РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по музыке на тему

Смирнова Марина Владимировна

Влияние музыкально-ритмической деятельности на всестороннее развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsportala.docx23.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ    РЕБЕНКА  В  МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Музыкально-ритмические  движения  являются  для  ребенка  одним из самых  любимых, привлекательных  видов  деятельности, игрой, возможностью  выразить свои  эмоции, проявить  свою  энергию, фантазию. Музыкально-ритмические движения - это синтетический вид  деятельности, в основе  которого  лежит  Музыка, а  движение  выражает  музыкальный  образ. Музыка  и  движения  тесно  взаимосвязаны. Это  и  единство  художественного  образа, настроения  и  характера  исполнения. Музыкально-ритмические упражнения  способствуют  развитию  у детей:

- музыкальности;

- двигательных  навыков, умений;

- творческого  воображения  и  фантазии;

- психических  процессов;

- нравственно-коммуникативных  качеств  личности.

     Еще  в  1914 году  ученый  В.М.Бехтерев  в  своих  работах  достаточно  подробно  анализирует  влияние  музыки  на  физическое  состояние  организма. Он  активно  пропагандирует  музыку, как  средство  борьбы  с переутомлением.

Музыка  помогает  в  борьбе  с  повышенной  нервозностью  и  капризами, которым  особенно  подвержены  дети  в  раннем  возрасте.

Музыка  обладает  способностью  захватить  нас  своим  ритмическим  строем.

Способность  музыки  активно  стимулировать  и  регулировать  движения  нашего тела  делает  ее  незаменимым  компонентом  всевозможных видов  лечебной гимнастики.

    Занимаясь с  детьми  музыкально-ритмическими движениями, я стараюсь  наблюдать, анализировать  их  внутренние  процессы - прежде  всего  мыслительные, эмоциональные.

   Эмоциональность, выразительность  мимики  и  пантомимики, умение  передавать в позе, жестах  разнообразную  гамму чувств, исходя  из  музыки  и  содержания ее (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога).Умение  выразить свои  чувства  не  только в  движении, но и в  слове. Эмоциональные  дети  часто подпевают  во  время  движения, что-то  приговаривают.

У  неэмоциональных детей  мимика  бедная, движения  невыразительные.

Таким образом, этот  вид  музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения) направлен  на гармоническое  психическое, духовное  и  физическое  развитие  ребенка.

 Моей  главной  целью  является  приобщение  к  движению под  музыку  всех  детей  не только  способных  и  одаренных  в  музыкальном  и  двигательном  отношении, но и  неловких, заторможенных, которым  нужно  помочь  обрести чувство  уверенности  в  своих  силах  путем  подбора  для  них  такого  материала, в  котором  проявятся  скрытые  возможности  ребенка, его  «изюминка», индивидуальность. Стараюсь  психологически  раскрепостить  каждого  ребенка.

  Развитие  движения  у  детей - это  естественный  процесс, аналогичный  развитию речи. Природа  одарила  детей  в  раннем  и  дошкольном  возрасте  замечательной  способностью - способностью  к  подражанию. Именно  на  это  свойство  я  и  опираюсь на  первоначальном  этапе обучения детей. Подражая  взрослому, ребенок  осваивает  разнообразные виды  движений  и  постепенно  начинает  их использовать  в  самостоятельной  деятельности.

     Второй  этап обучения  способствует развитию  у  детей умений  самостоятельно  исполнять  выученные  ранее  упражнения  и  по-своему  их  комбинировать.

      Третий  этап  работы - подведение  детей  к  творческой  интерпретации  музыкального  произведения, развития  способности  к  самовыражению.

      К  каждому  этапу  я  перехожу  последовательно, но в то же время  они  присутствуют  в  работе одновременно. Это значит, что  на  занятиях  исполняются  музыкальные  этюды, композиции, танцевальные  движения как по показу(моему), так  и  даются  самостоятельные  творческие  задания.

       На  занятиях  стараюсь  включать  в  упражнения  всевозможные  телодвижения( из области хореографии, художественной  и  ритмической  гимнастики, ритмики, пантомимы), доступные  детям  данного возраста.

        На  муз.занятиях  использую  различные  атрибуты: гимнастические  палки, обручи, скакалки, платочки, длинные  ленты  на  палках, короткие на кольцах, мячи, цветы, погремушки, кубики, зонтики, шарфики, султанчики и др.

       Музыкальные  руководители-творческие  личности, поэтому  мы  постоянно нуждаемся  в  новом  материале  в  соответствии  с  изменением  окружающей  жизни, запросов  самих  детей  и, наконец, с потребностью  все  время  вносить  в работу  что-то  новое, свежее, интересное.

      Но, пожалуй, разработка  репертуара-это бесконечный процесс, и для  педагога важно  не  столько  постоянное  пополнение  своего  репертуарного  багажа, сколько умение  самостоятельно  его  разрабатывать, ориентируясь  на возможности  конкретных  детей.

        Стараюсь  разнообразить  двигательный  материал  по  направленности, стилю, жанру, сложности  и  интенсивности  движений.

        Стремлюсь, чтобы  репертуар  был  интересен  и  разнообразен  и  в  музыкальном плане, чтобы  он  был  выразительным, привлекательным  для  детей, будил их фантазию  и  воображение, приносил  им  радость.

         Помимо  живого  аккомпанемента  использую  на  занятиях  фонограммы, записи  симфонического оркестра, оркестра  русских  народных  инструментов, инструментальной  музыки  современных  композиторов, музыки  из  детских кинофильмов, мультфильмов.

        Придерживаюсь  девиза:

«ВВЕСТИ  РЕБЕНКА  В  МИР  МУЗЫКИ  С  РАДОСТЬЮ  И  УЛЫБКОЙ».

В  работе  по  музыкально-ритмическому воспитанию  детей  использую  разнообразный репертуар: упражнения, этюды, парные  танцы, русские  народные,  сюжетные, характерные  и  спортивные  пляски, танцы  народов  мир, инсценировки песен.

         Но  коммуникативные  танцы  занимают  особое  место  в  моем  репертуаре, т.к.  они  и  развивают, и  развлекают. А  поскольку  «учиться  надо  весело», то  этот  вид  танцев - лучший  материал  для  работы  с  детьми! Эти  танцы, в основном, с  несложными  движениями, включающие  элементы  общения, смену партнеров, игровые  задания. Поскольку  многие  коммуникативные  танцы  построены, в основном, на жестах  и   движениях, которые  в  житейском  обиходе выражают  дружелюбие, открытое отношение  людей  друг к другу, то в целом, они  производят  положительные, радостные  эмоции, способствующие  развитию доброжелательных отношений  между  детьми  и  благоприятному  климату на  занятиях.

          Как  известно, особый  ребенок страдает  многими  сопутсвующими  отклонениями: он  зажат (или  излишне  расторможен), у  него  неадекватная  самооценка  и  проблемы  в  общении. А  в  несложных, но  веселых  и  подвижных танцах-играх  дети  получают  радость  от  самого процесса  движения  под  музыку, от  того, что  у  них  все  получается, от  возможности  себя  выразить, проявить. Все  это  дает  прекрасный  эффект  в  коррекции  развития  детей.

          При  этом  учу  танцевать  детей  не  только  правильно, но  и  эмоционально, выразительно.

          Безусловно, успех  в  музыкально-ритмическом развитии  детей  зависит  в  первую  очередь от  того, насколько сам  педагог  увлечен  движением  под музыку  и  владеет  выразительным  движением. А  потому  я  регулярно  на  протяжении  многих  лет посещаю  различные  семинары  по  танцевальной  культуре, кружки  по  музукально-ритмическим движениям. Придумываю, совершенствую  и  «пропускаю  через  себя» все виды  движений, которые  предлагаю  детям. Помню, что  дети - мое «зеркало», они  очень  точно  копируют все  мои  движения  и  мимику, поэтому  стараюсь сама  двигаться  легко,  максимально  выразительно  и  эмоционально.

 Благодаря  использованию  фонограмм, я  вовлекаю  детей  в свой показ, помогаю  освоить  им  сложные  двигательные  упражнения.

Совместное  исполнение движений  способствует  созданию  общего  приподнятого  настроения, максимально  концентрирует  внимание  детей.

            Есть  еще  одна  особенность  вовлекающего  показа: он  должен быть  дан  в «зеркальном» отражении, поскольку  дети  повторяют  все  движения  автоматически. В  процессе  подражания  у  детей  легче  формируются  разнообразные  двигательные  навыки  и  умения. Благодаря «вовлекающему  показу» дети справляются с  такими  движениями, которые  они  не  могли бы выполнить  самостоятельно.

             В  процессе  совместного  исполнения  важно дать  детям  почувствовать свои  возможности  и  закрепить их  в  сознании. При  последующих  повторениях движения  уточняются, запоминаются  и  автоматизируются. Конечно,  у  детей  это происходит  по-разному. Важно  не  делать  никаких  замечаний (на  этом этапе работы), не фиксировать  внимание  детей  на том, что  у  них  что-то  не  получается, и  тогда  постепенно  сложные  элементы  упражнений, повторяющиеся в  различных  комбинациях, будут  освоены.      

             Другими словами, чтобы  научиться  двигаться, надо  прежде  всего  много двигаться. Но  если  этот  процесс  не  сделать радостным, привлекательным  для  детей, то он  может  превратиться  в  муштру, что недопустимо  в  этом  возрасте.

             Я  стремлюсь  сделать  привлекательным  процесс  занятий  путем  подбора яркой  музыки, оригинальных  двигательных  упражнений, красочных  костюмов, масок, атрибутов, вызывающих  у  детей  эмоциональный  отклик, варьированием игровых  ситуаций, сюрпризных  моментов.

             Стараюсь  обеспечить  на  занятиях  психологический  комфорт, чувства защищенности  у  каждого  ребенка, у которого  должно  быть  отсутствие  боязни сделать  что-нибудь  не  так, проявить  свое  неумение. Стараюсь  не  сердиться  на  детей  за то, что  у    них  что-то  не  получается,  не  делать  замечаний  вслух, а наоборот, почаще  хвалить их  и  улыбаться  им  и  внушать  им  уверенность  в  собственных  силах.

             Постоянно  слежу  за  состоянием  детей  на  занятиях, прислушиваюсь  внимательно к  жалобам  детей, не  заставляю  их  заниматься, если  они  не хотят  двигаться (это  может  быть  не  проявлением  лени, а  началом  заболевания).

              В  беседах  с  воспитателями  и  родителями  выясняю  все  данные  о  здоровье ребенка, его  индивидуальных  особенностях.

              Всегда  слежу  за  чистотой, оформлением  зала  и  его  проветриванием, а  также  за  удобством  одежды  детей  и  их  обуви для  занятий (легкая  одежда  и обязательно  на  ногах чешки).

К  концу  пребывания  в  детском  саду  дети  способны  выразительно  исполнить  разнообразные  движения  под  музыку, освоить  большой  объем  разнообразных композиций, танцевальных  движений, плясок. Они  также  способны  к  импровизации  под  незнакомую  музыку  с  использованием  оригинальных  и  разнообразных  движений, атрибутов.

              Они  точно  и  правильно  исполняют  движения  в  танцевальных  композициях  и  инсценированных  песнях.

               Выпускники  достаточно  свободно  владеют  собственным телом  в  движениях, психологически  свободны  и  раскрепощены.

               Умеют  передавать  свой  опыт  младшим  ребятам, организсвывают  с  ними музыкально-игровое  общение.

Список литературы.

1.        Программа  эстетического  воспитания  детей.     Красота.Радость,Творчество.Автор  Т.С.Комарова  и  др.                              

2.         Программа  воспитания  и  обучения  в  детском  саду  под  редакцией  

            Вераксы.

3.         А.И.Буренина.  Программа «Ритмическая  мозаика» (для  детей                

            дошкольного  и  младшего  школьного  возраста ). СПб.,2012г.

4.         Бехтерев В. М. «Основы учения о функции мозга».

5.         Ильина Г.А. «Особенности развития музыкального ритма у детей».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...