Развитие музыкальных способностей
консультация по музыке на тему

Белозорова Галина Петровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx33.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие "музыкальность".

Музыкальность—это чисто человеческое исторически обусловленное свойство, сложившееся в процессе общественной практики. По мнению многих музыковедов и эстетиков (И. Рыжкин, Г. Апресян, Ю. Кремлев и др.) музыкальность - это комплекс свойств личности человека, возникшего и развивающегося в процессе возникновения, создания, освоения музыкального искусства; это явление, детерминированное общественно-исторической практикой, всеми видами музыкальной деятельности.

Так как музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна, то, следовательно, и музыкальность включает в себя разнообразие свойств, начиная от простейших, слуховых дифференцировок до высших творческих проявлений.
Музыкальность, по Теплову Б.М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности5. Он подчеркивает, так как каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей - общих и специальных, и особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими, то музыкальность не сводится к одной способности: "Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей".

"Проблема музыкальности,— пишет Б.М. Теплов,— это проблема, прежде всего, качественная, а не количественная". У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность, так как способности зависят от врожденных задатков, а развиваются они в процессе воспитания и обучения, то музыкальность необходимо развивать с раннего возраста.

Б.М. Теплов дает определение музыкальной одаренности, включая в него качественное сочетание самой музыкальности, т.е. комплекса специальных, именно музыкальных, способностей и более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (и не только в ней): творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д.
Б.М. Теплов подчеркивает, что в музыке мы через эмоцию познаем мир, поэтому основным признаком музыкальности является переживание музыки, при котором постигается ее содержание, а центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

Понятие "музыкальность" включает в себя музыкальный слух и чувство ритма, неразрывно связанные с эмоциями, так как для более глубокого восприятия музыкального содержания, человек должен обладать: способностью дифференцировать движущиеся звуки, слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.


Итак, Теплов Б.М. определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.


Структура музыкальности.

Определение понятия музыкальности, которое дается в психологической и музыкально-педагогической литературе, подчеркивает ее комплексность и многосоставность. Существуют различные подходы к изучению этой комплексности. Например, Г. Ревеш, понимает музыкальность как единое целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. К.Сишор, наоборот, дает классификацию многочисленных отдельных музыкальных способностей.

Теплов Б. М. предметом своего исследования сделал специально-музыкальные способности, не рассматривая общие способности музыкально-эстетического восприятия, исполнительства, творчества. Он выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма6.

Ладовое чувство - способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии. Оно является эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство — это различение как общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, так и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Способность к слуховому представлению – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Это слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха. Музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Они различаются по степени их произвольности.

Способность к слуховому представлению совместно с ладовым чувством лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют "внутренним слухом". Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения".

Музыкально-ритмическое чувство - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. Оно лежит в основе эмоциональной отзывчивости на музыку. 

Музыкальная память не включается Б.М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как "непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма".

.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма.


В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. 

В структуре музыкальности так же выделяют более общие музыкально-эстетические и специальные способности. Для первых из них характерно эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения. Ко вторым относятся названные основные музыкальные способности и сенсорная основа.

В состав творческих способностей входят компоненты, характеризующие исполнительство, - выразительность, непосредственность, искренность, и компоненты, отличающие продуктивное творчество, - индивидуальное своеобразие в замыслах и в поисках новых средств воплощения. 

Структура музыкальности требует рассмотрения и тех способностей, которые характерны для успешного выполнения конкретной деятельности — слушательской, творческой или исполнительской. Так, по мнению профессора С. Савшинского, можно выделить: художественные качества (проникновенность, содержательность, артистичность, эмоциональность исполнения); технические (виртуозность, точность игры и т. д.); эстетические (тембровое богатство звучания, их нюансировка)2.

Таким образом, понятие "музыкальность" включает в себя названные основные музыкальные способности и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки8; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т.д.). 

Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы.


Развитие способностей в музыкальной деятельности.


Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Однако чтобы превратиться в способности любые задатки должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей, в том числе и музыкальных, это развитие начинается с первых дней жизни. Поскольку деятельность регулируется совокупностью психических процессов, образований и состояний, формирование способностей определяется общим уровнем психического развития и является частью становления личности в целом, во многом зависящим от характера деятельности. Если человек будет продолжать заниматься теми видами деятельности, которые стимулируют развитие соответствующих способностей, то этот процесс не прекратится до конца. Способности, как правило, развиваются постепенно. Развитие конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность—это значит «завести» механизм формирования способностей.

Лейтес Н.С. отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, способствует развитию у него нужных способностей. В свою очередь, склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен. Итак, способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в бездействии же способности утрачиваются. Психолог Юркевич В.С., посвятивший много лет работе с одаренными детьми, опираясь на собственный опыт, используя отечественную и зарубежную литературу, указывает, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, которые вызывают собственную познавательную потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Есть радость от работы - задатки развиваются, нет радости - способностей не будет. 

Итак, каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.

^ Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие11. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. 

Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. 

Рассмотрим, в каких же видах деятельности развиваются конкретные музыкальные способности. 


Таблица 1. 


Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию конкретной музыкальной способности.


Музыкальная способность


Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию данной способности.


Эмоциональная отзывчивость на музыку 


Все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально- ритмические движения и др.). 


Музыкально–слуховые представления


Два вида исполнительства: пение; игра на музыкальных инструментах по слуху; восприятие музыки


Музыкально ритмическое чувство


Музыкально– ритмические движения; воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах; пение.


Ладовое чувство


Восприятие музыки, различение эмоциональной окраски; пение.


Творческие способности


Сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.


Таким образом, музыкальные способности развиваются в соответствующих видах музыкальной деятельности. И первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.


 Пути развития музыкальных способностей.


Развитие музыкальных способностей происходит следующим образом:
в области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;


  • в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

  • в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;

  • в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.

Для более успешного развития музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания необходимо решать следующие задачи:

  • -воспитывать любовь и интерес к музыке;
  • -обогащать музыкальные впечатления детей;
  • -знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения, игры на музыкальных инструментах;
  • -развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;
  • -содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
  • -развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.


Исходя из специфики перечисленных задач в педагогической практике, используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей направленные на развитие музыкальных способностей.


Выделяют – наглядный, словесный и практический методы с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). 


Ветлугина Н.А. описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей.


Таблица3.

Методы обучения, содействующие развитию музыкальности


Музыкальная способность


Методы обучения


Эмоциональная отзывчивость на музыку 


Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.


Ладовысотный слух


Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии; ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.


Музыкально ритмическое чувство


Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения; упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые)


Музыкально - творческие способности


Упражнения по приобретению навыков самостоятельной действий в музыкальной деятельности; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; задания на развитие песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.



Так как игра основной вид деятельности дошкольника, то и для развития музыкальных способностей используются музыкально – дидактические игры. 



Таблица 2. 

Музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей.


Цель игры


Задачи, решаемые в процессе игры


Виды игр


Развитие ладового чувства


Узнавание знакомых мелодий; определение характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения; различение жанра; оценка правильности звучания мелодии.


Настольные,

Подвижные,

Хороводные.


Развитие музыкально-слуховых представлений


Различение и воспроизведение звуковысотного движения, моделирование отношения звуков по высоте, направление движения мелодии; воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте


Настольные,

Хороводные.


Развитие чувства ритма


Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передача смены характера музыки с помощью движений.


Настольные,

Подвижные,

Хороводные,

Творческие.



Развитие способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

Итак, развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма и др. – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально – дидактических игр.


Заключение.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие "музыкальность". Музыкальность, по Теплову Б.М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.


Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т.д.); творческие музыкальные способности. 
Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других. 
Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. 
Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности. 
При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка.

Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.


Литература.


1.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
2. Ветлугина Н.А. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
3. Гамезо М.В., И.А.Домашенко. Атлас по психологии: Информ.- метод. Материалы к курсу «Общ. Психология»: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. –М.: Просвещение, 1986. 
4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.:. Большая Российская энциклопедия, 2003.
6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000.
7. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— М., 1981.— С. 32.
8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Избр. труды: в 2т.- М., 1985. - Т. 1
9.Шадриков В.Д.. Способности человека.// Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.
10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.:. Большая Российская энциклопедия, 2003.
11.М.В.Гамезо, И.А.Домашенко. Атлас по психологии: Информ.- метод. Материалы к курсу «Общ. Психология»: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. –М.: Просвещение, 1986. – 272 с.
12. Шадриков В.Д.. Способности человека.// Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.- 402 с. С.24 – 38.
13. Теплов
 Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— М., 1981.— С. 32.
14.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Избр. труды: в 2т.- М., 1985. - Т. 1
15. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
16. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., "Просвещение", 1967.
17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Избр. труды: в 2т.- М., 1985. - Т. 1
18.  Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Избр. труды: в 2т.- М., 1985. - Т. 1
19. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000.

20.Ветлугина Н.А. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...