ЭССЭ
статья на тему

Гнездилова Ульяна Арсентьевна

ЭССЭ

Почему я выбрала эту профессию… Если честно, то в детстве мечтала стать хирургом. К музыке серьезно не относилась, но очень хотела научиться играть на фортепиано, поэтому  с 8 лет пошла,  учиться в музыкальную школу. Закончила с отличием, хотя и пыталась пару раз бросить. Спасибо моей маме, сумела меня уговорить.  Окончив девятилетку поехала поступать на театральное отделение Училища искусств г.Уфы, куда меня  не взяли из-за незнания башкирского языка, как обязательного. Возвращаться в школу не хотелось, и я решила поступить на дирижерско-хоровое отделение училища. После первой репетиции в смешанном хоре, я поняла, что сердце мое навсегда принадлежит хоровой музыке и вообще песне. Когда слышишь чистейшее слияние всех голосов, тебя охватывает такая волна блаженства, которую примерно  можно передать словами Ренаты Литвиновой:  «Я летаю, я в раю». Не замечаешь, как слезы льются из глаз и не стесняешься этого, так как ничего вокруг не замечаешь. Только музыка вокруг тебя…  Впервые это произошло, когда я слушала выступления  Московского камерного хора под управлением А. Минина.  Это был «Реквием» В. Моцарта. 

                        Далее в мою жизнь вихрем ворвалась русская народная музыка. Благодаря этому «народному вихрю» продолжила обучение на народно-хоровом отделении Челябинской академии. Мечтала, что поеду в Москву, прослушиваться в ансамбль Надежды Бабкиной.  Но… через 2 года  замужество, переезд к месту службы, рождение ребенка…

                        Все, что мы хотели когда-то сделать в жизни, все мечты, грандиозные планы как-то отходят на второй план, когда появляется в нашей жизни  маленький, беззащитный человечек.   Тогда же и созрело решение, совместить приятное с полезным – работа в детском саду. Не скрою, было очень трудно. Человека, который всю жизнь летал, вдруг заставляют ползать… Примерно такое чувство я испытала после первого занятия с дошкольниками. Сейчас, конечно,  понимаю, как глубоко  заблуждалась тогда. 

                        Только проработав несколько лет, перелопатив кучу литературы по дошкольному воспитанию я поняла, какое это важное и ответственное дело.  Школа играет важную роль в жизни каждого человека, но то, каким ребенок придет в нее напрямую зависит от нас педагогов-дошкольников. Именно мы должны постараться сделать все возможное и невозможное, чтобы из детского сада ребенок вышел настоящим человеком, любящим свою Родину, семью, свою культуру и язык.  Мы должны помочь этому маленькому человечку осознать себя как личность в этой жизни.

Считаю, что важным аспектом в музыкальном воспитании детей в наше время, является не только музыкально-эстетическое развитие, но и нравственно-патриотическое  становление личности ребенка. Много раз поднимался вопрос о вредном воздействии западных субкультур, которые обрушиваются на ребенка через средства массовой информации. Это мы, взрослые разрешаем нашим детям все свободное время смотреть телевизор, играть в компьютер, подменяя живое человеческое тепло, общению  с выдуманными героями. 

Первый канцлер Германии Отто Бисмарк сказал: «Революцию делают учителя». Как горько воспринимать эти правдивые слова в наше время: когда попираются все моральные и нравственные устои человечества, института семьи. Вдумываясь в эту фразу, понимаешь какая ответственность лежит на нас, педагогах  в это неспокойное, далеко немирное время.

И мы, педагоги-дошкольники, являемся непосредственными участниками этого процесса.  Это мы  «задаем тон»  тому, каким вырастит ребенок. Школа дает детям знания, а мы – воспитываем личность. Умный человек может быть злым, высоконравственный – никогда! 

Нельзя допустить  подмены русского менталитета  на западный. Фундаментом русских национальных традиций всегда   является любовь к Отчизне, крепкие нравственные устои семьи.

                        Вот пример русских пословиц и поговорок: "Жизнь дана на добрые дела", "Берись дружно, не будет грузно", "Один в поле не воин" - учат нас  русские  пословицы.

Совсем другому учат американские пословицы и поговорки:  "Деньги рождают деньги", "Дети - это богатство бедняков", "Для богатых один закон, для бедняков другой", "Мелких воров вешают, а крупные спасаются". Влияние западного воспитания мы уже давно ощущаем на себе и это не секрет и не новость.  Поэтому так важно внедрение в  воспитание с самого раннего возраста таких  национальных традиций, тех нравственных устоев, патриотических настроений, благодаря которым до сих пор стоит Россия.  А вот будет ли стоять - это зависит от нас: хотим ли мы быть хозяевами в своей стране, хотим ли разговаривать на родном языке, чтить  память своих отцов?!

 Музыкальное воспитание - один из кирпичиков того фундамента, который мы закладываем в строительство сильной, умной, доброй, чистой  нравственно-устойчивой личности. Важным аспектом современного музыкального воспитания является знакомство  дошкольников с Православной музыкой и традициями, музыкальным  народным творчеством, как колыбелью русской классической музыки. Совокупность всех направлений, позволит вырастить не только творческую личность, но культурного гражданина, настоящего патриота своей страны.

Затруднения, возникающие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию. Это все равно, что заставлять первоклассника решать задачи по высшей математике.

Бывает, что непонимание такого многостороннего и многопланового явления, как музыка, сохраняется на протяжении всей жизни. То ли не повезло с хорошим педагогом, то ли не был сформирован интерес, но все освоение необъятного мира музыки сводится к слушанию магнитофонных кассет с

записями последних шлягеров. Происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности, а впоследствии,  народа в целом.

Замечательный русский ученый-мыслитель М. Ломоносов, будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности русской народной музыки. Он писал: «Сладострастные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают, и чувства высокие воспитывают».

Входя в мир музыки, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Музыка является  незаменимым средством воспитания духовно-нравственной личности.  Знакомство с традициями и историей развития русской  музыкальной культуры определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативность.

Задача педагогов-дошкольников, увидеть в каждом ребенке способности, хотя бы капельку  таланта, помочь ему развить эти качества, которые в дальнейшем помогут  найти свое место в жизни, быть полезным своей стране. А музыка в этом процессе пусть будет первой помощницей.

Итак: «Талантливый человек, талантлив во всем».  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Море! Пою тебе мои признанья!

Ах море, что за откровенье!

Родное, будоражит кровь.

Необычайное волненье

Меня охватывает вновь.

Зовет опять куда-то даль,

Свобода сердце наполняет,

И вот уж светлая печаль

И потрясает, озаряет!

В восторге я уже шепчу,

Пою тебе свои признанья:

Ах море, слиться я хочу

С тобой и с счастьем в ожиданьи.

М. Сергеева

Море в произведениях русских поэтов и композиторов

Интегрированное занятие

Подготовительная к школе группа

Гнездилова Ульяна Арсентьевна

музыкальный руководитель

Носова Ирина Ивановна

Старший воспитатель

МБДОУ д\с №3

Г.Владивосток

Задачи.

  • Развивать эстетическое восприятие природы через художественно-речевую, музыкальную, игровую и продуктивную деятельность.
  • Учить передавать образы моря в ритмических и танцевальных импровизациях.
  • Развивать творческую фантазию при подборе природного материала в декоративной деятельности, цветовое восприятие.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Научить сравнивать музыкальные и поэтические произведения с похожими названиями, различать оттенки настроений.
  • Совершенствовать умение выразительно петь, слышать и передавать ладовые, темповые и динамические изменения в музыке.
  • Формировать навыки выразительных движений.
  • Закреплять умение работать с природным материалом, красками, пластилином.
  • Воспитывать у детей положительное отношение к поэзии, интерес к классической музыке, к художественно-творческой деятельности.
  • Воспитывать умение договариваться, слушать друг друга, взаимодействовать в коллективном труде.

Предварительная работа. Экскурсия к морю (с родителями). Знакомство с картинами Айвазовского, и других художников-маринистов (готовая презентация). Прослушивание музыкальных произведений: «Бурное море» А.Вивальди, «Разговор ветра с морем» К.Дебюсси, А. Римский-Корсаков «Окиян – море синее», рассказ о профессии композитора на примере Николая Андреевича Римского-Корсакова. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.  Работа с природным материалом: раскрашенные  ракушки.

Материал и оборудование. 

  • Прозрачная  голубая ткань для пластического этюда.
  • Столы с материалами для ручного труда.
  • Природный материал: большие ракушки гребешка, пластилин желтого цвета для солнца, белого цвета для чайки.
  • Влажные салфетки.
  • Аудиозаписи шума моря.

Ход занятия

Дети входят в зал. Центральная стена украшена совместными работами детей и взрослых на тему «Морской пейзаж».

Музыкальный руководитель (м. р.).

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей в нашем зале! Гости к нам приехали из других детских садов  Владивостока. Они хотят познакомиться с вами. Давайте поприветствуем их нашей песенкой.

Дети исполняют музыкальное приветствие «День добрый», муз. И. Меньших.

Мы с вами сегодня будем говорить о необыкновенно красивом, удивительном явлении природы - море. Вы обратили внимание, какой необычный у нас сегодня зал? (Дети рассматривают зал). Здесь мы устроили вернисаж ваших работ на тему «Морской пейзаж». (Дети подходят к выставке рисунков.) Давайте рассмотрим эти работы. (Дети рассматривают работы, обсуждают.) Вам нравится выставка? Мне тоже, ведь все вы нарисовали разное море, таким, каким вы его видите.

РЕБЕНОК

Я рисую море, голубые дали.

Вы такого моря просто не видали!

У меня такая краска голубая,

Что волна любая просто как живая!

Я сижу тихонько около прибоя -

Окунаю кисточку в море голубое.

В.Орлов

М. р.         Размещайтесь на ковре поудобнее и посмотрите на экран. Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. А кто такие художники? (Ответы детей). С одним из них мы с вами сейчас познакомимся.(Показ слайда).

Иван Константинович Айвазовский. Современники называли его повелителем морской стихии. Несомненно, этот человек был и является одним из величайших художников-маринистов всех времён. А кто такие художники-маринисты? (Дети отвечают). Айвазовский родился и вырос в городе Феодосия на берегу Черного моря. Море для него постоянный источник вдохновения. Море на его картинах, как живой великан… и настроение у него всегда разное:  бывает тихий, спокойный, добрый, но может быть бурным, шумным, яростным и даже безжалостным. Картины Айвазовского просто зачаровывают.

Внимательно вглядитесь в эти произведения искусства и попробуйте придумать названия к ним.

Дети рассматривают репродукции картин Айвазовского И.К., демонстрируемые на экране, перечисляют: бурное, спокойное, шторм. Последняя репродукция - «Девятый вал».

М.Р.        

Самая известная картина «Девятый вал».

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Яркое пятно восхода, написанное в тёплых тонах на фоне грозных, бушующих волн картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

М. р.        Ребята, перечислите мне морских обитателей, которых вы знаете. (Дети называют). Я предлагаю вам представить себя рыбками и немного порезвиться.

Проводится физминутка «Рыбки».

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся                     «плывут», соединив ладони.

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,               сжимаются, присаживаясь,

                                                        разжимаются, встают, 

То зароются в песке                                крутят перед.

Игра повторяется несколько раз. Темп игры постепенно увеличивается. Затем дети садятся на стулья.

М.Р.         Море служило источником вдохновения не только для художников. В творчество многих композиторов важное место отводится морской тематике. А вы знаете этих композиторов? Назовите!

Дети называют композиторов и произведения: итальянец А. Вивальди «Бурное море», француза Клода Дебюсси  «Разговор ветра с морем». На экране отображаются портреты композиторов. Портрет А.Н. Римского-Корсакова.

        Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. В этом году ему исполнилось бы 170 лет. В его творчестве - музыка и море неразрывно связаны между собой.

Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. В этой семье  очень любили музыку, а первым музыкальным инструментом великого композитора стал детский барабан, на котором трёхлетний Николай играл в такт с отцом, играющим на фортепиано. Удивительно было, что  маленький музыкант попадал точно в ноты. И родители, и сам Николай мечтали о карьере морского офицера. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал Тихоокеанского флота. В возрасте 6 лет маленький Николай стал начал учиться играть  на фортепиано, а в 11 лет он сочинил свои первые музыкальные произведения.

Показ слайда  «Дом, где родился композитор». 

В 12 лет Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в городе Санкт-Петербург.  Именно там он понял, что его призвание — музыка. С  отличием окончив Морской корпус, он был принят на морскую службу. За 3 года  экспедиции вдоль берегов Северной Америки, Римский-Корсаков посетил Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. В минуты отдыха молодой композитор, уединившись в каюте, сочинял музыку.

Вернувшись из путешествия, Николай Андреевич решил полностью посвятить себя музыке. Вскоре на свет появилась опера-сказка «Садко». (Показ слайда.)

Новгородские купцы отправились в плаванье по торговым делам. Среди них был гусляр Садко. Как-то вечером товарищи попросили Садко сыграть на гуслях и спеть песню. Понравилась песня и морскому царю. Захотелось ему заполучить такого искусного музыканта к себе во дворец. Разыгралась буря страшная, и Садко, чтобы спасти товарищей,  нырнул в пучину морскую и попал прямо в морское царство. В этой сказке – счастливый конец, Садко удалось выбраться  целым и невредимым  из рук морского царя. За свое музыкальное мастерство наградил его морской царь золотом, серебром и драгоценными камнями. Давайте послушаем вступление к этой сказке.

Дети слушают произведение Н.А. Римского-Корсакова «Окиян – море синее».

М.Р.                К морской тематике любят обращаться не только композиторы, для поэтов море – тоже источник

вдохновения. Предлагаю послушать стихи, которые выучили наши ребята.

РЕБЕНОК        

Я в море заплыл

и лежу на спине.

Какая-то птица

парит в вышине.

Какая-то рыба

на дне, в глубине,

Глядит, как над ней

я парю на спине.

  М.Бородицкая

РЕБЕНОК

Друг на друга так похожи

Пароход и капитан.

Для друзей всего дороже

Синий-синий океан.

Свищет ветер возле рубки,

Волны встали на дыбы.

У капитана дым из трубки,

У парохода — из трубы.

          В.Орлов

М.Р.         Ребята! Глядя на эти прекрасные картины, слушая такую сказочную музыку, тоже хочется почувствовать себя немного волшебником. И я, кажется, придумала, что нам сможет в этом помочь! Мы попробуем представить себя повелителями морской стихии. Вставайте в круг.

Образно-танцевальный этюд «Волшебники океана»:

дети изображают полный штиль, штиль на дне океана, легкие волны, шторм, шторм на дне океана.

РЕБЕНОК.        А я хотел бы, что бы у меня было своё маленькое море. Даже размером с ладошку. Я бы любовался им каждую минуту  и всегда носил с собой!

М.Р.                Вы действительно этого хотите? Я вам в этом помогу! Присаживайтесь за столы.

Дети выполняют работу из пластилина и природного материала «Море с ладошку». В это время звучит шум моря в записи.

М.р.                Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Я надеюсь, вам понравилось наше занятие, вы много узнали и запомнили. Важно помнить, что моря, океаны – это величайший дар природы, его надо оберегать и любить. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЭ

Моя педагогическая инициатива....

"Мысли вслух" Эссэ "Моя педагогическая философия"

                                                      ...

эссэ "Что значит быть педагогом"

В  эссэ я рассказываю о своем отношении к работе педагога....

эссэ Развивать или развлекать?

В эссе автор пытается , анализируя собственный опыт , освятить актуальную на сегодняшний день проблему стоящуюю перед каждым музыкальным руководителем....

мое эссэ

Все мы когда-то задумываемся о выборе профессии. Каким будет наш дальнейший путь? Как найти свое место в жизни? Выбор профессии — важный шаг в жизни каждого человека.Я всегда мечтала быть учителем, и ...

Эссэ Шипы и розы педагогического труда

Здравствуйте, уважаемые читатели, моих откровений на тему «Шипы и розы педагогического труда» Педагог он вечный созидатель. Он жизни учит и любви к труду. Я педагог, наставник, воспитатель, За что бла...

Эссэ "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия" раскрывает характер взаимоотношений с воспитанниками, то что важно в общении с ними....