Главные вкладки

    Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направления «Музыка» Тема «Зимушка - зима»
    план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

    Казанцева Елена Леонидовна

    Форма НОД – групповая

    Тип ООД – интегрированное (Музыка + изобразительное искусство)

    Возраст  детей -  6-7 лет (подготовительная группа)

    Цель: Создание условий для обобщения знания детей о сезонных явлениях в природе средствами музыкальных произведений.

    Задачи

    1.     Расширить представления  у детей о сезонных изменениях в природе посредством музыки П.И.Чайковского «Времена года»

    2        Научить детей выражать  эмоциональное состояние, полученное после прослушивания  музыкальных произведений, в стихах, песнях, танцах, в своих рисунках.

    3       Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любовь к родной природе.

     

    Средства:

    Музыкальные произведения: П.И.Чайковский «Времена года» (Декабрь, Январь, Февраль), А. Вивальди «Времена года» (зима)

    Детский музыкальный репертуар: «Танец снежинок», «Зимняя песенка» музыка Красева

    Детские стихотворения о зиме

    Репродукции картин: А.Саврасов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий«Лес зимой»,

     И. Вельц «Иней», И. Грабарь «Февральская глазурь», А. Васнецов «Зимний сон».

    Фото выставка: «Зимние пейзажи»

    Гуашь, кисточки, карандаши, листы бумаги и столы для рисования

    Презентация «Зимушка-зима»

    Музыкальный зал разделен на зоны: выставочный зал, мастерская для художественного творчества, поэтическая гостиная

     

    Методы и приемы: наглядные, словесные,  информационные, репродуктивно-творческие,  демонстрация и показ

    Организационно-педагогическая структура образовательной деятельности с детьми

    Этап

    Задачи этапа

    Деятельность  педагога

    Деятельность воспитанников

    Методы, формы,  приемы

    Результат

    1.Организа-ционно-мотивационный

    Создание атмосферы психологической безо-пасности. Организация направленного внимания.

    Формирование представ-ления о предстоящей деятельности.

    Формирование интереса к содержанию ООД

    - Здравствуйте, ребята. Оглядитесь по сторонам.

     

    - Что нового  сегодня вы видите?

    - Сегодня у нас в музыкальном зале выставка  картин.

    Я предлагаю  рассмотреть их  внимательно.

    Дети приветствуют музыкального руководителя

    - В музыкальном зале я вижу много картин.

     

     

     

    Беседа, рассматривание, показ

    Привлечение произвольного внимания к картинам в музыкальном зале

    2.Актуализация знаний

    Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации в которой возникает необходимость в получение новых представлений, умений

     - Что изображено на этих картинах?

    - А почему вы решили, что эта зима?

    - Правильно, это зимние пейзажи. В народе есть  много пословиц об этом.

    - А вы знаете пословицы о зиме?

     

    - На картинах изображена зима

    Дети рассказывают о признаках зимы. Береги нос в большой мороз.

    - В зимний холод всякий молод.

     -Декабрь год кончает, а зиму начинает.

    -Зима без снега – лето без хлеба. -Зимою вьюга – летом ненастье.

    -Сугроб да вьюга – два друга.

    - Холодная зима – жаркое лето.

    Беседа, вопрос - ответ, обсуждение

    Воспроизведе-ние информации необходимой для обобщения по теме «Зима»

    2.Этап целеполага-ния

    Постановка цели деятельности воспитателем и принятие ее детьми

    К нам в детский сад пришло необычное  письмо.  Давайте его прочтём.

    « Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга-Чанга.  У нас круглый год лето.  Мы никогда не видели зимы.  Какая она, зима?  Расскажите   о ней, пожалуйста.      До свидания.                                                                           Жители острова Чунга-Чанга»

    - Ребята, а вы смогли бы рассказать о зиме жителям острова?

    - А что нам может помочь рассказать про зиму?

     - Ребята, может нам   помочь рассказать о зиме эта выставка?

    - Ребята,  сегодня мы вспомним признаки зимы,  используя  музыку и  картины .

    Слушают педагога

     

     

     

     

     

     

     

     

    - Да, мы можем рассказать о зиме жителям острова

    Дети предлагают свои варианты

    - На выставке картины зимы,  зимние пейзажи

    Приемы активизации самостоятельно-го мышления, фантазирования, решение проблемной ситуации

    Способность самостоятельно решать познавательные задачи,

    активность

    3.Этап обсуждения общего плана деятельности

    Соотнесение цели и реальных возможностей для ее достижения

    - Ребята, мы так много знаем о зиме, о зимних явлениях. Так как же нам рассказать и передать эти знания жителям острова?

     

     

    - Я согласна с вами - помогут ваши рисунки .

    Дети предлагают свои варианты

    Обсуждение вариантов ответов детей

    Проблемная ситуация, обсуждение

    Принятие единого решения – нарисовать зиму

    4.Этап осуществления деятельности

    Применение знаний, навыков и умений. Процесс реализации задуманного

    -Давайте  продолжим разговор  о зиме.

     - Нравится  ли вам зима? - Чем она нравится?

    - Зимой очень часто меняется погода. А какая погода бывает зимой?

    - Поэты, художники и композиторы передают настроение зимы в стихах, в красках, в музыке. Мы сегодня тоже попробуем это сделать .

    - Кто из вас может наизусть прочесть стихотворения о зиме?

     

    -Давайте все вместе споём весёлую песенку в которой тоже говорится о зиме.

    - Посмотрите внимательно на картину   художника  Ивана Вельца «Иней».

    - Что изображено на картине? Какая зима изображена?

    - Какие краски использовал художник?

    - Много ли цветных красок использовал художник?

    - Как вы думаете, какое зимнее  настроение передает картина?

    Да, снег создаёт ощущение спокойствия, тишины, неподвижности.

    Послушайте  стихотворение, которое передаёт настроение этой картины:

    «Чародейкою Зимою 

      Околдован лес стоит…

    И под снежной бахромою 

     Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит» (Ф. Тютчев)

    -  Давайте послушаем, передает ли это настроение  произведение П.И.Чайковского «Январь (У камелька)»?

     - Какую зиму вы представили, слушая это произведение?

     

     

     

    - Давайте рассмотрим другую  картину А.Саврасов «Зимний пейзаж». Что изображено на картине?

     

     - Вам хотелось бы побывать в этом лесу? Почему?

    - Какое настроение у вас будет в этом зимнем лесу?

    - Произведение П.И.Чайковского «Февраль-Масленица» тоже передаёт настроение зимы. Музыка в нём яркая, радостная. Давайте  послушаем небольшой отрывок из этого произведения и представим себя в таком лесу.  

    - Все картины, которые мы с вами рассмотрели, изображают спокойную, безветренную погоду зимой. А всегда ли зима  бывает такой?

    - Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется?

    - Послушайте 1-я часть концерта «Зима» А. Вивальди. Музыка изображает картину холодной, ненастной, вьюжной зимы.   

    -  Каким показался  вам  характер музыки?

     

    - А есть ли на нашей выставке такая картина, изображающая пургу, вьюгу, метель?

    - Из чего состоит метель? Правильно, метель состоит из множества снежинок, которые гонит сильный, холодный ветер.  Сейчас наши девочки исполнят танец, изображающий это состояние зимы.               – Ребята, как вы думаете, зима это красивое время года?

    - Давайте мы убедимся в этом ещё раз, посмотрев на экран.

     

    - Да (катаемся на санках…)

     

     

    - Солнечная, морозная,  холодная

     

     

     

     

     

    Дети выходят и рассказывают стихотворения о зиме

     

    Дети исполняют  песню «Зимняя песенка» муз А. Красева

     

     

    - Зимний лес, иней в лесу

    - Морозная

    Перечисляют краски

    - На картине мало красок, только голубые, белые и синие

    -  спокойное

     

     

     

     

    Дети слушают педагога

     

     

     

     

    Слушание произведения П.И, Чайковского «Январь»

     

    Дети рассказывают о своих впечатлениях (музыка красивая, блестящая, сверкающая, кружатся снежинки)

    - На картине изображен зимний лес, ярко светит солнце

     

    Дети отвечаю

     

    - Весёлое, радостное

     

     

    Дети слушают произведение

    П.И.Чайковского

     

     

     

     

     

     

    Ответы детей

     

    - Вьюга, метель, буран

     

    Дети слушают музыку А. Вивальди

     

    - Музыка тревожная, грозная, колючая, вьюжная

     

    - Нет

     

    - Из снега, из снежинок

     

    Девочки исполняют «Танец снежинок»

     

    Дети отвечают

     

    Дети просматривают слайды презентации  о зиме  

    Вопрос – ответ, беседа

    Художественное слово

    Индивидуальное рассказывание стихотворений о зиме,

    Слушание муз. произведений

    Знания детей о признаках зимы, воспроизведение наизусть стихотворений о зиме. исполнение песни и танца про зиму

    5.Рефлексивно-резуль-тативный этап

    Формирование элементарных навыков самоконтроля

    - Напомните мне, от кого было письмо и что в нем было написано.

     

     

    - Помогли ли нам сегодня музыка и картины, рассказать о зиме?

    - Скажите, теперь мы сможем рассказать о зиме жителям острова?

    - В чем мы отправим наш рассказ о зиме?

    - А что мы положим в конверт? Музыку положим? Наши впечатления и рассказы сможет вместить в конверт?

    - Так как же  нам передать настроение и красоту зимушки-зимы?

    Правильно, можно всё это нарисовать.

    Что нам потребуется для этого?

    Дети вспоминают о том, что пришло письмо от жителей острова, они просят рассказать о зиме

    - Помогли

     

    - Сможем

     

    - В конверте

     

     Нет, не сможем

     

     

    - Можно нарисовать всё это

    - Дети переходят в зону для рисования.

    Индивидуальная

    работа детей

    Дети рисуют картины зимы под звуки музыки П.И. Чайковского «Декабрь, Январь, Февраль»

    6.Заключи-тельный этап

    Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта ребенком

    Формирование навыков самооценки

    - Расскажите, какую зиму вы нарисовали жителям острова. Жители смогут понять по нашим рисункам, что такое зима?

    - Давайте сложим все ваши рисунки в конверт и отправим по адресу

    - Можно сказать, что мы сделали доброе дело для жителей острова? Помогать другим- хорошо

    Дети рассказывают о том, что попытались изобразить в своем рисунке

    Дети складывают рисунки в конверт

    - Да.

    Обсуждение

    Индивидуально-коллективная работа

    Осознание себя как участника познаватель-ного творчес- кого процесса

    Описание зимы по рисункку

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта организованной образовательной деятельности

    по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направления «Музыка»

    Тема «Зимушка - зима»

                                                                                        Составлен музыкальным руководителем Казанцевой Еленой Леонидовной

    Форма НОД – групповая

    Тип ООД – интегрированное (Музыка + изобразительное искусство)

    Возраст  детей -  6-7 лет (подготовительная группа)

    Цель: Создание условий для обобщения знания детей о сезонных явлениях в природе средствами музыкальных произведений.

    Задачи:  

    1. Расширить представления  у детей о сезонных изменениях в природе посредством музыки П.И.Чайковского «Времена года»
    1.  Научить детей выражать  эмоциональное состояние, полученное после прослушивания  музыкальных произведений, в стихах, песнях, танцах, в своих рисунках.
    2. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любовь к родной природе.

    Средства:

    Музыкальные произведения: П.И.Чайковский «Времена года» (Декабрь, Январь, Февраль), А. Вивальди «Времена года» (зима)

    Детский музыкальный репертуар: «Танец снежинок», «Зимняя песенка» музыка Красева

    Детские стихотворения о зиме

    Репродукции картин: А.Саврасов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий«Лес зимой»,

     И. Вельц «Иней», И. Грабарь «Февральская глазурь», А. Васнецов «Зимний сон».

    Фото выставка: «Зимние пейзажи»

    Гуашь, кисточки, карандаши, листы бумаги и столы для рисования

    Презентация «Зимушка-зима»

    Музыкальный зал разделен на зоны: выставочный зал, мастерская для художественного творчества, поэтическая гостиная

    Методы и приемы: наглядные, словесные,  информационные, репродуктивно-творческие,  демонстрация и показ

    Организационно-педагогическая структура образовательной деятельности с детьми

    Этап

    Задачи этапа

    Деятельность  педагога

    Деятельность воспитанников

    Методы, формы,  приемы

    Результат

    1.Организа-ционно-мотивационный

    Создание атмосферы психологической безо-пасности. Организация направленного внимания.

    Формирование представ-ления о предстоящей деятельности.

    Формирование интереса к содержанию ООД

    - Здравствуйте, ребята. Оглядитесь по сторонам.

     

    - Что нового  сегодня вы видите?

    - Сегодня у нас в музыкальном зале выставка  картин.

    Я предлагаю  рассмотреть их  внимательно.

    Дети приветствуют музыкального руководителя

    - В музыкальном зале я вижу много картин.

    Беседа, рассматривание, показ

    Привлечение произвольного внимания к картинам в музыкальном зале

    2.Актуализация знаний

    Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации в которой возникает необходимость в получение новых представлений, умений

     - Что изображено на этих картинах?

    - А почему вы решили, что эта зима?

    - Правильно, это зимние пейзажи. В народе есть  много пословиц об этом.

    - А вы знаете пословицы о зиме?

    - На картинах изображена зима

    Дети рассказывают о признаках зимы. Береги нос в большой мороз.

    - В зимний холод всякий молод.

     -Декабрь год кончает, а зиму начинает.

    -Зима без снега – лето без хлеба. -Зимою вьюга – летом ненастье.

    -Сугроб да вьюга – два друга.

    - Холодная зима – жаркое лето.

    Беседа, вопрос - ответ, обсуждение

    Воспроизведе-ние информации необходимой для обобщения по теме «Зима»

    2.Этап целеполага-ния

    Постановка цели деятельности воспитателем и принятие ее детьми

    К нам в детский сад пришло необычное  письмо.  Давайте его прочтём.

    « Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга-Чанга.  У нас круглый год лето.  Мы никогда не видели зимы.  Какая она, зима?  Расскажите   о ней, пожалуйста.      До свидания.                                                                           Жители острова Чунга-Чанга»

    - Ребята, а вы смогли бы рассказать о зиме жителям острова?

    - А что нам может помочь рассказать про зиму?

     - Ребята, может нам   помочь рассказать о зиме эта выставка?

    - Ребята,  сегодня мы вспомним признаки зимы,  используя  музыку и  картины .

    Слушают педагога

    - Да, мы можем рассказать о зиме жителям острова

    Дети предлагают свои варианты

    - На выставке картины зимы,  зимние пейзажи

    Приемы активизации самостоятельно-го мышления, фантазирования, решение проблемной ситуации

    Способность самостоятельно решать познавательные задачи,

    активность

    3.Этап обсуждения общего плана деятельности

    Соотнесение цели и реальных возможностей для ее достижения

    - Ребята, мы так много знаем о зиме, о зимних явлениях. Так как же нам рассказать и передать эти знания жителям острова?

    - Я согласна с вами - помогут ваши рисунки .

    Дети предлагают свои варианты

    Обсуждение вариантов ответов детей

    Проблемная ситуация, обсуждение

    Принятие единого решения – нарисовать зиму

    4.Этап осуществления деятельности

    Применение знаний, навыков и умений. Процесс реализации задуманного

    -Давайте  продолжим разговор  о зиме.

     - Нравится  ли вам зима? - Чем она нравится?

    - Зимой очень часто меняется погода. А какая погода бывает зимой?

    - Поэты, художники и композиторы передают настроение зимы в стихах, в красках, в музыке. Мы сегодня тоже попробуем это сделать .

    - Кто из вас может наизусть прочесть стихотворения о зиме?

    -Давайте все вместе споём весёлую песенку в которой тоже говорится о зиме. 

    - Посмотрите внимательно на картину   художника  Ивана Вельца «Иней».

    - Что изображено на картине? Какая зима изображена?

    - Какие краски использовал художник?

    - Много ли цветных красок использовал художник?

    - Как вы думаете, какое зимнее  настроение передает картина?

    Да, снег создаёт ощущение спокойствия, тишины, неподвижности.

    Послушайте  стихотворение, которое передаёт настроение этой картины:

    «Чародейкою Зимою  

      Околдован лес стоит…

    И под снежной бахромою  

     Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит» (Ф. Тютчев)

    -  Давайте послушаем, передает ли это настроение  произведение П.И.Чайковского «Январь (У камелька)»?

     - Какую зиму вы представили, слушая это произведение?

    - Давайте рассмотрим другую  картину А.Саврасов «Зимний пейзаж». Что изображено на картине?

     - Вам хотелось бы побывать в этом лесу? Почему?

    - Какое настроение у вас будет в этом зимнем лесу?

    - Произведение П.И.Чайковского «Февраль-Масленица» тоже передаёт настроение зимы. Музыка в нём яркая, радостная. Давайте  послушаем небольшой отрывок из этого произведения и представим себя в таком лесу.  

    - Все картины, которые мы с вами рассмотрели, изображают спокойную, безветренную погоду зимой. А всегда ли зима  бывает такой?

    - Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется?

    - Послушайте 1-я часть концерта «Зима» А. Вивальди. Музыка изображает картину холодной, ненастной, вьюжной зимы.    

    -  Каким показался  вам  характер музыки?

    - А есть ли на нашей выставке такая картина, изображающая пургу, вьюгу, метель?

    - Из чего состоит метель? Правильно, метель состоит из множества снежинок, которые гонит сильный, холодный ветер.  Сейчас наши девочки исполнят танец, изображающий это состояние зимы.               – Ребята, как вы думаете, зима это красивое время года?

    - Давайте мы убедимся в этом ещё раз, посмотрев на экран.

    - Да (катаемся на санках…)

    - Солнечная, морозная,  холодная

    Дети выходят и рассказывают стихотворения о зиме

    Дети исполняют  песню «Зимняя песенка» муз А. Красева

    - Зимний лес, иней в лесу

    - Морозная

    Перечисляют краски

    - На картине мало красок, только голубые, белые и синие 

    -  спокойное

    Дети слушают педагога

    Слушание произведения П.И, Чайковского «Январь»

    Дети рассказывают о своих впечатлениях (музыка красивая, блестящая, сверкающая, кружатся снежинки)

    - На картине изображен зимний лес, ярко светит солнце

    Дети отвечаю 

    - Весёлое, радостное

    Дети слушают произведение

    П.И.Чайковского

    Ответы детей

    - Вьюга, метель, буран

    Дети слушают музыку А. Вивальди

    - Музыка тревожная, грозная, колючая, вьюжная

    - Нет

    - Из снега, из снежинок

    Девочки исполняют «Танец снежинок»

    Дети отвечают

    Дети просматривают слайды презентации  о зиме  

    Вопрос – ответ, беседа

    Художественное слово

    Индивидуальное рассказывание стихотворений о зиме,

    Слушание муз. произведений

    Знания детей о признаках зимы, воспроизведение наизусть стихотворений о зиме. исполнение песни и танца про зиму

    5.Рефлексивно-резуль-тативный этап

    Формирование элементарных навыков самоконтроля

    - Напомните мне, от кого было письмо и что в нем было написано.

    - Помогли ли нам сегодня музыка и картины, рассказать о зиме?

    - Скажите, теперь мы сможем рассказать о зиме жителям острова?

    - В чем мы отправим наш рассказ о зиме?

    - А что мы положим в конверт? Музыку положим? Наши впечатления и рассказы сможет вместить в конверт?

    - Так как же  нам передать настроение и красоту зимушки-зимы?

    Правильно, можно всё это нарисовать.

    Что нам потребуется для этого?

    Дети вспоминают о том, что пришло письмо от жителей острова, они просят рассказать о зиме

    - Помогли

    - Сможем

    - В конверте

     Нет, не сможем

    - Можно нарисовать всё это

    - Дети переходят в зону для рисования.

    Индивидуальная

    работа детей

    Дети рисуют картины зимы под звуки музыки П.И. Чайковского «Декабрь, Январь, Февраль»

    6.Заключи-тельный этап

    Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта ребенком

    Формирование навыков самооценки

    - Расскажите, какую зиму вы нарисовали жителям острова. Жители смогут понять по нашим рисункам, что такое зима?

    - Давайте сложим все ваши рисунки в конверт и отправим по адресу

    - Можно сказать, что мы сделали доброе дело для жителей острова? Помогать другим- хорошо

    Дети рассказывают о том, что попытались изобразить в своем рисунке

    Дети складывают рисунки в конверт

    - Да.

    Обсуждение

    Индивидуально-коллективная работа

    Осознание себя как участника познаватель-ного творчес- кого процесса

    Описание зимы по рисункку




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по образовательной области Художественно-эстетическое развитие направление Музыка младшей, средней, старшей, подготовительной групп

    Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников составлена на основе: Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет

    Рабочая программа музыкального руководителя разработана в сответствии с ФГОС, для проведения воспитательно - образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Худож...

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Техника «Оригами». Тема «Цветы для мамы».

    Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Техника «Оригами»    Тема «Цветы для мамы»...

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) по теме «Весна пришла. Капель»

    Возрастная категория:  для детей от 2 до 3 лет (первой младшей группа) Цель:• Развитие творческих способностей детей.• Способствовать усвоению художественных знаний и умений воспитанников в ...

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА на 2015/16 учебный год образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыка" для детей дошкольного возраста(4-7 лет).

    Рабочая программа по музыкальному воспитанию в детском саду "Берёзка" филиале МБДОУ детского сада №3 "Сказка",  разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...

    Технологическая карта сценария музыкального развлечения по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», музыкальная деятельность Тема: «Вместе с мамой всё смогу!»

    Технологическая карта сценария музыкального развлечения            по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие&ra...