Музыкальное Занятие-игра "Лиса-плясунья"
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему
Занятие знакомит воспитанников средней группы с чувашской народной сказкой "Лиса-плясунья". Стимулируется познавательная активность детей, воспитывается интерес и бережное отношение к культуре родного края, национальному костюму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лиса-плясунья | 21.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 комбинированного вида» города Чебоксары
Чувашская Республика
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
(Музыкальная деятельность)
в средней группе
ЛИСА-ПЛЯСУНЬЯ
Подготовил: музыкальный руководитель
Филатова Н.В.
Чебоксары 2016
Цель – приобщение детей среднего возраста к культуре чувашского народа.
Программное содержание:
- Расширять представления о многообразии фольклора чувашского народа. Познакомить с детей с чувашской сказкой «Лиса-плясунья». Закреплять представление о чувашской народной инструментальной музыке, названиях музыкальных инструментов на чувашском языке. Продолжать знакомить с элементами чувашского национального костюма – хушпу, монисто, платье.
- Совершенствовать исполнительские качества детей: умение петь на чувашском языке, выполнять танцевальные движения, имитировать игру на музыкальных инструментах. Развивать игровые навыки, умение соблюдать правила игры, свободно ориентироваться в пространстве музыкального зала.
- Воспитывать познавательный интерес к наследию чувашского народа, уважительное отношение к культурным ценностям родного края, толерантного отношения к людям любой национальности.
Предварительная работа:
- слушание музыки (чувашские народные плясовые мелодии)
- разучивание песни на чувашском языке «Музыкантпа мулкачсем»,
- разучивание считалок, жеребьевок
- рассматривание открыток, альбомов с изображением чувашского народного костюма, его отдельных элементов
Словарная работа:
Разучивание названий инструментов и элементов костюма: серме купас , тамра, параппан, хушпу, монисто
Индивидуальная работа: закрепить с Аней Е., Никой, Тимуром названия инструментов на чувашском языке.
Материалы и оборудование: кукла-лиса, сундучок с элементами костюма (платье, хушпу, монисто), изображения скрипки, балалайки, барабана, магнитофон с аудиозаписью чувашских плясовых мелодий, фортепиано
Ход занятия.
М.Р.: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. Садитесь прямо, плечи расправьте, и мы с вами подышим, почувствуем, чем пахнет весна.
Упражнение на дыхание: Сделайте глубокий вдох носом, а выдох – через «круглые» губки, как будто удивились (артикуляция звука «о» 2-3 раза), а теперь вдохнем так же, а выдохнем через звук «у», через звук «а».
Распевание: Обычно мы с вами здороваемся на русском языке, а сегодня будем здороваться на чувашском языке.
Муз.руководитель поет «Сыва пултар, ачасем!» Дети отвечают «Сыва пул!»
М.Р.:Сегодня, ребята, мы отправимся в волшебный мир чувашских народных сказок. Я расскажу вам сказку-старинную, необычную, с хитринкой, ее рассказывали в старину древние чуваши. Называется она «Лиса-плясунья».
М.р. достает из сундучка куклу-лису.
М.Р.:А поможет мне чувашская музыка.
Звучит мелодия , музыкальный руководитель рассказывает сказку:
«Один старик принес из леса живую лису и говорит старухе :
— Брось-ка в печь мою старую шапку, я тут кое-что на новую принес. Вот, посмотри, — и вытащил из мешка лисицу.
Старуха как раз топила печку и, увидев лисицу, взяла старую шапку мужа и бросила в огонь. А старик тем временем говорит лисе:
— Прежде чем я пущу тебя на шапку, спляши, лисичка-сестричка, повесели нас со старухой, — и принялся точить нож.
Бедная лисичка глядит на нож, на старика со старухой и сидит ни жива ни мертва. Взглянула в окно, увидела дорогу в поле, а за полем — лес, только как убежишь в тот лес?
А старик уже и нож наточил.
— Пляши, лисичка, не то зарежу.
— Я бы сплясала, — ответила лиса, — но у меня нет хорошего платья. А без платья — что это за пляска?
Старуха достала из сундука свое девичье платье, нарядила в него лисичку. А та посматривает на свой наряд, любуется, а плясать не торопится.»
М.Р. Вот и нашей лисичке нужно платье надеть, __________, помоги, пожалуйста
М.Р достает платье для лисы. Предлагает рассмотреть его
М.Р . Платье красивое, расшитое цветными узорами, посмотрите, какая наша лисичка нарядная стала.
«— Что же не пляшешь-то, сестрица? — спрашивает старик.
— Я бы сплясала, — отвечает лиса, — да у меня нет хушпу* на голове.
Старик со старухой надели на голову лисы хушпу.»
М.Р.: Наденем и мы нашей лисе хушпу
М.Р достает хушпу для лисы. Предлагает рассмотреть его
________, надень, пожалуйста. Вот на нем какие бусины да монетки звонкие.
«А она и теперь на украшения смотрит, однако же и плясать не пляшет. Тогда старик со старухой в один голос:
— Хватит любоваться-то, лисица, пляши, почему не пляшешь?
— А у меня — разве не видите? — на шее мониста нет, — отвечает лиса.
Повесила ей на шею старуха и свое монисто, — не пляшет лиса:
— Надо бы еще и браслеты.»
М.Р достает монисто для лисы. Предлагает рассмотреть его
М.Р.: Вот какие у нас в сундучке мониста да браслеты, всем на удивление. ____________, надевай лисичке украшение.
«И когда только дали ей и браслеты — повеселела, вышла на середину избы, на задние лапы встала.
Старик достал гусли, заиграл, лисица в пляс пустилась. Сначала тихо, медленно прошла по кругу, а потом все быстрей и быстрей. Только нарядное платье мелькает, да хушпу с монистом позванивают. Старуха и про печку забыла, глядит на лисью пляску, в ладоши хлопает.»
М.Р. включает музыкальный фрагмент №1.
«— А ну, ходи веселей, лисичка-сестричка! — подбадривает плясунью и старик, и чуть ли не сам готов вместе с ней в пляс пуститься.
Что только не выделывала, какие веселые колена лисица ни выкидывала. Глядят на пляску старик со старухой не наглядятся.»
Музыкальный фрагмент №2
«Жарко стало плясунье, она и говорит:
— Чтобы дверь была открыта,
И окно чтоб не закрыто.
Старуха тут же кинулась открывать дверь, а старик открыл окно: жалко что ли: лишь бы лисичка-сестричка веселей плясала!»
Музыкальный фрагмент №3
«А лисичка еще немного попрыгала, поплясала, да — юрк! — в открытую дверь. Только ее старик со старухой и видели.
И остался старик без шапки: старая в печке сгорела, а новая в лес ушла.»
М.Р.: Вот лиса, так лиса. Что же она сделала?
Ответы детей: обхитрила, сбежала, обманула.
М.Р.: А какой характер был у музыки? (веселый, заводной) А как она менялась? (ускорялась, ………. )
Все верно. Маттур, ачасем!
М.Р.предлагает оставить лису в музыкальном зале, чтоб другие дети тоже познакомились с ней.
М.Р.: Интересно, что-нибудь еще в нашем сундучке осталось?
Заглянем. Тут инструменты музыкальные – скрипка… а как же скрипка называется на чувашском языке?
Дети: серме купас.
М.Р.: Еще есть балалайка. А на чувашском языке?
Дети: Тамра.
М.Р.: Вот еще барабан.
Дети: Параппан.
М.Р.: Что же нам с этими инструментами делать? Нужно подумать.
Дети: можно играть.
М.Р.: Так ведь они не настоящие…
Дети: В «Зайцев и музыканта» можно играть.
(Если дети затрудняются ответить, то м.р. может «вспомнить» про игру сам).
М.Р.: Выходите, ребята, а музыканта мы выберем считалкой.
Икĕ кишĕр, пĕр сухан,
Эп юлатăп, эс тухан.
Игра «Музыкантпа мулкачсем» с пением. Проводится 2-3 раза.
М.Р.: Вот и закончилось наше путешествие в чувашский сказочный мир. Надеюсь, вам понравилась сказка про хитрую лису-плясунью. А инструменты я вам с собой дам, будете в группе играть или на прогулке.
До свидания, ребята. Тепре куриччен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная игра-сказка, как средство формирования музыкальных основ музыкальной культуры у детей дошкольного возроста.
Сказка по мотивам А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
В помощь музыкальному руководителю детского сада. Планирование музыкальной деятельности, документация музыкального руководителя, ФГТ в детском саду.
требования к проведению различных видов музыкальной деятельности в соответствии с ФГТ...
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко» «Музыка укрепляет здоровье наше» Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах м
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко»«Музыка ...
Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...
Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.
Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...