшки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.
Матрёшки из Полховского Майдана (третья картинка)
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись.
Игра «Матрешкин узор».
Перед вами, ребята, три картинки с матрешками и три игрушки-матрешки, помогите определить, какая игрушка относится к какому виду матрешек? Если отвечаете правильно, то зазвучит р. н. мелодия. (Дети сравнивают и отвечают, какая из матрешек-игрушек Семеновская, Загорская, Полохов-Майданская.
Матрешка: Засиделись мы, ребятки, а в игры народные играть вы умеете?
Муз.рук: ребята умеют еще и на народных инструментах играть.
Музыкальная игра «Музыкальный круг».
(музыкальная игра с народными шумовыми инструментами)
Матрешка: Как здорово вы играли! Только грустно мне стало, вон какие узоры у матрешек на картинках красивые, а у меня на сарафане нет таких.
Муз. рук: ребята, давайте матрешке придумаем узоры, а потом она сама решит какой ей больше подходит.
Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.
3 блок. Продуктивный.
Продуктивная творческая деятельность «Нарядная Матрёшка».
Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления
плоскостной матрёшки.
Наши матрёшки будут плоскостными, а изготавливать мы их будем с помощью пластилина, гороха, кофейных зёрен. В группе вы уже сделали для матрешек пластилиновую основу, а сейчас вам останется ее только украсить узорами, которые вы придумаете сами. Приступайте к работе, обращайтесь, если у кого-то будут трудности, я помогу.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек. Педагог помогает детям в случае возникновения затруднения.
Муз.рук.
Вот и матрёшки наши готовы
3. Рефлексивно-оценочный компонент.
-Как вы считаете, вы справились с просьбой матрешки – украсили сарафаны? (Ответы детей: справились..)
- Какая работа вам больше всего нравится и почему? (Ответы детей…аккуратная, рисунок расположен интересно, задумка интересная и необычная, материалы разные и т.п.)
- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке? (ответы детей: какие бывают матрешки, как они появились)
- Что вам понравилось на занятии сегодня? (Ответы детей: игры намуз.инструментах, украшать фартук разными материалами петь, танцевать)
- А может, кому-то было трудно в нашем путешествии? Если да, то в чем именно (Ответы и рассказы детей)
Матрешка: Все трудности уже позади, главное, вы все старались - Молодцы! Мы многое узнали и многому научились!
Муз.рук.: пока наша Матрешка будет ваши узоры рассматривать, предлагаю еще поиграть.
Дети: да.
«Игра с бубном».
Муз.рук.: ну, а теперь, ребята, я предлагаю нам всем вместе сделать выставку ваших замечательных работ, чтобы все ребятки нашего садика и родители знали, какие замечательные узоры можно создавать из самых разных материалов. Вы согласны?
Дети: да.
Матрешка: тогда вы займитесь выставкой, а я пойду украшать свой сарафан. До новых встреч.
Дети: до свидания!
(Под р.н.м. дети выходят из зала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доминантно-тематическое музыкальное занятие в подготовительной к школе группе «Пасха в гости к нам пришла»
Пасха – самый радостный праздник. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Именно в эти дни (на пасхальной неделе) мы решили в нашем детском саду провести музыкальное занятие «Пасха в гости ...
Конспект открытого интегрированного занятия по изобразительной деятельности и музыкальному воспитанию "Музыкальный рисунок" в подготовительной к школе группе
Программное содержание:1. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм). Учить детей самостоятельно ...
Открытый показ НОД в подготовительной к школе группе. Логоритмика : «Перелётные птицы в гостях у Каркуши».
Открытый показ НОД в подготовительной к школе группе.Логоритмика : «Перелётные птицы в гостях у Каркуши». Цель: развитие у детей координации движения с речью.Задачи:...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие с Матрешкой по стране Вежливости"
Задачи: воспитание культуры поведения, умения вести себя в коллективе; развитие коммуникативных навыков у детей; ...
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе Тема: В гости к Осени
Программное содержание:Познавательное развитие: обобщить представление детей о признаках осени,закреплять знания об изменениях в осенней природе,Художественно-эстетическоеучить видеть и передава...
Открытое музыкальное занятие в подготовительной к школе группе "Шагаем по лесенке в поисках песенки"
Цель занятия: Формировать музыкально - ритмические способности детей старшего дошкольного возраста. Восприятие и различение музыкальных последовательностей. Программное содержание:...
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе "Необычное путешествие"
Необычный гость приходит к ребятам на музыкальное занятие и приглашает их в путешествие. На пути им встречается много препятствий и заданий....