Интегрированное занятие БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Гусева Елена Викторовна

Цели:

·        Продолжать знакомить дошкольников с героическим прошлым русского народа, великими русскими богатырями – защитниками земли русской.

·        Формировать представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

·        Развивать интерес к словесному искусству: сказаниям, песням, языку былин, преданий о русских богатырях.

·        Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

·        Учить связно, последовательно выразительно рассказывать о богатырях, пополнять словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_bogatyri_zemli_russkoy.docx29.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Богатыри земли русской», интегрированное занятие

Автор: Гусева Елена Викторовна, музыкальный руководитель МБДОУ № 8

Место выполнения работы: г. Армавир Краснодарского края

Цели:

  • Продолжать знакомить дошкольников с героическим прошлым русского народа, великими русскими богатырями – защитниками земли русской.
  • Формировать представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.
  • Развивать интерес к словесному искусству: сказаниям, песням, языку былин, преданий о русских богатырях.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  • Учить связно, последовательно выразительно рассказывать о богатырях, пополнять словарный запас детей.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», беседа по картине.
  • Рассматривание иллюстраций из книги «Москва иллюстрированная».
  • Чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», русских народных сказок, рассказов о А. Суворове, А.Невском, М. Кутузове, Ф.Ушакове, Г.Жукове.
  • Просмотр сказок «Финист – Ясный Сокол», «Кощей бессмертный».
  • Слушание звукозаписей «Былинной музыки» в исполнении ансамбля «Русичи», песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, русских народных мелодий в исполнении оркестра им. Н. Осипова.

Активизация словаря: Русь, богатырь, кольчуга, снаряжение, русичи, былины, меч, булава, былина, сказитель, предание, палица, копье, лук, стрелы, гусли, гусляр.

Оборудование:

  • Мультимедиа-установка
  • Презентация «Богатыри земли русской»
  • Атрибуты: спилы дерева, бельевая веревка, голубой материал
  • Костюмы: богатырей, гусляра, девиц-красавиц
  • Музыкальные инструменты: гусли
  • Звукозапись песни «Богатырская наша сила» А.Пахмутовой, фонограммы песен Н.Тананко «Песня о России», «Песня о русском духе», р.н. мелодии в исполнении оркестра народных инструментов имени Н.Осипова.

Слайд № 1 ( Богатырь на коне).

 Дети заходят в зал под фонограмму русской  народной мелодии

« Как под яблонькой» (в обр. В. Белявского), здороваются с гостями.

Воспитатель:      «О, Витязь! Делами твоими
                            Гордится великий народ.
                            Твоё громогласное имя
                            Столетия все перейдёт».         А.Н. Толстой

Звучит        старинная былинная музыка в исполнении ансамбля

«Русичи», в зал заходит Гусляр.

Гусляр:                 Ой, вы гой еси , славные наши гостюшки,

 Разлюбезные милые детушки!

 Собрались мы с вами на беседу добрую да складную,

                         Чтобы был у нас мир, лад и согласие.

 Поведем мы рассказ  о делах былинных, старинных,

                         О славных богатырях земли нашей русской.

Воспитатель:        Ребята, мы с вами живем в стране, у которой

 удивительно красивое имя, какое?

Дети:      Россия.

Слайд № 2 ( Березы).

Воспитатель:        А какая она?

   

Дети:        Большая, огромная, красивая, богатая, необъятная.

Есть здесь океаны и моря,  реки и озера, горы, леса и поля.

Слайд № 3 ( Леса, поля, реки, горы.)

Воспитатель:        А как называлась наша страна раньше?

Ребенок:                Русь.

Слайд № 4, 5 ( Древняя Русь ).

Воспитатель:            Широка ты Русь по лицу земли!

                                   В красе царственной развернулася!

                                   У тебя ли нет богатырских сил

                                   Старины святой, громких подвигов?

                                   Уж и есть за что, Русь могучая,

                                   Полюбить тебя, назвать матерью,

                                   Стать за честь твою против недруга,

                                   За тебя в нужде сложить голову!

Ребенок :                        Люблю тебя, моя Россия,

                За ясный свет твоих очей,

                За ум, за подвиги святые,

                За голос звонкий, как ручей.

Ребенок:                        Люблю, всем сердцем понимаю

                Степей  таинственную грусть.

                Люблю все то, что называют

                Одним широким словом – Русь.

Песня о России ( сл. и муз Н. Тананко).

Воспитатель:         В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

        Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека  своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто живет на этой земле, любуется  ее  красотой.

Слайд № 6, 7 (Набеги, плен) .

Воспитатель:        Ребята, а кто защищал Землю Русскую в давние времена?

Ребенок:                Богатыри.

Слайд № 8 (богатыри).

Воспитатель:         Кто такие богатыри ?

Ребенок:                Воины.

Воспитатель:         Какими качествами они обладали?

Ребенок:                Храбрые, сильные, могучие, хитрые, ловкие, смелые,

                        удалые.

Слайд № 9 ( Картина  В. М.Васнецова « Богатыри» )

Воспитатель:         Ребята, какая перед вами картина?

Ребенок:                Богатыри.

Воспитатель:        А какой художник написал эту картину?

Ребенок:                Виктор Михайлович Васнецов.

Воспитатель:        Ребята, назовите богатырей, которых художник изобразил на картине?

Ребенок:                В центре на вороном коне – Илья Муромец,

                        на белом коне – Добрыня Никитич,

                        на рыжем – Алеша Попович.

Воспитатель:                Что делают в поле богатыри?

Дети:                        На заставе охраняют Русь от врагов.

Воспитатель:                Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети:        Мне нравится Илья Муромец – он самый сильный, мудрый.

А мне нравится Алёша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не силой, а хитростью да ловкостью.

Добрыня Никитич  - бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Ребенок:                Три товарища, три брата, три богатыря,

                        Русь на воинов богата говорят не зря!

                        С поля боя нет возврата, за спиною Русь!

Ребенок:                Мать – земля , родные хаты

                        Эй, смелее в бой ребята!

                        Меч и щит, копье, булава,

                        Лук и верный конь.

Ребенок:                Враг, не тронь родной державы!

                        Охраняет Русь по праву

                        Богатырской русской славы

                        Боевой огонь!

Воспитатель:        Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые, известные русские богатыри. Как стражи  святой Руси, стоят они у заставы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

                        Они совершали подвиги не ради славы, а потому что

                        любили свой народ и свою землю.

Слайд № 10 ( Памятник Илье Муромцу)

Воспитатель:        В городе Муроме есть памятник Илье Муромцу.

Православная церковь причислила его к лику святых.

Слайд № 11 ( Икона Ильи Муромца).

Слайд № 12 ( Лес)

Воспитатель:        Ребята, а вы хотели бы попасть в то время и представить себя богатырями и русскими красавицами.

Дети:                 Да!

Воспитатель:        Итак ,мы с вами отправляемся в нелегкий, опасный путь, где нас  ждут необычные приключения.

Слайд № 13 ( Камень – указатель)

Воспитатель:        Ребята, посмотрите, на нашем пути загадочный

камень,  на котором написано :

«Направо пойдёшь –

Коня потеряешь,

Налево пойдёшь-

Будешь здрав и жив,

Прямо пойдёшь-

Ждет опасность и богатырская застава».

Воспитатель:         В  каких сказках встречается такой камень?

Ребенок:        « Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,

« Илья Муромец и Соловей – разбойник», « Иван – царевич и серый волк».

Воспитатель:         Ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети:                Мы выбираем очень трудную дорогу, которая ведет к

богатырской заставе.

Воспитатель:        Вы готовы по ней пройти?

Дети:                Да.

Воспитатель:        Тогда отправляемся в путь.

Слайд № 14 ( Дорога).

Воспитатель с детьми идет по дороге.

(Сказочный голос на магнитофоне говорит первое задание).

 

Задание  1:                 Для начала разомнитесь,

                        По веревочке пройдитесь,

                        Соступать  с нее нельзя

                        Пропасть вас там ждет друзья.

Слайд № 15 ( Пропасть).

( На полу разложена бельевая веревка, по которой детям нужно пройти , руки на поясе).

Слайд № 16: ( Речка со сломанным мостом)

Задание № 2:                Вот и речка на пути

                                Не проехать , не пройти

                                Соловей – разбойник злой

                                Мост сломал здесь над рекой.

( Речка из голубой ткани).

Воспитатель:        Ребята, как же нам перейти эту речку? Ну – ка, богатыри, где ваша смекалка?

Богатырь:        « Камни нам помогут! Богатыри за мной!»

( богатыри строят мост из « камней» - деревянных спилов).

Воспитатель:        А теперь помогите нашим девицам – красавицам

                        перебраться через реку.

(Дети идут по деревянным спилам, мальчики  держат девочек за руки).

Воспитатель:        А наши девицы- красавицы под стать богатырям, умеют и холсты ткать, и вышивать, петь да танцевать.

Слайд №17:        ( Девицы – красавицы).

Танец девиц - красавиц под русскую народную мелодию

« Красный сарафан».

Слайд № 18:        (Преграда – скала)

( Сказочный голос говорит следующее задание)

Задание № 3:                Вот преграда на пути

                        Ее так просто не пройти

Надо быстро вспоминать

И загадки отгадать!

(Отгадать загадки о богатырском оружие )

Воспитатель:        1.Рубашку такую не вяжут, не шьют,

  ее из колечек железных плетут.

(Кольчуга)

Слайд № 19: ( Кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом,

а спереди клюв навис над лицом.        

(Шлем)

Слайд № 20 ( Шлем)

3. Оружие это не просто поднять и в руке удержать.

     Снести им легко было голову с плеч…

     Ну,что  догадались? Конечно же…

( Меч )

Слайд № 21 ( Меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

    уж вы то знаете наверняка,

    на левой руке у героя висит тяжелый,

    блестящий и кругленький

( Щит).

Слайд № 22( Щит)

Слайд № 23: ( Груда камней)

(Преграда убирается, шум падающих камней)

.Слайд № 24 ( Дуб)

Воспитатель:        Вот и дуб на пути его не сможем обойти.

                        Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за

жизнестойкость, давал силу людям. Уходя в поход, богатыри брали с собой горсть родной землицы и лист дуба.

                        А мы с вами знаем хорошую игру «Дубок».

                                        Игра « Дубок».

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Вот таков!

Корень да его –

Вот так  глубок !                 ( Наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –

Вот так широки,                 ( развести руки в стороны)

Ветки да его –

Вот так высоки!                         ( руки вверх)

Ах ты, дубок – дубок, ты могуч         (медленно поднимают сцепленные руки вверх).

На ветру ты, дубок, скрипуч                ( покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра                 правая рука на сердце)

Чтобы землю родную                         ( разводят руки перед собой0

Защитить от врага!                                 ( машут рукой сжатой в кулак).

Воспитатель :         Вот какие мы стали сильные, отважные, добрые.

        Все преграды покорились и мы с вами пришли к богатырской заставе.

Слайд № 25( Богатырская застава).

(Звучит песня « Богатырская застава»

в исполнении ансамбля « Русичи»).

Выходит Гусляр

Гусляр:                Ай, под славным городом под Киевом,

                        Стояла- то  застава богатырская

                        На заставе атаман был Илья Муромец,

                        Сотоварищи его Добрыня Никитич,

                        Да Алеша – поповский сын.

( Скачут на лошадях по очереди три мальчика, одетых богатырями)

( Цокот копыт)

Слайд № 26 ( Ильи Муромец)

Илья Муромец:        Сидел Соловей – разбойник  во сыром дубу,

                                Свистел, да по – соловьиному.

                                Рычал по – звериному,

                                От его свиста все цветочки осыпалися,

                                А что есть люди – все мертво лежат.

                                Но срубил я ему буйну голову.

Слайд № 27 ( Добрыня Никитич)

Добрыня Никитич:                Поехал я к славной речке –

                                        Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,

                                        Ай Змей Горыныч о трех головах летит.

                                        Изловчился я, ударил Горынича,

                                        Упал – то Змей на сыру землю,

                                

Слайд № 28 ( Алеша Попович)

Алеша Попович :                Рассказали мне про Тугарина

                                        Сам он о трех саженей росту,

                                        Все боятся лютого,

                                        Как хлестнул я его по голове,

                                        И отрезал ему голову прочь.

Слайд № 29 ( Степь)

Богатыри:        А теперь дружина славная, покажем удаль свою

                        молодецкую.                

(Богатыри скачут на лошадях, звучит цокот копыт).

Танец богатырей под песню А . Пахмутовой« Богатырская сила» .

Гусляр:                Ой вы, гой еси, богатыри да русские,

                        Ай, седлали вы коней добрых,

                        Да стояли вы за веру и Отечество,

                        И поклон вам от Руси и во веки веков.

Воспитатель:        Бегут годы, медленно текут столетья,

и каждое выдвигает своих богатырей, но есть страницы истории которые не зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю.

Ребенок:                Хочется героем быть

                        И тебе и мне,

                        И Отечеству служить

                        На родной земле.

На экране слайд № 30 с изображением Ильи Муромца.

Ребенок:                 Я мечтаю сильным стать

                        Как Муромец Илья,

                        Вот таким богатырем

                        Быть хочу и я!

                         

На экране слайд № 31 с изображением Дмитрия Донского

Ребенок:                Славно билася дружина

                        В поле Куликовом,

                        Будет помнить наш народ

                        Дмитрия Донского.

На экране слайд № 32 с изображением Александра Невского.

Ребенок:                И когда на Русь напал

                        С  войском рыцарь шведский,

                        Честь России отстоял

                        Александр Невский.

На экране слайд № 33 с изображением  Александра Суворова

Ребенок:                Вел к победе смело

                        Всем бойцам отец,

                        Полководец славный

                        Суворов молодец.

На экране слайд № 34  с изображением Федора Ушакова.

Ребенок:                Укреплял флотилии

                        У русских берегов

                        Адмирал российский

                        Федор Ушаков.

На экране слайд № 35с портретом Михаила Кутузова.

Ребенок:                Как сражался за Москву,

                        Побеждал французов.

                        Славный русский генерал

                        Михаил Кутузов.

На экране слайд № 36 с портретом Георгия Жукова.

Ребенок :                Я живу мечтаю:

Проскакать бы мне,

Как Георгий  Жуков,

На лихом коне!

Ребенок :                Будем Родину любить,

                        Как они любили,

                        И отечеству служить,

                        Как они служили.

Воспитатель:        Ребята, многих защитников  можно назвать ,

богатырями и тех, кто защищал Родину  в далекие  времена и во время Великой Отечественной войны и тех, кто защищает ее в наши дни, это наши солдаты.

Слайд № 37 ( Солдаты современные)

 

Воспитатель:        Вот мы с вами и прошли дорогами богатырей, которые

оставили нам свой  завет:

                 Любить и защищать свою Родину.Быть сильными,

                        храбрыми, мужественными, отважными.

Слайд № 38 ( Рукопись)

Ребенок:                 А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

                        Не ходить врагам по нашей Земле!

                        Не топтать Землю Русскую.

                        Не затмить им солнце наше красное!

                        Век стоит Русь -  не шатается!

                        И века простоит – не шелохнется!

                        А преданья старины

                        Забывать мы не должны,

                        Слава русской старине!

                        Слава русской стороне!

«Песня о русском духе» сл. и муз. Н. Тананко.

Список используемой литературы

1. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. /Мулько И. Ф. М. ТЦ «Сфера» 2004.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

3. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008

4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.

5. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.

6 Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М., 2003.

7. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.

8. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007

9 Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.

10.Нардные игры в детском саду /Лялина Л.А., ТЦ «Сфера», М., 2009

11. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада / Артемова Л. В. М., Просвещение. 1991 - 127 с., ил.

12. Древняя Русь: Рюриковичи. Издательство «Балтийская книжная компания», С.-П., 2011 г.

13. Богатырские сказки в обработке И. Карнауховой, М., 2012 г.

14. Живи в веках, моя Россия!, Р.В.Попцова, Ж. «Музыкальный руководитель», 2010 г. № 1, стр. 39.

15. Защитники святой Руси, Л.А. Олифирова, Ж. «Музыкальный руководитель», 2010 г. № 8, стр. 21.

16. День защитника Отечества, Е.А. Василишина, Ж. «Музыкальный руководитель», 2011 г. № 1, стр. 23.

17. День защитника Отечества, В.И. Шестакова, Ж. «Музыкальный руководитель», 2012 г. № 1, стр. 17.

18. Славься, Русь – Отчизна моя!, И.А.Карпова, Ж. «Музыкальный руководитель», 2012 г. № 6, стр. 19.

 

19. Богатырская наша сила, Е.И. Шестрюк, Ж. «Музыкальный руководитель», 2012 г. № 1, стр. 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия "Богатыри земли русской"

материал содержит конспект интегрированного заняития ко ДНю Защитника Отечества" Богатыри земли русской" с показом сдлайдов репродукций картин русских художников Васнецова, Блибина....

Конспект занятий "Богатыри земли русской"

Конспект занятий по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Богатыри земли русской"...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДОСУГ «Богатыри земли русской»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДОСУГ в старшей логопедической группеТема: «Богатыри земли русской»Подготовила и провела воспитатель группы КузнецоваПрограммное содержание:- вызывать у детей ин­терес к  былинным...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...

Конспект интегрированного занятия "Богатыри земли русской" в старшей группе

Детей знакомят с произведениями живописи, музыки, художественным произведением, для того, чтобы дети прочувствовали образы богатырей земли русской, умели переживать различные эмоциональные состояния, ...

Интегрированное занятие "Богатыри земли Русской"

Знакомство детей с русскими богатырями, русскими мастеровыми...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи ха...