Музыкальное Занятие-игра "Лиса-плясунья"
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему

Филатова Наталия Валентиновна

Занятие знакомит воспитанников средней группы с чувашской народной сказкой "Лиса-плясунья". Стимулируется познавательная активность детей, воспитывается интерес и бережное отношение к культуре родного края, национальному костюму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лиса-плясунья21.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 82 комбинированного вида» города Чебоксары

Чувашская Республика

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

(Музыкальная деятельность)

в средней группе

ЛИСА-ПЛЯСУНЬЯ

                                                  Подготовил: музыкальный руководитель

                                                Филатова Н.В.

Чебоксары 2016

Цель – приобщение детей среднего возраста к культуре чувашского народа.

Программное содержание:

- Расширять представления  о многообразии фольклора чувашского народа. Познакомить с детей с чувашской сказкой «Лиса-плясунья». Закреплять представление о чувашской народной инструментальной музыке, названиях    музыкальных  инструментов на чувашском языке. Продолжать знакомить с элементами чувашского национального костюма – хушпу, монисто, платье.

- Совершенствовать исполнительские качества детей: умение петь на чувашском языке, выполнять танцевальные движения, имитировать игру на музыкальных инструментах. Развивать игровые навыки, умение соблюдать правила игры, свободно ориентироваться в пространстве музыкального зала.

- Воспитывать познавательный интерес к наследию чувашского народа,  уважительное отношение к культурным ценностям родного края, толерантного отношения  к  людям любой национальности.

Предварительная работа:

- слушание музыки (чувашские народные плясовые мелодии)

- разучивание песни на чувашском языке «Музыкантпа мулкачсем»,

- разучивание считалок, жеребьевок

- рассматривание открыток, альбомов с изображением чувашского народного костюма, его отдельных элементов

Словарная работа:

Разучивание названий инструментов и элементов костюма: серме купас , тамра, параппан, хушпу, монисто

Индивидуальная работа: закрепить с Аней Е., Никой, Тимуром  названия инструментов на чувашском языке.

Материалы и оборудование: кукла-лиса, сундучок с элементами костюма (платье, хушпу, монисто), изображения скрипки, балалайки, барабана, магнитофон с аудиозаписью чувашских плясовых мелодий, фортепиано

Ход занятия.

М.Р.: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. Садитесь прямо, плечи расправьте, и мы с вами подышим, почувствуем, чем пахнет весна.

Упражнение на дыхание: Сделайте глубокий вдох носом, а выдох – через «круглые» губки, как будто удивились (артикуляция звука «о» 2-3 раза), а теперь вдохнем  так же, а выдохнем через звук «у», через звук «а».  

Распевание: Обычно мы с вами здороваемся на русском языке, а сегодня будем здороваться на чувашском языке.

Муз.руководитель поет «Сыва пултар, ачасем!»  Дети отвечают «Сыва пул!»

М.Р.:Сегодня, ребята, мы отправимся в волшебный мир чувашских народных сказок. Я расскажу вам  сказку-старинную, необычную, с хитринкой, ее рассказывали в старину древние чуваши.  Называется она «Лиса-плясунья». 

М.р. достает из сундучка куклу-лису.

М.Р.:А поможет мне чувашская музыка.

Звучит мелодия ,  музыкальный руководитель рассказывает сказку:

«Один старик принес из леса живую лису и говорит старухе :

— Брось-ка в печь мою старую шапку, я тут кое-что на новую принес. Вот, посмотри, — и вытащил из мешка лисицу.

Старуха как раз топила печку и, увидев лисицу, взяла старую шапку мужа и бросила в огонь. А старик тем временем говорит лисе:

— Прежде чем я пущу тебя на шапку, спляши, лисичка-сестричка, повесели нас со старухой, — и принялся точить нож.

Бедная лисичка глядит на нож, на старика со старухой и сидит ни жива ни мертва. Взглянула в окно, увидела дорогу в поле, а за полем — лес, только как убежишь в тот лес?

А старик уже и нож наточил.

— Пляши, лисичка, не то зарежу.

— Я бы сплясала, — ответила лиса, — но у меня нет хорошего платья. А без платья — что это за пляска?

Старуха достала из сундука свое девичье платье, нарядила в него лисичку. А та посматривает на свой наряд, любуется, а плясать не торопится.»

        М.Р. Вот и нашей лисичке нужно платье надеть,  __________, помоги, пожалуйста

М.Р достает платье для лисы. Предлагает  рассмотреть его

М.Р . Платье красивое, расшитое цветными узорами, посмотрите, какая наша лисичка нарядная стала.

«— Что же не пляшешь-то, сестрица? — спрашивает старик.

— Я бы сплясала, — отвечает лиса, — да у меня нет хушпу* на голове.

Старик со старухой надели на голову лисы хушпу.»

М.Р.: Наденем и мы нашей лисе хушпу

М.Р достает хушпу  для лисы. Предлагает  рассмотреть его

 ________, надень, пожалуйста. Вот на нем какие бусины да монетки звонкие.

«А она и теперь на украшения смотрит, однако же и плясать не пляшет. Тогда старик со старухой в один голос:

— Хватит любоваться-то, лисица, пляши, почему не пляшешь?

— А у меня — разве не видите? — на шее мониста нет, — отвечает лиса.

Повесила ей на шею старуха и свое монисто, — не пляшет лиса:

— Надо бы еще и браслеты.»

М.Р достает монисто для лисы. Предлагает  рассмотреть его

М.Р.: Вот какие у нас в сундучке мониста да браслеты, всем на удивление. ____________, надевай лисичке украшение.

«И когда только дали ей и браслеты — повеселела, вышла на середину избы, на задние лапы встала.

Старик достал гусли, заиграл, лисица в пляс пустилась. Сначала тихо, медленно прошла по кругу, а потом все быстрей и быстрей. Только нарядное платье мелькает, да хушпу с монистом позванивают. Старуха и про печку забыла, глядит на лисью пляску, в ладоши хлопает.»

 

М.Р. включает музыкальный фрагмент №1.

«— А ну, ходи веселей, лисичка-сестричка! — подбадривает плясунью и старик, и чуть ли не сам готов вместе с ней в пляс пуститься.

Что только не выделывала, какие веселые колена лисица ни выкидывала. Глядят на пляску старик со старухой не наглядятся.»

Музыкальный фрагмент №2

«Жарко стало плясунье, она и говорит:

— Чтобы дверь была открыта,

И окно чтоб не закрыто.

Старуха тут же кинулась открывать дверь, а старик открыл окно: жалко что ли: лишь бы лисичка-сестричка веселей плясала!»

Музыкальный фрагмент №3

«А лисичка еще немного попрыгала, поплясала, да — юрк! — в открытую дверь. Только ее старик со старухой и видели.

И остался старик без шапки: старая в печке сгорела, а новая в лес ушла.»

М.Р.: Вот лиса, так лиса. Что же она сделала?

Ответы детей: обхитрила, сбежала, обманула.

М.Р.: А какой характер был у музыки? (веселый, заводной) А как она менялась? (ускорялась, ………. )

Все верно. Маттур, ачасем!

М.Р.предлагает оставить лису в музыкальном зале, чтоб другие дети тоже познакомились с ней.

 М.Р.: Интересно, что-нибудь еще в нашем сундучке осталось?

Заглянем. Тут  инструменты музыкальные – скрипка… а как же скрипка называется на чувашском языке?

Дети: серме купас.

М.Р.: Еще есть балалайка. А на чувашском языке?

Дети: Тамра.

М.Р.: Вот еще барабан.

Дети: Параппан.

М.Р.: Что же нам с этими инструментами делать? Нужно подумать.

Дети: можно играть.

М.Р.: Так ведь они не настоящие…

Дети: В «Зайцев и музыканта» можно играть.

(Если дети затрудняются ответить, то м.р. может «вспомнить» про игру сам).

М.Р.: Выходите, ребята, а музыканта мы выберем считалкой.

Икĕ кишĕр, пĕр сухан, 
Эп юлатăп, эс тухан.

Игра «Музыкантпа мулкачсем» с пением. Проводится 2-3 раза.

М.Р.: Вот и закончилось наше путешествие в чувашский сказочный мир. Надеюсь, вам понравилась сказка про хитрую лису-плясунью. А инструменты я вам с собой дам, будете в группе играть или на прогулке.

До свидания, ребята. Тепре куриччен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...