Музыкальное занятие на развитие речевой активности "Морское путешествие"
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкальное занятие для старшего дошкольного возраста позволяет закреплять правильное произношение ряда гласных звуков, способствует развитию речевой активности детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_starshego_vozrasta.docx20.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Морское путешествие»

Задачи:

  • Уточнить и закрепить правильное произношение ряда звуков (а, о, и)
  • Пробудить звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку грамотности;
  • Вовлекать в игровое взаимодействие со сверстниками;

Ход занятия

Дети забегают в зал легким шагом, останавливаются с остановкой музыки, здороваются.

Муз.руководитель. 

Здравствуйте, ребята! Я вижу, что сегодня вы очень внимательны, вы правильно выполнили первое музыкальное задание – остановились, как только замолчала музыка.

Давайте еще поиграем в эту внимательную игру. Только теперь задание будет потруднее: надо не просто остановиться, когда замолчит музыка, но и угадать, что под музыку надо делать. Для начала вспомним, если музыка веселая, быстрая, звонкая, задорная, что мы будем делать?.. Правильно, легко бежать, а если бодрая, торжественная, четкая, смелая, военная? ... Верно. Будем маршировать и считать раз-два. Раз-два. (Воспитатель играет с детьми в первый раз, затем они играют самостоятельно, воспитатель лишь комментирует действия детей)

Коммуникативная игра «Добрый день»

Муз.руководитель. 

        Сегодня я хочу отправиться в путешествие, а куда, вы сейчас сами узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

В нём солёная вода,

По воде плывут суда,

Волны, ветер на просторе,

Чайки кружатся над… (морем)

Муз.руководитель. 

Правильно, ребята. Я хочу отправиться к морю, чтобы услышать его звуки, его музыку. Хотите со мной? Вы знаете, море очень таинственно и непредсказуемо. И, может быть, в конце нашего путешествия оно нас чем-нибудь наградит. Но это мы узнаем чуть позже. А теперь пора отправляться. Ребята, а на чём можно добраться до моря? (Ответы детей). Давайте полетим на самолете.

Речевая игра «Самолет»

Что ревешь, самолет? У-у-у-у

Может, заболел живот? У-у-у-у (с повышением интонации)

Может, у тебя не те

Пассажиры в животе? У-у-у-у (волнообразно)

Муз.руководитель. 

        Ну вот мы с вами и прилетели. Прислушайтесь. Как вы думаете, каким будет наше море, когда мы его, наконец, увидим?

Дети: 

Тихое, спокойное, доброе, ласковое и т.д.

Муз.руководитель. 

Да, ребята. Я тоже думаю, что мы слышим шум ласкового моря, доброго и спокойного.

Море всегда влекло к себе людей. Писатели и поэты рассказывали о нём словами.

Художники рассказывали о море с помощью красок и кисти

И вы заметили, ребята, что море каждый раз разное? Какое?

Дети: 

Спокойное, бурное, тёмное, светлое и.т.п.

Муз.руководитель. 

А вы знаете, что с помощью музыки тоже можно рисовать картины. Без кисти, красок и слов, только звуками можно передать красоту, характер, настроение. Давайте послушаем, как русский композитор Н. А. Римский - Корсаков изобразил море в своей симфонической картине из оперы «Садко».

Слайд с портретом композитора (через 5с. слайд закрыть)

Муз.руководитель. 

Но сначала вспомним, как нужно слушать музыку.

Прослушивание произведения.

Муз.руководитель. 

Открывайте глазки. Что вы слышали, ребята? Какая звучала музыка? 

Дети:

Тревожная, торжественная, временами спокойная.

Муз.руководитель. 

Правильно, ребята. Море непостоянно. Только что оно было спокойным и, вдруг, появились волны, море встревожилось. Каждый, кто внимательно на него посмотрит, не усомнится в его силе и мощи. Музыка передаёт это торжественностью звучания. Иногда море напоминает маленького ласкового котёнка, играющего у ног. Музыка это показывает от тревожного и торжественного переходит к более спокойному звучанию и постепенно затихает.

Муз.руководитель. 

А кто живет в море?  В море плавают разные рыбки. Рыбкам хорошо в воде. Вот только говорить они не умеют. Рыба открывает рот, но не слышно, что поет. Сейчас мы с вами станем рыбками и попробуем показать услышанную музыку. Если музыка играет, то рыбки плавают, а если затихает, то прячутся в водоросли (садятся на корточки).

Муз.руководитель. 

Рыбки спрятались в водорослях. (сели на корточки). Рыбки открывают рот так, как будто хотят сказать «а-а-а»

Покажите сначала шепотом, потом беззвучно.

Муз.руководитель. 

Покажите, как рыбы говорят беззвучно «а-а-а» и широко открывают ротики. Совсем беззвучно.

Поплыли рыбки и широко открывают ротики.

Спрятались рыбы в водорослях. Теперь они беззвучно говорят удивленно «о-о-о». Покажите, как рыбы говорят беззвучно «о-о-о». поплыли рыбы и беззвучно удивленно открывают ротики.

Спрятались рыбы в водорослях. Веселятся. Как будто хотят сказать «хи-и-и» (произнесите шепотом, совсем тихо). Покажите, как рыбы беззвучно говорят «хи-и-и». поплыли, весело и беззвучно произносят «хи-и-и». рыбы вернулись в домики. Мама-рыбка хочет что-то сказать своим малькам. Смотрите на рот (беззвучно о,и,о,а,и). Что я сказала?

Дети произносят звуки с голосом.

Молодцы! А теперь отгадайте, что я сказала: Садимся на стульчики.

Муз.руководитель. 

А знаете, кто живёт в море? Отгадаете загадки и узнаете. Но мало отгадать загадки, нужно еще и голосом показать движение морского обитателя.

Распевка «Поющие рыбки»

1.Через море-океан 

Плывёт чудо-великан.

На спине его есть кран: 

Из него бежит фонтан. (кит)  

2. Гриб прозрачный водяной,
Проплывал вместе с волной.
 (Медуза)

4. Есть лошадка, что не пашет, 
«И-го-го» она не скажет,
Молча плавает в воде, 
Прячется в морской траве,

То ли рыба, то ль зверек?

Кто это?… (Морской конек)

5. Море синее прекрасно.
Только плавать в нем опасно! 

Как бы вас не «хватанула»
Кровожадная …
(Акула)

6. Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды…
(дельфины)

Муз.руководитель. 

Вот сколько жителей морских. У нас теперь с вами появилось своё маленькое море с морскими обитателями. 

        Давайте мы с вами споем для них песню про маму.

Артикуляционная гимнастика

Рыбки зевают (дети широко открывают рот, опуская нижнюю челюсть как можно ниже)

Рыбки показывают зубы (сжимают зубы и раздвигают губы, приподнимая верхнюю и опуская нижнюю губу)

Рыбки кусают верхнюю губу (энергично проводят нижними зубами по верхней губе)

Рыбки кусают нижнюю губу (кусают нижнюю губу)

Рыбки улыбаются (улыбаются, растягивая плотно сомкнутые губы)

Песня «Мама дорогая» вслух и про себя.

Муз.руководитель. 

Ребята, а что можно увидеть на морском дне? (дети отвечают)

(«Нахожу сундучок). Ой, волна вынесла на берег сундук. Что, интересно в нём. Давайте посмотрим. (Достаю из коробки шумовые инструменты).  Давайте с помощью звуков наших инструментов расскажем историю о рыбках (Рассказываю историю и с детьми озвучиваем её на инструментах)

Игры с ритмом

(составить ритмический рисунок и прохлопать)

Рыбка, рыбка, вот червяк.

Откуси хоть чуточку.

Не проси меня, рыбак,

Попадешь на удочку.

Муз.руководитель. 

А как вы думаете, почему все морские обитатели, и большие и маленькие, умеют плавать?

Дети: У них есть ласты, плавники, хвосты.

Муз.руководитель. 

        Давайте мы с вами поплаваем, поиграем в игру «Я плыву».

Игра «Я плыву»

Муз.руководитель. 

Понравилось вам играть? Но, к сожалению, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в сад. 

Речевая игра «Самолет»

Муз.руководитель. 

Ну, вот наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за то, что вы были такими активными, весёлыми и любознательными. А вам понравилось наше путешествие? Расскажите, что вы видели и слышали. А что вам понравилось больше всего? А что было самое сложное для вас? Очень хорошо, ребята. Я рада, что наше путешествие вам понравилось.

Вы не заметили, но в сундуке с музыкальными инструментами, который мы оставили на дне моря, лежала вот такая шкатулочка. Она появилась там после того, как мы рассказали морскую историю и озвучили её на шумовых инструментах. И я поняла, что море благодарит нас за интересную историю и хорошую «музыку моря». Давайте откроем её! Посмотрите, море дарит вам вот такие рыбки-медальки. (Раздаю сувениры).

А теперь давайте скажем до свидания: как детки, громко, а теперь как рыбки – одними губками.

До свиданья, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие с использованием речевых игр

Конспект музыкального занятия "Старинная карта" с использованием речевых игр для детей 5-6 лет...

Музыкальное занятие на развитие речевой активности "Моя Россия - моя страна"

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект музыкального занятия в старшей - подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Цель:формировать основы музыкальной культуры дошкольников;развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

Доклад " Использование музыкально-речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальных занятиях для развития речи"

Доклад " Использование музыкально-речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальных занятиях для развития речи"...

Технологическая карта музыкального занятия с детьми средней группы «Путешествие в цирк. Развитие ритмического и динамического слуха на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности», составил музыкальный руководитель Наприенко Е.В.

За Цель: развитие эмоциональной сферы в процессе овладения музыкально – ритмическими движениями дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:Слу...