Вокально-хоровой кружок «Весёлые звоночки»
методическая разработка по музыке на тему
Дополнительное образование
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie_yu.a._na_sayt.docx | 95.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24»
Принято на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета №6 Заведующая МБДОУ №24
Председатель ____________ ___________Кенчхадзе С.В.
«____»______________20____г.
Дополнительное образование
Вокально-хоровой кружок
«Весёлые звоночки»
Музыкальный руководитель Шобухина Ю.А.
Чита, 2016
Содержание.
- Рецензия.
- Пояснительная записка.
- Положение кружка «Весёлые звоночки»
- Основные задачи в работе
- Прогнозируемые результаты и способы их проверки
- Структура проведения занятий
- График работы.
- Список детей.
- Учёт посещаемости детей.
- Календарный план (октябрь – апрель 1 год обучения).
- Календарный план (октябрь – апрель 2 год обучения).
- Диагностика уровня развития детей.
- Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков.
- Список литературы для педагога.
10.Список литературы для родителей.
11. Приложение.
Рецензия
На программу дополнительного образования вокально-хорового кружка «Весёлые звоночки» для детей 5-7 лет с двухлетним сроком обучения.
Автор программы: Шобухина Юлия Александровна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 24» г.Читы.
Программа составлена в соответствии с требованиями к написанию дисциплинарных программ. Чётко определены цели, задачи, предъявляемые к учебному процессу. Тематическое планирование соответствует начальному этапу изучения вокально-хорового искусства.
Музыкальный материал подобран с учётом основных возрастных особенностей и способностей детей. Программа способствует развитию музыкальных способностей детей, развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей, способствует укреплению здоровья детей. Разработки занятий позволяют педагогу приобщить детей к певческому искусству, развить и совершенствовать целый комплекс вокальных, ритмических умений и навыков, наиболее полно реализовать детскую фантазию и творческий потенциал, воспитывать эстетический вкус.
В программе соблюдены основные принципы вокальной педагогики – это единство технического и художественно-эстетического развития детей.
Большой репертуарный список позволит составлять интересные программы для различных мероприятий и концертов.
Следуя предлагаемой авторской программе дополнительного образования, педагог сможет максимально раскрыть возможности детей с яркими вокальными данными для дальнейшего обучения в профессиональных учебных заведениях.
Программа дополнительного образования вокально-хорового кружка «Весёлые звоночки» представляет собой самостоятельный методический документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.
Зам. Зав. Заведующей по УВР Матафонова С.Н.
Пояснительная записка
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, а также современная песня в детском саду – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. На мой взгляд, занятия в вокальной студии пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему необходимы оптимальные связи между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в вокально-хоровом кружке.
Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то в последствии, дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще. Поэтому моей целью было создание вокального кружка. Ведь цель музыки – трогать сердца. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных произведений осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.
Положение кружка «Весёлые звоночки».
- Общее положение.
Кружок «Весёлые звоночки» действует на базе МБДОУ «Детский сад №24». Объединяет детей 5-7 лет. Относится к образовательной области – художественно-эстетическое развитие. Имеет общекультурный уровень освоения.
Форма организации образовательного процесса – коллективная, групповая, индивидуальная.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30минут.
Всего в году 26 занятий. Состав участников в кружке - не более 15 человек.
Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к ансамблевому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе:
Образовательные: постановка голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения. Воспитывать и прививать любовь к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Привить основы художественного вкуса. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена кружка.
Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важнейшую часть каждого человека. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в детских садах и школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия вокалом способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании детей, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания.
Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.
Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох.
Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым.
В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ педагога.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ребёнка.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь:
Петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.
Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому двухголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для родителей, ветеранов войны и труда, в городских, краевых и всероссийских конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения, репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у ребёнка артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.
Структура проведения занятия:
Вводная часть
1.Приветствие.
2.Коммуникативная игра или развивающая игра.
Основная часть
3.Музыкальная грамотность (основные понятия)
4.Распевание.
5.Пение.
Заключительная часть
6.Музыкальная игра
График работы
День недели | Время |
Среда | 15.30-16.00 |
Мониторинг развития детей.
Список детей | Параметры диагностики | |||||||||
Точность интонирования мелодии | Певческий диапазон | Звуковедение. Дикция. | Сила звука, особенности тембра. | Выразительность исполнения песен. Умение петь в ансамбле. | ||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
1. Камилла С. | + | + | + | + | * | + | + | + | + | + |
2. Настя Д. | * | + | * | + | * | + | * | + | * | * |
3. Ольга С. | + | + | + | + | + | + | * | + | + | + |
4. Валерия И. | - | + | - | * | * | + | * | + | * | + |
5. Лиза Д. | * | + | * | + | * | * | * | * | - | * |
6. Настя К. | * | + | + | + | + | + | * | * | + | + |
7. Алина Б. | * | + | - | * | * | * | * | * | - | * |
8. Даша А. | * | + | * | + | + | + | - | * | * | + |
9. Настя В. | - | * | - | * | * | + | * | * | - | * |
10. Алина Т. | * | + | * | + | + | + | * | * | - | * |
11. Настя Ш. | * | * | * | * | + | + | * | * | - | * |
+ - высокий уровень; * - средний уровень; - - низкий уровень
Учет посещаемости детей
Фамилия имя ребенка | дата | ||||||||||||||||||||||||||
2. 10. 14 | 9. 10. 14 | 16. 10. 14 | 23. 10. 14 | 30. 10. 14 | 6. 11. 14 | 13. 11. 14 | 20. 11. 14 | 27. 11. 14 | 4. 12. 14 | 11. 12. 14 | 18. 12. 14 | 15. 01. 15 | 22. 01. 15 | 29. 01. 15 | 5. 02. 15 | 12 02. 15 | 19 02. 15 | 2602 15 | 1203 | 19 03 | 2603 | 204 | 9. 04 | 1604 | |||
Камилла С. | + | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | - | + | - | + | + | + | - | + | - | + | - | - | ||
Настя Д. | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | - | + | ||
Ольга С. | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | ||
Валерия И. | - | - | + | + | - | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | ||
Лиза Д. | + | + | - | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | ||
Настя К. | - | + | + | + | - | + | - | - | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | - | - | + | + | + | ||
Алина Б. | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | - | ||
Даша А. | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | ||
Настя В. | + | - | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + | ||
Алина Т. | + | + | - | + | - | + | - | - | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | - | + | - | + | + | + | ||
Настя Ш. | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | + | ||
Календарное планирование. Первый год обучения.
ОКТЯБРЬ - 1
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
«Давайте познакомимся» Пропой своё имя – знакомство с микрофоном | «Найди друга» - коммуникативная игра | Вокально-певческая постановка корпуса Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - слушание | «Листики летят», М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Большой хоровод» | Е. Железнова «Апельсин» - пальчиковая игра |
«Давайте познакомимся» Пропой своё имя. – оценить, кто спел лучше, почему? | «Найди друга» - коммуникативная игра | Вокально-певческая постановка корпуса (сидя) Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 1 куплет, разучивание | «Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Большой хоровод» | Е. Железнова «Апельсин» - пальчиковая игра + подвижная игра |
«Давайте познакомимся» Пропой своё имя – ласково | «Найди друга» - коммуникативная игра | Вокально-певческая постановка корпуса (сидя, стоя) Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 2 куплет, разучивание. | «Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Большой хоровод» | Е. Железнова «Апельсин» - пальчиковая игра + подвижная игра |
«Давайте познакомимся» Пропой своё имя – ласково | «Найди друга» - коммуникативная игра | Вокально-певческая постановка корпуса Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление | «Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Большой хоровод» | «Апельсин» - Е. Железнова пальчиковая игра + подвижная игра |
НОЯБРЬ - 1
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
Пропой имя соседа слева | «Доброе животное» 1шаг - коммуникативная игра | «Дыхание». Л. Абелян – с.4 | «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз «Мы поём» - 3б вверх, вниз | «Мама» (Когда за окном фонари зажигают») | Е. Железнова «Рисование» - пальчиковая игра |
Пропой имя соседа слева | «Доброе животное» 2 шага- коммуникативная игра | «Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер» 1-2-3 Л. Абелян – с.4-5 | «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Без слов» - исполняется закрытым ртом | «Мама» (Когда за окном фонари зажигают») | Е. Железнова «Рисование» - пальчиковая игра |
Пропой имя соседа справа | «Доброе животное» 3 шага - коммуникативная игра | «Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер» 1-2-3-4 Л. Абелян – с. 5 | «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Без слов» - исполняется закрытым ртом | «Мама» (Когда за окном фонари зажигают») | Е. Железнова «Рисование» - пальчиковая игра, свои варианты |
Пропой имя соседа справа | «Доброе животное» 4шага - коммуникативная игра | «Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер» 1-2-3-4-5 Л. Абелян – с. 5 | «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Без слов» - исполняется закрытым ртом | «Мама» (Когда за окном фонари зажигают») | Е. Железнова «Рисование» - пальчиковая игра, свои варианты |
ДЕКАБРЬ - 1
Вводная часть | Основная часть | Заключение | ||||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра | |
Поздоровайся с кем хочешь | «Дотронься до…» - коммуникативная игра | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 Закаливание звуки – А,Э | «Без слов» - исполняется закрытым ртом «Пою себе» | «Метелица» | «Часы» Е. Железнова – пальчиковая игра, разучивание | |
Поздоровайся с кем хочешь | «Дотронься до…» - коммуникативная игра | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 Закаливание звуки – И, О, У «Я красиво петь могу - слушание» | «Пою себе» «Гармошка» | «Метелица» | «Часы» Е. Железнова – пальчиковая игра, упражнение | |
Поздоровайся с кем хочешь | «Дотронься до…» - коммуникативная игра | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 Закаливание, закрепление «Я красиво петь могу» | «Пою себе» «Гармошка» | «Метелица» | «Часы» Е. Железнова – пальчиковая игра, закрепление | |
ЯНВАРЬ - 1
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
Поздоровайся с кем хочешь | «Ворона» - коммуникативная игра на быстроту реакции | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11 | «Пою себе» «Гармошка» | «Я рисую» | «Маленькая мышка» Е. Железнова – пальчиковая игра, игровой массаж, разучивание |
Поздоровайся с кем хочешь | «Ворона» - коммуникативная игра на быстроту реакции | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11-13 «Песенка про гласные» | «Гармошка» «Без названия» | «Я рисую» | «Маленькая мышка» Е. Железнова – пальчиковая игра, игровой массаж, упражнение |
Поздоровайся с кем хочешь | «Ворона» - коммуникативная игра на быстроту реакции | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11-13 «Песенка про гласные» | «Без названия» «Запевай песню» | «Я рисую» | «Маленькая мышка» Е. Железнова – пальчиковая игра, игровой массаж, закрепление |
ФЕВРАЛЬ - 1
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
Здороваемся с хлопками | «Передай мячик» - коммуникативная игра | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.14-15 «Баю бай» р.н.п. | «Без названия» «Запевай песню» | «Любимый папа!» | «Шла кукушка» Е. Железнова – пальчиковая игра, разучивание |
Здороваемся с хлопками | «Передай мячик» - коммуникативная игра | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.15-16 «Птичка-синичка» | «Без названия» «Запевай песню» | «Любимый папа!» | «Шла кукушка» Е. Железнова – пальчиковая игра, упражнение |
Здороваемся с хлопками | «Передай мячик» - коммуникативная игра | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.16-17 «Динь-дон» р.н.п. | «Запевай песню» «Колокольчик» | «Любимый папа!» | «Шла кукушка» Е. Железнова – пальчиковая игра, повторение |
Здороваемся с хлопками | «Передай мячик» - коммуникативная игра | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.17-18 «Вопрос-ответ» - игра на развитие песенного творчества | «Колокольчик» «Колыбельная » | «Любимый папа!» | «Шла кукушка» Е. Железнова – пальчиковая игра, закрепление |
МАРТ - 1
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
Пение с показом рукой высоты звучания. | «Солнечный зайчик» - коммуникативная игра на снятие напряжения | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18 | «Колокольчик» «Колыбельная » | «Весенняя капель» | «Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, разучивание |
Пение с показом рукой высоты звучания. | «Солнечный зайчик» - коммуникативная игра на снятие напряжения | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21 «Песенка про дикцию» | «Колокольчик» «Колыбельная » | «Весенняя капель» | «Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, упражнение |
Пение с показом рукой высоты звучания. | «Солнечный зайчик» - коммуникативная игра на снятие напряжения | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21 «Песенка про дикцию», скороговорки | «Колыбельная» «Пой со мной» | «Весенняя капель» | «Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, повторение |
Пение с показом рукой высоты звучания. | «Солнечный зайчик» - коммуникативная игра на снятие напряжения | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.21-22, скороговорки | «Колыбельная» «Пой со мной» | «Весенняя капель» | «Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, закрепление |
АПРЕЛЬ - 1
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
Пение с показом рукой высоты звучания. | «Прогулка по ручью» - коммуникативная игра | «Выразительность исполнения». Л. Абелян с.22-23 | «Пой со мной» «Это я» | «Кто построил радугу?» | «Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, разучивание |
Пение с показом рукой высоты звучания. | «Прогулка по ручью» - коммуникативная игра | «Выразительность исполнения». Л. Абелян с.22-25 «Модница» - разучивание | «Пой со мной» «Это я» | «Кто построил радугу?» | «Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, упражнение |
Пение с показом рукой высоты звучания. | «Прогулка по ручью» - коммуникативная игра | «Выразительность исполнения». Л. Абелян с.22-25 «Модница» | «Пой со мной» «Это я» | «Кто построил радугу?» | «Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, повторение |
Пение с показом рукой высоты звучания. | «Прогулка по ручью» - коммуникативная игра | «Выразительность исполнения». Л. Абелян с.30-31 «Прекрасен мир поющий» | «Пой со мной» «Это я» | «Кто построил радугу?» | «Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, закрепление |
Календарный план. Второй год обучения.
ОКТЯБРЬ - 2
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
«Пропой своё имя» | ДИ «Слушаем тишину» | «Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные» | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев | «Ах, какая осень» | «В доме моём тишина» - 3 элемента |
«Пропой своё имя ласково» | ДИ «Слушаем тишину», искусственно созданные звуки - 5 | «Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные» Почему всё звучит? | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев | «Ах, какая осень» | «В доме моём тишина» - 4 элемента |
«Поздоровайся с соседом справа» | ДИ «Слушаем тишину» - искусственно созданные звуки - 8 | Почему всё звучит? Откуда берётся голос? | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев | «Ах, какая осень» | «В доме моём тишина» - 5 элемента |
«Поздоровайся с соседом слева» | ДИ «Слушаем тишину» - искусственно созданные звуки - 10 | Откуда берётся голос? | «Как кричит крокодил» А. Усачев «Без названия» | «Ах, какая осень» | «В доме моём тишина» - 6 элементов |
НОЯБРЬ - 2
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
«Поздоровайся, с кем хочешь» | «Я тебя знаю» - отмечать ударные и безударные слоги имени с помощью динамики f-p | «Сила звука и динамический слух» | «Без названия» «Эхо» | «Папа и мама» | «Тишина» - разучивание |
«Здороваемся по знакам динамики» | «Я тебя знаю» - отмечать ударные и безударные слоги имени с помощью динамики f-p | Основные обозначения динамики f, mf, sf, p, mp | «Без названия» «Эхо» «Лесенка» | «Папа и мама» | «Тишина» - упражнение |
«Здороваемся по знакам динамики» | «Я – мои друзья» - ладошки, плечики | Основные обозначения динамики f, mf, sf, p, mp «Сказка про кота» | «Без названия» «Эхо» «Лесенка» | «Папа и мама» | «Тишина» - закрепление |
«Здороваемся по знакам динамики» | «Я – мои друзья» - ладошки, плечики, спинки, животы, коленки | Основные обозначения динамики f, mf, sf, p, mp МДИ | «Эхо» «Лесенка» «Мы – весёлые ребята» | «Папа и мама» | «Тишина» - повторение |
ДЕКАБРЬ - 2
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
«Пение с показом рукой высоты звучания» | «Канон для малышей» - хлопки (Полька-хлопушка) | «Высота звука и звуковысотный слух» | «Мы – весёлые ребята» «У деда Ермолая» | «Русская зима» | «Ёлочки-пенёчки» |
«Пение с показом рукой высоты звучания» | «Канон для малышей» - приседание | «Высота звука и звуковысотный слух» «Сказка» | «Мы – весёлые ребята» «У деда Ермолая» | «Русская зима» | «Ёлочки-пенёчки» |
«Пение с показом рукой высоты звучания» | «Канон для малышей» - чередование | «Высота звука и звуковысотный слух» МДИ | «Мы – весёлые ребята» «У деда Ермолая» | «Русская зима» | «Ёлочки-пенёчки» |
ЯНВАРЬ - 2
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
«Здороваемся с хлопками» | «Слушай хлопки» | «Длительность звука и чувство ритма» | «У деда Ермолая» «Вышел зайчик погулять» | «Скажи, скажи, художник» | «Поём гласные» |
«Здороваемся с хлопками» | «Слушай хлопки» | «Длительность звука и чувство ритма» Сказка «Дружная семья» | «Вышел зайчик погулять» «Пою себе» | «Скажи, скажи, художник» | «Поём гласные» |
«Здороваемся с хлопками» | «Слушай хлопки» - в быстром темпе | «Длительность звука и чувство ритма» МДИ | «Вышел зайчик погулять» «Пою себе» | «Скажи, скажи, художник» | «Поём гласные» |
ФЕВРАЛЬ - 2
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
«Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» | Коммуникативная игра со стаканчиками («Финский танец») – сидя, передавать по кругу – 1 1, 11 | Нотный стан, скрипичный ключ Нота «ДО» | «Пою себе» «Села кошка на такси» | «Три желания» | «Гули-гули» |
«Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» | Коммуникативная игра со стаканчиками («Финский танец») – сидя, передавать по кругу – раз, два, баночка моя | Нота «ДО» Ребусы Нота «РЕ» | «Села кошка на такси» Сольфеджио | «Три желания» | «Гули-гули» |
«Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» | Коммуникативная игра со стаканчиками («Финский танец») – сидя, передавать по кругу – раз, два, баночка моя, + на голове | Нота «РЕ» Ребусы Нота «МИ» | «Села кошка на такси» Сольфеджио | «Три желания» | «Гули-гули» |
«Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» | Коммуникативная игра со стаканчиками («Финский танец») – сидя, передавать по кругу – раз, два, баночка моя, + на голове | Нота «МИ» Ребусы Нота «ФА» | «Села кошка на такси» Сольфеджио | «Три желания» | «Гули-гули» |
МАРТ - 2
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
«Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» | «Скульптор» - коммуникативная игра | Нота «ФА» Ребусы Нота «СОЛЬ» | «Ноты изучаем» Сольфеджио | «Сказочная радуга» | «Повторяй за мной» - разучивание |
«Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» | «Скульптор» - коммуникативная игра | Нота «СОЛЬ» Ребусы Нота «ЛЯ» | «Ноты изучаем» Сольфеджио | «Сказочная радуга» | «Повторяй за мной» - упражнение |
«Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» | «Скульптор» - коммуникативная игра | Нота «ЛЯ» Ребусы Нота «СИ» | «Ноты изучаем» Сольфеджио | «Сказочная радуга» | «Повторяй за мной» - повторение |
«Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» | «Скульптор» - коммуникативная игра | Нота «СИ» Ребусы Закрепление | «Ноты изучаем» Сольфеджио | «Сказочная радуга» | «Повторяй за мной» - закрепление |
АПРЕЛЬ - 2
Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | муз.грамотность | распевание | пение | муз.игра |
«Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Весёлый оркестр» | «Тембровая окраска и тембровый слух» | «Подражаем скрипочке» «Бубен» | «Любимый детский сад» К.Костина | «Сидел козёл на лавочке» |
«Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Весёлый оркестр» | «Тембровая окраска и тембровый слух» «Весёлый оркестр» | «Подражаем скрипочке» «Бубен» «Барабан» | «Любимый детский сад» К.Костина | «Сидел козёл на лавочке» |
«Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Весёлый оркестр» | «Тембровая окраска и тембровый слух» «Весёлый оркестр» | «Подражаем скрипочке» «Бубен» «Барабан» | «Любимый детский сад» К.Костина | «Сидел козёл на лавочке» |
«Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Весёлый оркестр» | «Тембровая окраска и тембровый слух» МДИ | «Подражаем скрипочке» «Бубен» «Барабан» | «Любимый детский сад» К.Костина | «Сидел козёл на лавочке» |
Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков детей.
Критерии | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Точность интонирования мелодии | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии. | Ребёнок интонирует общее направление движения мелодии, возможно чистое интонирование 2-3 звуков. | Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребёнок воспроизводит только слова песни в её ритме или интонирует 1-2 звука |
Певческий диапазон | Широкий диапазон по сравнению с нормой. | Диапазон в пределах возрастной нормы (ре1 – си1) | Диапазон в пределах 2-3 звуков. |
Звуковедение. Дикция. | Пение естественным голосом, без напряжения, протяжно. Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении. | Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик. Достаточно чёткое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении. | Пение отрывистое, крикливое. Невнятное произношение, значительные речевые нарушения. |
Сила звука, особенности тембра. | Голос сильный, звонкий, яркий. | Голос не очень сильный, но ребёнок может петь непродолжительное время достаточно громко. Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно. | Голос слабый. Слышен хрип и сип. Голос тусклый, невыразительный. |
Выразительность исполнения песен. Умение петь в ансамбле. | Ребёнок поёт выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой. Умение начинать и заканчивать пение вместе с товарищами. | Ребёнок старается петь выразительно, но на лице мало эмоций. Стремление выделиться при хоровом исполнении (раньше вступить, петь громче других). | Пение неэмоциональное. Неумение петь, слушая товарищей. |
Список литературы для педагога
- Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
- Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
- Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
- Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
- Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
- Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
- Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
- Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
- Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
- Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
- Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
Список литературы для родителей
- Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
- Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
- Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
- Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
- Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
- Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
- Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
- Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
- Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
- Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.ред. О.Г. Хинн. – М., 1998
- Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
- Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
Приложение.
Гигиена и охрана детского голоса.
Гортань растущего ребенка — довольно хрупкий, нежный инструмент. Любые перегрузки его в разном возрасте, а тем более в дошкольном, нежелательны.
В дошкольном возрасте голос наиболее раним. Это объясняется тем, что усиленный рост гортани опережает ее развитие, а в период совершенствования ее функций задерживается рост. Такая диспропорция развития гортани и относительная незрелость ее тканей обусловливают изменение голоса у детей в разные возрастные периоды, особую чувствительность его.
Голосовые правила.
∙ Необходимо приучать ребенка говорить сдержанно.
∙ Стараться не разговаривать с ребенком на улице при сильном морозе.
∙ Не перекрикивать шум (например, транспортный).
∙ Не перенапрягать голос ребенка при ангине, заболеваниях дыхательных путей, легких (в разгар болезни, и после болезни).
∙ Отрицательное действие на голос может оказать сухой воздух при паровом отоплении. Поэтому по возможности необходимо увлажнять его - развести цветы (если у ребенка нет к ним аллергии). Оставить в открытом сосуде воду около спящего малыша.
∙ Особое внимание требует голос 4—5-летнего ребенка, когда он начинает петь. Исполняемые им песни не должны выходить за пределы допустимой громкости — иначе это может привести не только к хрипоте, но и к более значительным стойким нарушениям голоса. Не разрешайте детям петь дома громко песни, предназначенные для исполнения взрослыми.
∙ На состояние голоса также влияет питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Излишняя полнота ребенка также может отрицательно отражается на его голосе.
∙ Различные длительно протекающие заболевания гортани и носа также ведут к нарушению голоса.
Некоторые средства, применяемые при начальных формах нарушения голоса.
При жжении и сухости в горле хорошее действие оказывает полоскание горла настоем ромашки, мальвы или же липового цвета. Важно, чтобы раствор не был ни горячим, ни холодным, а имел комнатную температуру. С этой целью можно использовать и другие лекарственные травы или минеральные воды —шавницкую, боржоми, которые рекомендуется смешивать с теплым молоком (полстакана минеральной воды и полстакана молока). Детям, занимающимся пением, полезно пить сырые яйца, причем лучше не белок, а желток, есть морковь, апельсиновую кожицу, кукурузу, сливочное масло. Закапывание в нос масла, например растительного, по 2 капли (не больше) также помогает при жжении и сухости. В это время не рекомендуются паровые ингаляции, слишком горячие или слишком холодные напитки.
Упражнения для постановки голоса.
1. Широко открыть рот и сделать так, чтобы маленький язычок поднялся вверх, а затем сосредоточить свое внимание на том, где звучит голос. (Лучше, если первое упражнение будет проделано в кабинете врача, а затем уже дома.)
— Открой посильнее рот. Трудно? Еще немножко. Язычок в глотке должен быть поднят вверх. Посмотри в зеркало. Вот так. Хорошо. Звук, который сейчас произнесешь, должен идти как бы в переднюю часть головы. Голос ты будешь ощущать глубоко в горле. Теперь нужно - помычать. Попробуй еще раз! Чувствуешь? Уже получается...
2. «Мычание» в так называемую «маску» (т. е. в переднюю часть головы) слогов типа «мо», а потом и слов «мама», «мир», «море», «мопс» и других, начинающихся на м. Для упражнений используют равноударные и разноударные слоги:
му-му-му-му м6-м6-мо-м6 му-мб-му-мо
му-му-му-му мо-мо-мо-мо му-мо-му-мо
му-му-му-му мо-мо-мо-мо му-мб-му-мо
му-му-му-му мо-мо-мо-мо му-мо-му-мо
му-му-му-му мо-мо-мо-мо му-мо-му-мо
3. Считать вслух на одном дыхании в «маске».
Желательно, чтобы ребенок сам неоднократно повторял все упражнения по 3—4 раза. Делать это лучше без посторонних, чтобы он не смущался.
4. Стихотворный текст (о том, что необходимо удерживать звук в «маске», ребенку необходимо напоминать постоянно).
5. Рассказывании любого текста вслух (требования те же).
Всего требуется 5—7 занятий с интервалами в 2—3 дня. При всех видах нарушения голоса с целью профилактики следует уделить внимание общему физическому развитию: прогулкам, играм, закаливанию, утренней гимнастике, личной гигиене.
Заключение
Часто можно наблюдать, как маленькие дети едут в автобусе, и разговаривает так громко, что его слышат все окружающие. Или во дворе ребята играют в мяч, их крик, визг слышен в квартирах даже при закрытых окнах. Войдя группкой в автобус, дети стараются перекричать шум мотора. В детском саду ребята также не всегда говорят спокойным голосом. Этот шум вреден для тех, кто его производит.
Постоянно растущий, находящийся в динамическом развитии голосовой аппарат дошкольника нуждается в бережном отношении. При злоупотреблении силой звучания утрачивается звонкость — важное качество голоса ребенка. При пении на крайних динамических уровнях появляются напряжение и функциональные расстройства голоса, вплоть до афонии (беззвучности).
Охрана детского голоса
Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого и имеет свои особые качества. Он ещё не сформирован и укрепляется с общим развитием организма и созреванием. Ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания их краёв, детский голос характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Для этого нужно создавать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребёнка. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.
Особенности голоса детей 4 – 5 лет
На 5-ом году жизни ребёнок имеет уже некоторый музыкальный опыт. Голосовой аппарат укрепляется, увеличивается диапазон (расстояние от нижнего звука до верхнего, в пределах которого хорошо звучит голос), дыхание становится более организованным, хотя всё ещё довольно поверхностное, улучшается артикуляция.
Следует помнить:
- Вредно петь и разговаривать громко, крикливо.
- Нельзя петь и много разговаривать в холодную и сырую погоду.
- Следите, чтобы ребёнок пел и разговаривал без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.
- Не позволяйте пить холодную воду, есть мороженое в разгорячённом состоянии во избежание заболеваний голосового аппарата.
- Вредно петь также в период цветения трав, деревьев, когда летит пыльца, тополиный пух и т.д., что приводит к першению в горле, затруднению дыхания, нарушению деятельности голосовых связок.
- Не поощряйте пение ребёнка взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома, по TV и радио.
Особенности голоса детей 5 – 6 лет
Совершенствование процессов высшей нервной системы ребёнка этого возраста оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата. Однако, голос отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развита. Грудной резонатор - низкий (полость трахеи и бронхов) развит слабее, чем головной – верхний (полость глотки, рта и носа), поэтому голос у ребёнка этого возраста несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования (усиленного искажения) звука, во время которого у ребёнка развивается низкое, несвойственное ему звучание. Расширяется диапазон.
Следует помнить:
- Вредно петь и разговаривать громко, крикливо.
- Нельзя петь и много разговаривать в холодную и сырую погоду.
- Следите, чтобы ребёнок пел и разговаривал без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.
- Не позволяйте пить холодную воду, есть мороженое в разгорячённом состоянии во избежание заболеваний голосового аппарата.
- Вредно петь также в период цветения трав, деревьев, когда летит пыльца, тополиный пух и т.д., что приводит к першению в горле, затруднению дыхания, нарушению деятельности голосовых связок.
- Не поощряйте пение ребёнка взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома, по TV и радио.
Особенности голоса детей 6 – 7 лет
Совершенствование процессов высшей нервной системы ребёнка этого возраста оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата. Однако, голосовые связки, вокальные мышцы ещё не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счёт натяжения краёв связок, поэтому форсированное (усиленно искажённое) пение нужно избегать. Крикливость искажает тембр (окраску) голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Ребёнок должен петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у него разовьётся правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.
Следует помнить:
- Вредно петь и разговаривать громко, крикливо.
- Нельзя петь и много разговаривать в холодную и сырую погоду.
- Следите, чтобы ребёнок пел и разговаривал без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.
- Не позволяйте пить холодную воду, есть мороженое в разгорячённом состоянии во избежание заболеваний голосового аппарата.
- Вредно петь также в период цветения трав, деревьев, когда летит пыльца, тополиный пух и т.д., что приводит к першению в горле, затруднению дыхания, нарушению деятельности голосовых связок.
- Не поощряйте пение ребёнка взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома, по TV и радио.
Гигиена и охрана детского голоса
Почему надо охранять детский голос
Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту.
Детский голосовой аппарат должен развиваться в полном соответствии с развитием всего организма ребенка.
Поэтому "заниматься с детьми пением надо осторожно, помогая развитию голосового аппарата и общему развитию детей, а значит и материал для обучения (упражнения, песни) надо подбирать для них по возрасту".
"Детский и подростковый возраст характеризуется вегетативной лабильностью и понижением устойчивости нервной системы к внешним воздействиям. Перенапряжение мышц голосового аппарата, крик, бесконтрольное пение, особенно в мутационном периоде или после перенесенных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек могут привести к значительным функциональным и органическим нарушениям голоса. Частота дисфоний зависит от возраста детей и среды, в которой они проводят больше всего времени. Максимальное число детей с патологией голосового аппарата выявлено в возрасте от 5 до 8 лет. Дети с повышенным темпераментом, со склонностью к командованию общительны, много разговаривают и кричат, и к вечеру голос у них «садится», иногда полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечается напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна отдышка. Дисфонии у детей и подростков чаще возникают после перенесенных воспалительных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей. Ларингоскопическая картина при дисфониях разнообразна и зависит от тяжести голосовых нарушений. Органическиедисфонии у детей встречаются чаще, чем функциональные".
Как надо охранять детский голос
Первое, необходимо бороться с криком. Резкий, напряженный крик портит голосовой аппарат.
Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице.
В результате такие дети обычно начинают сипеть, кашлять, а иногда и теряют на время голос, потому, что от напряжения у них воспаляется гортань, а часто и самые голосовые связки, которые перестают нормально смыкаться.
С охрипшими, больными голосами эти дети приходят на урок пения. Привыкнув кричать, они и петь начинают крикливо, грубо, хриплыми голосами, что приносит им только вред.
Но иногда случается наблюдать, что сам учитель требует от детей на уроках пения в школе резкого звука, большой силы, которой у них еще не может быть.
В результате постоянного напряжения во время пения можно также повредить голосовой аппарат и потерять естественное звучание голоса (а иногда и вообще возможность петь).
Резкое, напряженное, крикливое пение точно так же портит голоса учащихся, как и крик в быту.
Кроме того, такое пение некрасиво, нехудожественно, приносит вред самим учащимся и является дурным примером для товарищей, которые их слушают.
Конечно, громкая речь и даже крик во время игр – явление в значительной мере естественное для детей. Поэтому, если подходить к голосовому режиму детей вне школьного пения с точки зрения охраны их голоса, надо иметь в виду не насильственное ограничение детей или сковывание их надуманным регламентом, а главным образом доведение до их сознания представления о вреде чрезвычайного злоупотребления голосом и о возможных последствиях. Так же можно провести "беседу с родителями о важности наблюдения над голосовым поведением в быту (в особенности детей, обладающих хорошим голосовым материалом)".
Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков – систематические занятия пением, способствующие более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом укрепляются голосовые складки, формируются их функциональные особенности, тренируется музыкальная память и, таким образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при профессиональном использовании голоса.
Исследования доказали, что пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки. Однако воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто возникают заболевания голосового аппарата, а иногда происходят особые сдвиги в организме, которые не встречаются у взрослых.
Но нужно помнить, что продолжительное пение утомляет голос, поэтому "педагог должен следить за тем, чтобы непрерывное пение в младших классах продолжалось не более 20 мин, а в старших – не более 30 мин." Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как соблюдение основных положений гигиены – педагогического процесса. Для воспитания вокально-музыкальных способностей ребенка при отборе песен следует учитывать необходимость развития мелодического слуха и певческого голоса. Необходимо выбирать песни, удобные по тесситуре, ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, т.е. слуховая чувствительность, которая имеет большое значение для развития голоса. Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить звуковысотные соотношения мелодий. Как уже отмечалось, слуховые ощущения связаны с мышечными ощущениями, таким образом, в процессе тренировки одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, т.е. вокально-слуховая координация, которая необходима для качественного развития голоса.
Учитывая анатомо-физиологические особенности голосового аппарата в период роста, необходимо как можно больше внимания уделять укреплению организма детей и подростков. При этом одной из важных мер является закаливание, которое следует рассматривать, как важнейшую составную часть физического воспитания детей и подростков. Это особенно касается детей-вокалистов. Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе (сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.).
Следующее не менее важное условие – исключение из деятельности голосового аппарата всех моментов, которые могут изменять его нормальное состояние, о чем говорилось выше. Наконец, в педагогическом процессе необходима максимальная простота в пояснении приемов, применяемых педагогом. Ребенок способен очень легко воспринимать и выполнять требования педагога, если они поставлены в определенной форме, отчетливо и ясно сформулированы понятным для детей языком. Основные вокально-технические навыки должны прививаться только с целью помочь ребенку найти и зафиксировать наиболее естественные приемы голосоведения.
В заключение следует отметить, что такой сложный процесс, как певческое голосоведение, особенно у детей, может нормально развиваться и протекать только при наличии благоприятных условий. Несомненно, что одним из основных условий является полноценность функции центральной нервной системы, так как ей принадлежит ведущая роль в координации и регулировании процесса голосообразования на всех этапах.
Учителя, вокальные педагоги, хормейстеры, воспитатели дошкольных учреждений, руководители детских хоров всегда должны помнить о чрезвычайной хрупкости и малой выносливости детских и юношеских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, санацию патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"
Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы....
"Разработка и внедрение в практику вокально-хоровой работы с детьми методов и приемов развития звуковысотного слуха. Знакомство с нотной грамотой."
Пение-важный раздел в музыкальном развитии ребёнка. И многое зависит от меня,как педагога.Я сама умею и люблю петь,меня этому научили мои учителя.А для моих ребят я всегда буду первым учителем пения.П...
«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
развитие вокально-хоровых навыков дошкольников...
Вокально-хоровая работа с детьми старшего дошкольного возраста
Краткое описание педагогического опыта работы + календарный план по вокально-хоровой работе с детьми старшего дошкольного возраста. В работе были использованы методические пособия Л. Абелян, Боре...
"Вокально-двигательные разминки как средство развития вокально-хоровых навыков дошкольников в соответствии с ФГОС ДО""
Выстпуление на заседании творческой мастерской...
Вокально-хоровой кружок «Весёлые нотки» Перспективный план работы.
- Развивать умение детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание междумузыкальными фразами и перед началом пения.- Совершенствовать умение детей исполнять песни лёгким...
Методические рекомендации. "Роль вокально - хоровых упражнений в формировании мотивации к хоровому пению у детей дошкольного возраста".Выступление на конференции "А.С.Пономарев - личность, педагог, артист, музыкант"
Статья содержит методические рекомендации по работе со старшими дошкольниками на музыкальных занятиях в разделе "хоровое пение"....