Конспект открытого музыкального занятия
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Побежимова Людмила Васильевна

Занятие основанно на взаимодействии двух специалистов - музыкального руководителя и педагога дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muz.zanyatiya_muzykalnye_portrety.docx40.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого музыкального занятия

в подготовительной к школе группе

 Педагоги (ФИО)   Побежимова Л.В., Пашкова В.Е.

Образовательная область: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.

Тема занятия: «Музыкальные портреты».

Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования классических музыкальных произведений и ИК- технологий.

Задачи: 1. Познавательное развитие: развивать  способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, приобщать детей старшего дошкольного возраста к мировой музыкальной культуре посредством классических произведений.

2. Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, к старшим, памяти предков, чувство взаимопомощи и коллективизма.

3. Физическое развитие: развивать подвижность артикуляционного аппарата, побуждать детей к двигательным импровизациям, снижать  утомляемость через использование музыкальной разминки.

4.  Художественно-эстетическое развитие: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения

Дидактический материал: нотный: «Музыка, здравствуй» М.Лазарев, «До свиданья, музыка» М.Лазарев; раздаточный: шумовые инструменты, шляпы, 2 гимнастические палки, фигурка скрипичного ключа; аудиозаписи: отрывок из симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева; «Итальянская полька»  С.Рахманинова; « Симфония № 101» D-dur Й. Гайдна – «Часы», 2 часть; «Вальс» №10 h-moll, соч.69 № 2 Ф.Шопена; «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского; «Шествие гномов» Э.Грига; «Марш» из «Детского альбома» Шумана «Этюд» ор.25, № 1 As-dur Шопена. Репродукции картин Рубенса, Караваджо, Рембрандта,Тенирса.

Ход НОД:

Организационный момент.

Проведение распевки «Музыка, здравствуй» М.Лазарева, музыкально – ритмической разминки, артикуляционной гимнастики по методу В. Емельянова.

Для мотивированного участия детей на занятии педагог приглашает детей побывать в гостях у бабушки мальчика Пита и помочь ему вернуть портреты предков.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Вход детей под музыку «Петя и волк» С.Прокофьева, тема Пети.

Дети поют приветственную песенку-распевку М. Лазарева «Музыка, здравствуй!»

Дети садятся на свои места, смотрят на экран

Дети вместе с педагогом дополнительного обучения проводят музыкальную разминку под музыку «Итальянской польки» С.Рахманинова.

После разминки дети садятся на свои места

Дети проходят к шумовым инструментам и встают полукругом. Исполняют 2 часть  «Симфонии № 101»  D-dur  Й. Гайдна – «Часы». Затем вновь садятся.

Дети смотрят на экран

Дети выполняют движения по тексту

Дети выполняют дыхательную гимнастику, повторяя за педагогом

 

- Здравствуйте, ребята! Вы вошли в музыкальный зал, и музыка приветствовала вас! Давайте и мы скажем музыке – здравствуй!

- Ребята, сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Я предлагаю вам отправиться в гости к бабушке мальчика Пита. Пит живет в далекой стране, в большом городе. Каждые выходные он приезжает к бабушке. Вы думаете, его бабушка живет в маленьком домике в деревне? А вот и не угадали! Бабушка владеет большим красивым замком.

- К замку ведет широкая аллея, по которой бегает и прыгает Пит.

 

- Я предлагаю вам подвигаться и провести музыкальную разминку с Валентиной Евгеньевной.

- В этом замке хранилось много старых вещей, среди них -  старинные часы, которые важно звонили каждый час. Маленькие стрелочки деловито тикали, а большой маятник мерно покачивался из стороны в сторону.

- Давайте попробуем при помощи шумовых инструментов изобразить часы бабушки.

- Еще в замке было  много старинных портретов в огромных рамах. Это были предки Пита – прабабушки и прадедушки. Пит очень любил ходить по галерее и рассматривать старинные портреты. Порой ему бывало скучновато, ведь он был единственным ребенком в большом замке. Тогда Пит начинал играть с портретами. Он очень смешно разговаривал с ними и передразнивал их. Он хохотал и гримасничал, строя рожицы солидным джентльменам в мундирах и дамам в кружевных платьях. И делал он это без страха, ведь нарисованные портреты не могли ответить ему. И передразнивал он их примерно так…

- Покусать кончик языка.

- Покусать язык, высовывая его вперед и убирая назад, покусывать всю поверхность.

- Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

- Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.

- Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

- Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику лица, поднимая лицевые мышцы, как гантели

- Поставив указательный палец на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.

А еще вот так:

Старый замок полон звуков (а-а-а шепотом)

Пит сегодня – озорник!

То он выл (в-в-в),

А то мяукал (мя-у, мя-у),

То он хрюкал (хрю –хрю -хрю),

То он топал (топ –топ -топ),

То жужжал (ж-жж-ж-ж),

А то он укал (у-у-у-у-у),

И кричал Ау- Ау-Ау.

Ну а то тихонько-тихо тонким голосом пищал (и-и-и-и-и)

Старый замок полон звуков (а-а-а-а шепотом).

Пит появляется на экране

Постепенно на экране появляются персонажи по тексту, видео дороги к замку

На экране появляется картинка аллеи перед замком

На экране появляется  изображение часов

На экране – репродукции картин Рубенса, Караваджо, Рембрандта.

Основная часть занятия:

1.Главная образовательная задача основной части занятия –  развить  способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами.

2.Метод представления нового материала – проблемно-поисковый.

3.Формы работы: индивидуальная, групповая.

4.Методы и приемы: указания, пояснения, инструкция, вопросы, словесные, наглядные, игровые.

5.Для поддержания интереса к занятиям педагоги постоянно вносят элементы игры.

6.Для снижения утомления и напряжения детей педагоги используют игру - танец «Шляпы».

Отвечают на вопросы

Ответы детей

Дети слушают музыку

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети проходят на ковер

Дети исполняют пластические этюды, «оживляя» музыкальные  портреты

Дети маршем проходят по залу и садятся на места

Ответы детей

Мальчики исполняют песню «Бабушкин блюз»

Коммуникативная игра – танец «Шляпы»

Ответы детей

Дети исполняют «Песенку - неунывайку»

Девочки исполняют танец «Волшебная конфета»

- Но вот что случилось дальше…

Когда Пит в очередной раз, смеясь, передразнивал портреты, с ними стало происходить что-то странное, пугающее… Портреты потускнели, потеряли краски и исчезли. Пит удивился и испугался.

- Как вы думаете, ребята, что случилось с портретами?

- Пит побежал к бабушке.

- А бабушка хитро улыбнулась и сказала внуку:

- Поможем Питу вернуть портреты обратно в рамы?

- Для этого мы послушаем отрывки из музыкальных произведений и  попробуем представить музыкальные портреты,  разгадать их характер.

 - Внимательно слушаем первый отрывок.

- Как вы думаете, что это? Песня? Танец? Марш? Кто танцует этот танец? Где?

- Давайте проверим, правильно ли мы разгадали музыкальный портрет?

- Молодцы! Слушаем второй отрывок.

- Что вы услышали? Кто марширует под эту музыку?

- Посмотрим, что нам скажет экран.

- Совершенно верно! Это игрушечные солдатики.

- Слушаем последний музыкальный отрывок.

- Какой это персонаж? Сказочный или реальный? Какой у гнома характер?  Что с ним может происходить? Посмотрим,правильно ли мы угадали музыкальный образ?

- Педагог дополнительного образования: Вы молодцы, так хорошо разгадывали музыкальные портреты, а теперь давайте попробуем оживить их.

- Педагог дополнительного образования: Отлично, ребята! Вы справились с заданием и создали прекрасные музыкальные портреты, помогли Питу, и его предки вернулись на свои места, в портретные рамы. Давайте устроим  в их честь парад – пройдем торжественным шагом вокруг зала!

- Музыкальный руководитель: А кто нам напомнит, благодаря  кому  все портреты вернулись на свои места?

- Правильно! Так может быть в честь бабушки мы исполним песню?

- Знаете, что приключилось с Питом дальше? Пит так обрадовался,  стал веселиться и выбежал во двор. Во дворе  он услышал звуки веселой музыки, смех и решил узнать, в чем дело.  А это веселые крестьяне танцевали свой любимый танец со шляпами. Мы его тоже знаем. Хотите, станцуем? Тогда вставайте в круг и передавайте шляпы на палочках друг другу по кругу под неторопливую музыку. А когда характер музыки изменится, она станет подвижной, веселой, те, у кого на палочке окажется шляпа – станцуют для нас!

- Молодцы! Как вы думаете, кто еще помог Питу в сложной ситуации?

- Правильно! А что главное?

- Вот так весело закончились приключения Пита и он побежал пить чай с конфетами.

Картинки на экране тускнеют и исчезают

На экране появляется видео с мальчиком и бабушкой. Звучит запись голоса Пита.

Звучит запись голоса бабушки

На экране появляется картинка с изображением озадаченного Пита  

Звучит аудиозапись «Вальса»№10 h-moll, соч.69 № 2 Ф.Шопена

На экране появляется картинка бала.

Звучит аудиозапись «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

На экране появляется картинка с изображением солдатиков

Звучит аудиозапись «Шествие гномов» Э.Грига.

На экране появляется картинка с гномами.

Звучит аудиозапись «Вальса»№10 h-moll, соч.69 № 2 Ф.Шопена, «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, «Шествие гномов» Э.Грига.

Звучит аудиозапись «Марша» из «Детского альбома» Шумана

На экране видео бабушки

Репродукция картины Давида Тенирса «Крестьяне»

Картинка чаепития

Заключительная часть:

Критериями, позволяющими определить уровень усвоения детьми материала, являются ответы детей на задаваемые педагогом вопросы.

Дети, передают друг другу «волшебный скрипичный ключ» - фигурку и делятся своими впечатлениями.

Дети поют прощальную песенку «До свиданья, музыка» М. Лазарева.

Дети уходят

- Ну что ж, и  нам с вами пора прощаться. Но прежде давайте вы вспомните, что больше всего запомнилось и понравилось вам на сегодняшнем занятии.

- А теперь давайте вместе попрощаемся с музыкальным залом и с музыкой.

Видео обратной дороги

Звучит аудиозапись «Этюд» ор.25, № 1 As-dur Шопена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра на детских музыкальных инструментах». Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе

развитие детского исполнительского творчества в игре на детских музыкальных инструментах...

Конспект открытого музыкального занятия интегрированной НОД «Ознакомление с музыкальными инструментами» по ФГОС ДО

Конспект открытого музыкального занятия интегрированной НОД Тема: «Ознакомление с музыкальными инструментами»                        ...

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Игра на детских музыкальных инструментах».

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе«Игра на детских музыкальных инструментах»....

конспект открытого музыкального занятия "В мире музыкальных инструментов" для детей подготовительной группы

Конспект занятия можно использовать  музыкальным руководителям для подготовительной группы по закреплению знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра....

Конспект открытого музыкального занятия в ДОУ подготовительная группа. Музыкальные краски осени.

Конспект открытого музыкального занятия в ДОУ подготовительная группа. Музыкальные краски осени....

Конспект открытого музыкального занятия на тему "Музыкальные профессии"

Конспект составлен для подготовительной группы...