Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
презентация по музыке по теме
1. Презентация для воспитателей к докладу по теме самообразования
Тема: "Музыкально - дидактическая игра - как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
(работа с воспитателями)
2. Презентация для родителей воспитанников на родительском собрании
Тема: Значение музыки в жизни детей
(работа с родителями)
3. Музыкально - дидактическая игра для детей старшей группы
Тема: Поющая гусеничка
(работа с воспитанниками)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-didakticheskie_igry_na_vosriyatie_muzyki.ppt | 2.48 МБ |
1258541.ppt | 727 КБ |
poyushchaya_gusenitsa.pdf | 1.63 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Основное назначение музыкально-дидактических игр : формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игры, а также используются и технические средства обучения.
Музыкально-дидактические игры
«Цветик-семицветик» Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д.Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д.Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П.И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т.д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.
«Три цветка» Дидактическая игра на определение характера музыки Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости. Игровой материал: Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки: • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); • грустная, жалобная; • весёлая, радостная, плясовая, задорная. Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д. Ход игры: 1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора. 2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
«Солнышко» Дидактическая игра на определение высоты звуков Цель: развитие звуковысотного слуха детей. Игровой материал: Большая картина ( фланелеграф ), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом. Ход игры: Педагог: Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. ( Напевает произвольно.) Я,солнышко лучистое, Очень-очень чистое! Люблю я умываться И в лужицах купаться. ( Говорит.) Мои детки засмеялись, По линейкам разбежались. Помогите их собрать И по именам назвать. Я нашла маленькое солнышко ( ставит нотку-солнышко на первую линейку ), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети вместе с педагогом пропевают звук. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.
Колобок Игра на развитие слухового восприятия Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий). Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.
Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и пользуясь пособием, устанавливает линейку с картинками в соответствующее положение, так что рядом с колобком оказывается тот персонаж, образ которого передан в музыке. НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. Педагог исполняет все пьесы поочередно (в любой последовательности). Дети по двое выполняют задание: один с помощью пособия выбирает карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке; другой движется под музыку, подражая действиям данного персонажа. Остальные дети оценивают задание. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Четверо детей выходят и по очереди загадывают остальным загадки: «по секрету» сообщают педагогу, кого из персонажей сказки будут изображать, он исполняет соответствующую пьесу, а ребенок импровизирует движения своего персонажа. Остальные дети по желанию отгадывают загадки: берут пособие и находят на линейке изображение персонажа, музыка которого только что прозвучала. Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.
«Музыкальные птенчики» Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука Цель: закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей. Игровой материал: Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты. Ход игры: 1 вариант. Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь. Педагог выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц. Дети поют попевку: Мы птенчики весёлые, Умеем мы летать И с веточки на веточку Нам весело порхать. Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом. А мамочка волнуется: Лети-ка, птенчик, вниз! Спою я колыбельную, И ты уснёшь, малыш! Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами. Не хочу к тебе лететь, Буду здесь я песни петь. 2 вариант. Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д.
«Веселые подружки» Дидактическая игра на развитие чувства ритма. Цель: развитие чувства ритма детей. Игровой материал: Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые. Подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Музыкальный паровоз Игра на развитие тембрового слуха Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов. Игровой материал: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов. Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. Вот смотрите - паровоз Он вагончики повез. Путь у него дальний, Ведь поезд музыкальный . Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инстр ументов.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. Паровоз гудит, поет. Инструменты к нам везет. А вот какие он везет, вам надо угадать. И в каждом вагончике свой инструмент. Звучит фонограмма музыкальной пьесы, ребенок называет инструмент, который звучал и подходит к паровозу и открывает окошко первого вагончика. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности. Затем детям предлагается послушать следующую пьесу. Задание повторяется. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Детям предлагается послушать знакомые музыкальные произведения, определить, какие инструменты звучат в этом музыкальном произведение. Выбрать музыкальный инструмент, который звучал в данном музыкальном произведении и под музыкальное сопровождение с играть на нем. Музыкальный репертуар : «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке» Г.Свиридова.
Разноцветная гусеница Игра на определение характера музыки Цель: Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующем определенному цвету. Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и разноцветных «животиков» гусеницы . Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по содержанию музыкального произведения. НА ВТОРОМ ЭТАПЕ . После прослушивания музыкальное произведение, педагог предлагает построить гусеницу « животиками», цвета которых соответствуют характеру произведения. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Педагог предлагает детям изобразить в рисунке характер музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму. Музыкальный репертуар: программные музыкальные произведения.
Теремок Игра на развитие слухового восприятия и музыкального образа Цель: Развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения. Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованные сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и карточки персонажей из сказки по количеству детей, шапочки - маски героев. Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог начинает сказку: «Стоит в поле терёмок- теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Дети отвечают и мотивируют свои ответы характеристикой об этом музыкальном отрывке и так о всех героях сказки .
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После каждого прослушивания дети выполняют задание: с помощью пособия выбирают карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке объясняет свой выбор и устанавливает картинку перед домиком, образ которого передан в музыке. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. У каждого ребенка имеется карточка с героем, после прослушивания пьесы каждого героя, дети самостоятельно поднимают соответствующую карточку, объясняя свой выбор. Затем предложить изобразить повадки своего персонажа. Другие дети оценивают выполнение задания. Музыкальный репертуар: Пьесы: « Медведь» «Лиса», «Мышка», «Зайчик», «Волк», «Лягушка», «Петушок» Г. Левкодимова
Спасибо за внимание! И удачи в работе!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения….» Платон.
Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша.
Специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.
Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила . В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии - пусть даже зачастую они самые красивые.
Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество - вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.
Еще один композитор, чье творчество несомненно понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством - они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года"), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом"), либо… просто потанцевать. Надо признать, что в музыке балетов Чайковского есть нечто такое, что не может оставить равнодушной ни одну девочку, мечтающую стать балериной, - а может быть, и не только такую девочку.
Домашний концерт Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум.
Ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку.
Было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку.
Мир полон волшебных звуков, нужно только услышать их!!! Мир полон волшебных звуков, нужно только услышать их!!!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-о...
«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача – формиро...
«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интел...
«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
Презентация, скоторой я выступала на педагогической конференции "Педагог и инновации:идеи, опыт, практика" в 2016 году...
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
1. Презентация для воспитателей к докладу по теме самообразованияТема: "Музыкально - дидактическая игра - как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"(рабо...
«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
Сообщение из раздела "Поделимся опытом"...
Использование цифровых технологий в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
Муниципальные "Педагогические чтения 2021" по теме - «Цифровые технологии в детском саду. Педагогические находки»...