конспект НОД "Куделица"для подготовительной группы музыкальная деятельность
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

музыкальная деятельность на тему "Куделица" (закрепление и расширение знаний детей о русских народных праздниках, их традиция и обычаях)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_na_konkurs.docx52.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная деятельность подготовительная группа

Тема «Куделица»

Ход образовательной деятельности:

Этапы

Содержание

Задачи

1

Звучит спокойная музыка. В зал входят дети.

Звучит трек №1

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята.  

Меня зовут Светлана Геннадьевна. Я – музыкальный руководитель.

Рада видеть вас такими нарядными и весёлыми.

Поздороваемся  друг с другом и с гостями. Приветствие  будет не простое, а музыкальное

Я начну, а вы дружно отвечайте - здравствуйте.

Музыкальная игра «Приветствие»

Здравствуй солнце золотое!-Здравствуйте

Здравствуй небо голубое!- Здравствуйте

Здравствуй матушка земля!- Здравствуйте

Здравствуйте мои друзья!- Здравствуйте

М.Р.: Ребята, у вас очень красивый и уютный детский сад. Чем вы занимаетесь здесь?

Ответы детей

М.Р.: Конечно, у вас здесь проходят интересные занятия и праздники. Ребята, а вы любите праздники? А что такое праздник?

Ответы детей

М.Р.: Все любят праздники, потому что это отдых, веселье, вкусные угощения, игры с друзьями и сюрпризы! Присаживайтесь.

Звучит трек №2

М.Р.:Я принесла вам сегодня необычную книгу-это Книга праздников. В ней собраны праздники, которые отмечают и любят у нас в России…Только вот неприятность, пока я к вам шла, детали со страниц в моей книге перемешались. Что же теперь делать?

Ответы детей.

М.Р: да, ребята! Давайте вместе приведём Книгу в порядок!

М.Р.показывает книгу, открывает её.

1 страница. Звучит трек №3

М.Р.: Я обложку открываю, и страничка оживает-
Что за праздник здесь живет? Угадайте, кто вперед
.

Как вы думаете, какой праздник изображен на этой странице? Какой детали здесь не хватает? (дети подбирают подходящую деталь на страницу)

Ответы детей

М.Р.: Правильно – это праздник день рождения

2 страница. Звучит трек №4

М.Р.: Теперь в волшебной книге нашей
мы посмотрим, что же дальше?
Что за праздник здесь живет? Угадайте, кто вперед
.

Какой праздник здесь изображён? Какой детали не хватает на этой странице?

Правильно это русский народный праздник, проводы зимы-Масленица. Символы Масленицы- блины, чучело, костёр, хороводы.

М.Р: Молодцы, ребята! И русские народные праздники вы тоже знаете!

4 страничка. Звучит трек №6

М.Р.: Как вы думаете, какой праздник изображён на следующей странице?

Ответы детей

М.Р.: Этот праздник в последние дни осени отмечали наши прабабушки и

прадедушки. Называется он - Куделица. А хотите узнать какой же главный символ Куделицы? Как отмечали этот праздник раньше?

Ответы детей

Тогда я  приглашаю вас  прогуляться по деревенской улице и заглянуть в гости. Все готовы? Тогда в путь!

Положительный эмоциональный настрой детей на совместную деятельность.

Развитие внутреннего слуха

Положительный эмоциональный настрой детей на совместную деятельность.

Сюрпризный момент

Проблемная ситуация.

Поисковый вопрос проблемного характера.

Поисковый вопрос проблемного характера.

Поисковый вопрос проблемного характера.

Поисковый вопрос проблемного характера.

Мотивация детей.

2

М.Р.: Веселей, веселей

Быстрых ножек не жалей!

«Хороводный шаг»

Звучит трек №7

Дети идут за М.Р.

Ребята, смотрите!

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет?

М.Р. исполняет попевку с движениями:

Дверь в избу отворись и хозяйка появись

 М.Р. Ребята, давайте  позовём хозяйку вместе. Повторяйте за мной.

Исполняется Попевка с движениями

Звучит  трек №8

М. р. одевает платок и превращается в Хозяйку дома.

М. р: (Хозяйка дома): Проходите, гости дорогие гости.  

Иду, иду,  самовар несу.

Самовар в руках несу - прибауточку  пою.

Хозяйка поёт: Эх, чай, чай, чай

Прибауткой привечай.

Вынимаю из печи все блины да калачи…

Гости на пороге-самовар на столе. Любите чай? Повторяйте за мной

Ритмический тренаж «Русский чай» трек №9

Хозяйка: Сядем рядком, да потолкуем ладком.

(дети присаживаются на подушки)

Все ли здоровы? Все ли в порядке? Зачем пожаловали?

Ответы детей

Хозяйка: Помогу вам. Слушайте и запоминайте.

В конце осени  заканчивался сбор урожая, с полей собрали всю картошку, капусту, репу. По этому поводу в деревне устраивали праздник, на столы ставили пироги с мясом и капустой. Наступало время для  посиделок, время рукоделия: кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто и песню споёт. Этот праздник назывался Куделица. От слова кудель – это чистая шерсть, посмотрите.

М.Р. показывает детям кудель.

Давайте все вместе повторим название этого праздника. Куделица.

Дети повторяют.

Вот она моя Федосья, растрепаны волосья. Это кудель - вычесанный пучок шерсти.

Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! Что это?

 Ответы детей

Это прялка.  Скажем вместе-прялка. Она досталась мне от моей бабушки. Состоит прялка из донца, на котором сидят и ножки. К ножке привязывали кудель. Из кудели крутили ниточки. А чтобы работать было веселей-песни пели. Ниточка прядётся, а песенка поётся. (показывает)

Хозяйка поёт песню «Крутись веретёнце» 1 куплет трек №10

Слушание

Хозяйка: Понравилась вам песня?

Как движется мелодия?

Ответы детей

А давайте все вместе споём песенку ниточки.

Упражнение по системе В.Емельянова «Рисование голосом»

Вокальная импровизация

Хозяйка:Покажем правой рукой, как тянется ниточка. Рука движется вверх-

будем петь высоко тонким голосом, вниз – петь низким голосом, рука перед

собой-звук ровный, как тоненькая ниточка  на слог «и».

1

Хозяйка: Молодцы, ребятушки. Красивая песенка у вас получилась. 

Позолоченная прялица
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.

 Хозяйка: Повторяйте за мной.

трек №11

Музыкально-ритмические движения «Прялка»

Дети  рукой показывают «процесс прядение»

Хозяйка: Ловко у вас получилось, похвалю вас.

У прялки есть подружка-помощница. Отгадайте, как её зовут?

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. Что это?

Ответы детей

Это веретено, веретёшечко, как его ещё называли  – деревянная точёная палочка, острая кверху и утолщенная книзу.  На неё наматывали ниточку.

А почему его так называют, как думаете?

Ответы детей

Хозяйка: Веретеном его назвали потому, что оно постоянно вертится.

 Кружит веретено - торопится оно!

Ребята, давайте покажем, как крутится веретено

Хозяйка .показывает движения со словами:

раз, два, три – улыбнись, на носочках покружись. 

Хозяйка: А теперь повторим  все вместе.

трек №12

Дети выполняют музыкально-ритмическое движение

«Вертушки с хлопками»

1 часть хлопки

2 часть кружатся на носочках

Хозяйка: Ребятушки, покажу вам, как раньше на куделицу собирались хозяйки пряли и песни пели.

Демонстрация видеозаписи «Прялица»

А ещё  на Куделицу приглашали умельцев, которые могли позабавить на музыкальных инструментах

поиграть.

Треугольная доска

А на ней три волоска

Волосок тонкий

Голосок звонкий

Ответы детей


Балалайка, балалайка –
Не даёт она скучать.
С балалаечкою можно

Нам Куделицу встречать.

С балалечкою можно

Сказку вместе рассказать.

Хозяйка: А вы сказки любите? Расскажем сказку вместе.

Ответы детей

Хозяйка: Украсим  сказками волшебными звуками..Посмотрите, в моей избе много разных предметов, с которыми можно поиграть. Это мешочки с крупой, колотушки, ложки, палочки деревянные, доска стиральная. Выберите себе любой.

Дети выбирают предметы, на которых будут играть и пробуют играть каждый на своём инструменте.

трек №7

Хозяйка: Слушайте внимательно. А как я укажу рукой на вас, тотчас и играйте.

Озвучивание сказки музыкально-шумовыми инструментами «Трусливый заяц» 
Хозяйка играет на балалайке

Хозяйка: Жил-был в лесу заяц-трусишка. 
Вышел однажды заяц из дома, чтобы  на солнышке весеннем погреться, а там ёжик в кустах  как зашуршит! (мешок с крупой) 
Испугался заяц и бежать. (палочки) 
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А там дятлы на сосне как застучат клювом по дереву! (2 пары ложек, колотушки) 
Бросился заяц бежать. (палочки) 
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сорока крыльями как захлопает! (трещётка)

Бросился дальше бежать заяц (палочки)

 А навстречу ему медведь из берлоги вылез и рычит (рубель)

Затаился заяц в траве, а там мышка сидела и песенки пела (свистулька)
Побежал заяц из леса к речке. (палочки) 
А на берегу речки лягушки сидели. (доска стиральная) 
Увидели они зайца и прыг в воду. (колокольчики) 
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (палочки) 

Тут и сказочкиконец, кто играл – тот молодец!

Дружно у вас получилось.

Дети складывают инструменты 

трек №7

Хозяйка: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пойду, тесто посмотрю, а вы не скучайте без меня.

Уходит за ширму, одевает на руку куклу дедушки Рожка.

Звучит плясовая мелодия трек №13

Дедушка Рожок: Апчхиии..ой..соломинка мне в нос..А вы кто таки будите?

Ответы детей

Дедушка Рожок: А я хозяин этого дома – дедушка Рожок

Громко топну я ногой

Засвищу, застучу

Всё вокруг расколочууу…

Но вы меня не бойтесь, я добрый и хозяйственный Дедушка.

А у меня-то – вот   беда...носки прохудились. А хозяйка-рукодельница моя где? Сидела она сегодня за прялкой? Ниточки пряла?

Ответы детей

Вот и хорошо. Куделица пришла – пора носки вязать. Наша хозяюшка поработала на славу. Оставлю-ка носки  здесь…Хозяйка  придёт и заштопает… а вы ей помогайте.

Дедушка Рожок оставляет дырявые носки и уходит, появляется Хозяйка.

Звучит трек №13

Хозяйка:Ну вот и я. Ой, а кто это тут носки оставил, да с дырками? Ваши?

Ответы детей

Хозяйка: Придётся починить. Нитки у нас есть, осталось их в клубок смотать. Поможете мне? Беритесь за руки, будем клубочек крутить

Хороводная игра «Клубок» трек №14

Хозяйка: Вот и клубочек готов. Сейчас он поможет носки дедушкины заштопать. Только слова волшебные надо сказать: 

"Ты крутись, крутись клубочек,
Ты вяжись, вяжись носочек 1,2,3!»

(хозяйка крутится)

Не получилось у меня, помогите мне ребята. Скажем слова волшебные вместе.

Хозяйка повторяет с детьми (показывает детям  целые носки).

трек №17

Хозяйка: А вот и носки дедушкины готовы! 

Потрудились мы на славу, теперь и отдохнуть можно.  Вставайте все  в круг.

(Хозяйка достаёт платок)

трек №15

Как у наших ворот

Собрался честной народ

Куделицу встречать

Песни петь и танцевать!

У кого платок окажется, тот и в кругу танцевать будет.

Пляска «Танец с платком» трек №16

Дети садятся на лавочки

Хозяйка: Узнали вы сегодня о русском народном празднике – Куделица праздник мастериц и умельцев народных… Догадались вы какой главный символ этого праздника?

Ответы детей

Это прялка.

Хозяйка: Всё я вам рассказала, всему научила – и время незаметно пролетело. На прощание пожелаю вам любить и почитать ваших родителей. Жить в радости и мире. На дорожку угощу вас калачиками.

Звучит мелодия трек №8

Хозяйка снимает платок и превращается в музыкального руководителя 

Художественное слово.

Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Закреплять навыки  ходьбы змейкой

Развитие внутреннего слуха, пение без сопровождения

Развитие навыка исполнения танцевальных движений, в соответствии с характером музыки.

Развивать навыки пластичности, гибкости.

Развитие эмоциональной отзывчивости

Развитие дикции и артикуляции

Развитие навыкаисполнения танцевальных движений, в соответствии с характером музыки

Обогащение словарного запаса, дать представление о народном празднике –

Куделица

Художественное слово

Развитие эмоциональной отзывчивости

Развития навыка пения без сопровождения,

самостоятельно управлять линией движения голоса

Умение прохлопать простой ритмический рисунок.

Развивать чувство темпа, ритма.

Сюрпризный момент.

Развитие внутреннего слуха, творческого воображения, закрепления

навыка игры на музыкально-шумовых инструментах

Снятие напряжения и физическая разрядка.

Художественное слово

Сюрпризный момент

Художественное слово

Развитие умения ориентироваться в пространстве

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать со сверстниками.

Положительная педагогическая оценка деятельности детей

3

М. р: Ну что ребята..помогла вам Хозяйка? Рассказала о праздике Куделица?

Ответы детей

М. р: Вот и хорошо.  Спасибо этому дому за гостеприимство. А нам пора с этого двора.

Звучит мелодия трек№7

«Хороводный шаг»

Музыкальный руководитель и дети подходят к своим местам и садятся на коврики

М. р: О каком новом празднике узнали?

Ответы детей

М. р: Догодались вы, какой детали не хватает на старничке? Правильно – это прялка.

Муз.рук. вставляет нужную деталь на место

М. р: Ребята, перед вами символы народного праздника Куделица, возьмите любой один, который вам понравился сегодня больше всего.

Звучит мелодия трек №6

Дети берут карточки

-Что запомнилось?

-Что доставило радость?

-Почему выбрали этот символ?

Ответы детей

М.Р: Ребята, вы были дружные, весёлые, любознательные. Пришло время проститься. Возьмите с собой карточки, которые выбрали, расскажите о Куделице своим друзьям и калачики попробуйте.

Музыкальное прощание.

М.Р.: До свидания ребята!

Дети: До свидания!

Звучит трек №18

Дети выходят из зала с карточками.

Осознание себя как участника творческого процесса. Рефлексия.

Положительная педагогическая оценка деятельности детей

Обобщение

Итог.

Сульманова Светлана Геннадьевна МБДОУ «Детский сад №11 «Радуга»

Конкурс «Воспитатель года дошкольного образовательного учреждения города Ханты-Мансийска-2016»



 

Комментарии

занятие составлено для участия в конкурсе профессионального мастерства