Интегрированное занятие "Богатыри земли Русской"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Каркина Наталья Анатольевна

Знакомство детей с русскими богатырями, русскими мастеровыми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

(старшая группа)

Тема: «Богатыри земли Русской»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое Развитие», «Социально-коммуникативное развитие», « Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: познакомить детей с образами защитников Родины – богатырями. Учить отвечать на вопросы связно и последовательно, рассуждать о характерах героев, используя сравнения и синонимы. Уточнить, расширить, систематизировать  знания детей о ремёслах, показать взаимосвязь людей разного рода занятий в Древней Руси. Воспитывать в детях гордость за своих предков, эмоционально-положительное отношение к защитникам, воинам, желание подражать им, походить на них: быть сильными, смелыми, благородными; дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

Предварительная работа: рассматривание картина В.Васнецова «Три богатыря», иллюстраций с изображением богатырей, иллюстраций на тему «Русское оружие», «Ремёсла на руси». Заучивание пословиц, поговорок,стихотворения Н. Соловьёвой«У моей России», просмотр DVD – фильмов, мультфильмов. Прослушивание музыкальных произведений (отрывок из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке», песни  А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», отрывок из «Богатырской симфонии» А.П.Бородина; ансамбля «Живая старина» (русская этническая музыка)). Чтение, рассказывание -  «Русские былины».

Оборудование: экран, большая карта России, уголок гончара (стол,гончарный круг, глина, изделия из глины), уголок пряхи (лавка, шерсть, веретено, изделия из шерсти: носки, свитер), уголок ложкарей (стол, заготовки деревянных ложек, краски, кисть, расписные ложки), шлем «Сова», меч, гусли, верёвка с мешочком песка на конце. Воспитатель и воспитатели –помощники (гончар, пряха, ложкарь) в русских народных костюмах. Магнитофон, аудиозапись. На стене  

Словарная работа: славяне, русичи, богатыри, кольчуга, шлем, щит, меч, гусли, гусляры, гончар, пряха, ложкари.

Предполагаемые результаты: у детей воспитан  интерес к истории России; чувство гордости за богатырскую силу Руси великой; уважение к защитникам – богатырям , желание быть похожими на них. Расширены  знания детей о ремесленниках и ремёслах, дети понимают  взаимосвязь людей разного рода занятий в Древней Руси, знание и понимание поговорок и пословиц о богатырях - защитниках Отечества. Ввести в активный словарь детей слова: богатыри, кольчуга, шлем, меч.

Ход занятия:

На экране – большая карта России. Дети заходят и встают полукругом вокруг карты.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, карту какой страны мы видим? (Ответы детей)

Мы с вами знаем стихотворение о нашей России. Кто хочет прочитать?

1-2 ребёнка читают стихотворение  Н. Соловьёвой «У моей России»:

У моей России длинные косички,  

У моей России светлые реснички,  

У моей России голубые очи,  

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,  

Ливни льются над Россией,  

В небе радуга цветная -  

Нет земли красивей!  

 

Для меня Россия - белые берёзы,  

Для меня Россия - утренние росы.  

Для меня, Россия, ты всего дороже,  

До чего на маму ты мою похожа!  

 

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,  

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.  

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,  

Ведь Россия наша - это мы с друзьями.  

 

Воспитатель: раньше наша Родина называлась Русью. В древней Руси за горами и сёлами тянулись леса дремучие. А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь-матушку много горюшка. Налетали на города и сёла враги: жгли, грабили, уводили людей в рабство.

Чтобы уберечь от врагов русскую землю, по краям степи стояли заставы - маленькие крепости. Защищали они от врагов, от чужих людей.

Как вы думаете, как называли защитников? (Ответы детей) Какими они были? (Ответы детей). Стерегли землю Русскую богатыри славные. Вы знаете, кто им помогал? (Ответы детей) Хотите вместе со мной отправиться в Древнюю Русь и узнать об этом? (Ответы детей). Закрываем  глаза, считаем до пяти.

Звучит аудиозапись ансамбля «Живая старина», убирается экран.

Дети открывают глаза, перед ними городская слобода с ремесленниками. Во время всего «путешествия» по слободе звучит приглушенная музыка.

Воспитатель: вспомним, что надевали на себя богатыри. (Ответы детей) Правильно, а как вы думаете, что надевали богатыри под кольчугу, шлем особенно зимой? (Ответы детей)

А женщины пряли,

Моточки мотали,

Ткани ткали,

Костюмы вышивали

И тихонько напевали.

Дети подходят к пряхе, она показывает веретено, шерсть, рассказывает для чего они нужны, что она делает, что вяжут из пряденной шерсти, для кого.

(слайд №2 мультимедийной презентации «Богатыри земли Русской»)

Дети благодарят пряху и отправляются дальше.

Воспитатель: что богатыри брали с собой в поход, из чего они ели, пили? (Ответы детей)

Размял гончар в ладонях глину,
Отмерил ровно половину.
И поработав от души
Красивый вылепил кувшин.

Подходят к гончару, он рассказывает из чего, как  он делает свои изделия, для кого.

(Слайд №3 мультимедийной презентации «Богатыри земли Русской»)

Дети благодарят гончара, отправляются дальше.

Воспитатель: долго и далеко богатыри могли находиться в походах, что из утвари могло напоминать ему о родном крае, красоте его полей, лесов? (Ответы детей)

Эх, ложки расписные-

Завиточки крутые,

И травы и листочки,

Различные цветочки. 

Подходят к ложкарю, который рассказывает о том из чего и как изготовлялись ложки, для чего они расписывались, для кого.

(Слайд №4 мультимедийной презентации по НОД «Богатыри земли Русской»)

Воспитатель: помогли ремесленники богатырям собраться в поход. Смотрите, какой-то богатырь свой шлем и меч оставил.  Видно спокойно на Руси. Этот шлем богатырский называется «Сова». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Примерим его! Для чего он нужен? (Ответы детей) Под этот шлем и надевали богатыри подшлемники, что пряха приготовила. Почему? (Ответы детей)

А вот и меч. Попробуйте его поднять, какой он? Для чего он был нужен? (Ответы детей) Каким должен быть богатырь, чтобы носить его, им биться? (Ответы детей)

(Слайды №5,6 мультимедийной презентации «Богатыри земли Русской»)

С богатырями в поход отправлялись и гусляры со своими гуслями звончатыми. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Да, дети, именно за храбрость, смелость, находчивость, самоотверженность, любовь к Родине  народ славил своих богатырей и складывал песни об их подвигах. Называются эти песни былинами. 
Воспитатель рассказывает отрывок из былины под игру на гуслях.

(Слайд №7 мультимедийной презентации «Богатыри земли Русской»)

Воспитатель: ещё богатыри любили потешиться – поиграть, потренироваться.

Проводится подвижная игра «Удочка».

Воспитатель: вот и побывали мы с вами в древней Руси, узнали, кто помогал богатырям в их нелёгкой службе, какими должны быть богатыри. Вы хотите быть похожими на них? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)

   У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины. Защита Отечества – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

   А теперь мы возвращаемся назад, в своё время, в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия "Богатыри земли русской"

материал содержит конспект интегрированного заняития ко ДНю Защитника Отечества" Богатыри земли русской" с показом сдлайдов репродукций картин русских художников Васнецова, Блибина....

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Богатыри Земли Русской"

Интегрированное спортивно-познавательное занятие по патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада. Можно провести к празнованию Победы в Великой Отечественной Войне или...

Интегрированная образовательная деятельность "Иван Сусанин - защитник земли русской"

Углубление знаний о защитниках Отечества;- Воспитание уважения к защитникам Отечества....

Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДОСУГ «Богатыри земли русской»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДОСУГ в старшей логопедической группеТема: «Богатыри земли русской»Подготовила и провела воспитатель группы КузнецоваПрограммное содержание:- вызывать у детей ин­терес к  былинным...

Интегрированное занятие БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Цели:·        Продолжать знакомить дошкольников с героическим прошлым русского народа, великими русскими богатырями – защитниками земли русской.·...