Статья на тему "Музыкальные игры для детей старшего дошкольного возраста".
статья по музыке (старшая группа)

Морозова Екатерина Анатольевна

Музыкальные игры для детей в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкальные игры.26.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Морозова Е.А., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 75 Приморского района

Санкт-Петербурга

                   Музыкальные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Грамотный и творческий подход к созданию развивающей среды с учетом зоны музыкального воспитания помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей. Творчески оформленный тематический уголок будет отвечать программный принципам и задачам по эстетическому воспитанию. Самостоятельно или совместно с детьми изготавливаются игры для формирования чувства ритма, атрибуты к подвижным музыкальным играм, музыкальные инструменты (шумовые) и многое другое. Под руководством педагога ребенок старается проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах. Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой. Игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребенок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ присвоения ребенком социального опыта.

  Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у старших дошкольников развивается образное мышление, улучшается музыкальный слух, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные;

- дидактические;

- подвижные.

Сюжетно-ролевые и театрализованные игры можно разбить на несколько блоков.

Первый блок музыкальных игр основан на механизме подражания и предполагает моделирование эмоционального содержания музыки с помощью постепенно усложняющихся действий. Игры-подражания – это творческая деятельность по ориентировке в способах выражения музыкальной мысли. Игровая деятельность требует внутренней и внешней эмоциональной активности, сосредоточенности внимания на звучании музыкального произведения, она сопровождается «подлаживанием» и подбором игровых действий, соответствующих характеру и содержанию музыки. Вслушиваясь в музыкальные интонации, ребенок отражает характер музыкального образа в форме эмоционально-двигательной активности. Игры включают следующие игровые действия:

  • мягкие, плавные покачивания руками в стороны, вверх, вниз, круговые движения кистями рук;
  • удары кулачком о кулачок;
  • удары кулачками по коленям;
  • плавные, скачкообразные (отрывистые) движения ладонями рук (восходящие и нисходящие).

          Второй блок музыкальных игр основан на механизме интерпретации, предполагающем активное освоение способов творческой деятельности. Интерпретация – это личностное осмысление и истолкование содержания музыки ребенком, оформленное в виде эмоционально наполненного сюжетно-игрового образа. В игре ребенок побуждается к созданию своего варианта художественного образа музыкального произведения. Образная интерпретация музыкального содержания осуществляется посредством отождествления себя с вымышленным персонажем, героем сказки, эмоциональным состояниям и многим другим. К этому виду игр относятся музыкальные игры-инсценировки, игры-настроения, игры-образы, игры-размышления.

      Например, в играх-инсценировках интерпретация музыкального образа осуществляется посредством ритмопластических, пантомимических и относящиеся к изображению животных. Игры-настроения – это выражение характера музыкального произведения посредством создания абстрактного образа, соответствующего настроению музыки – радости, грусти, нежности, ласки, взволнованности, торжества и т.п. Эти игры могут быть организованы, когда дети слушают программные произведения.

     Третий блок игр основан на механизме музыкальной импровизации – применении освоенных эталонных способов творческой деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями дошкольников. 
Импровизация – это особый вид творческой деятельности, который требует умения фантазировать, комбинировать, варьировать, преобразовывать и пересочинять ранее известное детям. Существуют разновидности игр-импровизаций: игра-сказка, игра-балет, игра-опера, игра-карнавал, игра-фантазия. В ходе игр дети придумывают сюжет и одновременно выступают в качестве «режиссеров» и «актеров» игрового действа. Они относящиеся к изображению животных.

        Они драматизируют музыкальные произведения в определенном жанре: мини-опера, мини-балет, мини-оркестр и т.д. Игра-сказка представляет собой сюжетно-игровой комплекс, выстроенный на основе драматургии волшебной или бытовой сказки. Основой ее является музыкальный образ одного или нескольких произведений, которому подчиняется сюжет игры. В игре-опере дети импровизируют мелодию на основе текста, близкого к содержанию сказки. Игра-балет строится на основе ритмопластических и танцевальных импровизаций. Игра-карнавал по своему характеру подобна импровизированному празднику, в котором, как в калейдоскопе, мелькают образы, сценки, танцы, чудесные превращения. Игры-фантазии – ориентированы на развитие художественно-творческих способностей детей, таких как сочинение сюжетов историй на основе логики развития музыкального образа произведения. Их можно объединить в цикл «Сочиняем музыкальную сказку» и обыграть сюжет как карнавальное или театрально-игровое действо.

       Таким образом, развивающая основа музыкальной игры реализуется тремя основными взаимопроникающими стратегиями: от подражания музыкальному звучанию к интерпретации музыкального образа игровыми средствами и к творческой сюжетно-образной импровизации, отражающей эмоционально-смысловую драматургию музыкального произведения. Как следствие у ребенка появляются первые предпочтения, интересы, увлеченность, оценочные отношения, начинают активно формироваться начала музыкального вкуса и музыкально-эстетической культуры.

Дидактические игры направлены на восприятие музыки, развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембровой окраски, различие динамики.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.  Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи.

Коррекционные: развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;      

Оздоровительные: укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата; развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; развитие быстроты двигательной реакции;                                    

Образовательные: обучение речевым, певческим, двигательным навыкам; развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Воспитательные: воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;                                                          

Развивающие: познавательная активность, устойчивый интерес к действию, самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.

Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка: ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности, серьезный вид музыкальной деятельности, самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности, самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности. Игру нужно сохранить для будущих потомков, как универсальное средство самовыражения и воспитания.

Литература

  1. Горбина Е.В., Михайлова М. А.. Игры, песенки и танцы для детских праздников. –         Академия Развития, 2009.
  2. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Игры, аттракционы, сюрпризы. – СПб.: Издательство «Композитор», 1999.
  3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Мы играем, рисуем, поем. – СПб.: Издательство «Композитор», 2004.
  4. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М.: Лада, 2005.
  5. Петрова И. А. Музыкальные игры для дошкольников. –        Детство-Пресс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Статья "Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники"

В коррекционной работе с детьми с ОНР наряду с общепринятыми приемами и принципами используются творческие методики, в которых, коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании воз...

Статья: «Формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр»

Формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...