Конспекты НОД для занятий по программе "Музыкальная капель"
план-конспект занятия по музыке по теме

Никифорова Тамара Васильевна

Конспекты занятий по программе "Музыкальная капель". Будет интересна для педагогов дополнительного образования в ДОО, музыкальных руководителей детских садов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная капель. Раздел 1. Занятие № 4.

Раздел 1. Введение в элементарную музыкальную грамоту. Метро-ритмическая организация.

Элементарное музицирование.

Занятие 4.

Цели:

  • Формировать понимание того, что в один «музыкальный шаг» можно совершить какое-либо  действие (хлопок, прыжок, шаг, удар по музыкальному инструменту и т.д.).
  • Развивать навыки игры на ДМИ: играть только в определенное время; вовремя и бесшумно убирать инструменты на колени.
  • Продолжить знакомство с упрощенным нотным изображением интервалов примы, кварты, секунды.
  • Развивать ритмический  слух, слуховое внимание, формировать метроритмические навыки.
  • Стимулировать к музицированию застенчивых и робких детей .
  • Формировать звуковысотную координацию голоса при пении на одном звуке, пении интервала  кварты.
  • Воспитывать усидчивость, внимательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • Игрушка Би-ба-бо (Петрушка)
  • Инструменты детского шумового оркестра  - тамбурины, колокольчики, дер. ложки, треугольники.
  • Мольберт, указка.
  • Листы формата А4 по количеству детей в группе, фломастеры.
  • Таблички «нота на линейке», «кварта на двух линейках», «секунда на двух линейках», иллюстрации либо игрушки – Андрей-воробей, слон, конь.
  • Мягкие модули-подушки по числу детей в группе.
  • Маски либо шапочки лягушек (2 шт.), воробья (в идеале, конечно, чижа )
  • Музыкальные материалы: «Марш» Е. Гнесиной, «Мишка и Тишка»;  детская прибаутка «Андрей-воробей»; детская песенка «Конь ретивый», «Дин-дон»; «Автобус» Е.Железновой; «Веселая песенка» Е. Курячий, «Чижик-Пыжик»; видеопрезентация «Лесные музыканты».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Начало занятия, организационный момент

Вход в зал под звуки марша. Педагог просит детей встать в круг.

Под музыку «Тишка и Мишка» идем по кругу, прыгаем, хлопаем в ладоши, топаем ножками и т.д. по тексту.

Метроритмические упражнения

Ребята, к нам на занятия опять заглянул Петрушка! Давайте поприветствуем его! Смотрите, что он нам принес! Это фломастеры. Петрушка опять зовет нас играть  в «Музыкальные шаги».

Сначала вспомним, как мы рисуем шаги в музыке. Рисуем песенку «Дин-дон». (Дети фломастерами в воздухе долируют, «рисуя» четверти-шаги). Берите по листку бумаги и по фломастеру. А теперь вместе пропоем-напишем нашу песенку! Сколько шагов-палочек у вас получилось? Правильно – 8!

   

Динамическая пауза

«Автобус» Е. Железновой

Мы на автобусе приехали на острова! Выбирайте себе островок, (мягкий модуль), разувайтесь и приготовьтесь прыгать каждый на своем островке. Внимание! Прыжками мы будем считать до десяти, ну а остальную считалочку внимательно слушать.

Прыжки (2 раза)

Слушаем стоя

Раз, два –

острова.

Три, четыре –

мы приплыли.

Пять, шесть –

сходим здесь.

Семь, восемь –

сколько сосен!

Девять, десять –

я в пути.

Прыжки (4 раза)

Досчитал до десяти!

Игра на инструментах детского шумового оркестра

Уф, устали!.. Садитесь на свои островки и давайте вместе посмотрим музыкальный мультфильм.

Знакомство с видео презентацией «Лесные музыканты». Педагог раздает инструменты – колокольчики, треугольники, тамбурины и дер. ложки. Работают только те инструменты, которые обозначены в видеопартитуре.

Пальчиковая гимнастика.

Обувайтесь и к пианино собирайтесь! Ну-ка, кто быстрее?

Дети усаживаются на стульчики, проводится

пальчиковая игра «Два ежа»:

Шли по лесу два ежа (пальцы собраны в замок, ритмично поднимаются и снова собираются в замок – «иголки»)

Шли тихонько, не спеша,

Чуть шуршали листьями (трем ладошкой о ладошку)

И травкой зубки чистили (имитируем чистку зубов пальчиком).

Развитие звуковысотного слуха, подготовка вокального аппарата

Кто вспомнит, какая песенка исполняется на одной ноте? (демонстрация ноты на линейке). Правильно, «Андрей-воробей» (демонстрация соответствующей картинки). Поем все вместе, не кричим!

А какую песенку мы с вами поем на двух нотах в интервале кварты? Это «Конь ретивый», молодцы! (Соответствующие табличка и иллюстрация). Поем!

А кто запомнил, для какой песенки вот этот интервал, секунда? Это для слона, песенка «Дин-Дон». Какие же вы молодцы! Поем все вместе.

Пение

«Веселая песенка» - привносим разнообразие в исполнение песни при помощи шапочек либо масок лягушек и муз. колокольчика. Роли можно распределить при помощи считалки.

«Чижик-пыжик» - продолжаем разучивать песню, поручая роль Чижика кому-либо из ребят. Слушаем, отвечаем на вопросы и учим второй куплет.

Итог

Дети отвечают на вопросы педагога по теме занятия, выходят из зала под звуки марша.



Предварительный просмотр:

Музыкальная капель. Раздел 1. Занятие 3.

Разработка конспекта НОД

для проведения занятия

в рамках дополнительного образования в ДОУ

по музыке

в клубе «Музыкальная капель»

Подготовила: воспитатель, педагог дополнительного образования Никифорова Т.В.

Д/с «Аленушка», с. Мужи, 2015 г.

Раздел1. Введение в элементарную музыкальную грамоту. Метро-ритмическая организация.

Элементарное музицирование.

Занятие 3.

Интеграция областей:

  • Познание (формирование целостной картины мира). Музыка. Физическая культура. Коммуникация. Социализация.

Цели:

  • Продолжать учить выделять метрические доли в музыке.
  • Формировать звуковысотную координацию голоса при пении на одном звуке, пении интервала  кварты.
  • Развивать навыки игры на ДМИ: одновременно проговаривать слова песни и играть на инструменте.
  • Развивать ритмический  слух, слуховое внимание, формировать метроритмические навыки.
  • Воспитывать усидчивость, внимательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • Игрушка Би-ба-бо (Петрушка)
  • Инструменты детского шумового оркестра  - тамбурины, колокольчики, дер. ложки, треугольники.
  • Мольберт, указка.
  • Таблички «нота на линейке», «кварта на двух линейках», «секунда на двух линейках.
  • Мягкие модули-подушки по числу детей в группе.
  • Музыкальные материалы: «Марш» Е. Гнесиной, «Мишка и Тишка»;  детская прибаутка «Андрей-воробей»; детская песенка «Конь ретивый», «Дин-дон»; «Автобус» Е.Железновой; «Веселая песенка» Е. Курячий, «Чижик-Пыжик», видеопартитура «Лесные музыканты».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Начало занятия, организационный момент

Педагог просит детей встать в круг, включает фонограмму песни «Мишка и Тишка».

Педагог: Под музыку идем по кругу, прыгаем, хлопаем в ладоши, топаем ножками, раскачиваемся из стороны в сторону.

Метроритмические упражнения

Педагог: Ребята, смотрите, кто сегодня к нам пришел!

Петрушка: Привет! Я – Петрушка, веселая игрушка!

                   Никогда не унываю, громко песни распеваю!

       (Поет): Как тебя зовут?

Дети по очереди пропевают свои имена.

Педагог: Петрушка очень любит играть с ребятами. Давайте вместе с ним поиграем в игру «Музыкальные шаги».

Мы пойдем по кругу друг за другом и за Петрушкой и вместе с ним будем проговаривать-пропевать песенку:

Дон-дон, Дон-дон, В зоопарке ходит слон.

Молодцы! Садитесь на стульчики, нам надо записать нашу песенку!

Дети в воздухе «записывают» ритмический рисунок приемом «ритмическое долирование», педагог записывает его на мольберте. Записываются только четверти! Вместе с педагогом ритм проговаривается-пропевается по записанной ритмической канве.

Примечание: если дети справляются с подобными заданиями легко, можно усложнить его пропеванием, простукиванием, а затем и записыванием полного ритмического рисунка.

Динамическая пауза

Е. Железнова «Автобус». На «автобусе» доезжаем до «островов» - мягких модулей. Модули разложены в виде дорожки. Педагог предлагает детям разуться и пройти по дорожке, но не просто так, а ритмично, под считалочку «Острова» (см. ниже)

Игра на инструментах детского шумового оркестра

Педагог: Молодцы! Садитесь на свои островки, пора нам отдохнуть и поиграть с музыкальными инструментами. Берите инструменты. Считать до десяти умеете? Сейчас проверим. Мы будем считать … нашими инструментами. Но, внимание! В считалке цифры спрятались. Слушайте внимательно, не звените и не гремите без разбору!

Озвучиваем

инструментами (2 удара)

Внимательно слушаем,

 инструменты на коленях

Раз, два –

острова.

Три, четыре –

мы приплыли.

Пять, шесть –

сходим здесь.

Семь, восемь –

сколько сосен!

Девять, десять –

я в пути.

Поднимаем руки вверх, озвучиваем инструментами (4 удара)

Досчитал до десяти!

Уф, устали!.. Садитесь на свои островки и давайте вместе посмотрим музыкальный мультфильм.

Знакомство с видео презентацией «Лесные музыканты». Педагог раздает инструменты – колокольчики, треугольники, тамбурины и дер. ложки. Работают только те инструменты, которые обозначены в видеопартитуре.

Пальчиковая гимнастика.

Обувайтесь и возвращайтесь с островов к пианино. Кто первый?

Дети усаживаются на стульчики, проводится

пальчиковая игра «Два ежа»:

Шли по лесу два ежа (пальцы собраны в замок, ритмично поднимаются и снова собираются в замок – «иголки»)

Шли тихонько, не спеша,

Чуть шуршали листьями (трем ладошкой о ладошку)

И травкой зубки чистили (имитируем чистку зубов пальчиком).

Развитие звуковысотного слуха, основы муз. грамоты

Послушайте музыкальную загадку! Перед вами интервалы прима и кварта. Послушайте и отгадайте, к какой песенке подходит какой интервал?

На доске таблички с интервалами. Педагог исполняет на фортепиано прибаутки «Андрей-воробей» и «Конь ретивый». После ответов детей песенки исполняются хором.

Давайте познакомимся с новым интервалом – секундой! Именно на этих двух нотах мы сегодня исполняли песню «Дин-Дон».

Пение

Перед ребятами три картинки: две лягушки, колокольчики и дети.

Кто узнал эту песенку? Отлично! Поем все вместе про лягушек.

Исполняется 1 куплет.

А теперь про колокольчики (2 куплет). Про детей! (3 куплет) Теперь я вам показываю картинки, а вы сами поете про то, что на них нарисовано.

Исполняют песню по картинкам, следя за тем, чтобы дети пели вовремя, не кричали.

Далее знакомимся с новой песенкой – «Чижик-Пыжик». Разучиваем первый куплет.

Итог

Звучит спокойная музыка. Дети садятся на коврик и, катая в руках  массажный мячик, отвечают на вопросы педагога:

Педагог: На каких инструментах вы сегодня играли?

Как можно записать «шаги», которые слышны в музыке?

Что за музыкальный инструмент помогал петь лягушкам-подружкам?

Источники:

Серия «Музыка для всех. СПб» Младенец музицирует. Пособие для детей от ясельного до школьного возраста, для их мам, пап, бабушек и дедушек. Н.Бергер, Н.Яцентковская, Р.Алиева, «Аверс-мудрость», Санкт-Петербург, 2004 г.

Авторская программа «Музыка с мамой» С.С., Е.С. и В.С. Железновых http://www.m-w-m.ru/pages/avtori

Путь к музицированию [Текст] / Л. А. Баренбойм. - 2-е изд., доп. - Л. : Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1979. - 352 с. : нот. - (в пер.)



Предварительный просмотр:

Музыкальная капель. Раздел 2. Занятие № 1.

Разработка конспекта НОД

для проведения занятия

в рамках дополнительного образования в ДОУ

в клубе «Музыкальная капель»

Подготовила: воспитатель, педагог дополнительного образования Никифорова Т.В.

Д/с «Аленушка», с. Мужи, 2015 г.

Раздел 2. Донотная фиксация музыки. Игры звуками. Речевые игры с инструментами шумового оркестра. Голосовые игры, пение в унисон.

Занятие 4.

Интеграция областей:

  • Познание (формирование целостной картины мира). Музыка. Физическая культура. Коммуникация. Социализация.

Цели:

  • Приведение к сознанию того, что музыкальные звуки можно «записать»;
  • Привитие простейших навыков элементарной импровизации с помощью «звуков тела» - хлопки, шлепки, щелчки;
  • Продолжить знакомство с выразительными возможностями различных детских инструментов;
  • Развивать ритмический  слух, слуховое внимание, формировать метроритмические навыки.
  • Стимулировать к музицированию застенчивых и робких детей .
  • Формировать звуковысотную координацию голоса при пении в унисон.
  • Воспитывать внимательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • Игрушка Би-ба-бо (Петрушка)
  • Инструменты детского шумового оркестра  - тамбурины, треугольник, колокольчики, коробочка, металлофон, барабан.
  • Мольберт, указка.
  • Листы формата А4 по количеству детей в группе, фломастеры.
  • Музыкальные материалы: «Марш» Д. Кабалевского, стихотворение Успенского «Наш дом»; «Полька» М.Глинка, «Вальс цветов» П.Чайковский, песня «Веселый жук».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Начало занятия, организационный момент

Дети садятся на стульчики, их встречает Петрушка. Он радостно предлагает ребятам поздороваться (дети поют «Здравствуйте!» вниз по звукам мажорного трезвучия.

Тут он замечает, что на занятии не хватает Алины (Венеры, Ярослава…, либо вообще придумывает другую причину «погрустить») и здоровается с детьми в миноре. Дети повторяют за ним.

Педагог здоровается с детьми также музыкально, но в мажоре. Отмечает грустное и веселое настроение приветствие, вводит понятия «мажор», «минор» (не заостряя на этом внимание. Кто сможет – запомнит, а остальным пока не надо).

Метро-ритмические упражнения. Звучащие жесты

Петрушка становится веселым и предлагает детям пошалить (хлопать в ладоши, шлепать по коленкам и т.д.  – повторять за педагогом заданный ритм):

      Тушки, тутушки! Сделаем хлопушки! – хлопки в ладоши;

Тушки, тутшки! Сделаем шлепушки! – шлепки по коленям;

Тушки, тутшки! Теперь – топотушки! – топают ногами по полу;

Тушки, тутшки! А теперь бомбушки!  - бьют по груди и т.д.

Игры с инструментами

Педагог:

Наш Петрушка хочет рассказать вам про свой дом, в котором он живет.

Далее Петрушка декламирует стихотворение Э.Успенского с сопровождением муз. инструментов. (упражнение взято у Т.Э. Тютюнниковой, см. список литературы).

  1. Над нашей квартирой собака живет,

Лает собака и спать не дает:

Тяф! Тяф! Тяф-тяф тяф! Ррррррр-Гав! Ррррр-Гав!

(ритмичное постукивание тамбурином)

  1. А над собакою кошка живет,

Мяукает кошка и спать не дает:

Мяу! Мяу! Всех мышей пойма-у!

(озвучивание на треугольнике)

  1. Ну а над кошкою мышка живет,

Мышка вздыхает и спать не дает:

Пи-пи-пи! Пи-пи-пи! Крепче, котик, ты поспи!

(ритмичное потряхивание колокольчиком)

  1. Ночью по крыше дождик стучит –

Вот потому-то и мышка не спит:

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, - песенку пою я так!

(удары по коробочке)

  1. В небе печальные тучки бегут,

Тучки рыдают – слезы текут:

Потечем, потечем, станем речкой, не ручьем!

(ритмичное глиссандо по металлофону)

  1. А тучки обидел маленький гром,

Который по тучкам стучал кулаком:

Тр-рах-бах! Та-ра-рах! Та-ра-рах, бах! Бах!

(удары по барабану).

Игра разучивается вместе с детьми.

Динамическая пауза

Дети выбегают в центр зала и выполняют «приказы Тамбурина»: равномерное постукивание четвертями – шаг врассыпную по залу;  потряхивание – бег; резкий удар – остановка в определенной позе; еще один удар – смена позы, застыть. «Приказы» обговариваются заранее, их можно варьировать. Сначала «приказывает» педагог, затем ребенок (играем 2-3 раза).

Игра на инструментах детского шумового оркестра

Ребята, берите свои любимые инструменты. Давайте послушаем, какую музыку и как они могут исполнять.

Под музыку «Польки» Глинки, «Марша» Кабалевского, «Вальса» Чайковского дети аккомпанируют, импровизируя настроение, характер звучания и динамику.

Развитие звуковысотного слуха, подготовка вокального аппарата

Выполняются упражнения для развития голоса по В.Емельянову: «самосвалы» (бррр – имитация звука мотора губами) в нижнем и верхнем регистрах; «шкафчик» – выдвигание и открывание челюсти; «две собаки» - тявкание в предельно низком и предельно высоком регистрах.

Распевание на знакомых попевках – «Андрей-воробей», «Дин-дон» и т.д.

Пение

Знакомство с песней «Веселый жук». Слушание песни целиком. Исполнение вместе с педагогом звукоподражаний («жу-жу»), разучивание текста песни при помощи «песни-паровозика»: графическое изображение песни и ее содержимого.

Итог

Дети отвечают на вопросы педагога по теме занятия, получают индивидуальные «записки» со словами песни «Веселый жук».

Источники:

Серия «Музыка для всех. СПб» Младенец музицирует. Пособие для детей от ясельного до школьного возраста, для их мам, пап, бабушек и дедушек. Н.Бергер, Н.Яцентковская, Р.Алиева, «Аверс-мудрость», Санкт-Петербург, 2004 г.

Авторская программа «Музыка с мамой» С.С., Е.С. и В.С. Железновых http://www.m-w-m.ru/pages/avtori

Путь к музицированию [Текст] / Л. А. Баренбойм. - 2-е изд., доп. - Л. : Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1979. - 352 с. : нот. - (в пер.)

Авторская методика Т.Э.Тютюнниковой «Учусь тврить. Элементарное музицирование: музыка, речб, движение», Москва, 2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия в 1 младшей группе. Конспект занятия «Ищем солнышко с помощью волшебной юбки»

     Формирование у детей дошкольного возраста геометрических пред­ставлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного разви­тия детей. Овладение основными формами и и...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект интегрированного музыкального занятия "Весенняя капель" для детей подготовительной группы

Тема весны на занятии проходит через различные виды музыкальной и творческой деятельности детей: восприятие музыки, поэзия, танцевальная импровизация, рисование. Такое глубокое погружение в тему, помо...