Методическая разработка учебного занятия по теме "Беседы у рояля (жанры в музыке)"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Адамянц Наринэ Лаврентьевна

В денной методической разработке представлены элементарные сведения об основных (по Д.Кабалевскому) музыкальных жанрах: о песне, марше и танце. Представить материал ясно и наглядно позволяет компьютерная презентация, содержащая иллюстрации по теме и видео-материалы. Рекомендуется для представления детям 5-6 лет, поскольку они уже обладают достаточным слуховым опытом и знаниями, которые данное занятие поможет конкретизировать и расширить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_zhanry.docx674.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дружим с музыкой».

Раздел:  «Хочу всё знать!» (музыкально-образовательная деятельность)

тема занятия: «Беседы у рояля (жанры в музыке)»

возраст учащихся – 6 лет

Разработчик: Адамянц Наринэ Лаврентьевна

педагог дополнительного образования


Пояснительная записка

Форма занятия: беседа

Методы и приемы: рассказ, игра, представление иллюстраций и видео-материалов, показ музыкальных произведений в записи и собственном исполнении педагогом, поисковый метод.

Цель занятия: дать представление о музыкальных жанрах, обобщить и актуализировать уже имеющиеся у учащихся знания.

Задачи:

Обучающие:

  • дать представление об основных музыкальных жанрах
  • формировать представление об образах, связанных с жанрами: марш, танец и песня
  • научить сравнивать музыкальные произведения по жанрам  

Развивающие:

  • развивать способность самостоятельно определять жанр произведения
  • развивать музыкальную память
  • расширять представление об искусстве

Воспитательные:

  • формировать эстетический вкус
  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку
  • формировать лидерские качества, готовность высказываться о собственном впечатлении

Материально-техническое оснащение: рояль, ноутбук, проектор, проекционный экран

Дидактический материал: компьютерная презентация «Жанры в музыке»

Этапы занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие. Представление темы.
  2. Основная часть. Представление нового материала.
  3. Закрепление материала. Подведение итогов.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

  1. Приветствие.

Представление темы.

Понятие музыкального жанра.

Музыкальное приветствие – пение песни «Здравствуйте!» вместе с детьми.

Сегодня, ребята, мы будем говорить о музыкальных жанрах.

 -  Ребята, скажите, какой бывает музыка? Какой по настроению она бывает? Всегда ли под нее можно танцевать? Можно ли музыку спеть?

- Получается, что музыка очень разная. Как же нам не запутаться?

Поможет нам волшебное слово  «Жанр»

 Жанр – это вид или род музыкального произведения.  

Музыкальное приветствие – пение песни «Здравствуйте!»

Дети поют под аккомпанемент педагога.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Основная часть.

Демонстрация иллюстративного материала.

Понятие жанра в живописи.

Исполнение «Песни о картинах» Г.Гладкова. 

Представление о «трех китах в музыке».

Жанр - марш

Слушание музыкального произведения в жанре марша.

Жанр-танец

Слушание музыкального произведения в исп.педагога

Показ видео- фрагмента из балета «Щелкунчик»

Жанр – песня.

Слушание песни.

Разучивание песни.

А чтобы нам было проще, вспомним жанры в изобразительном искусстве.

Я спою вам «Песню о картинах» Григория Гладкова, и попрошу вас досказать словечко в конце каждого куплета.

Исполнение песни педагогом. Показ слайдов с рисунками («пейзаж», «натюрморт», «портрет»).

Вот мы перечислили с помощью песни три основных жанра изобразительного искусства.  - Какие это жанры?

В музыке тоже есть три главных жанра- первый из них – марш.

- Что такое марш?  

Показ считалки «Аты-баты, шли солдаты»

Давайте исполним марш двумя командами: ваша команда будет говорить «Аты-баты», а я буду произносить остальные слова после вас, в свою очередь. (Когда считалка выучена, можно поделить детей на две команды и исполнить без помощи педагога. Важно соблюдать единый темп исполнения от начала до конца).

Давайте послушаем марш, который сочинил композитор К.Сен-Санс

«Королевский марш льва!».

- Какое настроение у этого марша?

- Как вы думаете, почему он назван «королевским»?

 

Стоит только произнести: « раз-два-левой-правой» – и сразу становится ясно, что это-марш.

А если я буду считать так: раз-два-три, раз-два-три…..Как вы думаете, о каком жанре мы будем говорить сейчас?

Дети отвечают

Педагог играет на фортепиано музыкальный пример – М.Глинка «Вальс».

Показ фрагмента из балета П,Чайковского «Щелкунчик» - танец пастушков

С какими важными жанрами мы уже познакомились? Следующий

жанр знаком вам ближе остальных, Он сопровождает вас с первых дней жизни. Этот жанр – песня. Песни постоянно звучат вокруг нас.

Скажите, какие песни вам поют перед сном?

- исполнение «Колыбельной медведицы» Г.Гладкова, ст. Ю.Энтина.

Знакома ли вам эта колыбельная? Где вы могли ее слышать?

Давайте разучим песню Раймонда Паулса, которая называется «Сонная песенка». Показ песни.

Разучивание с помощью приема «эхо».

Активное слушание песни.

Поиск правильного варианта ответа в конце строфы.

Дети перечисляют жанры.

Дети отвечают на вопрос педагога.

Учащиеся исполняют марш, чередуя свои реплики с репликами педагога.

Аты-баты! - Шли солдаты!

Аты-баты! - На базар.

Аты-баты! - Что купили?

Аты-баты! - Самовар

Аты-баты! - Сколько стоит?

Аты-баты! - Три рубля.

Аты-баты! - Кто выходит?

Аты-баты! - Это я!

Учащиеся отвечают на вопросы педагога.

Учащиеся отвечают на вопросы педагога.

Слушание музыки.

Обсуждение характера и настроения музыки.

Дети перечисляют известные им жанры: марш и танец

Дети называют колыбельную песню.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Дети повторяют музыкальную фразу за педагогом. Поют по-одному, парами, вместе.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Ребята, мы прослушали и исполнили сегодня разные произведения. Они относятся к разным жанрам. Какие сочинения вам запомнились? Мы исполняли и слушали марши, танцы и песни.

Сравнение музыкальных произведений по характеру, ритмической структуре. Обобщение.

Поощрение учащихся.

Исполнение песни «До свидания!»

Дети отвечают на вопросы.

Формулируют жанровые особенности прослушанной музыки (марш четкий, шагающий, громкий, бодрый…вальс – кружащийся, нежный, танцевальный….и т.д.)

Исполнение песни «До свидания!» под акк.педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия "Первые шаг8и в космос"

методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет с целью ознакомления с первоткрывателями космоса. Направлена на развитие речи детей и расширение кругозора....

Методическая разработка учебного занятия "Лекартсвенно-травяная косметика, растение Алоэ"

Педагог Свирина Татьяна Всеволодовна, педагог дополнительного образования, ЦДОД «Подросток» п. Междуреченский. Программа: Образовательная модифицированная программа по дополнительному образованию...

Методическая разработка учебного занятия по математике во второй младшей группе

ЦЕЛЬ: Тренировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры, развивать мыслительные операции. ...

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

Методическая разработка учебного занятия «Чайно-кофейный коктейль» в студии «Предшкольная пора», раздел «Синтез искусств» (аппликация), возраст детей 6-7лет

Методическая разработка учебного занятия «Чайно-кофейный коктейль»в студии «Предшкольная пора», раздел «Синтез искусств» (аппликация),возраст детей 6-7лет...

Методическая разработка учебного занятия "Прогулки по паркам и скверам"

Нравственно– патриотического  воспитания детей подготовительной группы (6-7 лет) через любовь к родному  городу Кронштадту .В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: ...

Методическая разработка музыкального занятия в ДОУ " В гости к волшебнице Музыке"

Методическая разработка музыкального занятия в ДОУ " В гости к волшебнице Музыке". Вторая младшая группа....