конспект занятия непрерывной образовательной деятельности "Сказка в музыке"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_v_muzyke.doc63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное буджетное дошкольное обрвзовательное учреждение

Детский сад №53 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект непреровной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

( ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

Тема: «Сказка в музыке»

8.04.2015

Проводила: Тарасова

Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербург

2015

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности

Подготовила музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада №53 Красносельского района: Тарасова Т.В.

Конспект НОД по образовательной области: художественно-эсетическое развитие

Возрастная группа: дети 6 лет.

Тема: «Сказка в музыке, на примере балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Програмные задачи:

  1. Знакомить детей с музыкой балета.
  2. Совершенствовать вокально-хоровые навыки учащихся.
  3. Работать над интонацией и выразительным исполнением.
  4. Прививать интерес к творчеству.
  5. Формировать представления о природе музыкального звука.
  6. Прививать интерес к окружаещему миру.
  7. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

 

Оборудование:

  1. Иллюстрации из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
  2. Иллюстрации стеклянных изделий из города Гусь-Хрустальный.
  3. Музыкальный центр.
  4. Диск с музыкой из балета.
  5. Детские музыкальные инструменты: колокольчики и трейгольники разной высоты.
  6. Стеклянные придметы.

 

Словарная работа: Балет, город Гусь-Хрустальный, стеклянные предметы, А. Гофман.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Щелкунчик».
  2. Беседа о героях сказки.

Педагогические технологии:

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья – дыхательная гимнастика.
  2. Педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой  П.И. Чайковского.

Цель: Формировать у детей основы музыкальной, художественной и эстетической культур, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей  в различных видах деятельности.

Методы и приёмы:

  1. Словесные - рассказ, беседа, разъяснение.
  2. Наглядные - иллюстрация.
  3. Практические -  комментировые упражнения, пластическое интонирование.
  4. Проблемно-поисковый метод.

Музыкальный материал:

  1. «Дуэт принца и Мари» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
  2. «Марш» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
  3. «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома П.И.Чайковского
  4. «Песенка-чудесенка» автор неизвестен.
  5. «Неприятность эту мы переживём» муз. Б. Совельева, сл. А. Хайта.
  6. Дыхательная гимнастика по К. Тарасовой и М.А. Давыдовой.
  7. Артикуляционная гимнастика «Жила была хитрая лиса»
  8. «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
  9. «Танец феи Драже» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

 

Ожидаемый результат НОД:

  1. Дети познакомятся  с музыкальным творчеством П.И. Чайковского и музыкальным жанром «Балет».
  2. Сформируется интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Длительность НОД: 30 минут.

Ход совместной деятельности: Здравствуйте, ребята! Я сейчас с вами поздороваюсь по особенному. (Педагог делает реверанс). Так здороваютс в танце, а именно в балете.

Балет – это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нём музыка. В балете герои не произнося ни одного слова, они только танцуют под музыку. Вы хорошо знаете имя великого русского композитора –

П.И. Чайковского, знакомы  с некоторыми произведениями из «Детского альбома», и циклом «Времена года». Сегодня мы познакомимся с его балетом «Щелкунчик». Автор сказки Э. Т. А. Гофман. Сегодня мы с вами увидим как сказка отражается в музыке балета.

Щекунчик – это забавная игрушка, которая щёлкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям к Новому году.Он был одет в военный мундир и очень понравился девочке Мари. Она брала маленькие орешки, чтобы щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат расколол самый большой орех и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул щелкунчика под ёлку и забыл о нём. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник окончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. Вдруг щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышинного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышинным королём. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелейстали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышинным королём. Щелкунчик смело вступил с ним в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Дрались они зрабро, отважно. Но вот мышинный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышинного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не можешь погибнуть, я ведь так тебя люблю». И тут случилось чудо: Щелкунчик првратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было необычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахар, и шоколада, апельсиновый ручей и лимонадную реку.В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, блы здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы! Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой из балета. Начнём с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Прослушайте этумузыку и изобразите её руками. (Звучит грамзапись). Музыка радостная, нежная.

Музыкальный руководитель: Музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Мы будем с вами слушать эту музыку ещё и ещё раз. А сейчас вернёмся к началу балета. Новогодняя ёлка наряжена. Дети рассматривают игрушки на ней, подарки. (Звучит грамзапись). Марш по характеру весёлый, шуточный.

Музыкальный руководитель: Он напоминает игрушечный, шуточный марш – отрывистый, лёгкий весёлый. Этот марш чем-то перекликается  с другим шуточный маршем П.И. Чайковского, из его «Детского альбома» - «Маршем деревянных солдатиков» (исполняет его). Оба они лёгкие, чёткие, отрывистые, как бы игрушечные.

В «Маршедеревянных солдатиков» мы слышим, как шагают игрушечные солдатики – смело, бодро, но легко: ведь они деревянные, сказочные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет на маленьком барабанчике, то на большом (исполняет фрагмент). В марше из балета «Щелкунчик» почувствовали сказочность, игрушечность, лёгкость (исполняет фрагмент на фортепиано).

Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, сказочности П.И. Чайковского вводит в оркестр музыкальные инструменты трубы и барабаны (Звучит грамзапись).

Музыкальный руководитель: Вы сейчас прочувствовали как передаёт характер героев сказки композитор. Мы тоже с вами превратимся в малениких композиторов и нарисуем сказку язычком.

Артикуляционная гимнастика «Жила былы хитрая лиса».

Музыкальный руководитель: Ребята, а продолжить путешествие по сказкам нам поможет песенка! Послушайте музыкальную загадку и угадайте как называется песенка? (Музыкальный руководитель наигрывает мелодию «Песенки-Чудесенки»).

Музыкальный руководитель: Песня по характеру весёлая, добрая, звонкая. Споём первый звук светло, звонко, на слёг «лё». Потянем его, чтобы получилось дружно и одновременно.

Музыкальный руководитель: Молодцы! А сейчас исполним куплет пет песни на слог «лё», вспомним, какая мелодия светлая, искрящаяся.

Музыкальный руководитель: Молодцы! А теперь встаньте и спойте Песенку-Чудесенку со словами. Улыбнитесь песенке, пойте звонко и светло.

Музыкальный руководитель: Здорово спели и очутились в другой сказке. Послушайте песню и вспомните из какого мультфильма эта музыка, о чём в ней поётся. (Исполняет песню «Неприятность эту мы переживём», муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта)

Музыкальный руководитель: Исполняет Кот Леопольд. Он поёт о том, что если погода хмурится, печалиться не надо. Поёт он о том, что доброму всегда живётся хорошо. Что не нужно обращать внимание на хмурую погоду и плохое настроение окружающих, нужно дарить людям добро и оно ктебе обязательно вернётся. (Разучивает первый куплет).

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами в самом начале нашего занятия говорили о сказке «Щелкунчик». В этом балете очень много замечательной музыки. Чайковский очень выразительно передаёт характер героев сказки в музыке, а танцоры воспроизводят характер музыки в танце. И мы с вами попробуем отразить волшебные образы в движении. А исполним мы нашу пантомиму под музыку из балета «Вальс цветов». В балете вальс звучит в честь принца и Мари, когда они оказываются в королевстве сластей. Представьте, что вы все превратились в цветы (Исполняется пантомима).

Музыкальный руководитель: Вы замечательно справились с заданием. Все цветы были разними, но у каждого получился свой неповторимый волшебный танец ( Дети садятся на стульчики, перед ними столик с хрустальной и стеклянной посудой).

Послушайте, получается сказочная история. В стеклянном королевстве живут очень изнеженные, хрупкие и капризные звуки и с ними надо быть очень осторожными. Если стукнуть стаканы тихонько друг об друга, то они заговорят и мы услышим звонкий, прозрачный голос стекла. Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это хрустальные звуки. Их нежные перекликающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать, кажется,что они рождаются из тишины и возникает волшебство.

(Музыкалный руководитель разрешает детям по очереди попробовать поиграть на стекле, проводится эксперемент. В стеклянную посуду наливают воду и дети палочкой пробуют извлечь звук.)

Музыкальный руководитель:  Молодцы ребята! Получилась чудесная сказочная музыка. Но, к сожалению инструменты из стекла не делают, потому, что они очень хрупкие. Стеклянные звуки переселились в некоторые металлические инструменты, звук у которых звонкий и переливающийся. Сравним звуки металлических инструментов и стеклянные.

(Музыкальный руководитель раздаёт детям колокольчики и треугольники разного размера).

А если сыграть на тех и других получится звук очень похожий на звучание музыкального инструмента – Челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П.И. Чайковский первым привёз этот инструмент в Россию, и первым из русских композиторов использовал его в своём балете «Щелкунчик».

Челеста звучит в «Танце Феи Драже» на балу в сказочном королевстве сластей (Звучит фрагмент «Танца Феи Драже»). Сейчас мы с вами будем тихонько аккомпанировать этому произведению на наших треугольниках и колокольчиках, извлекая не громкие, прозрачные звуки. Сможем поучствовать в этой сказочной истории (Дети импровизируют под музыку «Танца Феи Драже»).

Музыкальный руководитель: Ребята, мысегодня с вамиговорили о сказке, которую можно услышать в музыке. Балет – это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нём музыка. В балете не произнося ни одного слова, а танцуют под музыку. Мы с вами слушали музыкальные номера: «Дуэт Мари и принца», «Марш», «Танец Феи Драже», «Вальс цветов».

Музыкальный руководитель: В каждом музыкальном номере с помощью средств музыкальной выразительности, композитор передаёт сказочный образ персонажей. Музыка ярко иллюстрирует нам сказку, обогащая её новыми сочными музыкальными красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия непрерывной образовательной деятельности "На сказочной полянке"

музыкальное занятие для детей младшего дошкольного возраста...

конспект занятия непрерывной образовательной деятельности "На птичьем дворе"

музыкальное занятие для детей дошкольного возраста...

конспект занятия непрерывной образовательной деятельности "Кто шагает?"

музыкальное занятие для детей дошкольного возраста...