Главные вкладки

    конспект НОД "Зимушка-зима"
    план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

    Маркова Наталья Петровна

    Презентация к занятию https://yadi.sk/i/p9mLzlykep2BJ

    Репертуар:

    Ю.  Верижникова «Что такое зима» https://yadi.sk/d/tl58ykBjep2mW

    "Какая бывает Зима?" сл. Г. И. Анисимовой , муз. Е. Шадриной https://yadi.sk/i/MfqHMsk6ep2vo

    П.И. Чайковский «Зимние грезы» https://yadi.sk/d/u9QIYra2ep2rm

    «Зимушка хрустальная», слова и музыка А.Филипенко  https://yadi.sk/d/a47DGwZDep2tF

    «Снежинка» https://yadi.sk/i/wWaCusWnep2wr

    “Ледяные фигуры”, слова и музыка М. Картушиной https://yadi.sk/d/atzIT8Wtep2xD

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx26.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    интегрированного занятия

    по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)

    Тема: «Зимушка-зима»

    Цель: На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.

    Задачи.

    Образовательные:

    Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце.

    Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.

    Расширить словарный запас детей.

    Развивающие:

    Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

    Развивать фантазию, умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, танцевальной импровизации, рассказе, рисовании).

    Развивать эстетические суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе.

    Воспитательные:

    Воспитывать  у детей эмоциональное отношение к живописи, поэзии, классической музыке, танцу, искусству слова.

    Формировать эмоционально-целостное отношение к окружающему миру нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

    Репертуар:

    "Какая бывает Зима?" сл. Г. И. Анисимовой , муз. Е. Шадриной, Ю.  Верижникова «Что такое зима», "Какая бывает Зима?" сл. Г. И. Анисимовой , муз. Е. Шадриной, П.И. Чайковский «Зимние грезы»

    «Зимушка хрустальная», слова и музыка А.Филипенко , «Снежинка» сл., муз., Е. Шадриной, “Ледяные фигуры”, слова и музыка М. Картушиной.

    Оборудование: компьютер, телевизор для показа презентации, презентация, игрушка слона, деревянная палочка, снежинка.

    Виды детской деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, танцевальное творчество.

    Словарная работа  на занятии: белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая, хмурень, лютовей, снеговей.

    Предшествующая работа:

    Разучивание песен и попевок:

    «Зимушка хрустальная», слова и музыка А.Филипенко

    «Снежинка» сл., муз., Е. Шадриной

    “Ледяные фигуры”, слова и музыка М. Картушиной

    "Какая бывает Зима?" сл. Г. И. Анисимовой , муз. Е. Шадриной

    Планируемый результат.

    Дети:

    различают оттенки настроений и смену характера музыки.

    передают настроение, характер музыки в пении, в движении, танце.

    знают признаки зимы узнают произведения искусства о зиме.

    используют в речи эстетические суждения о зиме.

    самостоятельно воплощают свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, танцевальной импровизации, рассказе, рисовании).

    Ход занятия и методика.

    Под песню Юрия Верижникова «Что такое зима» дети свободно входят в зал становятся в круг.

    Приветствие «Здравствуйте!»

    В этот чудесный день

    одна рука на пояс, затем другая

    Добрый день

    хлопают в ладоши и по коленям

    Дружно здороваться

    одна рука на пояс, затем другая

    Нам не лень

    притопывают ногами

    Руки протягивай

    одна рука вперёд, затем другая

    Не зевай.

    руки протянуты, головой качают вправо-влево

    Песню весёлую

    руки перед собой сложены в замок, качают

    Запевай

    хлопают

    А теперь продолжаем петь с ускорением

    Поют ещё раз

    Дети садятся на стулья.

    Музыкальный руководитель: Дети, отгадайте загадку:

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки,

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила.

    (Ответ: зима)

    Слайд 1 «Зима»

    Музыкальный руководитель: Правильно зима. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Сегодня у нас необычное занятие. А знаете почему? К нам на занятие пришёл слоненок (Слайд 2 «Слоненок»), он живет в теплой стране и не знает какая бывает настоящая зима. Давайте ему расскажем.

    Игра «Какая бывает Зима?» 
    Ход игры:
    В центре круга на детском стуле сидит игрушечный слон, рядом со стулом лежит деревянная палочка. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу и исполняют попевку "Какая бывает Зима?" сл. Г. И. Анисимовой , муз. Е. Шадриной

    Слон совсем не знает,
    Какой зима бывает.
    К кому палочка придет,
    Тот ответ ему даёт.
    К кому палочка придет,
    Тот ответ ему даёт.

    Ребёнок, остановившийся напротив игрушки слона, берёт палочку и передаёт её по кругу, на ком остановится музыка тот называет прилагательное к слову зима (белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая).
    Игра повторяется 4-5 раз.

    Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим. У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

    Ответы детей:

    Декабрь, январь, февраль.

    Музыкальный руководитель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

    Музыкальный руководитель: Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей).

    Музыкальный руководитель: Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? (Ответы детей)

    Музыкальный руководитель: Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку. Зима всё вокруг заморозила, льдом сковала, снегом засыпала.… и вся природа вокруг таинственная, сказочная. Зимой у нас на улице очень свежо, морозно. Давайте поиграем в игру «Зимние приметы».

    Игра «Зимние приметы»

    Музыкальный руководитель:

    Если ночь морозная,
    Тихая и звездная,
    Дым из труб идет столбом …

    Дети:

    Значит, ясно будет днем.

    Музыкальный руководитель:

    Пятна синие над лесом,
    Снега мелкого завеса,
    Чуть морозы ослабели,
    Ветер с юга …

    Дети:

    Жди метели.

    Музыкальный руководитель:

    Если рыба зимним днем
    Ходит прямо подо льдом,
    Ходит прямо подо льдом
    И об лед стучит хвостом –
    Значит без сомнения …

    Дети:

    Ждите потепления.

    Музыкальный руководитель:

    Если вечером закат
    Был слегка зеленоват,
    Если лег на ветки иней,
    На стекле букет из роз,
    Если дым ладошкой синей
    Достает до самых звезд,
    И не свищет ветер грозно …

    Дети:

    Будет ясно и морозно.

    Музыкальный руководитель:Молодцы ребята. А теперь…

    Тихо, тихо рядом сядем,

    Входит музыка к нам в дом.

    В удивительном наряде,

    В разноцветном, расписном.

    Льется музыка рекой,

    Льется нотною строкой,

    Снова звуков половодье

    Захлестнуло все вокруг

    И кораблики мелодий

    Выплывают из-под рук.

    Слушание П.И. Чайковский «Зимние грезы»

    Слайд 3 П.И. Чайковский «Зимние грезы»

    Музыкальный руководитель: Неправда ли сказочная мелодия? Что вы представили себе, когда звучала эта музыка? (ответы детей)

    Музыкальный руководитель: Подходит ли эта мелодия по смыслу к картине художника Жуковского «Зима»?

    Слайд 4 репродукция картины  художника С.Ю. Жуковского «Зима»

    Музыкальный руководитель: Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Стало немного грустно, печально)

    Музыкальный руководитель: Композитор и художник одинаково грустят. Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес. Его ветки прикрыты пушистыми белоснежными шапками. Как музыка смогла передать грусть и тоску в картине? Как она звучала? (спокойно, печально, тихо, грустно). Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? (ответы детей).

    Музыкальный руководитель: Это произведение написал композитор П.И. Чайковский. Посмотрите на его портрет.

    Музыкальный руководитель: А сейчас рассмотрим картину о зиме, которую нарисовал художник Иван Иванович Шишкин.

    Слайд 5 педагог выставляет детям картину И.И.Шишкина «Зима»).

    Музыкальный руководитель: Так о чем же нам рассказал художник? (ответы детей).

    Музыкальный руководитель: Что покорило и удивило художника? (красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).

    Музыкальный руководитель: Какой же это лес? (Старый дремучий, непроходимый, еще говорят «еловый бор»)

    Музыкальный руководитель: Почему вы решили что это старый лес? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? (огромные с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху; это лесные богатыри).

    Музыкальный руководитель: А чуть дальше, что мы видим? (частый лес, чащобу, не пробраться сквозь нее)

    Музыкальный руководитель: А есть ли тут маленькие  елочки и кусты? (да они чуть виднеются из-под снежных шубок).

    Музыкальный руководитель: Посмотрите на цвет снега. Он необыкновенный, коричнево-беловатый – это от коричневых стволов деревьев. Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло.

    Заколдован невидимкой

    Дремлет лес под сказку сна.

    Музыкальный руководитель: Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот: громкая звонкая или нет? (ответы детей)

    Музыкальный руководитель: Да, картина тихая, спокойная, не громкая. Художник использовал немного цветовых тонов, поэтому картина вызывает ощущение тишины, умиротворенности, и спокойствия морозного дня, заснеженного и как будто уснувшего леса. А вот еще одна  картина.

    Слайд 6 картина В.Янова «Зима».

    Музыкальный руководитель: На этой картине художник Виктор Янов изобразил совсем другую зиму. Рано утром он выглянул в окно и ахнул! Что за сказочная картина открылась перед ним! Расскажите, что так порадовало художника. (Ответы 2-3 детей)

    Музыкальный руководитель: Какая по настроению эта картина? (яркая, громкая, светлая, веселая).

    Музыкальный руководитель: Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от картины.

    Музыкальный руководитель: А давай те споем песню про Зимушку. Встали ровненько, плечи расправили, вдохнули носиком!

    Исполняется песня «Зимушка хрустальная», слова и музыка А.Филипенко

    Зимушка хрустальная вся белым-бела

    Сколько ты искристого снега намела

    Весело и радостно нашей детворе

    Выросла высокая горка во дворе

    Зимушка хрустальная, ясные деньки

    Сели мы на саночки, взяли мы коньки

    Санки с горки катятся, снег-снежок хрустит

    Зимушка хрустальная деток веселит

    Музыкальный руководитель: И чтобы не замерзнуть, давайте потанцуем, у вас  хорошее настроение, да? (Да!) Приглашаю на весёлую разминку «Снежинка». Слайд7 «Снежинка»

    Ход игры:
    Дети встают в хоровод, один ребёнок берёт Снежинку в руки, передаёт её по кругу. И все ребята исполняют попевку «Снежинка» сл., муз., Е. Шадриной

    Полетит моя снежинка.
    Вместе с музыкой вперёд.
    А коснется детских ручек
    Танцевать ты с ней начнёшь.
    А коснется детских ручек
    Танцевать ты с ней начнёшь.
    Ребёнок у кого после завершения попевки осталась Снежинка, выходит в круг и танцует со Снежинкой в руках под музыку «Попури».

    Молодцы, а в конце нашего занятия как обычно игра, игра сегодня будет зимняя «Ледяные фигуры» (слайд 9)

    Игра “Ледяные фигуры”, слова и музыка М. Картушиной

    Выходите в круг скорей,

    Поиграем веселей!

    Хлопнем раз, хлопнем два,

    Начинается игра!

    Снегом заметает всё

    Ветер ледяной,

    Дети идут по залу врассыпную вращая кулачками перед грудью.

    В круговерти кружимся

    Даже мы с тобой.

    Кружатся на месте.

    А мороз ударит как -

    Сжимают пальцы в кулаки и разводят руки в стороны. На слово “как” ударяют кулаками друг о друга.

    Всё скует на раз.

    Вытягивают руки вперед.

    И фигурой ледяной,

    Станем мы сейчас.

    Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе.

    Мороз ударил – раз!

    Мороз ударил – два!

    Мороз ударил – три!

    Хлопают в ладоши (3 раза)

    Ледяная фигура,

    На месте замри!

    Принимают различные позы на сильную долю такта и замирают на последнее слово. Пошевелившиеся выбывают из игры.

    Игру повторить по желанию детей 2-3 раза.

    Музыкальный руководитель:  (Слайд 10). Вот подходит к концу наше занятие нам удалось рассказать слоненку о зиме. Скоро мы будем попрощаться с зимой, придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также как зима вдохновляют композиторов, поэтов, художников и с их произведениями мы с вами тоже будем знакомиться. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

    Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

    Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

    Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

    Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

    1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

    Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

    Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

    Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

    Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

    праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

    Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

    Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....