Методическая разработка для детей старшей группы "Музыкальная шкатулка"
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Якушева Ксения Сергеевна

Открытое  музыкальное занятие

по ознакомлению с нотной грамотой

"Музыкальная шкатулка"(старшая группа)

 

Цель занятия:

Формировать представления о ладе в музыке

Учить слушать музыкальные произведения,

Развивать творческую фантазию и воображение,
Осваивать навыки игры на музыкальных инструментах.

 

Задачи:

 Углублять восприятие детьми музыки, сравнивая разнохарактерные произведения,

 Развивать способность выражать в движениях характер музыки,

 Учить различать высокие и низкие звуки в пределах октавы,

 

 

На центральной стене развешаны разноцветные ноты.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Музыкальная шкатулка». Дети входят в зал.

 

Музыкальный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие.

В мире много сказок

Самых, самых разных,
Длинных и коротких,
Грустных и смешных.
Можно прочитать их,
Можно рассказать их.
Ну, а мы решили:
Побываем в них.

У меня в руках музыкальная шкатулка. Шкатулка музыкальная, мелодия хрустальная! Вся из лучей добра и света, мы благодарны ей за это. Вот открою я шкатулку -  чудо вдруг произойдет! Кто-то в гости к нам сегодня с сюрпризами  придет.  Ключиком к этой шкатулке могут быть только наши голоса. Когда они верно передадут мелодию песни, исполнят ее выразительно - шкатулка откроется, и мы сможем увидеть спрятанное там чудо. Прежде чем исполнить песню, нам надо настроить наши голоса. Сегодня нам помогут в этом знакомые попевки.

Дети распеваются, используя знакомые упражнения.

Музыкальный руководитель. Ключики-голоса готовы? Тогда попробуем открыть музыкальную шкатулку.

Песня Ю.Чичкова «Музыкальная шкатулка».

 

Входит ребенок в маске синьора Минора.

Минор (ребенок):

Меня зовут синьор Минор,
 Я вот, что вам скажу:

Со смехом мне не по пути,

 Я грустью дорожу

Люблю, вздыхая, слёзы лить,

 И предлагаю вам:

Давайте, вместе погрустим –

О чём – не знаю сам.

(Предлагаю вспомнить названия произведений грустного, печального характера).

 

Дети называют, произведения из “Детского альбома” П.И. Чайковского

Музыкальный руководитель. Вот, Минор, дети назвали твои любимые произведения. Я думаю, что если тебя зовут синьор Минор, значит и песни, которые ты любишь, минорные. Ребята, вы знаете такие песни?

Песня “Кукла заболела” муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной

 

Минор. Спасибо вам, мои друзья, я счастлив был услышать такую выразительную песню. У меня есть брат, и он тоже будет рад с вами познакомиться.

Входит Мажор (ребенок).

Друзья, представиться спешу-

 Знакомству очень рад.

Меня зовут синьор Мажор.

 Я лучший друг ребят.

С собой всегда я приношу

 Улыбку, шутку, смех

И если дружен ты со мной,

То ждёт тебя успех

Траля- ля- ля, траля- ля- ля,

То ждёт тебя успех.

Музыкальный руководитель.  А какие песни ты любишь, синьор Мажор?

Мажор. Конечно же, мажорные – яркие, энергичные, радостные. Вы знаете такие песни?

 

Песня М. Протасова “Песенка- чудесенка”.

 

Музыкальный руководитель. Синьор Мажор! Я думаю, что ты не любишь сидеть на месте.

Мажор. Конечно. Я всегда в движении!
Музыкальный руководитель. Тогда тебе будет интересно подвигаться вместе с нами.

 

Танец “Полька” муз. И.Штрауса

Игра «Веселый колокольчик» муз. В. Кикты.

 

Мажор. Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, весёлых ребят.

Минор. А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.

Музыкальный руководитель. Именно музыка делала нас то озорными, то

печальными. Оставайтесь с нами, к нам ещё должен прийти гость.

 

Слышится голос из-за ширмы.

 

Петрушка. Ой-Ой-Ой!

Музыкальный руководитель. Кто это кричит?

Петрушка. Это я, Петрушка!

Музыкальный руководитель. Где же ты?

Петрушка. Здесь я, здесь! Никак вылезть не могу, на меня инструменты упали.

Музыкальный руководитель. Вот беда какая! А какие же инструменты?

Петрушка. Музыкальные! Я не знаю как они называются. Здесь лежит какой-то молоточек. Я им постучу по инструментам, может вы по звуку догадаетесь, что это за инструмент (металлофон, бубен, ксилофон, треугольник, погремушка, колокольчик)

 

Музыкально- дидактическая игра «Угадай, на чем играю»

 

Музыкальный руководитель. Ну, вот мы и отгадали, обо что ударился Петрушка.

Петрушка (выходит из-за ширмы). Здравствуйте, дети, хорошо вы инструменты угадываете. А у меня  есть еще и картинки. Сравните их и найдите в них отличия. Какое время года изобразил художник в каждом рисунке?

(Дети смотрят слайды,  на которых изображены осень, зима, весна, лето)

 А теперь выберите  соответствующий музыкальный инструмент, с помощью которого можно озвучить каждую картинку.

 (Дети смотрят слайды с изображением музыкальных инструментов: флейты, трубы, контрабаса, скрипки, барабана, тарелок, треугольника, арфы, ксилофона, тубы, виолончели  и т. д.).

Игра «Подбери инструменты»

Вот молодцы, дети! А сейчас я загадаю загадки, кто быстрее отгадает девочки или мальчики?

Пять линеек, ровно пять.

Раз, два, три, четыре, пять!

Эти пять линеек надо

Снизу доверху считать.

Эти пять линеек будем
Как мы будем называть?       (Нотный стан)

На волшебных ниточках бусинки висят,
Не простые бусинки- все они звучат.    (Ноты)

 

Музыкальный руководитель задает детям вопросы, раздает по одной нотке, дети работают на фланелеграфе

 

Музыкальный руководитель . Есть у каждой ноты дом,  где живёшь ты, нота “До”?

Ребёнок

. Здесь на маленькой скамейке, на добавочной линейке

Музыкальный руководитель. Нота  Ре, где ты живёшь? Где ты песенки поёшь?

Ребёнок.

Внизу, под первою линейкой я прячу песенку свою

А если надо, я пою.

Музыкальный руководитель. Смотри, запомни и пойми- пропела тихо нота  Ми

Ребёнок.

 Мне высоко не надо лезть, мне хорошо, на первой здесь.

Ребёнок.

Между первой и второй Фа глядит в окошко,

Между первой и второй тесно ей немножко

Ребёнок.

На второй линейке  Соль  с нотой  Фа  встречается.

Если скажешь  ФА и СОЛЬ,
Получается фасоль,
Слово получается!

Ребенок.

-А вы меня заметили?-  спросила нота Ля

Между второй и третьей пою я песни детям: ля- ля, ля-ля, ля-ля!

Ребенок.                                                                                                                                                                                                             

А  на линейке третьей  СИ

На самой серединке.

Поёт, когда не попроси, так звонко, без запинки.

Музыкальный руководитель. ДО верху, ДО внизу- малышам  забава.

Мы споем ДО и ДО- получится октава.

 

Песня “До, Ре, Ми, Фа, Соль” муз А. А. Островского, сл.З.Петровой.

 

Петрушка. Ваши дети всё знают, а ещё одно задание, наверное, не смогут выполнить.

Музыкальный руководитель. А какое у тебя задание, Петрушка?

Петрушка. Сейчас мы с вами беем играть в игру, которая называется «Собери пирамиду». Но это пирамида непростая, а с секретом. Сейчас вы обойдете пирамиду и скажете в чем ее секрет  (дети выполняют задание и видят на обратной стороне бусины-ноты).

На стенках пирамиды изображены знаки, обозначающие звуки. Эти знаки называются нотами. Оказывается из нот тоже можно строить пирамиды. Послушайте считалку.

До- ре- ми- фа-соль- ля- си

Едет кошка на такси.
А котята прицепились

И бесплатно прокатились.

 Запомнили расположение нот? А теперь давайте построим пирамиду

 

Игра «Пирамида с секретом»

Дети строят различные варианты пирамиды: берут выборочно несколько кубиков, например,  до ми соль или ре фа ля, определяют какой кубик стоит выше, какой ниже других и называют ноты.

 

Петрушка. Повеселился я с вами, пора мне домой идти , только дорогу я что- то забыл.

Музыкальный руководитель. Петрушка, у нас много музыкальных инструментов, мы тебе поможем.

(Дети выбирают музыкальные инструменты, становятся друг за другом.)

Музыкальный руководитель. Пойдем по дорожке прямой,
Вы идите все за мной.

Дети идут, размеренно ударяя ногами об пол.

 Музыкальный руководитель . Слышите, дятел стучит о сучок.

Тук- тук, тук-тук!
Играю на палочках.

 И мы повторим этот звук.

Играют дети.

- Сейчас по тропинке свернули направо,

Увидели зайца, он прыгнул в канаву.

А ножки стучат:
Туки- туки- туки- тук

Играю на палочках:

Повторим, дети этот звук.

Играют дети

- Вот вышли из леса- кругом тишина,
Только стучат два веселых бобра:

Тук-тук  да тук, тук-тук да тук!

Играю  на палочках

Повторим, дети этот звук.

Играют дети

Вот и выбрались на прямую дорожку. А теперь, давайте попрощаемся с Петрушкой.

Петрушка уходит.

Музыкальный руководитель. Наше занятие подошло к концу и я тоже хочу с вами попрощаться. А на прощание хочу вам пожелать:

«Если будете стараться и усердно заниматься,
То терпение и труд вас к успеху приведут».  До свидания, дети!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытое  музыкальное занятие

по ознакомлению с нотной грамотой

"Музыкальная шкатулка"(старшая группа)

Цель занятия:

Формировать представления о ладе в музыке

Учить слушать музыкальные произведения,

Развивать творческую фантазию и воображение,
Осваивать навыки игры на музыкальных инструментах.

Задачи:

 Углублять восприятие детьми музыки, сравнивая разнохарактерные произведения,

 Развивать способность выражать в движениях характер музыки,

 Учить различать высокие и низкие звуки в пределах октавы,

На центральной стене развешаны разноцветные ноты.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Музыкальная шкатулка». Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие.

В мире много сказок

Самых, самых разных,
Длинных и коротких,
Грустных и смешных.
Можно прочитать их,
Можно рассказать их.
Ну, а мы решили:
Побываем в них.

У меня в руках музыкальная шкатулка. Шкатулка музыкальная, мелодия хрустальная! Вся из лучей добра и света, мы благодарны ей за это. Вот открою я шкатулку -  чудо вдруг произойдет! Кто-то в гости к нам сегодня с сюрпризами  придет.  Ключиком к этой шкатулке могут быть только наши голоса. Когда они верно передадут мелодию песни, исполнят ее выразительно - шкатулка откроется, и мы сможем увидеть спрятанное там чудо. Прежде чем исполнить песню, нам надо настроить наши голоса. Сегодня нам помогут в этом знакомые попевки.

Дети распеваются, используя знакомые упражнения.

Музыкальный руководитель. Ключики-голоса готовы? Тогда попробуем открыть музыкальную шкатулку.

Песня Ю.Чичкова «Музыкальная шкатулка».

Входит ребенок в маске синьора Минора.

Минор (ребенок):

Меня зовут синьор Минор,
Я вот, что вам скажу:

Со смехом мне не по пути,

 Я грустью дорожу

Люблю, вздыхая, слёзы лить,

 И предлагаю вам:

Давайте, вместе погрустим –

О чём – не знаю сам.

(Предлагаю вспомнить названия произведений грустного, печального характера).

Дети называют, произведения из “Детского альбома” П.И. Чайковского

Музыкальный руководитель. Вот, Минор, дети назвали твои любимые произведения. Я думаю, что если тебя зовут синьор Минор, значит и песни, которые ты любишь, минорные. Ребята, вы знаете такие песни?

Песня “Кукла заболела” муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной

Минор. Спасибо вам, мои друзья, я счастлив был услышать такую выразительную песню. У меня есть брат, и он тоже будет рад с вами познакомиться.

Входит Мажор (ребенок).

Друзья, представиться спешу-

 Знакомству очень рад.

Меня зовут синьор Мажор.

 Я лучший друг ребят.

С собой всегда я приношу

 Улыбку, шутку, смех

И если дружен ты со мной,

То ждёт тебя успех

Траля- ля- ля, траля- ля- ля,

То ждёт тебя успех.

Музыкальный руководитель.  А какие песни ты любишь, синьор Мажор?

Мажор. Конечно же, мажорные – яркие, энергичные, радостные. Вы знаете такие песни?

Песня М. Протасова “Песенка- чудесенка”.

Музыкальный руководитель. Синьор Мажор! Я думаю, что ты не любишь сидеть на месте.

Мажор. Конечно. Я всегда в движении!
Музыкальный руководитель. Тогда тебе будет интересно подвигаться вместе с нами.

Танец “Полька” муз. И.Штрауса

Игра «Веселый колокольчик» муз. В. Кикты.

Мажор. Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, весёлых ребят.

Минор. А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.

Музыкальный руководитель. Именно музыка делала нас то озорными, то

печальными. Оставайтесь с нами, к нам ещё должен прийти гость.

Слышится голос из-за ширмы.

Петрушка. Ой-Ой-Ой!

Музыкальный руководитель. Кто это кричит?

Петрушка. Это я, Петрушка!

Музыкальный руководитель. Где же ты?

Петрушка. Здесь я, здесь! Никак вылезть не могу, на меня инструменты упали.

Музыкальный руководитель. Вот беда какая! А какие же инструменты?

Петрушка. Музыкальные! Я не знаю как они называются. Здесь лежит какой-то молоточек. Я им постучу по инструментам, может вы по звуку догадаетесь, что это за инструмент (металлофон, бубен, ксилофон, треугольник, погремушка, колокольчик)

Музыкально- дидактическая игра «Угадай, на чем играю»

Музыкальный руководитель. Ну, вот мы и отгадали, обо что ударился Петрушка.

Петрушка (выходит из-за ширмы). Здравствуйте, дети, хорошо вы инструменты угадываете. А у меня  есть еще и картинки. Сравните их и найдите в них отличия. Какое время года изобразил художник в каждом рисунке?

(Дети смотрят слайды,  на которых изображены осень, зима, весна, лето)

 А теперь выберите  соответствующий музыкальный инструмент, с помощью которого можно озвучить каждую картинку.

 (Дети смотрят слайды с изображением музыкальных инструментов: флейты, трубы, контрабаса, скрипки, барабана, тарелок, треугольника, арфы, ксилофона, тубы, виолончели  и т. д.).

Игра «Подбери инструменты»

Вот молодцы, дети! А сейчас я загадаю загадки, кто быстрее отгадает девочки или мальчики?

Пять линеек, ровно пять.

Раз, два, три, четыре, пять!

Эти пять линеек надо

Снизу доверху считать.

Эти пять линеек будем
Как мы будем называть?       (Нотный стан)

На волшебных ниточках бусинки висят,
Не простые бусинки- все они звучат.    (Ноты)

Музыкальный руководитель задает детям вопросы, раздает по одной нотке, дети работают на фланелеграфе

Музыкальный руководитель . Есть у каждой ноты дом,  где живёшь ты, нота “До”?

Ребёнок

. Здесь на маленькой скамейке, на добавочной линейке

Музыкальный руководитель. Нота  Ре, где ты живёшь? Где ты песенки поёшь?

Ребёнок.

Внизу, под первою линейкой я прячу песенку свою

А если надо, я пою.

Музыкальный руководитель. Смотри, запомни и пойми- пропела тихо нота  Ми

Ребёнок.

 Мне высоко не надо лезть, мне хорошо, на первой здесь.

Ребёнок.

Между первой и второй Фа глядит в окошко,

Между первой и второй тесно ей немножко

Ребёнок.

На второй линейке  Соль  с нотой  Фа  встречается.

Если скажешь  ФА и СОЛЬ,
Получается фасоль,
Слово получается!

Ребенок.

-А вы меня заметили?-  спросила нота Ля

Между второй и третьей пою я песни детям: ля- ля, ля-ля, ля-ля!

Ребенок.                                                                                                                                                                                                            

А  на линейке третьей  СИ

На самой серединке.

Поёт, когда не попроси, так звонко, без запинки.

Музыкальный руководитель. ДО верху, ДО внизу- малышам  забава.

Мы споем ДО и ДО- получится октава.

Песня “До, Ре, Ми, Фа, Соль” муз А. А. Островского, сл.З.Петровой.

Петрушка. Ваши дети всё знают, а ещё одно задание, наверное, не смогут выполнить.

Музыкальный руководитель. А какое у тебя задание, Петрушка?

Петрушка. Сейчас мы с вами беем играть в игру, которая называется «Собери пирамиду». Но это пирамида непростая, а с секретом. Сейчас вы обойдете пирамиду и скажете в чем ее секрет  (дети выполняют задание и видят на обратной стороне бусины-ноты).

На стенках пирамиды изображены знаки, обозначающие звуки. Эти знаки называются нотами. Оказывается из нот тоже можно строить пирамиды. Послушайте считалку.

До- ре- ми- фа-соль- ля- си

Едет кошка на такси.
А котята прицепились

И бесплатно прокатились.

 Запомнили расположение нот? А теперь давайте построим пирамиду

Игра «Пирамида с секретом»

Дети строят различные варианты пирамиды: берут выборочно несколько кубиков, например,  до ми соль или ре фа ля, определяют какой кубик стоит выше, какой ниже других и называют ноты.

Петрушка. Повеселился я с вами, пора мне домой идти , только дорогу я что- то забыл.

Музыкальный руководитель. Петрушка, у нас много музыкальных инструментов, мы тебе поможем.

(Дети выбирают музыкальные инструменты, становятся друг за другом.)

Музыкальный руководитель. Пойдем по дорожке прямой,
Вы идите все за мной.

Дети идут, размеренно ударяя ногами об пол.

 Музыкальный руководитель . Слышите, дятел стучит о сучок.

Тук- тук, тук-тук!
Играю на палочках.

 И мы повторим этот звук.

Играют дети.

- Сейчас по тропинке свернули направо,

Увидели зайца, он прыгнул в канаву.

А ножки стучат:
Туки- туки- туки- тук

Играю на палочках:

Повторим, дети этот звук.

Играют дети

- Вот вышли из леса- кругом тишина,
Только стучат два веселых бобра:

Тук-тук  да тук, тук-тук да тук!

Играю  на палочках

Повторим, дети этот звук.

Играют дети

Вот и выбрались на прямую дорожку. А теперь, давайте попрощаемся с Петрушкой.

Петрушка уходит.

Музыкальный руководитель. Наше занятие подошло к концу и я тоже хочу с вами попрощаться. А на прощание хочу вам пожелать:

«Если будете стараться и усердно заниматься,
То терпение и труд вас к успеху приведут».  До свидания, дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей старшего возраста «Однажды в лесу»

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего возраста  «Однажды в лесу»...

Методическая разработка "Приобщение детей старшего возраста к изобразительному искусству и развитие творческих способностей"

Методическая разработка на тему «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".

В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»

Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с  использованием регионального компанента....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Природные явления".

Кроссворд "Природные явления" помогает детям старшего дошкольного возраста знакомиться с окружающим миром....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Сказочные герои".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста ещё раз соприкасаются с прекрасным миром сказок....

Методическая разработка для детей старшей группы "Осеннее очарование"

Название проекта: «Осеннее очарование» Участники проекта: - дети, родители, педагоги (воспитатели) Тип проекта: познавательно-творческий Срок реализации проекта: краткосрочный с сентябр...