Главные вкладки

    Статья. «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности музыкального руководителя Иванниковой В.Е. в ГАДОУ №15 Колпинского района Санкт-Петербурга»
    статья по музыке на тему

    Как много новых технологий

    К нам с новым веком в класс пришло.

    Забудем, как считали на листочках

    И графики по клеточкам вели.

    Сейчас возможности открыл компьютер.

    Дерзай! Твори! Учись и пробуй!

    В обновленной должностной инструкции музыкального руководителя в ДОУ в уточняется, что педагог должен владеть информационно-коммуникативные технологиями (далее ИКТ или ИТ).

    В нашем детском саду я  начала работу по направлению использования ИКТ в муз. образовании  с самого открытия  (т.е.1 декабря 2010 г). Тем более, что для этого были созданы все условия: это – интерактивная доска, подключенная  к сети Интернет.

    Все началось с моей личной заинтересованности. Я создала педагогический проект

    «Внедрение новых форм музыкального образования в детском саду» (См. приложение 1)  рассчитанный

    на 4 года, который в данный момент реализовываю, и написала авторскую программу по ИКТ  «Паутинка» (См.приложение 2), которой пользуюсь в своей работе!

    ИКТ- технологии прекрасный способ не только преподнести новый материал, но и заинтересовать ребенка. Не стоит забывать о том, что большинство современных детей умеют обращаться с компьютером лучше взрослых, и, конечно, им будет интересно воспринимать красочную презентацию с мультимедиа, не выходя из музыкального зала, путешествовать по музеям и театрам. В НОД в области «Музыка» с применением ИКТ активизируется познавательная и умственная деятельность, обогащаются чувства и переживания детей. В условиях взаимодействия с компьютером,  создаются мотивационные установки. Ребенок больше осознает свои способности, что становится залогом гармоничного развития личности. 

                             Компьютер в нашу жизнь входит очень быстрыми темпами  и становится очень важным, и необходимым условием  не только в жизни взрослых, но и средством обучения детей.

                Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. Это связано со значительными переменами  в системе дошкольного образования.

                Огромное количество пособий, иллюстраций, мультимедийные и интерактивные модели делают    процесс     обучения более интересным и захватывающим. Современному ребенку более интересно воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

    Реформа в системе дошкольного образования в связи с выходом в свет Федеральных Государственных Требований, заставляет пересмотреть формы и методы работы с детьми  в НОД в области «Музыка». Одним из направлений такого метода, является использование ИКТ.

                 Работая музыкальным руководителем в детском саду, я пришла к выводу, что гармоничность музыкально воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, как в традиционной форме, так и на основе компьютерных технологий. Так я пришла к теме моего самообразование «Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя»

    Целью самообразования по теме стало: приобщить детей к различным видам музыкальной деятельности средствами ИКТ.

    ·         Какие же я поставила перед собой задачи:

    ·         Изучить литературу по проблеме.

    ·         Изучить процесс развития музыкальных способностей.

    ·         Применить   средства ИКТ, помогающие развитию музыкальных способностей детей.

    ·         Провести опытно-экспериментальную работу подтверждающую результативность влияния ИКТ на музыкальную деятельность детей

    ·         Оценить результативность  работы.

             Мне удается использовать ИКТ  во всех видах музыкальной деятельности.

                1. Восприятие музыки.

    Часто во время  слушания музыки, я ловила себя на мысли, что не все детки одинаково слушают музыкальное произведение, встречается равнодушное, безразличное отношение к услышанному. Что делать? Как заинтересовать ребенка? Как привлечь его внимание к слушанию музыки? Пришла к выводу, что заинтересовать его можно, сделав активным участником процесса. Музыкальное восприятие у детей развивается во взаимодействии: эмоционально-интонационного восприятия и индивидуальной интерпретации ребенка. Для малыша бывает трудно рассказать о чувствах и настроениях, вызванных музыкой, соотнести их с характером музыки. Вот здесь то и смогут помочь ИКТ. Здесь уместно использование компьютерных программ Windows Media Player, WinAmp. Возможности этих программ позволяют воспроизвести музыкальные файлы, построить список мелодий, записать музыку в различных форматах. Если необходимо сделать музыку красочнее, нагляднее, можно воспользоваться Windows Media Player, где откроются различные зарисовки, которые меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.

    Использование программы Paint дает возможность сделать процесс слушания музыкального произведения более красочным, наглядным, деятельным: во время звучания того- или иного муз. произведения в режиме онлайн- можно передать настроение музыки цветом, рисуя нотки разными цветами: черный – грусть, желтый – радость, зеленый – спокойствие, розовый – волшебство и т.д. На основе смайликов лучше предать  чувства и настроение в музыке: улыбка – радость; слезы – грусть, уныние; сдвинутые брови – злость и т.д.

    Благодаря программе Internet, вместе с детьми можно «отправиться» на бал к Щелкунчику, где звучит музыка цветов; побывать на виртуальных театрально-музыкальных постановках и балетах.

    С помощью презентаций, созданных в Microsoft Office PowerPoint можно увидеть главных героев музыкальных произведений, краски природы, прослушать отрывки из музыкального произведения

    Благодаря музыкальным DVD – энциклопедиям можно услышать, как звучит тот или другой музыкальный инструмент. Этому же способствует и практический DVD -курс из серии «Школа развития личности» Кирилла и Мефодия «Учимся понимать музыку».

                Во время знакомства с творчеством того или иного композитора, использую портреты,    

    видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомлю с жанрами музыки - я

    делаю в программе Proschou. Использую мнемотаблицы.

     Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, совокупность правил  и приемов, облегчающих  процесс запоминания информации. Мне, как музыкальному руководителю, очень приемлема такая техника запоминания текстов песен, потешек, закличек. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово, или словочетание в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. В своей музыкально-образовательной деятельности я  использую мнемотехнику для сообщения детям общих знаний о музыке, о ее выразительных средствах, жанрах музыки. Особенно она эффективна на этапе знакомства с новым материалом. Данная таблица анимирована, поэтому используется только в работе с компьютером,  но такие же таблицы составляются из цветных картинок в бумажном варианте.

    2. Пение: В процессе пения идет обучение и настройка голоса, привлекается художественный опыт и эмоции детей. Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет выразить чувства, объединяет малыша и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме того, является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. Музыкальный руководитель должен научить ребенка петь чисто, без фальши, для этого ребенок должен знать текст песни, которую обычно дошкольники учат на слух. Я разучить песни с помощью информационной музыкальной книжки, которую я создаю в программе Microsoft Office PowerPoint. На каждой ее странице нотная строка с мелодией одной из детских песен и цветная иллюстрация (небольшая картинка), сюжет ее точно соответствует названию песни.

    Благодаря программе Paint я создаю звуковые картинки. Здесь оформление каждой песни представлено отдельно, самостоятельной карточкой-картинкой. Звуковыми картинками удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных песен.

    В пении очень важно, чтобы ребёнок спел чисто уже первый звук песенки. Я даю возможность прослушать песню на компакт-диске, на одном из музыкальных Internet- сайтов. Удобно петь на слоги: «ма», «му», «ду», «ля», «та», используя эффекты анимации в программе Flash MX . Важно помочь малышу лучше слышать свой голос. Я предлагаю детям несколько заданий: спеть вместе с мультяшным героем ( презентация урока, сопровождающаяся звуком), пение может сопровождаться демонстрацией нот на нотном стане, созданном в Paint.

    Используя ресурсы сети Internet, я значительно пополнила  медиатеку с песенным репертуаром. Разнообразная аранжировка минусовок песен, современные технические устройства выступают значительным стимулом для привития любви к пению.

    3. Музыкально- ритмические движения:-  один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

    Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения  я рассказываю, объясняю и демонстрирую упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая мне  или виртуальному педагогу программы Internet..Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций. Многое могут дать сюжетные занятия. Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок, главных героев которых можно показать, используя презентацию, созданную в программе Microsoft Office PowerPoint.  Интерес к лучшему исполнению танца можно вызвать у детей, показав им исполнение их сверстниками различных танцевальных композиций на Internet -сайтах.

    В своей работе в НОД, я использую Web-странички, которые представляют собой набор страниц, объединенных между собой общим замыслом или темой и переход между ними происходит с помощью гиперссылок. Они содержат в себе тексты, портреты, репродукции с картин и их краткое описание и обязательно музыкальные фрагменты для звукового восприятия.

    Итак: я использую ИКТ в НОД в области «Музыка», позволяющие сделать процесс обучения более интересным, а развитие ребенка более эффективным. Открывает новые возможности в музыкальном воспитании дошкольников. Однако бы хотелось отметить, что каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали ИКТ, заменить живого ребенка с педагогом они не могут и не должны. Практика показывает, что благодаря мультимедийному сопровождению НОД в области «Музыка», я экономлю до 30% времени. Экономя время, можно увеличить плотность и разнообразие НОД, обогатить ее новым содержанием. Также проведя мониторинг по результатам усвоения воспитанниками программного материала в области «Музыка» за 2011-2012 учебный год, можно сказать , что использование ИКТ благоприятно воздействует на улучшение уровней показания детей.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия-викторины по петербурговедению в старшей логопедической группе «Непоседы» ГДОУ 42 Колпинского района Санкт Петербурга.

    Занятие позволяет детям познакомится с интересными местами  нашей необъятной  Родины, дает представление о богатстве и разнообразии городов России, прививает желание познавать новое для себя...

    Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детский сад №44 Колпинского района Санкт-Петербурга Коваль Аллы Владимировны

    Пояснительная запискаОдной из приоритетных задач современного дошкольного образования является охрана и укрепление психического здоровья детей.Работа педагога-психолога в ДОУ в первую очередь до...

    Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя

    В современном образовательном учреждении необходим педагог, владеющий всеми возможностями современного компьютерного звукового «полотна». Музыкальный руководитель, владеющий информационным...

    Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя

    В современном образовательном учреждении необходим педагог, владеющий всеми возможностями современного компьютерного звукового «полотна». Музыкальный руководитель, владеющий информационным...

    План по самообразованию "Интеграция инновационных технологий в деятельности музыкального руководителя детского сада".

    План составлен на учебный год. В нём отражены цели и задачи по повышению уровня квалификации музыкального руководителя и развитию творческих способностей дошкольников....

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности музыкального руководителя детского сада

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности музыкального руководителя детского сада...