Самообразование "Детский альбом" П.И.Чайковского для дошкольников
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

КОМАРОВА ВАЛЕНТИНА ВАЛЕНТИНОВНА

Музыкально-образовательный проект по творчеству

П.И. Чайковского

 

«Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект с итоговым занятием65.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-образовательный проект по творчеству

П.И. Чайковского

«Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского»


 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,

журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков,

жаворонков в бездонном синем небе,

шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную

тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает

сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты

слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой»

В.Сухомлинский

П.И.Чайковский

Автор:  Комарова Валентина Валентиновна

Тип: творческий.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети.

Продолжительность: краткосрочный.

Срок реализации:  апрель 2016г.

Актуальность проблемы:

В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям; на умственное, познавательное, трудовое, физическое, психическое, художественно-эстетическое воспитание.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, в приобщении их к общечеловеческим ценностям.

Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.

Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей, по средствам слушания (восприятия) классической музыки. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки, поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

Слушая шедевры классической музыки, ребенок учится определять ее настроение, эмоциональную окраску, развивает свою музыкальную и общую культуру.


Цель: Повышение качества воспитания, обучения и развития ребенка по музыкальному воспитанию через создание условий для приобщения к ценностям музыкального искусства.

Задачи:
- прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского
- развивать музыкальный вкус, творческие способности детей
- учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений
- учить импровизировать, фантазировать под музыку
- обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения

-воспитывать эстетические чувства, интерес к музыке, желание познавать и развиваться.
- проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского

Образовательная область: музыка.

Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, здоровье, социализация

Предметно-развивающая среда:

- беседа о П. И. Чайковском и его о творчестве.
- презентация «Детский альбом».

- слушание пьес из «Детского альбома»;
- рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков;
- беседы о духе, традициях, культуре той эпохи;
- импровизации и этюды на заданную тему;

Ресурсы: материально-техническая база (музыкальный центр, ноутбук, медиатека), методическое обеспечение.

Содержание проекта:

1 этап: Подготовительный.

Постановка цели, формулировка задач. Определение приёмов, методов и форм обучения. Подбор музыкального материала, художественного слова, иллюстраций. Составление плана реализации проекта. Работа с методической литературой.

2 этап: Реализация проекта.

Деятельность педагогов: обогащение детей знаниями о классической и инструментальной музыке П. И. Чайковского. Разучивание с детьми танцев и стихов. Беседы о духе, традициях, культуре эпохи 18-19 веков.
Деятельность детей: усвоение новых знаний, навыков и умений. Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке П. И. Чайковского.

3 этап: Заключительный.
Подготовка и проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.

Продукт проектной деятельности: комплексное занятие «Музыкальная гостиная». 

Прогнозируемый результат: создание информационной среды ДОУ, обогащение представлений о классической музыке, знакомство с творчеством П.И.Чайковского. Развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников: расширение кругозора, любознательности. Повышение уровня освоения программы по музыкальному воспитанию.

План реализации проекта

СЕНТЯБРЬ:

Выявление знаний о композиторе Петре Ильиче Чайковском, о «Детском альбоме». Краткая биография, показ портретов, беседа о «Детском альбоме». 

Слушание:  Утренний цикл-   «Молитва», «Мама», «Зимнее утро, «Игра в лошадки».

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом» писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

«Утренняя молитва».

С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

«Зимнее утро».

 Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки».

Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

 «Мама».

Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка.

Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций. Импровизация игры в лошадки, стараться скакать по залу прямым галопом - «наездники».

ОКТЯБРЬ:

Слушание : дневной цикл-   « Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы».

 «Марш деревянных солдатиков».

Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

«Болезнь куклы».

Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций.

Импровизация марша «солдатиков» под музыку. Вспомнить, в каких сказках встречаются солдатики, и какими они ещё бывают (оловянные, пластилиновые и т.д.)

НОЯБРЬ:
Слушание : дневной цикл-   «Похороны куклы», «Вальс», «Новая кукла»

«Похороны куклы».

Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.

«Вальс».

Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передает Чайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

«Новая кукла».

Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств – восторг, изумление, радость.

Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций. Творческое задание – придумать танец с новой куклой под музыку.

ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ:  

Слушание:  Дневной цикл- Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского.

«Детский альбом» передает всю непоседливость детского возраста.

«Мазурка».

Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня».

Мелодия пьесы – обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.

«Мужик на гармонике играет».

Эта пьеса – образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

 «Камаринская».

Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники. «Полька». Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский.

«Полька»

 из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций. Разучить несколько  характерных движений польки.

ФЕВРАЛЬ:  

Слушание:   Песни дальних стран.

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

«Итальянская песенка».

В ней Чайковский средствами музыкальной выразительности точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.

«Старинная французская песенка».

Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.

«Немецкая песенка».

Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

 «Неаполитанская песенка».

Звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Неаполь – один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан. Вечерний цикл Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты.

Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций.

МАРТ - АПРЕЛЬ:  

Слушание:  

«Нянина сказка».

Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга».

Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«Сладкая греза».

И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

 «Песня жаворонка».

Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним – и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

«Шарманщик поет».

Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

 «В церкви».

Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций.  

Обратить внимание, как композитор передал в музыке птичьи трели, прихрамывающую походку Бабы-Яги, звучание шарманки. Закончить занятие релаксацией под музыку «Сладкая грёза» и «В церкви».

Доп. материал:

«Детский альбом»

«Детский альбом»  созданный в 1878году представляет собой образец фортепианной музыки для детей и нашего времени.

Все 24 пьесы из «Детского альбома» написаны П.И.Чайковским о детях и доступны для исполнения детьми.

Композитор посвятил этот альбом племяннику Володе Давыдову и попросил художника нарисовать к нотам картинки, чтобы ребятам было ещё интересней.

В «Детском альбоме» привлекает поэтический показ эпизодов из жизни детей – здесь и занимательные игры, и детские впечатления, и фантастика, и народные сцены, и рассказы о далёких, неведомых странах.

«Марш деревянных солдатиков»

Маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. «Марш деревянных солдатиков» - игрушечный марш, под него маршируют деревянные солдатики. Они шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Сначала музыка звучит негромко, она едва слышна – они идут далеко. Вот они подходят всё ближе и ближе, и марш начинает звучать громче. Потом солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает.

Пётр Ильич Чайковский в своей музыке подчеркнул, что это марш игрушечный. Настоящие солдаты шагают более тяжело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная.

«Болезнь куклы», «Новая кукла»

В какие игры любят играть девочки? Правильно, в куклы! Пётр Ильич сочинил две пьесы об играх девочек: «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

В пьесе «Болезнь куклы» грустное настроение, девочка переживает, что её кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи.

Но вот девочке купили новую куклу. Музыка здесь стала другой – она стала быстрее, живее, похожа на весёлый танец.

«Вальс», «Полька», «Мазурка»

Танцевальные пьесы из «Детского альбома»: «Вальс», «Полька», «Мазурка».

Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. По характеру вальсы бывают разные: медленные, спокойные, задумчивые, быстрые, весёлые, взволнованные, стремительные. Вальс танцуют парами.

Сначала музыка вальса более плавная. В средней части вальса характер музыки меняется. Плавность исчезает. Быть может, на бал, где звучит этот вальс, приехал какой – ни будь знатный гость и все переполошились, засуетились… Но вот спокойствие восстановлено и танец продолжается.

Полька – это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками – маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова – «полшага». Полька была распространена и как бальный танец.

Полька начинается изящно и легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр – большой, смешной и неповоротливый. потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше – это снова танцует девочка.

Мазурка – это танец родом из Польши. Он возник, как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный. Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трёхдольная. Но, в отличие от вальса, в ней часто встречаются отрывистые, лёгкие, полётные интонации, чередующиеся с плавными. Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм. Этот ритм придаёт мазурке энергичный характер. Эта музыка красива и изящна. В движениях мазурки есть лёгкие прыжки, а у мужчин – удары каблуком о каблук, но лёгкие и чёткие. В начале мазурки, музыка изображает движения кавалеров. В средней части – главные дамы (музыка воздушная и полётная). Третья часть повторяет первую.

«Камаринская»

Русская плясовая песня. Она весёлая, задорная, с юмором, озорством. Композитор в этой пьесе показал старинный народный танец, который ловко и весело отплясывали деревенские парни. Хотя «Камаринская» исполняется на фортепиано, в ней очень хорошо слышатся звучания разных русских народных инструментов. Вот задорно бренчит балалайка, её сменяет гармоника – раздвигаются меха и громко, во всю ширь звучит аккомпанемент. В зависимости от того, как звучит музыка, меняются движения танцоров. Они то дробно стучат каблуками, то лихо пускаются вприсядку, то стремительно несутся по кругу.

«Итальянская песенка», «Старинная французская песенка»,

«Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»

Пётр Ильич Чайковский очень много путешествовал. В «Детском альбоме» есть народные песни других стран.

Итальянская песенка похожа на вальс. Но вальс этот не плавный, а игривый, весёлый, живой. В аккомпанементе слышится подражание распространённым в Италии музыкальным инструментам – мандолине и гитаре. Итальянская песенка больше похожа на танец.

Старинная французская песенка больше похожа на песню – задушевную, задумчивую, печальную.

Немецкая песенка танцевальная по характеру. Она похожа на старинный немецкий танец лендлер – предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неповоротливо, с поклонами, притопами и кружениями.

В Германии распространён народный музыкальный инструмент – губная гармошка. В средней части пьесы, очень похоже,  переданы звуки губной гармошки.

Неаполь – это город в Италии. В «Неаполитанской песенке» Чайковский очень выразительно передал черты итальянской музыки, звучание народных инструментов. Музыка весёлая, задорная, танцевальная.

Пьеса напоминает народный итальянский танец – тарантеллу. Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом. В Италии распространён испанский народный инструмент – кастаньеты. Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер.

«Нянина сказка», «Баба – Яга»

Две пьесы – «Нянина сказка» и «Баба – Яга» следуют в «Детском альбоме» одна за другой.

Вечером няня укладывает малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, с внезапными акцентами, таинственная, а в середине – плавная, подкрадывающаяся, пугающая, тихая. Снова повторяется первая часть музыки. Заканчивается пьеса внезапно и таинственно.

Музыка пьесы «Баба – Яга» злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба – Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. Баба – Яга поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает звучать всё ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. Закружилась, начала колдовать, завертелась… и вдруг пропала.

«Шарманщик поёт»

Шарманка – это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Чаще мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Люди бросали шарманщику из окон мелочь. Папа Карло в сказке «Золотой ключик»  был шарманщиком.

Музыка звучит заунывно, жалобно. Она звучит, как песня плавно и напевно. Есть в этой музыке черты вальса.

«Песня жаворонка»

Музыка светлая, беззаботная, нежная, слышится тоска и печаль. Быть может жаворонку стало неуютно одному так высоко в небе, может, тучка закрыла солнце, стало темно, страшновато. Но вот солнце снова показалось из-за туч, и жаворонок вновь запел свою беспечную, игривую, радостную песню. В конце пьесы слышно, как он спустился вниз и исчез.

Мы прослушали много пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского и знаем, что в нём композитор рассказал об одном дне прожитом ребёнком, наполненном разными впечатлениями, переживаниями, играми, «путешествиями».

П.И.Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Его музыку знают и любят люди разных стран.

Итоговое занятие в музыкальной гостиной

«Путешествуем вместе с музыкой П. И. Чайковского

«Детский альбом».

Цель: Задачи:

Образовательные:

1. Разнообразить музыкальные впечатления детей.

2. Освежить память детей о пьесах из «Детского альбома» Чайковского посредством танцевальной импровизации.

3. Пополнить знания детей по теме: «Игрушки».

Развивающие:

1. Развивать познавательную, двигательную и творческую активность.

2. Способствовать развитию творческого мышления, речи, памяти.

Воспитывающие:

1. Воспитывать чувство любви к ближнему.

2. Воспитывать любовь к классической музыке.

Оборудование: солдатики, барабаны, ложки, музыкальные инструменты (лошадки, солдатики).

Ход мероприятия:

Дети под пьесу «Сладкая грёза»  входят в зал, рассаживаются на стульчики.

Муз. рук. Дети, сегодня наша беседа будет посвящена одному очень великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотиться и передать музыкальные образы его произведений. Посмотрите на портрет, про кого я говорю?

Дети называют композитора П. И. Чайковского

 А кто же он по профессии?   (Композитор.)

 Правильно!

Вам уже приходилось слушать его произведения. Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском?

Дети рассказывают о композиторе все, что знают.

          Да, ребята,  П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».

       Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского. Вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».

        Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с  машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.

       Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)  Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.

      Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.

      Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя! »  Няня садилась рядом с ним и гладила его по голове.

      Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.

          А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.

         Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий?  Какие?                                               (Дети называют)

Беру в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского.

 А теперь обратите внимание, что у меня в руках?   (ответы)

А что вы о нем знаете?   (ответы)

Бом-бом, бом – бом, открывается альбом,

Не простой, а музыкальный, то веселый, то печальный,

Сочиненный для ребят  много-много лет назад.

                Однажды Чайковский наблюдал за играми детей, и у него родился замысел сочинить музыкальные пьесы для фортепиано о детских играх, забавах, игрушках о том, чем дети занимаются в течение дня, о маминых песенках, няниных сказках и многом другом. Когда все пьесы были написаны, Пётр Ильич объединил их в «Детский альбом».            Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.

         А какие музыкальные произведения мы будем прослушивать, вы отгадайте  из загадок.

«Они в коробочке лежат, но если их достать-

Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать.

И каждый с новеньким ружьём, похожи словно братики.

Кто скажет, как мы их зовём?»

Дети: Оловянные солдатики.

М.Р. Какой характер этой музыки?   (весёлый, ритмичный)

Да, музыка звучит громко, весело, ритмично. Мы сможем под неё танцевать?   (нет, маршировать)

Давайте все превратимся в солдатиков и будем маршировать.

«Марш  деревянных солдатиков».

Сколько частей в этом марше?  (в нем 3 музыкальных части из них две одинаковые — это 1 и 3 .)

Кто же в гости к нам бежит, поздороваться спешит?

Появляется Лошадка.

ЛОШАДКА: Иго-го! А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Дети здороваются.

М.Р. Лошадка, ты отдохни

И послушай наши стихи.

РЕБ.  Любим мы играть в лошадки,

Лихо скачем по площадке,

Дёргаю за вожжи – стоп!

Быть лошадкой – мой черёд!

М.Р. Ты скачи, Лошадка, снова.

Мы помочь тебе готовы.

Давайте поиграем в наездников, выходите на круг и покажите, как нужно ездить верхом на лошади под музыку.

 «Игра в лошадки»

М.Р. Понравилось тебе с нами, лошадка?    

ЛОШАДКА: Конечно. Спасибо, что со мной поиграли.

М.Р. Побудь  ещё  у нас в гостях.

       Мальчишки тех давних времён играли с солдатиками,  лошадками, а девочки так же, как и сейчас, играли в куклы.

Вносится кукла, которую М.Р. качает на руках,  у куклы повязка на голове.

Кукла заболела, на бочок легла.

Дали ей конфетку – кукла не взяла,

«Сами виноваты» - доктор говорит

«У нее животик от конфет болит»

- Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)

Какая пьеса про куклу есть в «Детском альбоме»?

Кто помнит, какая музыка по характеру?  (грустная, печальная)

«Болезнь куклы»

Слышали, как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)

- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело? (ответы детей)

Тихо, тихо, тишина,

кукла бедная больна,

просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

и она поправится.

ПЕСНЯ (по выбору детей)

(посадить куклу на стульчик)

 Ну вот, куколка и поправилась

М.Р. снимает повязку с головы куклы.

Стук в дверь.

Кто-то к нам в гости пришел.

М.Р.  вносит других кукол

Вот и новые куклы пришли.

А П. И. Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Новая кукла»

       Как вы думаете, какая будет музыка по характеру? Какое настроение теперь у кукол будет?

Сейчас мы послушаем пьесу «Новая кукла», а девочки постараются выразить в движениях, как радуются они новым куклам.

М.Р.  предлагает всем девочкам взять кукол.

«НОВАЯ КУКЛА»

Теперь куклы пусть посидят и послушают вместе с вами музыку  П. И. Чайковского.

          Ну, что отправляемся дальше. Чайковский любил путешествовать. Всё, о чём он узнавал в дальних странствиях, композитор обязательно передавал в своей музыке. Случилось Петру Ильичу побывать во Франции, в Париже. На одной из парижских улиц он повстречал маленького мальчика, который просил милостыню. Чтобы прохожие бросали ему больше монет, мальчик пел. Он пел печальную песню, так появилась в «Детском альбоме» «Старинная французская песенка».

«Старинная французская песенка»

         На карте мира есть государство, очертания которого похожи на сапог, - это Италия. Путешествуя по ней, Чайковский посетил красивейший город Неаполь. В солнечном Неаполе с утра до поздней ночи звучала музыка. Её жителям было проще спеть, чем рассказать. Они с особенным удовольствием слушали песни под гитару. Одну из них Чайковский записал и назвал «Неаполитанская песенка». Мелодия была так хороша, что композитор использовал её в балете «Лебединое озеро».

«Неаполитанская песенка».

            Однажды композитор путешествовал по Германии. В одной немецкой деревне он принял участие в сельском празднике. Крестьяне под звуки скрипки кружились в парах, постукивая деревянными башмаками в такт музыки. Чайковский узнал весёлый лендлер, так появилась в альбоме «Немецкая песенка».

«Немецкая песенка».

                  Какими бы красивыми не были заграничные страны, милей родины для Чайковского не было ничего.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто, с вышины,

Поёт на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны! ».

О каком произведении вы вспомнили, слушая эти строки?    (песня жаворонка)

«Песня жаворонка».

Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?

Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.

Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?

        А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?

На этом  подошло к концу и наше путешествие по страницам «Детского альбома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...