Методическое сообщение "Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе пения"
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Данное сообщение было подготовлено в рамках педагогического совета, посвященного теме развития социально-коммуникативных навыков. В сообщении рассматривается значение пения как вида деятельности в формировании навыка коммуникации детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_navykov_u_starshih_doshkolnikov.docx21.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение "Школа 2115"

Структурное подразделение №4

Методическое сообщение

«Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе пения».

Подготовила музыкальный руководитель:

Чеканова В.А

 

        В настоящее время социализация личности является важной составляющей системы образования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, основные из которых заложены в этикете, позволяющем быть успешным в социальном взаимодействии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который вступил в силу с 01.01.2014г. выделены 5 основных направлений развития детей, среди которых первостепенное место отводится социально-коммуникативному развитию детей.

В соответствии с ФГОС, социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и др.

        Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для эмоционального музыкального общения между ними. Важным принципом существования хора является коллективное начало, которое способствует музыкально-исполнительской деятельности, становлению сотрудничества ребёнка в ней, решению детьми таких задач, как способность действовать совместно по заданному образцу, слушать и выполнять инструкцию взрослого, умение оценивать свою работу и работу других детей.

     Хоровое исполнительство не может существовать вне социально-коммуникационного процесса. Музыкальная коммуникация в данном виде искусства осуществляется по своим особым законам, поскольку хоровое исполнительство имеет свою специфику: коллективный характер творчества; обязательное наличие фигуры дирижера; работу артистов хора с собственными голосами; открытость, доступность хорового пения и другие особенности.

        Хоровое исполнительство, в свою очередь, благодаря своим свойствам и функциям, имеет ряд преимуществ в коммуникационном аспекте по сравнению с другими видами музыкальной деятельности. Выделим из них следующие:

Доступность. Демократизм. Хоровое исполнительство предоставляет человеку возможность стать прямым или косвенным участником хорового пения. Хоровое пение понятно для всех, кто имеет слух.

Позитивность. Петь приятно, поскольку музыка воздействует на эмоциональную сферу человека, настраивает на позитивный лад.

Влияние на сознательный и подсознательный уровень. Использование в хоровом исполнительстве человеческого тембра приводит к прямому активному эмоциональному отклику реципиентов на подсознательном уровне. В условиях хорового коллектива данное влияние умножается в десятки раз. Имеющийся вербальный текст и программность хоровых произведений действует на сознательный уровень реципиента.

Воспитательная и дидактическая функции. Вместе с пением соучастники слышат и повторяют определенный поэтический текст, и таким образом и подсознательно, и осознанно впитывают идеи, знания, образы, заложенные авторами.

Эстетическая функция. Формирование ценных ориентиров, эстетического вкуса, приобщение к культурному наследию.

Объединяющая функция. Хор объединяет людей в общем деле, что упрощает связи внутри коллектива и увеличивает силу воздействия идей на слушателей. Данная функция реализуется и на макроуровне (личности, группы людей), и в масштабе народа, государства, мира (массовость).

Социальная функция. Народность, массовость хорового искусства. Возможность формировать культурный уровень населения.

  Итак, хоровое пение, благодаря выделенным свойствам, представляет собой мощный транслятор, объединяющий людей на основе общих идей. Вместе с этим прослеживаются масштабные возможности сознательного и подсознательного влияния хорового искусства на формирование системы ценностей в социуме.

 Изучив технологии известных педагогов, обращаясь к опыту работы педагогов разделяющих и углубляющих идею развивающего потенциала музыки, её роли в становлении, воспитании и самораскрытии детской личности, я разработала систему по развитию сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в процессе хорового пения.

Одним из видов социально-коммуникативного развития являются музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.

К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.

Для развития коммуникативных умений и навыков использую хороводы, игры приветствия, коммуникативные телесные и контактные игры, народные хороводные игры.

 Известно, исполнение обрядовых песен хором и совместное круговое движение родственно заклинанию или заговору. Оно оказывает гипнотическое действие на включённых в это действо исполнителей. Активные участники хоровода начинают ощущать коллективную силу своей группы.

   

   В пении и песенном творчестве использую приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания (Придумай и спой песенку, «Закончи мелодию», дидактические игры «Передай звук по цепочке», «Весёлый бубен.)

Для успешного выполнения работы применяла различные формы организации деятельности детей (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьёй), в ходе которой разучивались хороводные песни направленные на сотрудничество, дружбу и взаимодействие между людьми.

          Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства, воспитывать в них добрые, товарищеские взаимоотношения и ощутить радость  от коллективного исполнения. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно-эмоционального мира ребёнка, через приобщение к ценностям музыкального искусства, ведь музыка-искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей.

   Список литературы:

1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Б.В.Асафьев.-Л.:Музыка,1973.-283с.

2.Бердяев Н.А. О назначении человека/Н.А.Бердяев.-М.:Нацка,1993.-267с.

3.Выготский Л.С.Психология искусства/ Л.С.Выготский.-М.: Наука,1968.-238с.

4.Вендрова Т.Е.  Пусть музыка звучит/Т.Е.Вендрова-М:Просвещение,1990.-96с.

5.Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания//Искусство в школе,1995-№2,с.64-65.

6. Назайкинский Е.О. О психологии музыкального воспитания/Е.О.Назайкинский.-М.:Музыка,1972.-340с.

7.СохорА.Н.Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия//Вопросы социологии и эстетики/А.Н.Сохор.

М.:Искусство,1986.-238с.

8.А.Г.Гогоберидзе,В.А.Деркунская Детство  с музыкой/А.Г.Гогоберидзе,В.А.Деркунская-ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2010г.-656с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Презентация по теме:"Формирование мотивации общения и коммуникативных навыков у старших дошкольников"

Отношения между людьми выстраиваются естественным образом; но в реальности кто-то общается легко и непринужденно, а кому-то это стоит большого труда.  Практика воспитательной работы в детск...

«Развитие сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения».

Городское методическое объединение музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций города Нижневартовска....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через организацию режиссёрской игры "Зоопарк" старшая группа

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольниковчерез организацию режиссёрской игры «ЗоопаркВид проекта: информационно-творческий, игровой, познавательныйСроки реализации проекта: долгоср...

ПЕДАГОГИЧЕСКИ ПРОЕКТ Персонализация образовательной деятельности через развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения

Персонализация образовательной деятельности через развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения...

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...