МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. АЛГОРИТМ РАЗУЧИВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДЬ»
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Мясникова Ирина Юрьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей Московского района, Санкт – Петербурга

 

image

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ  РАБОТА

АЛГОРИТМ  РАЗУЧИВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ          КОМПОЗИЦИИ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДЬ»

Музыка «Кукарелла» А. Симон

 

 

 

 

                                           Выполнила:

                                                                         музыкальный  руководитель

                                                  высшей категории    

Мясникова Ирина Юрьевна

 

 

Санкт – Петербург, 2017г.

 

  Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.

      Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, рав­ную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в ритмике движения, про­шедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здо­ровье детей.

      Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.

О танцевальной композиции «Разноцветный дождь»

(описание движений см. Приложение 1).

      В основе авторской танцевальной композиции лежит яркая, «зажигательная», динамичная музыка, побуждающая к активному проникновению в ее характер, желанию двигаться подвижно и ритмично; дает заряд бодрости и задора, развивает двигательные навыки и воображение. На первый взгляд повторяющиеся движения покажутся простыми, однако, быстрый темп с четким и точным переключением с одной части музыки на другую представляют, несомненно, сложность: требуют слухового и зрительного внимания, запоминания последовательности движений, хорошей физической тренировки, согласованности движений  - ансамбля.

Цель:

формировать у детей творческие способности через развитие музыкально - ритмических и танцевальных движений;

Используемые технологии: здоровье сберегающая технология, социально – коммуникативная технология.

Задачи:

Образовательные:

формировать собственное восприятие музыки через танцевальный образ;

*  расширять музыкальный кругозор, пополнение словарного запаса;

*  развивать умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок;

* умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, музыкальными фразами.

Развивающие:

* развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности и точности движений;

* умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой;

* координация и укрепление опорно-двигательного аппарата;

* приобщение к совместному движению с педагогом.

Воспитательные:

* воспитание у детей интереса к занятиям ритмикой путем создания положительного эмоционального настроя;

*  психологическое раскрепощение ребенка;

* воспитание умения работать в коллективе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Игровой метод. 

Основным методом обучения музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Метод аналогий.

 Немаловажное значение имеет метод аналогий (сравнения) с капельками дождя (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, создает образ, способствующий высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания детей.

Расчлененный метод используется при изучении наиболее сложных музыкально-ритмических движений.

Словесный метод. 

Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Участники: дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатель.

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Социально – коммуникативная», «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Требования: качественная музыкальная запись, легкая одежда, разноцветные помпоны; для выступления: белые футболки, короткие юбочки, косынки на шею, украшение волос – «дождик».

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Перед разучиванием музыкальной композиции выполняем  упражнения на развитие определенных групп мышц:

- крупная моторика;

- пластика рук;

-  ориентировка в пространстве, представление и передача образа в движении

- на развитие детского творчества;

-  расслабление общей и ручной моторики, плечевого сустава, мышц шейного отдела;

 (см. Приложение 2)   

      Процесс разучивания танцевальной композиции можно условно разделить на три этапа:

I Начальный этап

- знакомство с сюжетом танцевальной композиции, обучение танцевальным движениям (отдельным движениям);

II Этап углубленного разучивания танцевальных  движений;

 III Этап закрепления и совершенствования танцевальной композиции.

Начальный этап

Задачи:

- Знакомство с танцевальной композицией:

* создание представления об образе танца:

слушание музыки, рассказа «Истории маленьких капелек», беседа о характере музыки, названии  композиции, показ танцевальных движений;

* попытка детей воссоздать увиденное («опробывают»  движения, подражая педагогу;  показываю движения  в зеркальном изображении).

Объяснение техники исполнения движений дополняет информацию, которую ребенок получил при просмотре.

 Пример:

- скакать с ноги на ногу, отталкиваясь носком,

- сужать круг,  двигаясь мелкими шажками, остановиться, сделать два взмаха кистями (помпонами) над головой,

- отбежать на носочках назад – расширить круг, сделать два потряхивания кистями (помпонами) внизу,

- «моталочка» с выпадом на правую, левую ногу, согнув колено с четкой остановкой между выпадами.

При изучении наиболее сложного движения использую расчлененный метод.

Пример:

- сначала изучаем движение только ногами:

поставить ноги прыжком на ширину плеч, прыжком соединить ноги, присесть;

выполнить это движение с поворотом по часовой стрелке на 90 градусов (боком к зрителям), тоже повторить спиной к зрителям, тоже другим боком;

- затем руками (поднять руки вверх – в стороны опустить вниз, потрясти кистями), далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение

- поставить прыжком ноги на ширину плеч, одновременно поднять руки вверх – в стороны,

- прыжком присесть, поставив ноги вместе, потрясти кистями (помпонами) внизу 3 раза,

- поставить прыжком ноги на ширину плеч с поворотом на 90 градусов; выполнить это движение еще 3 раза с поворотами по часовой стрелке.

Повторяем эти движения несколько раз (2-3). Соединяем с предыдущими движениями.

Этап углубленного разучивания танцевальной композиции характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения.

 Основная задача II этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения танцевальных движений.

Акцент обучения – целостное выполнение танцевальной композиции.

 Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

Отрабатываем четкость и точность выполнения движений:

- поскоки по кругу с соблюдением дистанции, остановкой на две ноги;

- «Моталочка» с поворотами вправо, влево;

- прыжки (руки вверх – в стороны) с поворотами, приседания с

потряхиванием кистей;

- легкий бег на носочках вперед – назад с постепенным подниманием и опусканием рук,;

- плавное разведение рук в стороны – вниз;

- прыжок – руки вверх.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.

Задача: создание условий для формирования движений более высокого уровня, стремление выполнить танцевальную композицию самостоятельно.

На этом этапе совершенствуем качество исполнения движений, формируем у детей индивидуальный стиль.

Требования: умение собраться, эмоционально раскрыться, сосредоточиться на исполняемой танцевальной композиции.

Формы подведения итогов:

-  выступления детей на открытом мероприятии: концерте, посвященному 50- летию детского сада;

- участие в тематическом празднике: «Осеннее происшествие»;

- контрольное занятие.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

 «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДЬ»

(творческая работа)

Музыка «Кукарелла» А.Симон

Участвуют девочки старшей группы с разноцветными помпонами в двух руках.

Вступление: девочки выбегают, встают врассыпную (заранее знают свои места), делают небольшие пружинные повороты вправо-влево, с потряхиванием помпонов.

 Фигура 1

а\ Выпад вправо (с опорой на правую ногу, согнув колено), «моталочка», приставить ногу, руки опустить вниз;

б\ Выпад влево движения повторить;

Движения  а, б повторить.

Фигура 2

 а\ Девочки перестраиваются в круг на легком беге, сужают круг, делают два легких взмаха помпонами сверху;

б\ Девочки расширяют круг – отбегают назад, опускают руки вниз, делают два потряхивания помпонами внизу.

Движения  а, б повторить.

Фигура 3

а\ Девочки двигаются по кругу поскоками против часовой стрелки, в конце – остановка прыжком на две ноги;

б\ То же движение  по часовой стрелке, остановка лицом к зрителям.

Фигура 4

а\ «Моталочка» с выпадом ноги вправо – влево, как в фигуре 1- повторить 2 раза.

б\ -  Прыжок, ноги  поставить на ширину плеч, руки – вверх;

     - Присесть, ноги вместе, стряхнуть помпонами 2 раза;

     - Прыжок вправо (боком к зрителям) ;

     - Те же движения выполнить спиной к зрителям, боком по часовой стрелке, вернуться лицом к зрителям;

Фигура 5  = фигуре 1            

Фигура 6

а\ Движение на зрителей, постепенно поднимая руки вверх, остановка, 2 потряхивания помпонами наверху;

б\ Отбежать назад спиной, постепенно опуская руки, остановка, 2 потряхивания внизу;

 - Движение на зрителей повторить, задержать руки наверху, медленно развести  руки в стороны, опустить вниз, остановка; прыжок – ноги на ширине плеч, руки вверх – в стороны; помахать помпонами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Вспомогательные упражнения:

1.              «Поскоки» англ. нар. мел.

 Задача: закреплять умение  легко скакать с ноги на ногу с остановкой на две ноги.

2.              «Ветер и ветерок» муз. Л. Бетховена «Лендлер»

Задача: развивать пластику мелкой и крупной моторики рук, учить самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ.

3.              «Упражнение с лентами (помпонами)» муз. В. Моцарта 

Задача: учить двигаться в соответствии с легким, подвижным  характером музыки в разных направлениях. Развивать плавность  рук.

4.              Пальчиковая игра «Туча и дождик» автор И. Сафарова

Задача: стимулировать интерес к музыкально – ритмической  деятельности, развивать воображение.

5.              «Деревянные – тряпочные куклы» - выполняется   без музыки

     по заданию педагога.

Задача: учить расслабляться, развивать воображение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Перед стихотворением звучит «Музыка ветра» (звуки дождя).

Стихотворение «Дождик»

- читают дети перед танцевальной композицией «Разноцветный дождь»

 

Это что за звон хрустальный

Слышится то там, то тут?

Что за ниточки такие

Размывают все вокруг?

 

Может это ожерелье

Из страны волшебных фей?

Может кружева, плетенье,

Одеянье королей?

          

 

 

- Это сказочные капли –

Длинноноги и стройны,

Но мочить детишек малых

Эти капли не должны.

 

 

История маленьких капелек, которые превратились в разноцветный дождь

 

Жили-были маленькие капельки. Они, как  все ребятишки любили бегать, прыгать, скакать, вертеться. И чтобы им было веселее, побежали они по дорожке (вправо, влево) и превратились в большую лужу. А потом им захотелось спеть свою песенку «Кап-кап» и они собрались все вместе; им было так радостно, что вверх полетели брызги и опять превратились в большую лужу. А потом  маленькие капельки начали крутить своими ручками вправо, влево, и вдруг бойко запрыгали вверх, вниз и побежали по своим дорожкам, да подпрыгнули так высоко, что превратились в разноцветный дождь.

Литература, музыкальный материал:

*Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. Москва «Просвещение» 1991

*Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Москва «Просвещение» 1983

*А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» №4 СД (флешка).

*Презентация;

*Видеозапись.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >