Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  МАРШРУТ.

 

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ._obr._marshrut.docx78.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  МАРШРУТ.

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения и результаты диагностики музыкальных способностей детей.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.

http://festival.1september.ru/articles/629396/img2.png

Индивидуальный образовательный маршрут для особо одарённого ребёнка

  Вероники  Х. (старшая группа)

Мною был разработан индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка, наделённого  музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. Маршрут был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).

Задачи:

  • Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
  • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
  • Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:

–оформила  дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом;

– провела диагностику;
– подобрала музыкальный репертуар( распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии, 
– использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)
– совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи; 
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой. 
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА

Вероника  посещает старшую группу детского сада, начиная с первой младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательная, активная, добросовестная, обладает артистическими способностями, очень любит  петь и танцевать, декламировать стихи.

Уважительна, вежлива и приветлива  ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.

Вероника всегда опрятан, родители следят за её  внешним видом. Вероника бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. В период с младшей по старшую группу наблюдался дефект речи (не выговаривал звук «р»). Совместно с логопедом и воспитателями дефект был устранён. В настоящее речь чистая, чёткая. Вероника владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчив, инициативу проявляет редко, но внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Девочка трудолюбива, с охотой выполняет трудовые поручения, ей  нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей, особенно любит играть со строительным материалом  и собирать паззлы. Воспитывается в доброй, заботливой семейной атмосфере, любящая  дочь и сестричка. Родители принимают активное участие в воспитании дочери, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают театры, музыкальные постановки, кукольные театры,  выступления детских коллективов, цирка.

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Вероника – музыкально одарённый  ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способна  запоминать большие роли, которые в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У неё  отличные вокальные данные. Диапазон его голоса – не более октавы. Её голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра.

Методы  достижения задач маршрута:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

  • Расширение диапазона;
  • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
  • Усиление насыщенности звука;
  • Полетность;
  • Улучшение вибрато;
  • Большая певучесть звука;
  • Свобода;
  • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

3. Фразировка и дыхание

  • Голосоведение;
  • Метроритм,темп;
  • Тембр;
  • Динамика;
  • Фразировка.

4. Тренировка слуха

  • Распевки;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Творческое сочинение мелодии;
  • Музыкальные викторины.

5. Техника исполнения мелодии

  • Применение дирижёрского жеста;
  • Гаммовые распевки по руке;
  • Сольфеджио;
  • Вокализ.

Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

Планируемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова ( артикуляция) при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».

Диаграмма развития музыкальных способностей  Вероники Х.

 за 2015 – 2016 уч. год

Уровень вокальных способностей воспитанницы

старшей группы  Вероники  Х. за 2015 - 2016 учебный год

баллы

начало года

9

середина года

12

конец года

15

План музыкального развития вокальных данных  

воспитанницы   Вероники Х.

2016 – 2017 уч. год

Основные направления развития ребёнка

Формы, приёмы и методы работы

Предполагаемый результат

сроки

Способствовать развитию у ребенка выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Игры со звуком
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Игры с пением

Выступление на различных мероприятиях внутрисадовского и городского масштаба.

В течение 1 года

Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год

месяц

тема

Музыкальный репертуар

1.

сентябрь

- введение, знакомство с голосовым аппаратом;

- использование певческих навыков;

- знакомство с различной манерой пения;

- вокальные навыки.

  • упражнение на освобождение от мышечных напряжений «Дерево».
  • Выполнение упражнений дыхательного тренинга «теплое дыхание», «курносый нос», «дыхание по точкам», «помпа», «насос».
  • Проверка осанки, направленности выдоха.
  • Выполнение упражнений для разминки губ - «кругосветное путешествие», «пятачок-улыбка», «почесывание губ», «губы-борцы».
  • Для разминки языка - «уколы в щеки», «ириска», «жало».

2.

Октябрь

- певческая позиция;

- использование элементов ритмики;

- артикуляция и дыхание;

- осенние песни.

Выступление на осеннем празднике

  • музыкальные игры и загадки.
  • Презентация «Календарные песни»
  • Игра «звукоподражания»
  • Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т.д.)
  • Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»
  • Песня «Ах, какая осень» слова и музыка З.Роот.

3.

Ноябрь

- вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве;

- детский фольклор;

- раскрепощение певца;

- весёлый калейдоскоп.

  • Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!!!», «Крик – вой»

4.

Декабрь

- формы и жанры вокальной музыки;

- детские песни в исполнении эстрадных певцов;

- песни о зиме.

Выступление на новогоднем утреннике

  • Упражнение «Громче-тише» М. Раухвергера
  • Разучивание песни “До, Ре, Ми, Фа, Соль” муз А.АОстровского, Сл.З.Петровой.

5.

Январь

- «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»;

- «Улыбка-это здорово!»

  • Дыхательные упражнения - звукоподражания «шум леса», «жужжание пчелы»
  • «Будет горка во дворе» Т. Попатенко

6.

Февраль

- «Волшебная страна звуков»;

- «Добрым быть совсем не просто…»;

Выступление на празднике, посвящённому Дню защитника отечества

  • Музыкально-дидактическая игра «высоко-низко»
  • «Голубые санки»( муз. М. Иорданского, сл. М.Клоковой)

7.

Март

- детский фольклор;

Выступление на празднике Масленница, 8 марта

  • «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера.
  • Р.н.п «во поле берёза стояла»
  • Русская народная прибаутка « Бай, качи-качи» в обр. М.Магиденко

8.

Апрель

- «Настроение нежности и веселья»;

- «Музыкальная прогулка»;

  • Дыхательные упражнения- звукоподражания «комарики»
  • Упражнение на дыхание «мартышки»
  • «Песенка друзей» В. Герчик

9.

май

- «Краски музыки и голоса»;

- «Необычные звуки и голоса»;

Выступление на выпускном празднике

  • «Весенняя песенка» муз. А.Филиппенко, сл. Г.Бойко
  • «Сколько нас?» сл. Хромушкин О.Н, музыка Куклин Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...